Файл: Лекция 21 Суд и правосудие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В своем Послании народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» от 18 февраля 2005 г. Н. А. Назар­баев говорит уже о необходимости введения института суда присяжных. «В этих целях в 2005 г. должны быть приняты закон “О присяжных заседателях”, внесены изменения и дополнения в Конституционный закон “О судебной системе и статусе судей” и другие законодательные акты по вопросам введения суда присяжных».

На IV съезде судей Казахстана, состоявшемся 3 июня 2005 г., Н. А. Назарбаев еще раз подчеркнул, что одно из направлений дальнейшего правового развития связано с реализацией нормы Конституции о возможности осуществления уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей. Введение данного института будет способствовать полной реализации принципа состязательности уголовного судопроизводства и в целом повышению качества отправления правосудия.

Как отметил Председатель Союза судей Б. Тургараев, в настоящее время разрабатывается проект закона «О присяжных заседателях».

Проблемы осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей очень активно обсуждаются в нашем обществе. Несомненно, что эффективность и популярность суда присяжных зависят от уровня правосознания, правовой культуры населения и степени развития демократических устоев общества.

В наше время суд присяжных, как отмечает К. Мами, представляет собой особую форму судопроизводства, в котором участвуют представители общественности, представительный орган общества в сфере правосудия. Присяжные не несут ответственности за свой вердикт, не объясняют его и наделены правом безмотивного оправдания.

К преимуществам данного института можно отнести то, что присяжные несут в суд народную мудрость, жизненный опыт, чувство права и справедливости, они не руководствуются стандартами, сложившимися в судебной практике, и разрешают дела по своему внутреннему убеждению. Присяжные привносят в суд дух общества, в котором живут. И вместе с тем, суд присяжных воспитывает в гражданах уважение к праву и доверие к правосудию.

«Введение института присяжных заседателей будет способствовать полной реализации принципа состязательности уголовного судопроизводства, повышению профессионального уровня судей, прокуроров и адвокатов, а в конечном итоге – качества отправления правосудия».

Вместе с тем, при введении суда присяжных могут возникнуть различные осложнения, проблемы, к числу которых относятся, в частности, большое количество необоснованных оправдательных приговоров, длительное проведение процесса, возможность проникновения в среду присяжных с неблаговидными намерениями и др. Кроме того, существует возможность подкупа присяжных заседателей, хотя подкуп десятка разных лиц практически невозможен. К тому же в случае любого проявления необъективности или предвзятости участники процесса могут заявить отвод, и произойдет замена присяжного.


Безусловно, введение суда присяжных – сложный, требующий значительных финансовых затрат процесс. Но в то же время – это большой шаг на пути развития правового государства, который может состояться только тогда, когда о нем будут говорить не только юристы, но и каждый гражданин нашей страны, желающий жить в подлинно демократическом, правовом, социальном государстве.

Списки кандидатов в присяжные заседатели

В целях обеспечения участия граждан Республики Казахстан в процессе отбора присяжных заседателей местными исполнительными органами ежегодно к 1 декабря года, предшествующего году, в котором будет производиться отбор кандидатов в присяжные заседатели, составляются первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

Местные исполнительные органы вправе запрашивать у государственных органов, организаций и граждан информацию, необходимую для проверки соответствия граждан требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным статьей 10 настоящего Закона. Ответы на запросы местных исполнительных органов должны быть направлены в их адрес не позднее трех рабочих дней со дня получения.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются в алфавитном порядке. В списках указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте двадцати пяти лет - дополнительно день и месяц) и место жительства кандидата в присяжные заседатели.

Количество граждан, включаемых в первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, основывается на количестве кандидатов в присяжные заседатели, ежегодно представляемом председателем соответствующего областного и приравненного к нему суда.

Представление председателя соответствующего областного и приравненного к нему суда должно быть направлено в местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) не позднее 1 сентября года, предшествующего году, в котором будет производиться отбор присяжных заседателей для участия в судебном разбирательстве по спискам кандидатов в присяжные заседатели.

Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) ежегодно, не позднее трехдневного срока со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда, определяет количество кандидатов в присяжные заседатели от каждого района (города областного значения) и уведомляет местные исполнительные органы района (города областного значения) о количестве кандидатов в присяжные заседатели.

Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели

В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица:

1) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста двадцати пяти лет;

2) имеющие непогашенную либо неснятую судимость;


3) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов;

5) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Какие-либо ограничения на включение граждан в списки кандидатов в присяжные заседатели по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам не допускаются.

Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их письменному заявлению:

1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу;

2) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности присяжных заседателей;

3) лица старше шестидесяти пяти лет;

4) священнослужители.

 Гражданам Республики Казахстан, соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидатам в присяжные заседатели, в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом, должно быть обеспечено участие в уголовном судопроизводстве.

Граждане вправе знакомиться со списками кандидатов в присяжные заседатели в порядке, установленном настоящим Законом. Граждане обязаны предоставлять местным исполнительным органам по их запросу информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

За непредоставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за предоставление неверной информации граждане несут ответственность, установленную законом Республики Казахстан.

Граждане, получившие извещение о месте и времени начала судебного заседания, обязаны явиться в суд для участия в процедуре отбора присяжных заседателей. Неявка гражданина без уважительных причин влечет ответственность, установленную законом Республики Казахстан.

Присяжный заседатель имеет право:

1) участвовать в исследовании рассматриваемых в суде доказательств с тем, чтобы получить возможность самостоятельно по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей;

2) задавать через председательствующего вопросы участникам процесса;

3) участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других действиях в судебном следствии;

4) обращаться к председательствующему за разъяснениями норм законодательства, а также содержания оглашенных в судебном заседании документов и по другим непонятным для него вопросам, относящимся к делу;

5) делать письменные заметки во время судебного заседания.


Присяжный заседатель обязан:

1) соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председательствующего;

2) являться в указанное судом время для исполнения обязанностей присяжного заседателя, а также для продолжения судебного разбирательства в случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается;

3) в случае невозможности явиться в суд заранее оповестить председательствующего о причинах неявки.

3. Присяжный заседатель не вправе:

1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела;

2) вступать в контакт во время слушания дела по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего;

3) собирать сведения в ходе разбирательства дела вне судебного заседания;

4) разглашать сведения об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с его участием в закрытом судебном заседании, а также нарушать тайну совещательной комнаты.

Невыполнение присяжным заседателем обязанностей, а также несоблюдение ограничений, предусмотренных настоящей статьей, влекут ответственность, установленную законом Республики Казахстан, а также возможность отстранения присяжного заседателя председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

Присяжному заседателю уполномоченным государственным органом, осуществляющим материально-техническое и иное обеспечение деятельности областного и приравненного к нему суда, выплачивается по окончании рассмотрения конкретного дела, а в случае, если рассмотрение дела затягивается, ежемесячно за счет бюджетных средств вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи областного и приравненного к нему суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.

Командировочные расходы возмещаются кандидату в присяжные заседатели (присяжному заседателю) в порядке и размере, установленных законодательством Республики Казахстан для работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении трудового стажа.

При исполнении обязанностей присяжного заседателя за ним сохраняется место его основной работы. Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускается.

На присяжного заседателя в период осуществления им обязанностей в суде распространяются гарантии независимости судей, установленные законами.

Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается:

1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;


2) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность присяжного заседателя по участию в осуществлении правосудия.

Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда будут обнаружены другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.

































Иллюстративный материал: (схема, таблица, видео фильм, видеосюжеты)

Литература:

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)

  2. Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года

  3. Жунусов Б.Ж. Проблемы уголовной политики. – Караганда, 2006.

  4. Турлаев А.В., Бакирова А.М. Основы права. – Караганда, 2008 г.


Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Звенья судебной системы

2. Специализированные суды, создаваемые в Республике Казахстан

3. Суд присяжных. Его особенности в Казахстане