Файл: Наглядное пособие "Книга "Животные Сибири" как средство учебнометодического обеспечения образовательного процесса на уроках изо в начальных классах.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Трансформируемое и полифункциональное. Предполагает возможность использования на разных уроках и содержательной насыщенности в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей обучающихся.

• Доступное. Предполагает:

свободный и функциональный доступ к занятию на нем.

• Безопасное. Предполагает соответствие всех элементов требованию по обеспечению надежности и безопасности их использования.


1.4.Рекомендации по использованию учебно-наглядных пособий на уроках изобразительного искусства в начальных классах

В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного.

  1. Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций

при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

  1. Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Для каждого пособия должно быть отведено свое место в общей цепи уроков. В зависимости от содержания и учебной цели урока необходимо применять разнообразные наглядные пособия, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала. Поэтому нужно обеспечить правильную методику применения наглядных пособий.

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

  1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или обучающимися.

  2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

  3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

  4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора обучающихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент.

  5. С целью концентрации внимания обучающихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.


Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя.


2. Технология изготовления учебно-наглядного пособия “Книга «Животные Сибири»”

2.1.Выбор замысла изготовления учебно-наглядного пособия “Книга «Животные Сибири»”

При проведении уроков изобразительного искусства очень важно, чтобы ученики могли максимально понять, как выполнить ту или иную работу. К сожалению, не всегда удается найти необходимое пособие, выпущенное промышленностью, и в интернет источниках к определенной теме урока.

Так отрабатывая преддипломную практику, проводя урок изобразительного искусства по теме «Животные нашего региона» я столкнулась с такой проблемой: было трудно найти и подобрать подходящие схемы для изображения животных. Все они были слишком сложны. Чаще всего такие пособия нацелены на художественные школы, где работают профессиональные преподаватели с полным художественным образованием и с учениками, у которых уже есть предрасположенность к рисованию, есть талант. Само рисование животных достаточно сложное дело, не каждый даже взрослый человек сможет нарисовать какого-либо зверя достаточно точно и хорошо. А многие учебно-наглядные пособия не всегда достаточно просто рассказывают о технике рисования. Также в школах нашего города Новосибирска на уроках не всегда затрагивают тему о разнообразии животного мира Сибири, а если затрагивают, то совсем немного и только в общем курсе естествознания и окружающего мира. Поэтому зародилась идея создать учебно-наглядное пособие «Книга «Животные Сибири»» с иллюстративным, текстовым материалом и схемами отражающими последовательность изображения животных в разных позах.

А также выбор замысла дипломного проекта был обусловлен большой любовью к животным с самого детства.

В начальной школе моим самым любимым предметом было естествознание, потому что именно на уроках естествознания я могла узнать о разнообразии животного мира, который так богат. И, несомненно, меня интересовали животные моего края. Сама я родилась и выросла на Севере в городе Норильске, поэтому больше всего я знаю о животных, которые обитают на Севере. Часто любила рисовать северных оленей, белых медведей. Принимала участие в конкурсах от нашего городского музея на тему «Редкие животные Заполярья» и на одном из таких конкурсов заняла первое место за картину с изображением Снежного барана. Мне всегда хотелось узнать как можно больше о том, кто же обитает на Севере. А переехав в Новосибирск, мне стало интересно о животных, которые обитают в Сибири и я поняла, что животный мир Сибирского округа очень богат.



И я уверена, что сейчас современным младшим школьникам эти знания полезны и также интересны.

Я поняла, что не могу оставить без внимания данную тему. Она как нельзя лучше отвечает моим требованиям.


2.3. Выбор материалов, техники для изготовления учебно-наглядного пособия

При большом многообразии видов наглядных пособий, изготовление каждого пособия имеет индивидуальный подход. [11, 32 с.]

Для создания данной книги необходимо было определить, в каком формате лучше выполнить данное учебно-наглядное пособие, чтобы учителю и ученикам было удобно с ним работать. В какой технике будет лучше выполнить иллюстрации и схемы для книги? Какие материалы лучше применить для создания и какой текстовый материал лучше подобрать?

После определения замысла нужно было определиться с форматом книги. Для того чтобы с данным учебно-наглядным пособием можно было работать со всем классом оно должно быть достаточно крупного формата, поэтому я выбрала формат А3.

Следующим шагом нужно было определиться с материалом для создания иллюстраций. Для создания иллюстраций я использовала акварельную бумагу и темперные краски. Акварельная бумага достаточно плотная по своей текстуре поэтому она лучше всего подходила для создания данных иллюстраций, а темперные краски просты в использовании, с ними очень удобно работать. После высыхания они сохраняют свой цвет таким же сочным. На бумагу темпера ложится легко. Единственный минус такой краски это то, что она высыхает очень быстро, поэтому при работе с темперой всегда должен быть ритм.

Следующее, над чем я думала, это техника рисования иллюстрации. Сами работы выполнялись мазками. При таком способе изображения животные максимально приближены к реалистическим. Было определено, что лучше их изобразить в портретном стиле, так как в таком формате можно рассмотреть больше деталей в звере и также прорисовать их.

Схемы животных были выполнены с помощью обычного карандаша, были выделены геометрические фигуры в прорисовке животных, с помощью которых можно их нарисовать. Прорисовка животных была максимально упрощенной. Использовалась обычная офисная бумага для выполнения данных схем. ( приложения Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К,Л,М,Н,О)

Затем, нужно было подумать над текстом самой книги. Сначала я думала над введением, которое должно было привлечь учеников, побудить их открыть книгу. Далее нужно было подумать над тем, какую информацию включить про каждое животное. Таким образом, я включила все самое основное и по минимуму: чем питается, где обитает, если занесено в красную книгу, то почему, как меняет свой окрас при смене сезонов, а также включила и написала некоторые особенности каждого зверя.


После того, как все это было подготовлено, оставалось определить, как все собрать в одно целое? В этом мне помогла типография.

Расположить текст в книге, иллюстрации и схемы было решено следующим образом: на одной станице будет написан текст, под текстом красочная иллюстрация, на второй странице будет схема в большой формате А3. Дизайн книги: обложку, подложку и цвета станиц я придумала сама, а типография помогла реализовать.

Главным и основным в учебно-наглядном пособии «Книга «Животные Сибири»» являются изображения животных, нежели теоретическая часть. Здесь при огромном разнообразии возможных поз и группировок, а также фрагментов изображения могут быть построены различные композиции, соответствующие задуманной теме спокойствия или стремительного бега, преследования, борьбы или ласки, с многочисленными вариантами каждой темы.

Своей главной целью я ставлю показать индивидуальность животных, их эмоции. И поэтому я решила выполнить работы с фрагментарным увеличением. Такой картиной является картина с изображением зайцев. На ней зайцы изображены приближенно и максимально крупно. Некоторые работы я решила изобразить по парам, где изображены самка и ее детеныш. В моих работах важную роль играет композиционный центр. Он сосредоточен непосредственно на животном, которое изображено на картине. Необходимо было сделать животных, как можно ярче и привлекательней для человеческого глаза. Для этого я использовала светлые тона красок, добавляла больше белого и старалась прорабатывать все детали.

Ритм также играл немаловажную роль во время создания моих работ. Он задавал характер и повадки зверя, изображенного на картине. Изображенное животное должно восприниматься зрителем, таким, каким он существует в своей естественной среде: спокойным, не чувствующим, что ему что-то угрожает, потому что он находится в своей родной, природной среде. Поэтому я изображала животных спящими, либо в действиях, которые человек не смог бы запечатлеть, если бы зверь находился в не воле, чувствовал бы опасность или угрозу для своей жизни.

Все построения в композиции должны восприниматься зрителем как живое и цельное представление действительности.

Теперь немного о самих схемах. Схемы животных были изображены в разных позах и максимально упрощены. Были выделены основные фигуры, которые можно представить в фигуре животного. Это сделано для того, чтобы дети могли понимать и корректировать правильно пропорции тела зверя.