Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анимационная деятельность в праздничном действе
1.1 Анимационная деятельность: сущность и исторические сведения
1.2 Основные формы и роль анимационной деятельности в создании праздничной атмосферы
Глава 2. Игра как форма активности
2.1 Игра, ее сущность и функции
2.2 Принципы и особенности применения игры в праздничном действе
2.2 Принципы и особенности применения игры в праздничном действе
Современная праздничная культура представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров праздника. Праздничный текст зачастую произвольно составлен из наслоений различных семиотических систем: широко используются идеи маскарадной и карнавальной культур, традиции ряжения и др. Праздничная стихия сочетает в себе элементы как христианских (Рождество, Пасха и др.), так и дохристианских языческих праздников (Масленица, День Ивана Купалы), обломки «советских» праздников (1 мая, 7 ноября) и принципиально новые формы (презентации, шоу). Наряду с этим расширяются контакты с ранее незнакомыми обычаями и традициями, нашедшими выражение в праздновании Татьяниного дня, Дня Святого Валентина, Хэллоуина, католического Рождества.
Празднично-игровое общение предполагает реализацию взаимосвязи и взаимоотношений между миром и личностью (личностью и миром) с использованием способов кодирования и передачи социокультурного опыта праздника, то есть - позволяет рассматривать формирование игровой культуры человека в рамках знаковых систем празднично-игровых форм.
Законченная форма мировосприятия «человека играющего» в ситуации праздничной игры всегда будет выразительной: то есть, выражаться в своеобразном поведении, всевозможных способах и приемах, символических знаках и смыслах. В такой ситуации игровое поведение участника свидетельствует о его способности «человека играющего» искать формы проявления и находить выражение собственному праздничному мироощущению - «внутреннему диалогу души самой с собой» (Г.-Г. Гада-мер). В праздничной жизни, представленная специфической игровой формой, не предполагает разделения субъектов праздника на исполнителей и зрителей. Здесь царит особое состояние, к которому причастны все. Через идею «всепричастности», реализуется принцип праздничного диалога (коммуникации участников).
Ситуация диалога предоставляет условия для развития умений играющих участников праздника обладать творческой инициативой и реализовывать её через импровизацию, выражающуюся в глубинных, сущностных качествах «человека играющего».
В этом случае диалогичное общение выполняет несколько основных функций:
1) расширяет границы информационного поля личности (знание культурного, социального и игрового опыта);
2) развивает навыки, умения и способности игрового общения, что предполагает реализацию содержательного аспекта игровой культуры человека;
3) содействует созданию общности - организации игрового сообщества людей, в котором проявляются эмоционально-ценностные взаимоотношения.
Рассмотрим признаки зрелищно-игрового способа моделирования празднично-игрового общения:
1) художественно-зрелищная информация передается в форме различных знаков творческо-исполнительской деятельности таких как художественно-декоративное оформление, драматическая игра, музыкальное или пластическое действие, в виде предметной символики или речевого действия и т. д.;
2) разделение участников на исполнителей (тех, кто является источником художественно-зрелищной информации), и зрителей (публику) (тех, кто воспринимает художественно-зрелищное действие, и на кого непосредственно и направлено «воздействие на воображение»;
3) процесс празднично-игрового взаимодействия в такой ситуации можно рассматривать как вид эстетической деятельности публики, в процессе чего восприятие зрелища в форме различных знаков удивляет, очаровывает, создает условия для переживания образов художественно-зрелищной информации. С этой точки зрения можно говорить, что природа визуальной игры диалогична, т. е. факты восприятия-переживания в полной мере нужно рассматривать как процессы «активного понимания», и таким образом, «приобщая понимаемое новому кругозору понимающего».
3) активное понимание визуальной игры соответствует процессу организации эмоционально-ценностных взаимоотношений участников, осуществляя потребность «человека играющего» в эмоциональном контакте с другими людьми (участниками праздничного действа); именно в этом случае визуальная игра в системе празднично-игрового общения реализует свое функциональное предназначение - превращает настроение участников праздника в их общее достояние - праздничную атмосферу, создает празднично-игровую общность.
Другой способ моделирования празднично-игрового общения ритуально-игровой. Он наполняет праздничные формы культуры высшей серьёзностью сакрального, священного и святого, выявляя при этом, исконную творческую природу праздничного игрового действа. Смысловой контекст ритуально-игровой традиции праздничных культурных форм, поэтому можно рассматривать как специфичный вид миропонимания «человека играющего», который воплощает свои идеи в такой деятельности как сакральная атмосфера праздника - ритуальной игре.
Ритуальная игра в праздничных формах культуры выполняет не столько компенсаторную функцию, сколько своей природой участвует в становлении эмоционального опыта «человека играющего» с точки зрения переживания мироустройства в его высшей реальности.
Выразительным явлением ритуально-игрового действия является такой универсальный социально-культурный феномен, как маска, предполагающий целую систему трансформаций, ряженья и действия ряженых, а в семиотическом аспекте - создающий выразительные языки метафорических аналогий пространства и времени, олицетворений с силами и процессами, идентификаций (уподоблений) с предметной символикой в ритуальной игре.
Характерной празднично-игровой культурной формой является карнавально-игровой способ. Содержательный аспект этого способа в процессе организации диалога между участниками праздничного действа являются крайне важными для понимания игровых явлений формы площадной празднично-смеховой культуры. При этом собственно миропонимание и становится зарождающими принципами символического пространства (выразительности) этих форм народной площадной празднично-смеховой культуры. Смысловые основы карнавального мироощущения и мировосприятия создают образную систему карнавально-праздничных форм культуры и соответственно формируют подсистему приемов карнавально-игрового поведения «человека играющего» в системе празднично-игрового общения, а смеховая природа карнавально-игровых образов и символов праздничной культуры обусловливает непосредственно карнавальную игру как смыслотворческую, смыслопорождающую активность «человека играющего».
Спортивно-игровой способ моделирования празднично-игрового общения основывается на реализации соревновательного момента в празднично-игровых культурных формах. Это такие формы празднично-игровой культуры, в которых функция состязания (агона) воплощается и «представляется в формах и атмосфере игры» (Й. Хейзинга). В празднично-игровой деятельности функция состязательности участников является первичной и проявляется в фактах выражения интеллектуальной и физической активности «человека играющего» в праздничном представлении. Реализация соревновательного момента в празднично-игровом действе содействует интенсификации эмоционального напряжения «человека играющего», а сама форма состязания в ловкости, силе, умении и т. д. является выражением «включения» участников в празднично-игровую атмосферу. В празднично-игровом действии функция состязательности постоянно включает ситуацию переживания успеха или неудачи, что оказывает влияние на стремление и увеличение игровой активности личности. Проверяются и проявляются разные ресурсы человека: волевые, физические, интеллектуальные, такие как смелость, энергичность, решительность, упорство, инициатива, сноровка, сила и т. д. Благодаря активизации этих ресурсов и успешности их проявления в игровых соревновательных формах, «человек играющий» получает не только положительную информацию о себе, но и формирует положительный социальный и культурный опыт с учётом личных способностей и возможностей, повышает уровень доверия к себе, приобретает уверенность в своих действиях.
И еще один способ моделирования празднично-игрового общения - танцевально-игровой. Сакральное значение танцевально-игрового действа в праздничном опыте культуры созидательно, положительно - это символизация акта созидания и творчества, ритмическая форма преобразования пространства и времени, олицетворение космогонического процесса превращений. Танцевально-игровое представление рассматривается как наиболее яркое проявление экстатической формы в праздничном опыте игровой культуры, или как форма проявления сверхличностного мироощущения «человека играющего», когда «человек играющий» чувствует себя «переполненным природной стихией, которая не вне его, но в нем самом, и не изображается им, а выражает себя через него».
В завершении отметим, что досуговая деятельность – это важная цель свободного человека. Обладание досугом означает обладание духовным богатством. Праздник, представление, торжественная церемония, обрядовая игра, народное гуляние, ярмарка, семейно-бытовые формы - все это составляющие праздничной культуры, где объединяющим началом выступает их игровая природа.
2.3 Роль игры в праздничном мероприятии
Игра способствует мягкому вовлечению детей в новые виды социально-созидательной деятельности. При этом необходимо опираться на позитивно-конструктивный индивидуальный опыт ребенка (что он уже умеет, чем владеет, что интересно).
Еще в глубокой древности игры занимали видное место в жизни детей. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. С первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся в поэзии пестования. Она включает в себя колыбельные песни, назначение которых - убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки - вызвать у ребенка радостные эмоции; потешки - песни, сопровождающие первые игры ребенка с ручками, ножками; прибаутки. И все это - в игровой форме.
В игре в группе сверстников ребенок получал возможность готовить себя к жизни. В сюжетно-ролевых или подражательных играх отражалась жизнь деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей. Дети увлеченно изображали трудовую жизнь крестьян, их повседневные заботы и радости.
В игровой ситуации дети приучались регулировать степень внимания, физических нагрузок, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение,
проявлять инициативу, помогать товарищам, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущем. Все эти понятия органично входили в жизнь ребенка, так как он получал их в понятной для него форме – игре.
В русских народных играх было много юмора, шуток, соревновательности. Точные и выразительные движения часто сопровождались неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Многие детские игры были небольшими театральными представлениями.
Народные игры - это традиционное средство педагогики. Русские народные игры передавали из поколения в поколение национальные особенности обычаев, своеобразие языка, форму и содержание разговорных текстов. Игры были не только развлечением и забавой. В играх путем подражания дети привыкали к тем обязанностям и ремеслам, которыми им предстояло заниматься, став взрослыми.
Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах И. Хейзинга, А. Леонтьева, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова, В. Панфилова.
На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.
Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века. На сегодняшний день существует множество понятий «игра», раскрывающих спектр различных трактовок этого определения. Одни считают это процессом, дающим определенные установки для исполнения определенной роли (Д.Г. Мид), другие — развитие и воспитание (Н.Ушинский, Л.С. Выготский и др.). Точное раскрытие определения игры невозможно, так как каждый автор придерживается собственной научной теории игр, раскрытой в процессе исследований.
Что даёт игра детям. Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й. Хейзинга. По мнению ученого, игра дает свободу, выход в другое состояние души, снимает жесткое напряжение и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. В своих трудах Хейзинга отмечает, что игра формирует стремление к совершенству духовному, творческому и физическому, активизирует способности ребенка, дает возможность создать и сплотить детский коллектив, развивает воображение, остроумие, психологическую пластичность. Немаловажны функции игры в формировании у детей умения ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, выработке активного отношения к жизни и целеустремленности в выполнении поставленной цели, понижении уровня тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Игра первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения.