Файл: Лекция 21 Суд и правосудие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;

6) издает распоряжения;

7) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

В случае временного отсутствия председателя районного суда по распоряжению председателя этого суда исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда.

В случае отсутствия председателя в односоставном суде исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей другого суда распоряжением председателя областного суда по представлению руководителя территориального уполномоченного органа.


Областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.

Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого областного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.

Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и судей.

Органами областного суда являются:

1) надзорная коллегия;

2) коллегия по гражданским делам;

3) коллегия по уголовным делам;

4) пленарное заседание суда.

Областной суд:

1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;

2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области;

3) осуществляет контроль за деятельностью администратора судов области;

4) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам областного суда возглавляются председателями коллегий, а надзорная коллегия - председателем суда. Число судей в каждой коллегии по представлению председателя суда устанавливается на пленарном заседании.

Надзорная коллегия состоит из судей данного суда, избираемых ежегодно тайным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей.

Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам состоят из судей, персональный состав которых устанавливается председателем суда после обсуждения на пленарном заседании. В коллегии по гражданским делам и в коллегии по уголовным делам председателем суда могут создаваться специализированные составы.

Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) организует рассмотрение судебных дел судьями;

2) возглавляет надзорную коллегию, вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях;

3) в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии (кроме надзорной коллегии) для рассмотрения дел в составе другой коллегии;


4) созывает пленарные заседания областного суда и председательствует на них;

5) в случае временного отсутствия председателя коллегии возлагает исполнение его обязанностей на одного из судей коллегии;

6) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;

7) на основании рекомендации пленарного заседания суда направляет в Квалификационную коллегию юстиции заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи;

8) организует изучение судебной практики;

9) издает распоряжения;

10) осуществляет общее руководство канцелярией суда;

11) ведет личный прием граждан;

12) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

В случае временного отсутствия председателя областного суда его обязанности по его распоряжению возлагаются на одного из председателей коллегий суда. В случае отставки либо иного досрочного прекращения полномочий председателя областного суда его обязанности по решению уполномоченного органа возлагаются на одного из председателей коллегий суда.

Председатель коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) организует рассмотрение судебных дел судьями коллегии;

2) председательствует в заседаниях коллегии;

3) вносит председателю суда предложения по формированию в составе коллегии специализированных составов;

4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;

5) предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности коллегии;

6) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

В случае временного отсутствия председателя коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.

Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых:

1) устанавливает численный состав коллегии и избирает судей в состав надзорной коллегии;

2) обсуждает план работы суда;

3) заслушивает информацию председателей коллегий;

4) обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области;

5) дает согласие уполномоченному органу на назначение лица на должность администратора судов области;

6) заслушивает отчет администратора судов области о его деятельности;

7) рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения;

8) вносит уполномоченному органу представление об освобождении администратора судов области;

9) рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и предоставляет в Квалификационную коллегию юстиции соответствующее заключение;

9-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;


10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда.

Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Республики Казахстан:

1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;

2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики;

3) принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства;

4) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Верховный Суд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда.

2. Органами Верховного Суда являются:

1) надзорная коллегия;

2) коллегия по гражданским делам;

3) коллегия по уголовным делам;

4) пленарное заседание суда.

3. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган.

Надзорная коллегия, коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам Верховного Суда возглавляются председателями коллегий. Число судей в каждой коллегии и их персональный состав устанавливаются на пленарном заседании по представлению Председателя Верховного Суда. В коллегиях Председателем Верховного Суда могут создаваться специализированные составы.

 Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) организует рассмотрение судебных дел судьями;

2) вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях;

3) созывает пленарные заседания Верховного Суда и председательствует на них;

4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного Суда по вопросам судебной практики и представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом;

5) вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного Суда и членов научно-консультативного совета;

6) в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии;

7) утверждает план работы Верховного Суда;

8) координирует работу коллегий;

9) осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда, утверждает его структуру и штаты;


10) ведет личный прием граждан;

11) издает распоряжения.

Председатель Верховного Суда представляет интересы судебной системы Республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти Республики и международными организациями, а также:

1) представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру руководителя уполномоченного органа;

2) вносит на рассмотрение соответствующих пленарных заседаний судов на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии и судьи Верховного Суда;

3) на основании заключений пленарных заседаний судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии и судьи Верховного Суда соответственно в Высший судебный совет или Квалификационную коллегию юстиции с приложением материалов на всех кандидатов, рассмотренных на пленарных заседаниях судов;

4) вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства;

5) при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Конституционным законом, вносит соответственно в Высший судебный совет и Квалификационную коллегию юстиции представления по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей коллегий и судей судов Республики;

6) вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении судей государственными наградами и присвоении им почетных званий;

7) присваивает судьям Республики звание "Почетный судья", утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;

8) Исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 199-III (введен в действие с 1 января 2007 года) (см. стар. ред.)

9) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами.

При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности по распоряжению Председателя Верховного Суда возлагаются на одного из председателей коллегий. В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей коллегий Верховного Суда.

Председатель коллегии Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) председательствует в судебных заседаниях коллегии;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;

3) обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного Суда;

4) предоставляет информацию пленарному заседанию о деятельности коллегии;

5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.


2. В случае временного отсутствия председателя коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии.

Пленарное заседание Верховного Суда:

1) устанавливает численный и персональный состав коллегий;

2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики;

3) принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства;

3-1) рассматривает в порядке надзора судебные дела в соответствии с законом;

4) заслушивает информацию председателей коллегий Верховного Суда и руководителя уполномоченного органа;

5) дает заключение в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан;

6) обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии и судьи Верховного Суда и выносит соответствующие заключения;

7) по представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри;

7-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;

8) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда. Порядок работы пленарного заседания Верховного Суда определяется утверждаемым им регламентом.

3. В настоящее время множество дискуссий порождает вопрос о введении в судебную систему нашей республики такого института, как суд присяжных.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, выступая на III съезде судей, отметил, что процесс отправления правосудия с участием присяжных заседателей – одна из приоритетных задач развития судебной системы. Правовым основанием этому служат положения п. 2 ст. 75 Конституции РК (с изм. и доп. от 7 октября 1998 г.), который гласит: «в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей». В статьях 1, 25 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» сказано, что судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Кроме того, в Концепции правовой политики Республики Казахстан необходимость рассмотреть возможность осуществления уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей определена как одно из направлений уголовной политики.