Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анимационная деятельность в праздничном действе
1.1 Анимационная деятельность: сущность и исторические сведения
1.2 Основные формы и роль анимационной деятельности в создании праздничной атмосферы
Глава 2. Игра как форма активности
2.1 Игра, ее сущность и функции
2.2 Принципы и особенности применения игры в праздничном действе
понятие совершенно разный смысл; для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т. д. Соответственно спросу и мотивации складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности отдыхающих:
1) анимация в движении удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;
2) анимация через переживание удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
3) анимация через общение удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;
4) анимация через успокоение удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;
5) культурная анимация удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
6) творческая анимация удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.
Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ. Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья.
Анимационная деятельность рассматривается как средство формирования масштабных и малых праздников. Как отмечают ученые, анимация отображает состояние духовного мира человека, его «можно считать одним из бытийствующих в определенном временном выражении», это форма экзистенциального существования человека.
Разница между праздниками и буднями заключается не только в наличии или отсутствии работы, суть праздника как самостоятельного, оригинального, исключительного явления заключается также в особом эмоциональном настрое его участников. Атмосфера веселья, творчества, утилитарных игр и других форм деятельности не может быть удалена из праздника, потому что в этом случае он теряет свой смысл. При организации различных анимационных программ важно помнить, что смысл не содержится в самих событиях. Смысл анимации заключается в том, «в какие отношения и с кем вступает игрок, какие качества он приобретает, чему учится, чему учится и что открывает в себе, как он реабилитирует себя, самовыражается» и так далее. В большинстве случаев задача игры не мешает импровизации, в ней совмещаются процессы познания, движения и так далее, что позволяет говорить об искусственном характере игровой деятельности.
Социокультурная анимация - это особый вид социокультурной деятельности социальных групп и индивидов, основанный на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культурно-творческих и др.) которые обеспечивают преодоление социального и культурного отчуждения. Социокультурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще называют педагогикой социально-культурной деятельности. Технологии социокультурной анимации предполагают в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивающих индивиду условия для включения в творческую, оздоровительную, образовательную, развлекательную и другие виды социально-культурной деятельности.
Являясь элементом культурно-досуговой деятельности, анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров и потребителей анимационных услуг в сфере досуга, основанный на сочетании формального лидерства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культурно-творческие потребности и интересы участников этого процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной менять окружающую действительность и самого себя в ней.
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности.
Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социальнокультурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных профессионалов в сфере культурно-досуговой деятельности Е.Б. Мамбеков определяет анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:
1) как комплекс элементов, находящихся в непрерывных отношениях;
2) как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время
;
3) как необычная социально-педагогическая система, в которой главную роль занимают аниматоры, профессиональные или начинающие, обладающие специальной подготовкой, которые пользуются методами активной педагогики.
Подобное детально определение в целом правосудно отражает специфику, а также, из чего состоит анимационная деятельность, которая проявляет себя на уровне организации, деятельности и технологии. Вместе с этим не нужно ограничивать сущность и специфику такого явления только внешними проявлениями, так как важная часть анимации - это ее мировоззренческий потенциал. Само понятие «анимация» дает возможность, с одной стороны, довольно точно описывать цели социокультурной деятельности, выявлять ее объединяющий характер, а с другой стороны - означать внутренний подход взаимоотношений субъектов педагогического процесса.
Данная глава посвящена изучению анимационной деятельности в праздничном действе. Выяснено, что по сей день не выделяется четкого определения сущности анимации, то есть существует большое разнообразие различных концепций в подходов. Рассмотрен исторический аспект данного явления. Выяснено, что анимация как самостоятельное явление появилось только в XX веке. Рассмотрено три уровня анимации: творческий, репродуктивный и репродуктивно-творческий.
Определено, что анимационная деятельность связана с понятием досуга. Досуг также является довольно неоднозначным определением, и существует многочисленное количество трактовок данного явления. Нам ближе всего оказалось понятие А.И. Кравченко, которая представлена в «Социологическом словаре», согласно которой досуг представляет собой часть свободного времени, которым человек свободно распоряжается. На основании всего вышеизученного делается вывод относительно того, что анимация представляет собой вид досуговой деятельности, который обладает развивающей, оздоровительной, культурной направленностью, обладающим духовным характером отношений между субъектами процесса, осуществляющийся с помощью различных приемов коммуникации, диалога. Отмечается, что все это относится к вечным духовным ценностям индивида.
Также в главе рассмотрены основные виды анимационной деятельности. Обнаружено, что анимационная деятельность может быть туристской, рекреационной, детской. Также анимационная деятельность может существовать в разных формах: анимация в движении, анимация через переживание, анимация через общение, анимация через успокоение, культурная анимация и творческая анимация.
Определено, что анимационная деятельность может выступать как неотъемлемая часть праздничного действа, так как является отображением духовной составляющей личности, формой экзистенциального существования индивида. Особое значение имеет мировоззренческий потенциал анимационной деятельности. В целом, термин «анимация» позволяет дать наиболее полное описание социально-культурной деятельности, определить подход к взаимоотношение субъектов процесса.
Игра – многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением.
Игра – первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игры – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Важны обучающие игры также для нравственного – эстетического воспитания детей. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали в учебный и внеучебный процессы, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Итак, игра представляет собой социально значимую деятельность, которая предполагает наличие воображаемой ситуации и определенных правил. Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей индивида, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
1) анимация в движении удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;
2) анимация через переживание удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
3) анимация через общение удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;
4) анимация через успокоение удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;
5) культурная анимация удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
6) творческая анимация удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.
Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ. Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья.
Анимационная деятельность рассматривается как средство формирования масштабных и малых праздников. Как отмечают ученые, анимация отображает состояние духовного мира человека, его «можно считать одним из бытийствующих в определенном временном выражении», это форма экзистенциального существования человека.
Разница между праздниками и буднями заключается не только в наличии или отсутствии работы, суть праздника как самостоятельного, оригинального, исключительного явления заключается также в особом эмоциональном настрое его участников. Атмосфера веселья, творчества, утилитарных игр и других форм деятельности не может быть удалена из праздника, потому что в этом случае он теряет свой смысл. При организации различных анимационных программ важно помнить, что смысл не содержится в самих событиях. Смысл анимации заключается в том, «в какие отношения и с кем вступает игрок, какие качества он приобретает, чему учится, чему учится и что открывает в себе, как он реабилитирует себя, самовыражается» и так далее. В большинстве случаев задача игры не мешает импровизации, в ней совмещаются процессы познания, движения и так далее, что позволяет говорить об искусственном характере игровой деятельности.
Социокультурная анимация - это особый вид социокультурной деятельности социальных групп и индивидов, основанный на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культурно-творческих и др.) которые обеспечивают преодоление социального и культурного отчуждения. Социокультурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще называют педагогикой социально-культурной деятельности. Технологии социокультурной анимации предполагают в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивающих индивиду условия для включения в творческую, оздоровительную, образовательную, развлекательную и другие виды социально-культурной деятельности.
Являясь элементом культурно-досуговой деятельности, анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров и потребителей анимационных услуг в сфере досуга, основанный на сочетании формального лидерства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культурно-творческие потребности и интересы участников этого процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной менять окружающую действительность и самого себя в ней.
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности.
Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социальнокультурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных профессионалов в сфере культурно-досуговой деятельности Е.Б. Мамбеков определяет анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:
1) как комплекс элементов, находящихся в непрерывных отношениях;
2) как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время
;
3) как необычная социально-педагогическая система, в которой главную роль занимают аниматоры, профессиональные или начинающие, обладающие специальной подготовкой, которые пользуются методами активной педагогики.
Подобное детально определение в целом правосудно отражает специфику, а также, из чего состоит анимационная деятельность, которая проявляет себя на уровне организации, деятельности и технологии. Вместе с этим не нужно ограничивать сущность и специфику такого явления только внешними проявлениями, так как важная часть анимации - это ее мировоззренческий потенциал. Само понятие «анимация» дает возможность, с одной стороны, довольно точно описывать цели социокультурной деятельности, выявлять ее объединяющий характер, а с другой стороны - означать внутренний подход взаимоотношений субъектов педагогического процесса.
\
Выводы по 1 главе
Данная глава посвящена изучению анимационной деятельности в праздничном действе. Выяснено, что по сей день не выделяется четкого определения сущности анимации, то есть существует большое разнообразие различных концепций в подходов. Рассмотрен исторический аспект данного явления. Выяснено, что анимация как самостоятельное явление появилось только в XX веке. Рассмотрено три уровня анимации: творческий, репродуктивный и репродуктивно-творческий.
Определено, что анимационная деятельность связана с понятием досуга. Досуг также является довольно неоднозначным определением, и существует многочисленное количество трактовок данного явления. Нам ближе всего оказалось понятие А.И. Кравченко, которая представлена в «Социологическом словаре», согласно которой досуг представляет собой часть свободного времени, которым человек свободно распоряжается. На основании всего вышеизученного делается вывод относительно того, что анимация представляет собой вид досуговой деятельности, который обладает развивающей, оздоровительной, культурной направленностью, обладающим духовным характером отношений между субъектами процесса, осуществляющийся с помощью различных приемов коммуникации, диалога. Отмечается, что все это относится к вечным духовным ценностям индивида.
Также в главе рассмотрены основные виды анимационной деятельности. Обнаружено, что анимационная деятельность может быть туристской, рекреационной, детской. Также анимационная деятельность может существовать в разных формах: анимация в движении, анимация через переживание, анимация через общение, анимация через успокоение, культурная анимация и творческая анимация.
Определено, что анимационная деятельность может выступать как неотъемлемая часть праздничного действа, так как является отображением духовной составляющей личности, формой экзистенциального существования индивида. Особое значение имеет мировоззренческий потенциал анимационной деятельности. В целом, термин «анимация» позволяет дать наиболее полное описание социально-культурной деятельности, определить подход к взаимоотношение субъектов процесса.
Глава 2. Игра как форма активности
2.1 Игра, ее сущность и функции
Игра – многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением.
Игра – первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игры – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Важны обучающие игры также для нравственного – эстетического воспитания детей. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали в учебный и внеучебный процессы, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Итак, игра представляет собой социально значимую деятельность, которая предполагает наличие воображаемой ситуации и определенных правил. Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей индивида, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.