Файл: Наглядное пособие "Книга "Животные Сибири" как средство учебнометодического обеспечения образовательного процесса на уроках изо в начальных классах.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.4.Этапы выполнения учебно-наглядного пособия «Книги «Животные Сибири»»

Выполнение книги я начинала с поиска и подборки наиболее подходящих изображений животных.

Я сделала ряд поисковых эскизов различного характера, стараясь максимально разнообразить эскизно-поисковый этап.

Во время зарисовок были апробированы и отработаны технические приемы изображения животных.

Далее из сделанных эскизов я выбрала те, которые больше всего соответствуют целям и задачам моей работы.

Выбранные варианты были перенесены на большие акварельные листы, формата А3. Работы в цвете выполнялись по следующему плану:

  1. Сначала прорабатывался фон. Он выполнялся крупными мазками. Я старалась сделать его расплывчатым, без особых точностей. Использовала смешанную технику – подмалевок-лазурирование.

  2. Затем прорабатывались сами животные. Я старалась сделать их объемными, чтобы они выделялись из основного фона. Животное – композиционный центр во всей работе.

  3. Накладывались основные тени на образ.

  4. Каждый участок прорабатывался ради целого рисунка, который в результате должен смотреться целостно.

Следующий этап, это подборка теоретического материала про каждого зверя. Я подбирала материал о животных из различных интернет источников и потом уже адаптировала текст так, чтобы детям было понятно и интересно его изучать.

И последним этапом нужно было поэтапно и в доступной форме изобразить животных, показать ученикам, как они могут изобразить того или иного зверя. Я решила на каждой странице изобразить зверей в разных позах с помощью самых простых геометрических фигур.

2.5. Расчет стоимости и себестоимости



Материалы

Наименование

Количество

Стоимость

Бумага для гуаши и акварели формата А3(папка)

1 шт

170руб.

Художественные темперные краски 12 тюбиков по 18 мл

1 шт

1500руб.

Художественные темперные краски по 46 мл

8 шт

1548руб.

Кисть ЩЕТИНА №0

1 шт

88руб.

Кисть ЩЕТИНА №2

1 шт

93руб.

Кисть ЩЕТИНА №3

1 шт

120руб.

Бумага для гуаши и акварели формата А3 (папка)

1 шт

250руб.

Услуги типографии (сбор книги, ламинирование страниц, печать текста)

1 шт

4600руб.

Оцифровка картин и схем

26 шт

390руб.

Итого:

8759 руб.




Собственный труд я оценила в 15050 рублей. Оценивала по следующим критериям:

Идея: разработаны собственные композиции картин в анималистическом жанре, подобран материал и дизайн книги - 5000 руб.

Было затрачено определённое кол-во времени (67 часов – 150руб. в час).

Итак, стоимость изделия составит:

С= С1+С2 = 8759руб.+ 15050руб. =23809 руб., где

С 1 = затраты на материалы

С 2 = стоимость труда


3.Применение учебно-наглядного пособия “Книга «Животные Сибири»” в условиях образовательного процесса в начальных классах

Данное дидактическое пособие использовалось и апробировалось на преддипломной практике на базе школы МБОУ СОШ№13 Заельцовского района на уроках изобразительного искусства во 2 «А» классе. Было проведено два урока. Первый урок был посвящен разбору и рассмотрению каждого зверя. Ребята слушали про повадки зверей, про местность их обитания, про их особенности. Беседовали о том, какой должен быть характер зверя при его рисовании. Рассматривали картины и схемы животных. Ученики подходили к доске, могли полистать книгу, почитать описания. Также к уроку была подготовлена презентация про зверей с фотографиями, с которых были написаны картины.

А второй урок это уже было само выполнение работ карандашом и в цвете. Каждый ученик выбирал сам, какого зверя хочет изобразить. Работы учениками выполнялись акварельными красками, некоторые дети выполняли работы гуашевыми красками. При выполнении работ у учеников часто возникали трудности с пропорциями тела зверей. Часто ученики рисовали либо слишком большое туловище и маленькую голову, либо большую голову и маленькое туловище. Каждому ученику индивидуально помогала с этой проблемой.

Трудностей с выполнением работ в цвете практически не возникло. Ученики достаточно умело выбирали цвета.

В основе проектирования учебных занятий лежит системно-деятельностный подход, как методологическая основа ФГОС начального общего образования, который реализовался через деятельностный метод.

Каждый урок «открытия» нового знания проводился по следующей структуре:

        1. Этап организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

        2. Этап актуализация опорных знаний.

        3. Этап объяснения нового теоретического материала.

        4. Этап первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

        5. Этап самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

        6. Этап включения знания в систему знаний и повторение.

        7. Этап рефлексия учебной деятельности.


(приложение А)

"отлично" отметка «5» - работа выполнена в соответствии с вышеперечисленными критериями.

"хорошо" отметка «4» - работа выполнена в соответствии с вышеперечисленными критериями, создан эмоционально выразительный художественный образ, проявлена самостоятельность, подобрана гармоничная цветовая палитра, однако, есть неточности в компоновке, передаче пропорций животного.

"удовлетворительно" отметка «3» - работа выполнена в соответствии с вышеперечисленными критериями, создан эмоционально выразительный художественный образ, подобрана гармоничная цветовая палитра, но нарушена компоновка, пропорции животного.

"неудовлетворительно" отметка «2» - работа не выполнена в соответствии

с вышеназванными требованиями.



3.1. Влияния занятий анималистическим жанром на развитие личности младшего школьника

Благоприятное воздействие на развитие нравственности и отзывчивости имеют занятия анималистическим жанром.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является нравственное отношение через знакомство с анималистическим жанром на уроках изобразительного искусства, так как оно развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Результат нравственного воспитания является бережное отношение младших школьников к животным и птицам. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Знакомство учащихся с анималистическим жанром несет в себе важные воспитывающие функции: воспитывает любовь к животным, чувство ответственности.

Уроки знакомства с анималистическим жанром позволяют воспитывать у детей бережное отношение к природе и окружающему миру, сострадательное отношение к животным. Воспитывают у детей чувство эмпатии и толерантности, а также интерес к жизни природы, что в дальнейшем может оказать существенное влияние на профессиональную ориентацию школьников

При выполнении рисунков анималистического жанра на этапе целеполагания необходимо актуализировать знания учащихся через беседу, заинтересовать новым материалом. Учитель предлагает детям самим сделать предположение, кто же такие художники анималисты. Очень часто дети путают понятие анималист и аниматор. После этого учитель расширяет знания детей о художниках анималистах и анималистическом жанре.


Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Анималист (от лат. animal — животное) – художник, который изображает главным образом животных. Очень важно, чтобы у учащихся формировалась устойчивая связь искусства с жизнью, была возможность использовать ранее полученные знания. Поэтому учитель предлагает вспомнить, где же можно увидеть изображение животных.

Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам, на фотографиях. В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням животное часто наделяется человеческими чертами с поступками и переживаниями, свойственными человеку. Фольклорные, сказочные образы зверей и птиц встречаются в искусстве разных стран и народов. Произведения первобытного искусства – наскальные рисунки зверей, пещерная живопись свидетельствует об острой наблюдательности древних художников. Можно сделать акцент на том, что еще издревле человек наблюдал за животным и эти наблюдения воплощались в произведениях искусства с давних пор и по сей день. В зависимости от того в каком классе проводится урок, учитель адаптирует информацию в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся. Чем старше класс, тем сильнее усложняется материал, предоставляется большая самостоятельность в определении понятий, возможности высказывать и обосновывать свое мнение и т. п. Далее можно перейти непосредственно к наиболее известным художникам анималистам. Желательно остановиться на одном – двух художниках.

В русском искусстве яркие образы животных создали такие прославленные художники, как В. А. Ватагин, И. С, Ефимов, Е И. Чарушин, А. М. Лаптев и другие. Их творчество отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой. «Например, в иллюстрациях Е. И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с животными. Чарушин настолько хорошо изучил животных, что создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы и пропорции. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой выразительный образ – определенный характер в определенном состоянии» [19, с. 120]. Его герои добры и обаятельны.


Поскольку задача учителя расширить знания учащихся об анималистическом жанре не лишним будет еще раз обратить внимание детей на то, что художник, при передаче образа животного может использовать разные материалы и техники, а также совмещать их. Используя метод проблемного изложения, показывая, работы художников учащимся предлагалось определить материал и технику, в которой они выполнены.

И в заключение беседы учащимся можно предложить составить портрет художника-анималиста. Уточнить какие качества необходимы художнику, чтобы успешно изображать животных, создавать художественный образ.

Показанный в общих чертах ход беседы — это только приблизительная схема, которую можно принять за основу. Такая вступительная беседа дает ребятам новые знания и приводит в систему имеющиеся у них представления, необходимые для выполнения последующей работы.

Никогда не следует перегружать беседу не имеющими прямого отношения к заданию сведениями, как бы они ни были интересны, занимательны, поучительны сами по себе. Учащиеся должны усвоить на уроке лишь органичный, естественный для данного занятия, круг знаний и понятий.

Заканчивается вступительная беседа указаниями, относящимися к непосредственному выполнению предстоящей работы. Это своеобразный промежуточный этап между анализом натуры или образца и практическим изготовлением изделия.

На этапе целеполагания через актуализацию знаний формируются следующие результаты освоения:

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформирован:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

У учащихся может быть сформирована:

- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учащиеся получат возможность научиться:

- обосновывать собственные идеи и мнения.

На этапе объяснения и применения нового теоретического материала осуществляется показ образца с анализом частей, из которых он состоит. Выделяют следующие этапы: а) восприятие образца в целом; б) анализ его строения; в) повторное целостное восприятие. Такую последовательность можно считать своеобразным правилом в процессе восприятия предметов, следуя которому получают наиболее полное представление о них.