Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4441

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективное воспитательное воздействие на группы не­возможно без активного участия психологов и психиатров. Их задачи в этой работе многочисленны.

Одну из первых задач составляет психопатологическая оценка членов неблагополучных групп. Психически больной в группе — источник патологического влияния, препятствую­щий воспитательному воздействию. Особо часто психически больные собираются в группы мистических культов, образуют такие группы «отпочкованием» от религиозных сект. Тут тре­буется более частое и более длительное стационирование в психиатрические больницы, нежели там, где психически боль­ной не состоит в постоянной подростковой группе. Эта такти­ка подразумевает не только цели лечения, но и разрушения неблагополучной группы. Однако не всегда госпитализация в психиатрическую больницу члена группы несет воспитатель­ное воздействие на остальных. Во многих группах (особенно среди подростков больших городов) «состоять на учете» пред­ставляет некую моду. Некоторые подростки активно к этому стремятся, преследуя и эгоистические асоциальные цели, по­этому значимы не госпитализация сама по себе, а длитель­ность и частота ее, разделяющая подростка и группу скорее механически. Особого психиатрического внимания заслужи­вают лидеры, достаточно часто оказывающиеся психопатами (истерическими, эпилептоидными и пр.), ибо они более деятельны и контактны со сверстниками, чем другие психически больные.

Важная задача — личностная оценка лидера, особенно степени его антисоциальности. Одного педагогического суж­дения для этого недостаточно. Для оценки необходимы ис­следования личности в эксперименте, сведения об особенно­стях семьи, семейного воспитания, окружения и другие ос­нования для психологического и психопатологического ана­лиза. Поэтому не только педагог, но и психолог, и психиатр являются теми специалистами, суждение которых должно приниматься во внимание при выборе социальных мер воз­действия на нежелательного лидера. Здесь имеется в виду, что поведение неблагополучной группы дает основания при­менить широкий спектр общественных мер, включая судеб­ное преследование, но при привлечении к ответственности правонарушителя обычно остается в стороне спровоцировав­ший лидер. Рекомендации психолога и психиатра в отноше­нии лидера неблагополучной группы значимы и вне связи с уголовными правонарушениями — для работы подростковых комиссий, при выборе профилактических социальных мер, направлении в СПТУ. Эти меры целесообразно применять тем скорее, чем более выражены антисоциальные установки лидера, не ожидая свершения уголовного преступления группой1.

С интенсивностью злоупотребления сплоченность группы разрушается, внешнее вмешательство становится излишним. Формально группа еще может оставаться, но это уже скорее знакомство, нежели существование единого в своих побужде­ниях и действиях целого. Объяснение этому — не только пере­ход на одиночное злоупотребление. Нарастают результаты ин­токсикации: дисхроноз, энергетическая дистония, эмоцио­нальные нарушения. Конфликтность проявляется не только в семье — подростки в своем кругу начинают ссориться, считать деньги, делить наркотик, драться, но при распаде группы под­ростков подстерегает другая опасность. В поисках денег они оказываются в поле зрения криминальных взрослых. По су­ществу уже без каких-либо колебаний они становятся мелки­ми исполнителями правопреступных действий (торговля нар­котиками, проституция, воровство и пр.). На несовершенно­летнего также удобно перенести ответственность (самооговор) за преступление.


1 Мы не изучаем опыт некоторых штатов США, где практикуется изоляция в специальных лагерях подростков и молодых людей, пра-вопреступное поведение которых предполагается, хотя и не доказано. С профилактическими целями в Нью-Йорке введена обязательность тюремного заключения за первый же незначительный проступок во избежание значительного.

Как удержать подростка от естественного для него стремле­ния в группу? Как сделать более мягким период взросления, предупредить вероятные опасности, сопряженные с групповой жизнью?

Удерживают подростка в независимом существовании уро­вень индивидуального развития и близость ко взрослым, к се­мье. Немецкими психологами показано, что такое качество, как целеустремленность, выше у тех детей, которые, помимо родителей, поддерживают заинтересованные доверительные отношения хотя бы с одним взрослым человеком.

Как при индивидуальном воспитании, так и при общест­венном, нужно стремиться как можно дольше удерживать мо­лодых в кругу влияния взрослых. Даже благополучные группы подростков, предоставленные сами себе, обычно снижаются на уровень опасного времяпрепровождения. Об этом свиде­тельствует опыт фестивалей самодеятельной песни, встреч в Казантипе. Даже столь безобидное романтическое сообщество поклонников Толкиена теперь, как сообщают пожарные, за­вершает свои встречи поджогами.

Когда поведение подростка должно настораживать, если не родителей, безразличных к ребенку, то общество? Обще­ство—в лице школы1, а не детской комнаты милиции, где оказываются по большей части уже запущенные в воспита­нии дети. Одним из таких показателей, достаточно нагляд­ных, но обычно пренебрегаемых, является направленность интересов на развлечения. Разумеется, развлечения притяга­тельны для всех: и для детей, и для взрослых, однако беспо­рядочные развлечения, без выбора, не сопровождаемые по­знавательными интересами (чтение, образование), продук­тивными действиями (рукоделие, коллекционирование, спорт, туризм), — повод для беспокойства. Помощь ребенку здесь не обязательно должна быть индивидуальной, так как сил и средств на это не найдется. Социальной ориентации, формированию интересов послужит давно обсуждаемый, но так и не осуществленный проект дифференцированного школьного обучения. Разделение уже в средних, а не в по­следних классах по гуманитарному, естественно-научному, техническому профилю — более серьезный фактор самоопре­деления, направленности личности, чем только кружки по интересам.

Стремление к обособлению от взрослых, к существованию в узком, «уютном» кругу сверстников тем выше, чем грубее нарушения личности подростка, чем больше отклонение от


1 Канцлер О. Бисмарк сказал: «Великую Германию сделал школь­ный учитель». Может ли социально униженный учитель выполнить такую задачу?



условной нормы. Психологами в сравнительных исследовани­ях установлено, что чем тяжелее девиантное поведение, тем прочнее связь с группой. Чем выше психическая организация, тем меньше инстинктивных побуждений (разумеется, они во­все не исключены!) в поведении.

Наблюдения за подростками показывают, что отчуждение от взрослых не абсолютно даже у трудных детей — взрослый мир их интересует, манят занятия взрослых. Считается, что и курение, и употребление спиртного — также попытка почувст­вовать себя взрослыми.

Во многих случаях вина за отчуждение детей лежит на ро­дителях: у женщин быстро истощается материнский ин­стинкт, а у некоторых отцов он и не просыпается; забота о де­тях ограничивается удовлетворением простейших потребно­стей; духовный мир ребенка, его взросление их не интересу­ют, они сами как бы выталкивают ребенка из семьи.

Профилактику наркоманий и девиантного поведения мы видим в тех семьях, где родители не просто удерживают детей рядом различными приманками, а где они находят общие за­нятия. Совместная деятельность сближает. Уже с 3—5 лет как мальчики, так и девочки с удовольствием, например, руко­дельничают, а с 8—10 лет дети обнаруживают не просто под­ражательные, но и творческие способности. Интерес к сози­данию, который может быстро угаснуть, должен быть обяза­тельной составляющей воспитания.

Если ребенку не повезет — ни родители, ни расположен­ный к детям мастеровитый сосед не начнут с ними чем-либо заниматься, то ему нужно предоставить возможность полезно­го дела прежде всего в школе (уроки труда с первых классов, а не после танцев в дискотеке), в детских студиях по месту жи­тельства. К сожалению, заглох опыт наставничества, который был успешен даже в случаях с десоциализированными подро­стками.

Профилактическая помощь в воспитании детей, отчужден­ных от собственных семей, — не только рутинная обязанность общества. Теперь это стало для него острой необходимостью.

И наконец, профилактика приема наркотиков — это орга­низация здорового досуга детей. Нужно организовывать их на добрые, полезные дела. Дети, чистящие скверы, убирающие мусор, перестают сорить. Задача считается традиционно стоя­щей перед общественными административными организация­ми, к решению ее привлекаются в лучшем случае педагоги. Обычно такой досуг — заполнение свободного времени. Вы­бор занятий диктуется возможностями организаций, склонно­стью воспитателей, местностью и т. п. Психологический под­ход к организации досуга подразумевает не просто занятия, а ставит цель — развитие индивидуальности, личности. Форми­рованию личности подростка, ее созреванию способствует образование какого-либо постоянного интереса, который орга­низует психическую жизнь, создавая определенную направ­ленность, систему действий, приобретение тематических зна­ний, развивает волю в преодолении неудач, дает радость удов­летворения, определенность психического содержания. Выяв­ление зачатков интересов или хотя бы области, в которой конкретный подросток мог бы найти постоянный для себя интерес, возможно с помощью психологов и их методов.


Первичная профилактика требует особой социально-право­вой работы с населением. Это прежде всего выявление небла­гополучных семей, что не определяется ни материальным дос­татком, ни уровнем образования, ни социальным положени­ем. Неблагополучие имеет разные формы; общим является патологический эмоциональный фон — жестокость, холод­ность, депрессия, тревога, напряжение, — психотравмирую-щий детей и взрослых. Ситуация в бедных семьях сложнее: нездоровые дети и дети, вынужденные искать на улице слу­чайные заработки. Поведение детей в неблагополучных семь­ях легко становится девиантным, они оказываются жертвами пороков взрослых. Многие семьи следует считать очагом со­циальной опасности (алкоголизм, преступность, внебрачные дети, случайность партнеров, трудовая незанятость и пр.). Не­благополучная в психогигиеническом смысле семья (психопа­тологические родители, жестокость, безразличие к детям и т. п.) социальными службами выявляется редко, только тогда, когда поведение детей становится девиантным (побеги из до­ма, уклонение от учебы и пр.), когда начинают жаловаться са­ми родители. Однако психогигиеническое неблагополучие се­мьи вполне доступно для оценки воспитателям дошкольных учреждений, педагогам в школьные годы ребенка; первые признаки нарушенного поведения — участковым работникам милиции.

К сожалению, у нас практически не развита помощь таким семьям в тех случаях, когда она обещает быть эффективной, и в случаях, когда детей безопаснее изъять из неблагополучной семьи. Вместе с тем опыт западных стран в таких ситуациях разнообразен и успешен. Это не только учебные интернаты, но и различные формы попечительства и усыновления, в том числе временное помещение детей группы риска в здоровые семьи. Жестокость, патологическое воспитание влекут за ру­бежом определенные судебные санкции. У нас же до настоя­щего времени считается, что, как бы ни была драматичной жизнь ребенка в семье, родные отец и мать — лучший для не­го вариант.

Мы уже отмечали, что одной из предпосылок наркотиза­ции является снижение нравственного уровня населения и профилактика наркотизма невозможна без улучшения нравст­венности.

Наше традиционное умонастроение не может оценивать человека только как экономическую функцию в условиях сво­бодного рынка. Кстати, именно нравственное совершенство­вание обеспечивает улучшение общественной, в том числе экономической, жизни без революций и прочих катаклизмов.

На протяжении тысячелетий общество воспитывало себя само. Даже племена на ранних этапах развития живут в систе­ме запретов (табу) на отклоняющееся поведение. Затем целе­направленно воспитанием народов занимались религиозные институты, особенно четко цели нравственного совершенст­вования видны в монотеизме. Пророки и философы бичевали пороки. Так проявлялся инстинкт видового самосохранения, ибо аморальный социум губит себя сам. С развитием госу­дарств нравственное воспитание осуществляется и государст­венными, общественными организациями, достигая очень же­стких форм и хороших для самого общества результатов при авторитарных режимах.


Либерализация — перенос ответственности за свои чувства, побуждения, действия на индивида — обнаружила (не только у нас в стране) несовершенство человека — его эгоизм, стрем­ление к потреблению и удовольствиям, неспособность в необ­ходимой мере учитывать интересы окружения.

Неготовность к свободе усугубляется по существу отсутст­вием в сравнении с западными странами юридического пра­воохранительного контроля. Нужно, однако, добавить, что правоохранительный контроль в западных странах относи­тельно успешен в основном в экономике. Нравственный уро­вень населения даже при том, что атеизм там не насаждался насильственно, не может служить нам образцом.

Пока не найдена золотая середина между несвободой и свободой, необходимы срочные меры нравственного контроля безотносительно к идеологическим оценкам, шантажным привязкам к тоталитаризму, разговорам о «свободе выбора кнопки». За этими идеологическими оценками стоит своя идеология, идеология разложения и корыстный интерес, ис­пользующий все дурное, что есть в человеке. Необходима ка­тегорическая нравственная этическая цензура содержания ра­диопередач, телевизионных, видео, газетных, журнальных ма­териалов, публичных, собирающих молодежь, зрелищ: кино, театральных постановок. Особо опасно, поскольку наиболее впечатляюще, зрительное воздействие («глаз сильнее уха») и воздействие массовое; оно усиливается взаимоиндукцией.

Массовые камлания (которые устроителями называются «чесом») указывают на незанятость учебой и трудом значи­тельной части молодежи и на необходимость организации ее здорового досуга.

Дети и подростки высокого уровня развития не склонны к развлечениям в толпе, но сейчас они лишены необходимых им доступных клубов и кружков по интересам. При организа­ции досуга для них целесообразно учитывать их уровни, круг интересов, прежде всего спорт и развлекательные занятия. Организаторы досуга молодых должны быть не политиками, а гуманитариями, в частности психологами, знающими моло­дежные тенденции. Удовлетворить стремление к героическо­му — можно спортом и походами, деятельностью подвижной, требующей силы и выносливости, иллюзией риска. Социаль­ные, карьерные цели — обучающими, тренинговыми, языко­выми программами и пр.

Разумеется, государству необходимо поддерживать деятель­ность религиозных институтов, конфессий, традиционных для нашей страны. Пока же стремление даже здоровой части мо­лодежи к поискам справедливости, любви, смысла бытия, уве­ренности в бессмертии чаще используется тоталитарными сектами и различными центрами «духовных знаний», «света» и т. п.

Первичной профилактике служит и такой социальный ме­тод (если иметь в виду аналогию распространения инфекций и наркоманий), как изоляция больных.

В последнее время, в ситуации эпидемии, и некоторая часть здоровой молодежи вовлечена в наркотизацию. И здесь мы видим иные мотивы обращения к опьянению, что, разуме­ется, должно учитываться в первичной профилактике наркотизма.