ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одаренные дети нуждаются в том, чтобы взрослые объясняли им в чем же на самом деле причина их успешности. Это важно, чтобы такие дети научились самостоятельно обращать на это внимание и приписывать успехи самим себе, а не внешним обстоятельствам. Только тогда может быть сформирована высокая самооценка. В целом, взрослым необходимо придерживаться двух важных правил, которые позволяют сформировать у ребенка жизненный оптимизм:
-
причины неудач стоит искать во внешних факторах («устал», «не доработал», «отвлекли»); -
причины успехов стоит искать в личностных особенностях ребенка («хорошо постарался», «был внимателен», «много занимался»).
Кроме того, педагог может использовать игры для формирования представления о самих себе у детей.
Сложности коммуникации
Одаренные дети могут находиться в некоторой изоляции от одноклассников. Этому могут быть две причины. Во-первых, самому одаренному ребенку может быть скучно среди своих сверстников с обычными способностями. Во-вторых, дети не очень любят интеллектуально одаренных ребят. Так, специалистами было выявлено, что подростки игнорируют слишком независимых и самостоятельных сверстников. И буквально ученики всех возрастов не любят «слишком умных» детей. А одаренные дети выглядят именно такими. Кроме того, одаренные дети обладают рядом черт, которые усугубляют их изоляцию в среде сверстников:
-
стремятся перебить собеседника и закончить за него мысль, ведь суть проблемы уже ясна; -
делают презрительные замечания собеседнику, если обнаруживают логические ошибки в их речи; -
не хотят идти на компромисс, поскольку не хотят подчиняться мнению большинства; -
перетягивают внимание взрослых на себя; -
стремятся командовать сверстниками.
Решить данные проблемы может создание специальной тренинговой группы, в которой дети могут проигрывать типичные школьные ситуации. В ходе занятий группы одаренный ребенок учится взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми. Их важно научить:
-
не отвечать на все вопросы, даже если ответ известен; -
не показывать, что знаешь больше остальных; -
промолчать, если заметил ошибку учителя или одноклассника.
Сложности принятия педагогом одаренности ребенка
Учителя часто имеют не совсем верные представления об одаренных детях. Они считают, что одаренный ребенок обязательно должен быть ярким, активным, инициативным. Однако по своим личностным проявлениям одаренные дети могут быть очень разными. Среди них есть и застенчивые, и замкнутые, и агрессивные. Это могут быть дети из неблагополучных семей.
Удивительно, но по американской статистике около 30% детей, отчисленных за неуспеваемость из школ – это дети, обладающие самой редкой общей одаренностью. Учитель может не признавать одаренность ребенка не только потому, что не разбирается в вопросах способностей, но и потому, что не хочет менять стиль своей деятельности и сложившиеся взгляды. Если ребенок не вписывается в рамки требований образовательной системы, то его просто исключают из системы класса, навешивая ярлык «проблемного».
Сложности выбора карьеры. Психологи отмечают, что одаренные дети гораздо раньше своих сверстников начинают задумываться о своей будущей профессиональной деятельности. Однако сделать выбор им сложнее, потому что их интересы достаточно многогранны, особенно это касается детей с общей интеллектуальной одаренностью. Они успешны во многих видах деятельности, поэтому им так сложно сделать окончательный выбор. А выбрав будущую профессию, такие дети еще долго могут сомневаться.
Сложности подготовки педагогов к работе с одаренными детьми
Выше уже было отмечено, что учитель выступает ключевой фигурой, от которой зависит реализация одаренности ребенка в образовательном пространстве. Одаренные дети очень нуждаются в таком педагоге, который разглядит их способности и поможет их раскрыть. Специалисты отмечают, что одаренному ребенку крайне необходимо взаимодействие с тремя типами педагогов:
-
педагог, который настолько увлечен своим предметом, что способствует возникновению интереса к нему у ребенка; -
педагог, который отрабатывает с ребенком технику исполнения заданий, решения проблем, навыки работы с информацией; -
педагог, способный вывести ребенка на высокопрофессиональный уровень.
Очень сложно встретить педагога, в котором бы сочетались все три характеристики. Поэтому для работы с одаренными детьми должны быть подобраны педагоги с разными стилями деятельности. Очень важно, чтобы учитель был не только теоретически подготовлен, но вел себя определенным образом. Учитель должен учитывать следующие особенности одаренных детей:
-
такие дети хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, при этом учебную деятельность не воспринимают как насилие над собой; -
способны действовать самостоятельно в ряде учебных ситуаций; -
критически оценивают окружающую действительность, стремятся проникнуть в суть вещей; -
достаточно рано интересуются философскими проблемами, касающимися вопросов смысла жизни, религии и смерти; -
не удовлетворяются поверхностными объяснениями; -
способны полностью погрузиться в проблему; -
применяют имеющийся у них опыт в нестандартных и экстремальных ситуациях; -
особенно интересуются поисковыми и исследовательскими ситуациями; -
лучше остальных детей способны раскрывать суть явлений; -
особо остро переживают нарушения справедливости в сфере отношений между людьми.
Такие особенности детей требуют в свою очередь от учителя специфического поведения:
-
педагог должен быть чутким и доброжелательным; -
иметь высокий уровень интеллектуального развития; -
иметь широкий круг интересов; -
иметь активную жизненную позицию; -
обладать хорошим чувством юмора; -
быть гибким, готовым пересмотреть собственные взгляды в случае необходимости.
Такой педагог должен быть уверенным в себе, зрелым человеком. Только обладая такими качествами, он сможет обеспечить продуктивную работу одаренного ребенка.
Принципы и условия взаимодействия с одаренными детьми
Взаимодействие с одаренными детьми должно строиться на общих принципах обучения:
-
Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что цели, методы и само содержание обучения должны обеспечивать не только усвоение ребенком определенного объема знаний, но и познавательное развитие личности в целом. -
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения основывается на том, что процесс обучения должен быть построен на учете индивидуальных особенностей обучающихся. Особенно важна реализация этого принципа в работе с одаренными детьми. -
Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания методов обучения характерным особенностям одаренных детей в разные периоды их жизни.
К сожалению, в настоящее время специалисты еще не имеют полного понимания о природе одаренности. Пока нет надежного инструментария для точной диагностики одаренности у ребенка. С учетом названных трудностей, оптимальной является такая позиция развития одаренности, которая опирается на принцип отношения к каждому ребенку как к одаренному. Педагог должен осуществлять свою деятельность, опираясь на четыре основных условия, которые способствуют развитию одаренности детей. Их реализация возможна в любой школе.
Выбор видов деятельности. В школе желательно создать такую среду, которая давала бы возможность ребенку попробовать себя в любых видах деятельности: кружки, секции, театральные постановки, конкурсы, интеллектуальные игры.
Интерес ребенка к определенному виду деятельности – это признак имеющихся у него способностей. При этом о наличии определенного рода способностей могут свидетельствовать не только успехи, но и инициативность ребенка, его увлеченность и активное участие в определенных видах деятельности.
К сожалению, современные дети имеют достаточно узкие возможности выбора внеучебных форм деятельности в силу социально-экономической ситуации. По статистическим данным только каждый третий современный школьник занят какими-либо внеурочными формами деятельности. В результате, если у ребенка нет академической одаренности, то обнаружить свои способности вне рамок учебной деятельности он просто не может в силу обстоятельств. Педагог, организуя внеклассные занятия, может восполнить этот пробел.
Развитие интеллекта учащихся. Прежде чем остановиться на определенных приемах развития интеллекта, стоит заметить, что в психологии до сих пор нет однозначного определения этого понятия. Специалисты выделяют различные виды интеллекта:
-
музыкальный интеллект – это способность сочинять и исполнять музыку; -
лингвистический интеллект – способность использовать язык для создания и передачи информации; -
логико-математический интеллект – способность познавать реальность, манипулируя символами и знаками; -
пространственный интеллект – способность представлять объект в уме и манипулировать, создавать зрительные и пространственные композиции; -
телесно-кинестезический интеллект – способность формировать двигательные навыки; -
личностный интеллект – способность управлять своими чувствами и понимать потребности других людей, управлять их эмоциями.
Учебная деятельность направлена в основном на развитие лингвистического и логико-математического интеллекта.Однако применяя некоторые педагогические приемы, учитель может активизировать и другие виды детского интеллекта. Это следующие приемы:
-
межпредметное сравнение; -
диалоговое общение; -
моделирование; -
рецензирование; -
ученик в роли учителя.
Желательно, чтобы не только форма изучения материала, но и само его содержание носило развивающий характер. Для этого стоит соблюдать требования:
-
научности; -
расширенного объема; -
междисциплинарного контекста; -
практической направленности; -
соответствия содержания разнообразию интересов учащихся; -
дискуссионности.
Развитие креативности
Специалисты, опираясь на результаты многочисленных исследований, утверждают, что творческий потенциал есть у всех детей, даже у тех, которые отстают в психическом развитии от сверстников. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития креативности у детей. В подростковом возрасте особенно легко можно развивать творческое (дивергентное) мышление.
Педагоги должны четко понимать, что нет никакой связи между наличием у ребенка творческих способностей и уровнем его академической успеваемости. Овладение определенными знаниями, умениями и навыками вовсе не способствуют становлению креативности ребенка. Учитель должен создавать особые условия для развития творческого потенциала ребенка. Для этого можно использовать игры, развивающие креативность. Их достаточно просто организовать, главное соблюдать определенные условия:
-
четкая регламентация времени (играть можно не более 3 минут); -
инструкция предписывает детям найти как можно больше вариантов ответов на задачу.
Такие игры не только развивают креативность ребенка, но и выполняют еще несколько функций. Например, дают мозгу необходимый отдых. В процессе учебной деятельности, как правило, задействовано в основном левое полушарие головного мозга, а дети по своим психовозрастным особенностям являются правополушарными. Возникающий дисбаланс между природой ребенка и предлагаемым ему материалом приводит к утомлению и снижению мозговой активности. Игры на развитие креативности дают возможность левому полушарию отдохнуть. Поэтому их рекомендуется проводить не после, а до какого-то важного учебного занятия. Кроме того, такие игры можно применять как отличное средство регуляции психоэмоционального состояния детей любого возраста.
Помимо использования игр, учитель может создать такой микроклимат в классном коллективе, который будет поощрять проявление детьми своих творческих способностей. Для создания такого микроклимата педагог должен вести себя определенным образом:
-
Стараться избегать проявлений группового давления и не провоцировать зависть между детьми. Ведь в такой обстановке ребенок старается не выделяться. Творческие способности напротив стимулирует доброжелательная атмосфера и дружеское командное соревнование. -
Cтараться избегать негативных оценок по отношению к ребенку. Даже если с первого взгляда его идеи кажутся смешными и пустыми. Чтобы в полной мере оценить продуктивность той или иной идеи, ее вначале необходимо воплотить в реальность. То, что оригинальная идея вообще возникла, это уже большая удача. -
Поощрять не только выдвижение идей, но и полную их разработку и реализацию. -
Одобрять желание детей задавать вопросы и стараться самому искать на них ответы тоже. Если педагог говорит детям: «Это не ваше дело», «Это относится к другой теме», «Это мы изучим позже», то креативность воспитанников может и не проявиться. -
Не задавать детям такие вопросы, на которые они могут просто ответить «Да» или «Нет». -
Не слишком быстро давать детям помощь в поиске путей решения проблемной задачи. Помощь должна быть строго порционной. -
Давать право детям делать ошибки. Даже неверные решения – это ценный опыт для ребенка. -
Критикуя, принимать и одобрять личность ребенка. Замечания стоит начинать с признания достоинств и сильных сторон. -
Поддерживать оригинальные мысли и необычные идеи детей. -
Поощрять детское интеллектуальное творчество и смелые догадки.