Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4453

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неуправляемое влечение, расстройство поведения, соци­альная опасность (прозелитизм, криминальность) этой катего­рии пациентов склоняют специалистов к пониманию необхо­димости психиатрического режима. Эта необходимость воз­растает с учетом патоморфоза наркомании и утяжеления пси­хической инвалидизации при современных формах зависимо­сти. Экзогенный тип реакций, включающий многообразные психотические состояния (абстинентные, интоксикацион­ные), симптоматические психозы и многообразие психоорга­нических синдромов, требует квалифицированной психиатри­ческой помощи, не позволяют наркологии удаляться слишком далеко от психиатрии.


Глава 20

Профилактика наркоманий

Общеизвестна наша склонность к конкретному пониманию мудрости предшественников (жена Цезаря вне подозрений), обрыву сентенции, лишающему ее первоначального смысла (в здоровом теле — здоровый дух). Под «красотой», которая спа­сет мир, Ф. М. Достоевский подразумевал не смазливую внешность, но гармонию, добро и чистоту, а Гиппократ под «искусством» не эстетику, а приземленную реальность, ремес­ло. Примечательно и продолжение фразы: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропроходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач дол­жен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способ­ствовать врачу в его деятельности».

Следовательно, мысль Гиппократа предназначалась не дея­телям искусства (современное понимание), а нам с вами — той части общества, которая занята практической, а не возвы­шенной работой. Работой, которой «...не только сам врач, но и ...окружающие, все внешние обстоятельства должны спо­собствовать...». Особая нужда в способствовании со стороны видима в профилактике болезней, и тем более болезней с та­ким социальным резонансом, как наркомания. Между тем еще в середине прошлого столетия в Европе было отмечено: «Еще больше, чем число наркоманов, потрясают тупость и беспечность, с которыми наше общество воспринимает и тер­пит эти беды как нечто фатальное» [Лаубенталь Ф., 1964]. В нашей стране лишь в последние годы, наконец, настроение общества обнаруживает некоторое позитивное движение.

20.1. Первичная профилактика

Медицинские основы профилактики злоупотребления в России были заложены в конце XIX — начале XX вв., в отно­шении алкоголизма (общества трезвости, пироговский съезд, посвященный пьянству) и интенсивно разрабатываются в по­следние десятилетия (Н. Я. Копыт, В. Г. Запорожченко, Е. С. Скворцова, П. И. Сидоров, В. А. Дереча, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, Ю. В. Валентик, А. В. Худяков, О. Ф. Еры-шев).

Полученные знания, уже систематизированные нарколога­ми в ряд программ действий, все больше убеждают, что толь­ко медицинские усилия, без поддержки «окружающих и внешних обстоятельств» нерезультативны.


В нашей стране — особая трудность. Профилактическая антинаркотическая политика — часть политики социальной.

Сейчас наше общество в одной своей части убеждено, что че­ловек абсолютно свободен в своих желаниях и поведении до тех пор, пока не мешает остальным. Другая часть утвержда­ет, что «добро должно быть с кулаками» и следует «железной рукой загнать человечество в счастье». Одни точкой отсчета берут демократии за рубежом, формировавшиеся столетия­ми, а в некоторых странах (Хартия вольности Генриха I Анг­лийского, 1100 г.) — на продолжении почти тысячелетия; дру­гие сравнивают то, что есть, с тем, что было полстолетия на­зад.

Мы видим противоречивость антинаркотической политики не только в разных странах, но и в пределах одной страны: и признание наркоманов больными, и отказ в инвалидности, социальной помощи таким больным.

В странах европейской цивилизации существует убежден­ность в необходимости сохранения смертной казни. Гуманизм не может согласиться с такой жестокостью. Но в своем само­довольстве мы не хотим видеть, сколько в наших суждениях архаичного, первобытного: извергнуть, убить, уничтожить все, что грозит благополучию. Это и слабые младенцы, и обреме­няющие старики, и больные, и преступники. «Никакой поща­ды» — этот принцип существует многие тысячелетия, а хри­стианство — только два. Особенно трудно переубедить жен­щин, консервативных по своей инстинктивной природе, охра­нительниц детей.

Такое состояние общества любую систему социальной про­филактики встретит ожесточенной полемикой между различ­ными группами населения, что надо считать нормальным.

К сожалению, не обнаруживая себя, в дискуссии прини­мают участие и такие лица, как наркобароны, наркотор­говцы.

Пока работа по первичной профилактике не сформирова­на. Имеются определенные факты:

громкий судебный процесс с вынесением приговора меди­цинской сестре, по халатности не записавшей движение в больнице нескольких ампул наркотика (г. Мытищи); скандал на скорой помощи г. Владивостока, где обычный беспорядок в документации оценен как уголовное преступление; разобла­чаются врачи-наркологи, взявшие деньги у больных (Красно­дарский край). Сейчас возбуждаются уголовные дела против частных наркологов, приехавших по вызову с необходимыми для купирования делирия седативными препаратами. Крайне затруднена выписка рецептов на психоактивные лекарства в государственных медучреждениях даже на те вещества, кото­рые никогда не используются наркоманами. Мы уже писали в связи с выявлением прямых утечек наркотиков из больниц и аптек, что «сверхважность» этого направления борьбы равно­значна выявлению плохо контролируемых инфекционных агентов в микробиологических больничных лабораториях. Не из этих лабораторий распространяются эпидемии и не из больниц и аптек вытекает наркобизнес. Многолюдные атаки на медицинские учреждения с многодневным перелистывани­ем бумаг вполне заменимы автоматизированным анализом компьютерной базы, мониторингом данных неравномерного востребования тех или иных наркотиков в том или ином ме­дицинском, ветеринарном учреждении, в аптеке, тем или иным врачом.


Если такого рода факты предлагаются обществу как резуль­тат работы, то что можно сказать о такой работе в целом? Древние римляне говорили, что орлы мух не ловят (aqila поп captat muscas); в России это называлось «не видеть леса за де­ревьями».

Даже при необходимости снисходительности в оценке ра­боты без определенных знаний и опыта нельзя не увидеть у нас отсутствия программы действий и понимания того, с чего же нужно начинать.

Разумеется, необходимым условием является санация об­щества от наркобизнеса, что служит задачей правоохранитель­ных органов.

Омоложение наркоманий определяет возраст детский и ранний подростковый — тех, на кого должны быть направле­ны первичные профилактические мероприятия. И возраст диктует содержание и формы работы, которая заключается в социальном, педагогическом контроле и помощи в развитии и досуге детей. Но усилий в этом направлении недостаточно, как недостаточно и соблюдения санитарно-гигиенических норм, если иммунная система человека ущербна, поэтому вы­работка неприятия наркотиков молодежью — основополагаю­щая задача формирования личности, профилактики злоупот­ребления.

Прежде всего необходимо обратить внимание на здоровую часть детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию не по причине патологических личностных особенностей, а в силу сложившейся ситуации — наркотической эпидемии. Эта наи­более легкая задача, будучи выполненной, оздоровит среду и позволит тщательнее заниматься более сложной медико-педа­гогической помощью детям, имеющим определенные психи­ческие предпосылки к девиантному поведению.

Нельзя расчленить по очередности или значимости зада­чи первичной профилактики, области ее приложения, меди­цинские, педагогические и в широком смысле социальные методы; тем более это невозможно в современных условиях наркотизации. Как известно, в чрезвычайных ситуациях все службы начинают работу одновременно, каждая выполняет свое дело (команда в русском парусном флоте при шторме «Все вдруг»).

Первичная профилактика основана на учете предпосылок к началу злоупотребления.

Традиционно считается, что профилактика — это прежде всего образование, просвещение. Долгие годы санитарное просвещение на тему наркоманий у нас запрещалось, дабы не разрушать миф об отсутствии этого «порока» в нашем общест­ве и не пробуждать в населении «нездорового любопытства». Некие знания у населения тем не менее были. На вопрос, а что такое наркотик, задававшийся нами случайным людям в разных городах (попутчикам, обслуживающему персоналу, в очередях, таксистам), мы получали ответы типа: «это когда примешь, хорошо бывает».

Сейчас положение исправлено и антинаркотическое про­свещение проводится достаточно интенсивно и в целом гра­мотно. Требуется лишь четкое определение его адреса.


Более полные знания о наркотиках, наркотизации, ее предпосылках, наркомании как болезни требуются не столько детям, сколько специалистам-немедикам, занимающимся борьбой с наркотизацией. При этом особо необходимы кон­кретные знания о том, что касается поведения злоупотреб­ляющих (не только криминогенного), их психических откло­нений — той патологии, которая непосредственно искажает социальную жизнь.

Санитарное просвещение родителей — острая необходи­мость. До настоящего времени родители подростков, госпита­лизированных в связи со злоупотреблением, в основном или не подозревали о злоупотреблении детей, или догадались об этом с большим опозданием. Анализ социально-просветитель­ных материалов показывает, что в большом числе работ рас­сматриваются клинически наглядные формы наркоманий и пугающие соматоневрологические, криминальные последст­вия злоупотребления. Очень мало лекций, публикаций, рас­сказывающих о симптомах опьянения, первых поведенческих признаках приема психоактивных веществ детьми и подрост­ками. Результатом просвещения, однако, явились возросшая обращаемость за лечением в государственные больницы, дис­пансеры, исчезновение страха перед психиатрией и вероятно­стью социальных санкций, понимание злоупотребления как болезненного явления, а не только как «баловства», требую­щего дисциплинарных мер воздействия. Но еще недостаточна обычная, общая психогигиеническая грамотность: понимание необходимости нетравматичных межперсональных отноше­ний, внимание к особенностям личности, в том числе лично­сти собственного ребенка, знание о тех формах поведения, которые требуют обращения к специалистам.

Родители не обязаны знать особенности психического раз­вития ребенка, но некоторая настороженность в определен­ные периоды — не только пубертата — крайне желательна. Например, первые контакты ребенка со сверстниками, стремле­ние к самостоятельности в обществе' — то, что, к сожалению, не замечается большинством родителей. Уже здесь видима и «компанейность», и подчиняемость сверстникам, и слабость, трусливость, и агрессивность, а у высокоразвитых детей — на­блюдательность и сдержанность, способность к самоконтролю даже в 3—5 лет.

Родители не всегда разумные помощники и в предупрежде­нии злоупотребления их детьми. Они слишком рано отпуска­ют от себя детей. Безнадзорность распространена гораздо ши­ре, чем это можно представить. Классический пример: работ­ники МВД обходили по вечерам квартиры с вопросом, где и с кем сейчас находятся ваши дети? Большинство родителей это­го не знали. До революции (1917 г.) ребенок, подросток мог появиться на улице только со срочным рецептом врача в апте­ку, его всегда останавливал полицейский. У нас же попытка введения запрета на свободное вечернее времяпрепровожде­ние подростков вне дома подвергается критике как наруше­ние прав. Задают ли критикам вопрос: способен ли будет ре­бенок наутро, после дискотеки или простого «гуляния» учиться?


Западные исследования показывают, что даже ориентиро­ванные в наркотической проблеме родители переносят ответ­ственность на общество, государство, в частности на школу, а свою роль видят в усугублении контроля (мы и в семьях, а не только в самодеятельных сообществах, встречали цепи и на­ручники). Так же, как общество в целом, они полагают, что бороться надо с предложением наркотиков, а не за снижение спроса.

По нашему мнению, определенной коррекции требует са-нитарно-просветительская работа с детьми, хотя допускаем, что этот взгляд может быть оспорен. Как всякое просвещение, эта пропаганда обращена к разуму, а как собственно пропа­ганда — к относительно высоким понятиям и чувствам. Одна­ко ожидаемый результат мы не всегда получаем из-за незрело­сти детского разума и их упрощенных чувствований.

Современные дети уже в младших классах школы могут назвать отрицательные действия и печальные последствия приема наркотиков. Они более образованны, чем показали когда-то себя взрослые при наших случайных опросах. Тем не менее знания совсем не обязательно предохраняют их от «пробования» и даже от регулярного приема опьяняющих ве­ществ. Это происходит и на том первоначальном этапе, когда влечения еще нет и оно не мешает верному суждению.

В известном анекдоте ребенок отказывается «дать маме ручку», говоря, что он хочет «гулять с другими».

Психиатры и психологи, работающие в области реабилитации, объ­ясняют такое несовпадение знаний о вреде и собственного поведения слабостью, незрелостью когнитивной сферы [Зы­ков О. В., 1998].

Незрелость когнитивной сферы — справедливое утвержде­ние, но при этом нужно добавить, что получаемые ребенком знания рациональны; они лишены необходимого сильного чувственного компонента.

Сейчас работники правоохранительных органов, озабочен­ные делинквентным поведением подростков, организуют для них ознакомительные поездки в места, где отбывают наказа­ние их сверстники. Это заслуживающий заимствования при­мер чувственного воздействия, более эффективного, чем абст­рактные знания о судебных приговорах1.

Чувственное воздействие на обучаемых важно для любого возраста, но особенно — для детей и подростков, поскольку интеллектуальная сфера задерживается в развитии по сравне­нию со сферой эмоциональной.

Вопрос, требующий ответа: к каким чувствам детей и под­ростков мы должны обращаться?

Мы считаем, что даже у психически благополучного подро­стка высокие, тонкие чувствования еще недостаточно зрелы. Для детей и подростков актуальны в большей степени чувства архаические, достаточно упрощенные. Значимы понятия силы, подавления-подчинения, самолюбия, восхищения окружаю­щих, желание возвыситься за счет унижения слабого. Нравст­венными категориями дети овладевают (если это происходит) не сразу, а с опытом межперсональных отношений, с усвоени­ем социальных норм, с воспитанием.