ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.08.2021
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
Административная правосубъектность организаций возникает с момента регистрации их в органе юстиции. Возможен отказ в регистрации из-за несоответствия (учредительных документов требованиям закона, нарушения установленного законом порядка создания. Регистрация организаций означает, что они наделяются правами и обязанностями в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере государственного управления, способностью вступать в административные правоотношения. Права и обязанности в этой сфере - обязательный элемент их административно-правового статуса. Для тех из них, которые являются государственными, государство устанавливает задачи, определяет функции и структуру, порядок формирования органов управления и характер подчиненности, что является частью их правового статуса. Частные организации решают подобные вопросы самостоятельно, хотя и подчиняются общим правовым предписаниям. Например, банки и страховые организации вправе заниматься той деятельностью, которая им разрешена законом. Система органов управления хозяйственного товарищества также устанавливается законом и обязательна для применения в конкретном товариществе.
В административно-правовом статусе государственных, частных и смешанных организаций сохраняются некоторые различия, которые со временем будут устранены или хотя бы нивелированы, поскольку все они должны иметь равные условия создания, регистрации и деятельности вне зависимости от форм собственности.
Организации наделяются государством следующими правами в сфере государственного управления: обжаловать неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц; заниматься различными видами деятельности и получать разрешение на их осуществление; не выполнять требований государственных органов, производящих проверку по вопросам, не входящим в их компетенцию; вносить изменения и дополнения в учредительные документы и т.д. Отдельным из них предоставляются специальные права, обусловленные спецификой их деятельности. Так, только банкам разрешено осуществлять так называемые банковские операции; организации инвалидов имеют право на материально-техническое обеспечение из централизованных источников и т.д.
В то же время государство ограничивает права для занятия такими видами деятельности, как изготовление государственных ценных бумаг и денежных знаков, оружия и взрывчатых веществ; лечение больных, страдающих некоторыми инфекционными и психическими заболеваниями. Такие права предоставлены только государственным организациям.
Помимо прав, организации наделены большим количеством обязанностей в сфере государственного управления. Некоторые из них являются общими для всех: предоставлять статистическую информацию государственным органам, соблюдать государственные стандарты и технические условия, получать лицензии на осуществление различных видов деятельности, соблюдать антимонопольные и экологические требования и др. Специальные обязанности устанавливаются для отдельных видов организаций: оказывать неотложную медицинскую помощь гражданину любым учреждением здравоохранения; обеспечивать безопасность движения транспортными предприятиями и т. д.
Реализуют права и несут обязанности организации в многочисленных административных правоотношениях, складывающихся между ними и органами государственного управления по самым различным вопросам: получению лицензий на занятие какой-либо деятельностью, разрешений на строительство; в связи с привлечением к административной ответственности, осуществлению контроля со стороны государства, регистрации транспортных средств и т. д.
Административно-правовые гарантии прав и законных интересов организаций являются еще одним элементом их административно-правового статуса. К их числу можно отнести следующие законодательные положения:
-
не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц в хозяйственную и иную деятельность организаций;
-
устанавливается административная ответственность должностных лиц и государственных органов, нарушающих права и законные интересы организаций;
-
предоставляется право обжалования таких действий государственных органов и должностных лиц;
-
законодательно ограничиваются проверки, проводимые государственными органами;
-
гарантируются равные права организаций, независимо от форм собственности, в доступе к материалам, финансовым, трудовым, природным, интеллектуальным, информационным ресурсам;
-
обеспечиваются равные условия защиты организаций.
В законодательстве установлено множество других гарантий прав и законных интересов свободной деятельности организаций. Так, государство финансирует учреждения здравоохранения и образования, предоставляет льготы предприятиям инвалидов и т. д.
В организациях существуют свои органы управления. Если речь идет о государственных организациях, то назначение и освобождение руководителей производится путем издания соответствующего правового акта полномочным органом государственного управления. Именно через органы управления реализуется правосубъектность, в том числе административная, организации. Органы управления государственных организаций признаются органами государственного управления, наделенными государственно-властными полномочиями, которые распространяются только на отношения внутри самой организации за некоторыми исключениями, если государственная организация наделена контрольными, разрешительными, экспертными полномочиями по отношению к другим субъектам.
Органы управления частных и смешанных организаций создаются собственником и не имеют государственно-властных полномочий; управление в них осуществляется без использования административных актов, на основе внутриорганизационных норм и норм других отраслей права.
За нарушения правовых норм организации несут административную ответственность с применением таких мер административного взыскания, как штрафы, лишение лицензий, установление надзора за предпринимательской деятельностью и др. Наиболее тяжкой мерой административного взыскания является ликвидация организации, которая наряду с реорганизацией является формой прекращения их деятельности.
Реорганизация и ликвидация организации могут осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. В первом случае деятельность прекращается по решению собственника имущества, органа, уполномоченного собственникам или учредительными документами; во втором - по решению судебных органов. Например, ликвидация организации по решению суда может произойти в случаях признания ее банкротом, недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными нарушениями законодательства при его создании, осуществления запрещенной законодательством или противоуставной деятельности и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Говоря о государственном управлении, необходимо отличать государство как собственника имущества, когда его управленческие функции в отношении государственных организаций лежат скорее в сфере частного права, от государства как субъекта публичного права, когда оно с помощью административно-правовых средств регулирует деятельность всех организаций в обществе.
В перспективе государство должно вообще отказаться от хозяйственно-коммерческой деятельности, хотя, конечно, будет существовать необходимость в функционировании социально ориентируемых государственных организаций, без которых невозможно выполнение ряда государственных функций (бесплатное медицинское обслуживание и образование, производство продукции для инвалидов, военной продукции). Главная же роль государства должна заключаться в создании благоприятного правового режима деятельности для организаций и условий для решения с их помощью стоящих перед обществом проблем.
4. Функционирование любой ветви власти, в том числе исполнительной, во многом определяется применением методов управления.
Методы управления — это способы (приемы):
1) организации деятельности субъекта административного права;
2) решения конкретных вопросов, возникающих в процессе управления;
3) воздействия на волю управляемых.
Процесс организации деятельности субъекта управления — это формирование структурных подразделений и распределение функций между ними, включение их в систему органов исполнительной власти;
оформление управленческих процессов и т.д. Словом, орган исполнительной власти организует свой аппарат, исходя из поставленных задач, для достижения соответствующих результатов.
Конкретные вопросы в процессе управления могут решаться единолично (министром, председателем агентства), коллегиально (на коллегии, научно-методическом совете) или совместно (с участием двух или нескольких министерств, агентств и т.д.). Решения эти оформляются в виде документов — постановлений, приказов, инструкций.
Методы управления обусловливаются не субъективными устремлениями должностных лиц, а формируются под воздействием конкретных задач управления.
Органы исполнительной власти при реализации политических, социально-экономических и других интересов и потребностей общества и граждан используют административно-правовые методы - субординации и координации.
Выделяются следующие основные черты метода субординации:
-
прямое воздействие на управляемых путем установления их прав и обязанностей;
-
односторонний выбор органом управления способа решения стоящей задачи или конкретного варианта поведения путем определения заданий, порядка и сроков их выполнения, использования ресурсов и регламента условий работы;
-
юридически обязательный характер актов управления, неисполнение которых может повлечь за собой меры административного воздействия;
-
защита прав физических и юридических лиц в порядке, установленном законом.
Таким образом, основу метода составляют властный характер юридического воздействия и государственный авторитет, социальную опору которого образуют публичные интересы.
Метод координации проявляется в обеспечении согласованного взаимодействия центральных исполнительных органов, руководителей и должностных лиц в решении управленческих задач. Безусловно, необходимо иметь в виду, что подобная координация осуществляется между органами, службами, должностными лицами, обладающими властными полномочиями и неподвластными друг другу.
Координация действий подобных органов возникает как потребность в решении всего комплекса возникающих проблем. Координация может быть обусловлена правовым актом вышестоящего органа, в результате чего может создаваться специальный орган, наделяющийся полномочиями по координации правоохранительных и иных органов.
Метод координации может быть обусловлен определенными социальными институтами: ценностной ориентацией, потребностями, социальной оценкой и интересами.
Такие ценности, как свобода личности, общественный порядок, материальное благополучие просты и общественно значимы. К ним стремится каждый здравомыслящий человек. Вместе с тем социально-психологическая природа формирования социальной ориентации имеет свои особенности и состоит из осознания потребностей, осознанного стремления к условиям и формам удовлетворения потребностей. Сформировать ценностную ориентацию невозможно вне права, знания законодательства.
На первый взгляд, освоение правовых норм — это забота самих граждан. Но и государству в лице его органов далеко не безразлично состояние правовой просвещенности граждан. Чем полнее знания о праве у граждан, тем успешнее исполнительные и другие органы имеют возможность решать управленческие задачи. Именно для повышения правовой культуры и правовой информированности населения Министерство юстиции республики осуществляет координацию работы государственных органов и организаций по вопросам правового всеобуча.
Благодаря координации Министерство юстиции расширяет возможности физических и юридических лиц в реализации прав, свобод и обязанностей.
Для того чтобы реализовать этот интерес, необходимы не только властные предписания, но и заинтересованное координирующее взаимодействие различных субъектов.
Но эти властные предписания могут и не быть обусловлены подотчетностью органов или должностных лиц. Например, многие министерства и ведомства имеют в своем подчинении средние специальные и высшие учебные заведения. Однако только Министерство образования правомочно координировать деятельность учебных заведений по вопросам научно-методического обеспечения учебного процесса, выполнения общеобязательных стандартов образования. Для повышения правовой культуры и правовой информированности населения и решения других задач, предусмотренных постановлением Президента Республики Казахстан «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан» от 21 июня 1995 г., Министерство юстиции республики осуществляет координацию работы государственных органов, научных учреждений по вопросам подготовки учебно-методической литературы, справочно-нормативных материалов по правовому всеобучу, изучает в министерствах и ведомствах состояние работы по правовому всеобучу и разрабатывает рекомендации по ее улучшению.
Благодаря координации государственная воля, исходящая от органов исполнительной власти, аккумулируя интересы отдельных организаций, граждан, реализуется в целях обеспечения публичных интересов.
Главная задача исполнительной власти - обеспечивать исполнение законов. Реализуется эта задача в различных формах управления. Под формой управления в административном праве понимается внешнее проявление (документ) не только деятельности, но и результата управления. Формы управления определяются законами. Различают правовые и неправовые формы.
К правовым формам управления относятся:
-
подготовка и принятие нормативных правовых актов;
-
заключение договоров.
Подготовка и принятие нормативных правовых актов - основной вид деятельности исполнительной власти, предписанный ее органам законодательством и для исполнения законов, обусловленный потребностью в административном нормотворчестве из-за невозможности обеспечить публичные интересы только с помощью законов. Именно в правовых формах проявляется характер властных полномочий.
Порядок подготовки, обсуждения, принятия и опубликования нормативных правовых актов определяется законодательством. Нарушение этого порядка исключает возможность введения в действие и опубликования нормативных правовых актов.
Такая правовая форма управления в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, как заключение договора, позволяет обеспечивать координацию деятельности органов государственного управления на горизонтальном уровне, осуществлять кооперацию специализированного управленческого труда, выполняемого различными руководящими центрами, сглаживать остроту ведомственной разобщенности и т. д.