Файл: Наглядное пособие "Книга "Животные Сибири" как средство учебнометодического обеспечения образовательного процесса на уроках изо в начальных классах.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целостное восприятие. Учитель показывает детям рисунок животного.

и предлагает внимательно рассмотреть его. В первый момент: важно без всяких вопросов и разъяснений дать детям полюбоваться рисунком, вызвать у них естественную эмоциональную реакцию на него и тем самым желание выполнить самим такую работу на уроке.

Анализ модели. Теперь важно определить строение предмета. Учитель спрашивает, из каких частей состоит животное. Этот вопрос заставляет детей более подробно рассмотреть животное, чтобы общий образ стал в их памяти более конкретным и основательным. Если учащиеся не приучены рассматривать модель, анализ для них сложен. В ответ на предложенный вопрос они обычно начинают перечислять отдельные детали, попавшие на глаза, без особого порядка. Поэтому учитель, отмечая, что ответы детей в целом верны, прямо обращает их внимание на главные и второстепенные части животного. К основным частям относят голову, туловище, к второстепенным можно отнести глаза, нос, уши, усы. Все это учитель не просто сообщает детям, а добивается, чтобы они самым активным образом участвовали в проведении такого анализа.

Повторное целостное восприятие. После того, как дети проанализируют конструкцию животного, необходимо на этой, уже более глубокой основе, вернуться к его общему образу. Учитель еще раз обращает внимание детей на общий характер формы: особенности анатомического строения, пластику животного, цвет и фактуру шерсти. Необходимо иметь в виду, что общая характеристика анализируемого объекта представляет собой как бы первый шаг в создании его художественного образа. Разные животные имеют свои характерные особенности, например, медведь, более массивный, плотно сложенный по сравнению с лисой, которая намного изящнее.

Детей нужно приучать к такому восприятию. Именно поэтому так важна яркая и точная, общая характеристика.

После надо определить формат (вертикальный или горизонтальный). Прежде чем приступить к наброску животного, необходимо обратить внимание на его расположение в листе.

Компоновка (выбор правильного размера и расположения предмета в пределах заданного формата) вызывает большие трудности у детей, так они не привыкли постоянно сравнивать и анализировать нарисованное изображение с образцом, соотносить размер предмета с форматом бумаги. Чтобы облегчить задачу учащимся лучше заранее сделать отступы от края листа, за пределы которого предмет не должен выходить. Расстояние справа и слева от края листа должно быть одинаковым. Расстояние снизу от края листа должно быть немного больше чем сверху. От того как закомпоновано изображение зависит общее впечатление от рисунка.


Далее учитель осуществляет поэтапный показ рисования животного, оказывает индивидуальную помощь. Рисование начинается с главных деталей, намечается голова, туловище. Уточняется общий контур. Прорисовываются второстепенные детали. Довольно часто дети, верно уловив главные детали, рисуют несоразмерно маленькие уши, глаза и т. п. Это происходит потому, что дети не соотносят размер голову и ушей, глаз. На это необходимо обращать внимание всего класса. Если учитель видит, что весь класс или большинство учащихся работают, не глядя на модель, и изделия получаются не соответствующими натуре, то следует приостановить работу и организовать повторное восприятие предмета всем классом. Время от времени отдельным учащимся нужно напоминать о том, чтобы они сверяли ход работы с моделью.

При поэтапном показе очень полезно использовать технологические карты, они выполняют вспомогательную роль. Если учащийся отвлекся от объяснения учителя он может вернуться к технологической карте, что позволяет избежать лишних вопросов. Во время объяснения нового материала, использовался частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный методы.

После того как выполнен эскиз, учащиеся приступают к работе в цвете. Сначала надо определить цветовую гамму. Лучше взять 3-4 цвета не более. В зависимости от такого, какой материал используют учащиеся определяется техника выполнения работы, например если это цветные карандаши, то лучше использовать штриховку, для того чтобы передать фактуру шерсти животного и т. п.

При нахождении ошибок в работе учащихся учитель должен спокойно их объяснить, от ссылаясь на ранее изученный материал, подсказать путь решения проблемы. При этом лучше указывать не только на недостатки, но и на достоинства работы, что побуждает ребенка устранить ошибки и сделать свою работу еще лучше. Тем самым учитель создает ситуацию успеха для каждого ребенка.

На этапе объяснения и применения нового теоретического материала формируются следующие результаты:

Планируемы личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформирована:

-мотивация к творческому труду.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

- анализировать изображение, сравнивать его отдельные части;

- выполнять действия по алгоритму.

- вступать в диалог;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.



Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

- анализировать изображение животных, разбивая на части, соотнося, размеры отдельных частей друг с другом;

- поэтапно рисовать животного, используя упрощенные формы;

- передавать окрас и фактуру шерсти, используя технику мазка или пятна, штриховки.

Учащиеся получат возможность научиться:

- использовать освоенные технологические приемы работы, особенности материала для решения самостоятельных художественно творческих задач.

В конце урока учитель подводит итоги проделанной работы (этап контроля результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала). Основным назначением этого этапа является не просто выставление отметок: самое главное — обратить внимание детей на их достижения. Поэтому начать подведение итогов можно уже во время рисования животного. Учитель оценивает наиболее правильный ход работы по выполнению продукта у отдельных учащихся, обращая на это внимание всего класса, показывает наиболее интересные решения, отдельные ценные находки и т.д. Тем самым учитель, с одной стороны помогает работе класса и, с другой стороны, еще до окончательного выполнения рисунка создает для себя и для детей вполне обоснованную оценку работы практически каждого ребенка.

Для осуществления контроля учащимся предлагается определить

последовательность выполнения наброска животного. Поставить порядковый номер около этапа рисования.

На этапе контроля результатов деятельности учащихся или хода усвоения

нового материала формируются следующие результаты:

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

- оценивать результат собственной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- делать умозаключения;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

В самом конце урока следует дать общую характеристику достижений всего класса и продемонстрировать удачные работы. Отметка за выполненную работу ставится на основании следующих критериев:

  1. Создание эмоционально выразительного изображения, выражение определенного настроения, создание художественного образа.

  2. Оригинальность, самостоятельность в работе.

  3. Изобразительная грамотность (выполнение учебной задачи): компоновка в листе, пропорции животного, гармоничное сочетание красок, передача фактуры шерсти.


Подводя итоги урока, учитель обязательно должен отметить для себя наиболее типичные недостатки, которые проявились в работе учеников, и выявить их причины. При подготовке к последующим занятиям нужно продумать, как в процессе их проведения избежать этих недостатков.

На этапе рефлексии проводится анализ  эмоционального состояния. (Можно предложить учащимся: показать карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз и т.п.) и уровня осознания содержания пройденного. Обычно проводится обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выполненной работы.

Например, учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске: 1) Сегодня я узнал…, 2) Было интересно…., 3) Я выполнял задания… и т.п.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.


Заключение

В результате дипломного проекта мне удалось выполнить учебно-наглядное пособие «Книга«Животные Сибири»», создать живой, выразительный образ каждого животного, выполнить схемы животных, в разных позах. Данная книга поможет приблизить человека к природе, поможет узнать младшим школьникам о животных обитающих в Сибири, позволит разобраться в более простом и художественном выполнении рисовании зверей. В ходе выполнения дипломного проекта были выполнены следующие задачи:

• Систематизирована информация о видах учебно-наглядных пособий используемых на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

• Изготовлено учебно-наглядное пособие «Книга «Животные Сибири»», обоснован технологический процесс изготовления учебно-наглядного пособия «Книга «Животные Сибири»

• Обоснована возможность применения учебно-наглядного пособия «Книга «Животные Сибири»» на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Таким образом, цель дипломного исследования достигнута, задачи выполнены.

Литература



  1. https://infourok.ru/simtema-usloviy-realizacii-programmi-po-fgos-1239929.html

  2. http://fb.ru/article/439278/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-opredelenie-ponyatiya-tipovyie-materialyi-organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa

  3. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sostavleniyu-i-oformleniyu-uchebnometodicheskih-izdaniy-1131361.html

  4. https://infourok.ru/metodika-primeneniya-naglyadnih-posobiy-na-urokah-izo-2204003.html

  5. https://infourok.ru/ispolzovanie-naglyadnih-metodov-obucheniya-na-urokah-tehnologii-1106442.html

  6. Аксенова М. Д. глав.ред. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. / Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+,2002. – 688 с.

  7. Блейк. М. Как рисовать. Пастель. Пошаговое руководство для начинающих. / М. Блейк – М.: Астрель, АСТ,2002. – 96 с.

Ватагин В. А. Изображение животного. / В. А. Ватагин – М.: Искусство, 1957. – 172 с.

  1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс учеб.для общеобразовательных организаций / Н. А. Горяева под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.

  2. Грушевицкая, Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. Пособие для студентов средних и высших пед. учеб.заведений. / Т.Г. Грушевицкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 с.

  3. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб.для общеобразовательных организаций / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.

  4. Кравченко Т. Ю. Я познаю мир: Искусство: Энцикл. / Т.Ю. Кравченко – М.: Астрель, 2003 – 398 с.

  5. Крившенко Л. П. Педагогика: учебник для бакалавров / Л. П. Крившенко - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. 488 с.

  6. Кузин В. С. , Изобразительное искусство. 1- 4 классы. Рабочая программа / В. С. Кузин - М.: Дрофа, 2011. – 48 с.

  7. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб.для общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.

  8. Неменский Б. М. , Неменская Л. А. , Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.

  9. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства/ Р.В Паранюшкин. — Изд.2-е.—Ростов н/Д: Феникс,2005. – 81 с.

  10. Рожкова, Е. Е. Изобразительное искусство./ Е. Е. Рожкова. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.

  11. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М.Сокольникова. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.

  12. Тилтон Б. Рисуем животных / Б. Тилтон – М.: ООО «Попурри», 2003. – 128 с.