Файл: Лекция 9 Система гос.управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2021

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для назначения Генерального прокурора. Председателя Комитета национальной безопасности и других первых руководителей, перечень которых установлен Конституцией и зконами, требуется согласие Сената Парламента Республики Казахстан. Министры и председатели государственных комитетов, как правило, входят в состав правительства.

Правовой статус министерств, агентств, в том числе и административно-правовой, закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах. В настоящее время имеется Типовое положение о рассматриваемых органах, являющееся основой для разработки их статуса. Статус конкретного министерства, агентства определяется Положением, утверждаемым постановлением Правительства.

Деятельность министерств и агентств осуществляется через первых руководителей и их заместителей. Заместители назначаются, как правило, правительством по представлению министров и председателей агентств. Кроме того, создаются коллегии как консультативные, координационное и совещательные подразделения, которые тем не менее могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министров или председателей агентств. Если решение первых руководителей противоречит решению коллегии, принимается решение министра или председателя агентства, что специально оговорено в некоторых положениях о министерствах (агентствах). В этих органах создаются также различного рода научные, технические, методические советы и т. д.

Министерства и агентства включают в себя определенное количество управлений, отделов, департаментов и других структурных подразделений, часть из них может быть специальными ведомствами. Большинство министерств, агентств имеют территориальные подразделения на различных уровнях административно-территориального устройства. В одних случаях местные органы входят в систему того или иного министерства, агентства, не подчиняясь при этом местным исполнительным органам власти (управления внутренних дел, национальной безопасности, комитеты по государственному имуществу и др.), в других - находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству, агентству и главе местной администрации (комитеты архитектуры и градостроительства). Наконец, имеются местные органы, которые подчиняются акимам, а соответствующие министерства и агентства выполняют по отношению к ним координирующие функции (управления и отделы образования, органы социальной защиты и др.).

Акты министерств, государственных комитетов издаются в форме приказов министров и председателей агентств, инструкций, указаний, рекомендаций, постановлений и др., иногда принимаются совместные акты с другими министерствами и агентствами. Нормативные акты министерств, агентств, ведомств, затрагивающие права, свободы, законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат официальной регистрации в Министерстве юстиции и опубликованию в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 июня 1993 г. «О мерах по повышению эффективности правовой реформы в Республике Казахстан». Действие актов министерств и агентств может быть прекращено Президентом Республики Казахстан, правительством, самим министерством, агентством или судом.


Нередко министерства и агентства называют ведомствами. С одной стороны, ведомство – понятие собирательное, поскольку к нему относят не только такие центральные органы исполнительной власти, как министерства и агентства, но и управления, департаменты, государственные комиссии и инспекции. С другой - в системе центральных государственных органов есть собственно ведомство - орган, который выполняет отдельные межотраслевые управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках какого-либо министерства или агентства. И зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.

Среди ведомств можно выделить две основные группы. К первой группе относятся ведомства, создаваемые при правительстве; ко второй — ведомства, которые образуются и действуют в составе министерств (комитет финансово-валютного контроля в системе Министерства финансов, Департамент дорожной полиции в системе Министерства внутренних дел, транспортная инспекция в составе Министерства транспорта и коммуникаций и т.д.). Ведомства второй группы следует отличать от других структурных подразделений министерств - управлений, отделов, которые не могут издавать акты от собственного имени, привлекать к административной ответственности, выполнять самостоятельно другие властные полномочия.

Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан, а их руководители назначаются, как правило, Правительством, а также Президентом. Ведомства второй группы могут образовываться, реорганизовываться и упраздняться как Президентом, так и правительством, они же назначают и их руководителей. В отличие от министров и председателей агентств первые руководители ведомств (начальники, председатели, директора и др.) не входят в состав правительства. Во многих других вопросах правовой статус министерств, агентств и ведомств практически одинаков, в частности в вопросах организации, формах и методах управленческой деятельности, издаваемых актах и т.д. Правовой статус ведомств также закрепляется в положениях, утверждаемых правительством.

В республике имеются органы, которые по статусу можно отнести к центральным государственным органам исполнительной власти, хотя по законодательству они таковыми не являются, например Национальный банк. Эти органы выполняют роль своеобразных ведомств.

Задачи, функции, компетенция министерств, агентств, ведомств в сфере государственного управления определяются в соответствующих законах и подзаконных актах. Они отличаются разнообразием, учитывая всеобъемлющий, универсальный характер государственного управления. Огосударствление всех сфер общественной жизни в недавнем прошлом страны, сохраняющийся большой удельный вес государственной собственности, необходимость государственного регулирования многих процессов, протекающих в обществе, влияют на то, что до сих пор среди управленческих функций министерств, агентств, в меньшей степени - ведомств преобладают функции оперативного распорядительства. Рассматриваемые государственные органы имеют в своем подчинении большое количество предприятий, учреждений, которые они или другие государственные органы создают, упраздняют, назначают их руководителей, решают многие вопросы их деятельности, хотя в последние годы имеется тенденция ограничения вмешательства этих органов в деятельность подчиненных им организаций.


Довольно значительны контрольные, надзорные, разрешительные, регистрационные функции министерств, агентств и ведомств, а для некоторых из них контроль и надзор - основные направления деятельности (Министерство природной среды и охраны окружающей среды, Министерство финансов, Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и др).

Центральные органы исполнительной власти выдают лицензии и разрешения на различные виды деятельности (Министерство образования - на занятие педагогической деятельностью, Министерство транспорта и коммуникаций - на осуществление коммерческо-предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов различными видами транспорта, Министерство внутренних дел - на приобретение оружия, Министерство финансов - на право выпуска ценных бумаг и т.д.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения- налогоплательщиков, транспортные средства, жилые строения, нормативные акты и средства массовой информации и т. д.).

Значительна и нормотворческая деятельность этих органов. Они принимают различные стандарты, технические нормы и нормы безопасности, устанавливают порядок и правила проведения той или иной деятельности, которые должны соблюдать граждане и организации. Наконец, административно-правовой статус министерств, агентств, ведомств включает их полномочия по применению мер государственного, в частности административного принуждения, привлечению к административной ответственности, приостановлению деятельности организаций, осуществлению задержания, досмотров и т. д.

По мере разгосударствления и приватизации будет происходить переориентация деятельности министерств, агентств, ведомств на составление прогнозов по планированию, координации, информационному обеспечению процессов в той или иной сфере, созданию благоприятного режима функционирования для различных субъектов, хотя это в большей степени касается тех органов, которые действуют в экономической и социально-культурной сферах. Характер же деятельности центральных органов исполнительной власти административно-политической сферы (МВД, КНБ, Министерство обороны) обусловливает сохранение значительного объема оперативно-распорядительных полномочий, поскольку их деятельность непосредственно связана с охраной государственного строя, обеспечением личной и общественной безопасности, которые невозможно осуществлять без административных методов. Безусловно, большое место в деятельности государственных органов будут занимать и контрольные, разрешительные, регистрационные функции.


3. Общегосударственная политика исполнительной власти в областях, районах, городах, районах городов осуществляется ее местными органами, возглавляемыми акимами (статья 87 Конституции Республики Казахстан); отделами, управлениями и другими подразделениями и службами. Эта политика проводится в сочетании с интересами и потребностями соответствующих административно-территориальных единиц.


Деятельность местных исполнительных органов осуществляется на принципах:

  • подотчетности Президенту и правительству, вышестоящим главам администраций;

  • подконтрольности соответствующему местному представительному органу по вопросам его ведения;

  • законности;

  • единоначалия;

  • обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан;

  • самостоятельности и независимости в пределах своей компетенции;

  • сочетания государственных и местных интересов;

  • ответственности за свою деятельность и принимае­мые решения.

Их административно-правовой статус определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами.

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности акимов создается аппарат.

При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган - коллегия, состав которой утверждается акимом. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости. Ее решения проводятся в жизнь через акты акима, на заседания коллегии приглашается секретарь маслихата.

Акимы областей, городов республиканского подчинения и столицы назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан с согласия соответствующих маслихатов, непосредственно выступают представителями Президента и правительства, и их деятельность по социально-экономическому развитию координируется правительством Республики Казахстан.

Акимы районов, городов областного значения избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании депутатами маслихата.

Акимы аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков избираются:

1) на основе всеобщего равного прямого избирательного права, если население не превышает 5 тысяч человек и

2) на основе всеобщего равного косвенного избирательного права, если население превышает 5 тысяч человек.

Акимы всех административно-территориальных единиц:

  • наделяются полномочиями государственно-распорядительного характера и в пределах своей компетенции правомочны вступать в административно-правовые отношения;

  • принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории (области, района; города и т.д.).

К основным направлениям деятельности акимов относятся:

  • разработка и представление на утверждение маслихата проектов программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;

  • представление на утверждение маслихата проекта бюджета и обеспечение его исполнения;

  • управление коммунальной собственностью;

  • назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации;

  • координация деятельности организаций по управлению коммунальной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;

  • регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

  • принятие решений о ссудах, займах и других долго­срочных обязательствах;

  • утверждение штатов, условий оплаты труда и материально-технического обеспечения аппарата и органов местной администрации в пределах лимитов и предельных ассигнований, установленных правительством Республики Казахстан.


Аким соответствующей административной единицы осуществляет иные полномочия, возлагаемые на областные, районные, городские, районные в городах исполнительные органы действующим законодательством Республики Казахстан.

По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановления и распоряжения. Заместители акима издают распоряжения, руководители органов местной администрации в пределах своей компетенции издают приказы.

Акты местной администрации не должны противоречить Конституции Республики Казахстан и действующему законодательству и могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, либо Президентом Республики Казахстан, либо в судебном порядке.


Субъектами государственного управления являются также предприятия и учреждения.

К предприятиям относятся организации, осуществляющие как основную хозяйственно-коммерческую деятельность, главная цель которой - получение прибыли.

В отличие от предприятий учреждения выполняют функции в административно-политической, научной, культурно-социальной и других сферах без получения прибыли, а хозяйственно-коммерческая деятельность для них не характерна и может быть только вспомогательной. Это основные признаки, которые разграничивают предприятия и учреждения как субъекты административного права.

Нормативно-правовой основой деятельности предприятий и учреждений являются Гражданский кодекс Республики Казахстан, законодательные и подзаконные акты.

Административно-правовой статус предприятий и учреждений зависит от их вида (в дальнейшем - организаций).

Организации можно классифицировать в зависимости:

  • от форм собственности: государственные; частные, основанные на частной собственности юридических и (или) физических лиц; смешанные;

  • от основного вида деятельности: предприятия промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые, строительные и т.д.; учреждения здравоохранения, образования, культуры, научные, спортивные и т.д.

В свою очередь предприятия в зависимости от организационно-правовой формы делятся на кооперативы; хозяйственные товарищества, в том числе акционерные общества; предприятия общественных и религиозных объединений; государственные предприятия (действующие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления); концерны, корпорации, консорциумы, холдинговые компании, фирмы и т. д.

Возможна классификация организаций по иным основаниям, например, в зависимости от участия иностранного капитала и т.д.

Организации создаются собственником имущества или уполномоченным им органом. Образование государственных организаций обусловлено изданием правового акта управления. Они могут создаваться и в результате реорганизации уже действующих, в том числе и в случае принудительной реорганизации по решению антимонопольных органов. Обязательным для большинства организаций является наличие устава, который утверждается собственником или уполномоченным им органом, при этом государство определяет основные вопросы, которые должны быть отражены в уставах. В то же время предприятия могут действовать на основе учредительного договора, а учреждения в предусмотренных законом случаях - на основе общих положений об организациях данного вида.