Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4451

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим только гуманистическая направленность санитарно-просветительской работы с детьми и подростками не будет эффективной.

Эффективным оказывается определение больного наркома­нией как существа слабого, презираемого, грязного, неполно­ценного, уподобиться которому для подростка будет означать крайнее унижение. Для девочек особо значима утрата привле­кательности, красоты.

Гуманное отношение к наркоманам, к нуждающимся в по­мощи должно сохраняться только в профессиональных кру­гах, а не включаться в профилактическую воспитательную ра­боту с детьми.

1 Один из больных алкоголизмом, наблюдавшийся нами, писатель, успешно прошедший лечение и сохранивший общественный темпе­рамент, обеспокоенный пьянством подростков, предлагал водить по­следних на экскурсии в морг и давать им нюхать мозг умерших пья­ниц. Не менее страшен опыт КНР: школьников (от 6 лет) водят смотреть на казнь наркоторговцев.

Другими словами, просвещение основной темой должно иметь не болезнь, как это сейчас принято, а здоровье, силу и красоту. При этом, однако, следует иметь в виду, что здоровье дети воспринимают не как отсутствие болезни, а скорее эсте­тически, как нечто, отраженное в фигурах атлетов. С какого возраста понятие болезни становится предметным, чувствен­ным, с какого возраста нездоровье может стать темой анти­наркотической пропаганды для детей и подростков?

У всех детей необходимо воспитывать чувства самоуваже­ния, достоинства, понимание того, чем следует гордиться и к чему стремиться, что, кстати, полезно для профилактики не только наркомании. Примечательно — и это важно знать де­тям — как О. де Бальзак, по воспоминаниям современников, в одном собрании слушал и расспрашивал о действии гашиша «с удивительным вниманием и оживлением». Когда же ему предложили гашиш, то, рассмотрев, понюхав, он отказался. Бальзак считал, что нет для человека большего стыда, более жгучего страдания, чем отречение от своей воли. «Отвращение к потере воли, идея непроизвольного мышления возмущала его». В уже цитированной нами работе Ш. Бодлера сказано, что «человеку под страхом духовного разложения и смерти не дозволено изменять основные условия своего существования, нарушать равновесие между своими способностями и той сре­дой, в которой ему суждено проявлять себя. Не дозволено из­менять свое предназначение, подчиняясь фатальным силам другого рода. Злоупотреблящий — "душа, продающая себя в розницу"».

На наш взгляд, только такая пропаганда сможет преодолеть существующий сейчас полугероический образ «крутого нарко­мана», который в детском воображении особо чувствует, дей­ствует, живет, всегда «при деньгах», «в шоколаде», принадле­жит к особому, таинственному братству.

Воспитание как один из методов профилактики девиантно-го поведения практически не различается применительно к полу подростков, в то же время перечисленные выше свойства неразрывно связаны с половым самосознанием. Согласно Э. Фромму, воспитание мужчины направлено на выработку активности, дисциплины, предприимчивости, способности к руководству, «проникновению»; воспитание женщины ориен­тировано на продуктивное восприятие, реализм, выносли­вость, материнство и защиту.


Современная школьная программа позволяет обсудить с детьми эти темы, даже не касаясь тем медицинских, например на уроках обществоведения, этики.

Многими специалистами, рассматривавшими проблему са­нитарной и антиалкогольной пропаганды [Запороженко Г. В., Копыт Н. Я., 1975; Скворцова Е. С, 1978—2001], указыва­лось, что эта пропаганда эффективнее, если оформлена не в специальные антинаркотические, а проводится по ходу обще­гигиенического просвещения, урока биологии и т. п. Это тем правильнее, когда необходимо ознакомить детей с опасностью наркотизации, и тем легче, что вопрос может рассматриваться в темах этических, социальных, правовых. Особенно подрост­ков интересуют вопросы морально-этические, вопросы меж­персональных отношений.

Перенос смысловой тяжести в просветительской работе с болезни на здоровье соответствует тенденции последних лет. Некоторыми специалистами, имеющими большой'опыт рабо­ты, вообще ставится под сомнение принцип запугивания под­ростков.

Современная работа с подростками, имеющая целью вос­препятствовать наркотизации, направлена по существу на формирование жизненных психологических навыков и повы­шение сопротивляемости (психологическую «иммунизацию») патологическим влияниям среды. Это умение принимать соб­ственное решение, постоять за себя, сказать «нет», оценить риск, что базируется на воспитании навыков самосознания, самоконтроле, понимании самоценности своей личности, об­щечеловеческих ценностей, на развитии критических способ­ностей по отношению к себе и своим друзьям. В процессе воспитательной работы детям прививаются навыки общения, умения разрешать конфликты, противостоять стрессу.

Как видим, эта работа ставит своими задачами ускоренное взросление, формирование поведенческих, психологических навыков, которых лишены незрелые дети и подростки и кото­рые приобретаются не всеми взрослыми. Но результаты тем не менее много лучше, чем при традиционном воспитании, основанном на контроле, несамостоятельном поведении де­тей, а в отношении наркотиков — на запугивании. Нельзя не предположить, что в повышении эффективности играет роль и то, что детей вовлекают в круг новых, интересных для них понятий из взрослой жизни, что их, наконец, собрали с ули­цы и начали воспитывать.

Это естественно, поскольку мы знаем, какие несчастные дети нуждаются в помощи общества. Особого внимания они требуют потому, что в большинстве своем нездоровы. Сейчас мы видим детей — третье поколение пьющих семей, подвер­женных экологическим токсическим воздействиям, выношен­ных, рожденных и плохо вскормленных нездоровой усталой матерью, обделенных условиями взрастания — все это опреде­ляет недостаточность психофизических функций. Мы видим в лучшем случае несоответствие требованиям жизни (дисципли­нарным, учебным), высокую соматическую заболеваемость с хронизацией.


Здесь высока и частота психической заболеваемости. От­ставание в психическом развитии, неравномерность созревания психических функций можно выявить при квалифици­рованной оценке достаточно рано, даже в первые месяцы жизни. Такие дети нуждаются в безотлагательной помощи, так как упущенное время утяжеляет дефект. Постоянная по­мощь, не только медицинская, но и педагогическая, позво­ляет вырастить социально упорядоченного индивида, ста­бильно выполняющего трудовые (пусть невысокой квалифи­кации) обязанности. Объем необходимой, но не всегда ока­зываемой психоневрологической и педагогической помощи, предположительно можно определить по тому, что доля оли­гофрении, достаточно серьезной умственной отсталости, со­ставляет в популяции 9—11 %; в ряде регионов она выше. Более легкие формы недостаточности психического разви­тия, затрудняющие социальную адаптацию, естественно, встречаются чаще.

При существующих у нас традициях медицинской помощи активная диспансеризация детей, разумеется, будет восстанов­лена. Но с изменившейся ситуацией в обществе эта диспансе­ризация должна будет изменить свою направленность и дли­тельность. Внимание нужно будет уделять, может быть, в пер­вую очередь на обеспечение не столько соматоневрологиче-ского, сколько психического здоровья детей. Судьбу ребенка и тех, кто будет его окружать, в большей мере определит, на­пример, не хронический тонзиллит, а малая мозговая недоста­точность, если он не получит своевременной медицинской помощи.

Мы не настолько смелы, чтобы определять задачи других медицинских специалистов, но психиатры не могут согласить­ся, к примеру, с неконтролируемой рождаемостью в тех слу­чаях, когда необходимо участие генетиков. То же можно ска­зать о декларированной установке на выхаживание новорож­денных с массой тела 500 г вне условий последующего много­летнего (а не в сроки, измеряемые месяцами) слежения и ле­чения — успех здесь будет сомнительным.

Гинекология и акушерство, микропедиатрия, педиатрия в настоящее время по существу не ставят перед собой задачу обеспечения психического здоровья детей. Медицинская дис­пансеризация, ориентированная на улучшение и поддержание психического здоровья нового поколения, должна быть обяза­тельной составляющей общественной системной работы по исправлению демографической ситуации в стране.

Нам трудно назвать ту государственную службу, которая могла бы остаться в стороне от решения указанной проблемы, но, безусловно, начало этой работы — медицинское, а непо­средственно вслед — педагогическое. Если быть более точны­ми, то за последние годы, к сожалению, — и это приходится планировать организаторам здравоохранения — возросла не­обходимость участия во всех формах социальной работы с детьми и подростками не только наркологов, но именно пси­хологов и психиатров.


Переориентация педагогического образования также необ­ходима в современных условиях. В частности, преподавание психологии, дефектологии, знание этапов развития ребенка, поведенческих особенностей, типов семьи и внутрисемейного воспитания не может ограничиваться дефектологическими факультетами высшей школы. Эти знания столь же необходи­мы для специалистов со средним педагогическим образовани­ем, работающих в дошкольных учреждениях и младших клас­сах школы.

Но нужно признать, что воспитатели ясель и детских садов интуитивно умеют определять детей, нуждающихся в психо­неврологической помощи. Родители, как правило, не способ­ны к адекватным оценкам, каждый раз объясняя отклоняю­щееся поведение какой-либо частной причиной. У воспитате­ля более широкие возможности сравнивать и выделять осо­бенности того или иного ребенка.

Сегодняшняя политика борьбы с наркотизацией молоде­жи—это в основном выявление чего-то наглядного, вопию­щего, самих больных наркоманией. Среда, их образующая, утекает, уходит за пределы нашего внимания. Среда же — это те самые предпосылки, о которых мы говорили в главе 12. Это трудоемкая социальная работа, повышение роли государ­ства в воспитании детей, устранение вредоносных факторов, как, например, распространившиеся с 1989 г. фестивали «Рок против наркотиков» (рыба против воды) и многое дру­гое, против чего возражают специалисты (Л. Н. Рыбакова, Н. А. Сирота; см. дискуссию в журнале «Нарконет», 2001. — № 5—6). Мы уже говорили о сравнении наркотизации с ин­фекцией; аналогия — не доказательство, но позволяет мно­гое понять (О. Шпенглер утверждает, что аналогия — способ познания живых форм в отличие от математических зако­нов — средства познания мертвых форм). Расширив поле аналогии, мы увидим, что, помимо болезнетворного агента, распространения, заражения, главное все же не это. Во вре­мя самых страшных эпидемий (чума в средневековой Евро­пе, испанка в начале прошлого столетия) заболевали не все. Известен хрестоматийный факт: немецкий гигиенист Петен-коффер выпил стакан загрязненной холерными вибрионами воды и остался здоровым. Следовательно, заболеет ли орга­низм — зависит от самого организма. В эпидемиологии эти свойства определяются иммунными качествами, в нарколо­гии — бесспорно биохимическими качествами (хотя до сих пор не ясно, какими) и психической устойчивостью, сопро­тивляемостью.

Взрослея, психически неблагополучные дети чаще, чем со­матически неблагополучные, не отвечают требованиям обучения и главное упорядоченного поведения, дисциплины. Отме­чено, что они не удерживаются в здоровой возрастной среде и оказываются на улицах, объединяясь не в обычные группы сверстников, а в группы девиантные, уличные, несущие пато­генный поведенческий заряд.

Работа с такими группами подростков очень сложна и тре­бует большого терпения. Эти сообщества малодоступны для социального вмешательства, закрыты и не только обособля­ются, противопоставляя себя остальному миру, но и враждеб­ны ему. Эти подростки скрытны и лживы в беседе, а при слу­чае — агрессивны, их стремление к разрушениям, порче бес­смысленно. Каждый такой подросток имеет свой опыт обид и насилия со стороны взрослых. Успешная работа с группами девиантных подростков редка, удача становится возможной при специальных усилиях, особенно в отношении лидера, при его изоляции, дискредитации, развенчании [Узлов Н. Д., 1987].


О. В. Зыков (1998) предлагает новую форму работы — сис­тему так называемых низкопороговых клубов для лидеров не­формальных групп. В отличие от клубов по интересам такие клубы позволяют через лидеров групп оказывать влияние на очень большое число детей.

Если же контакт с лидером установить не удается, то мож­но действовать двумя путями, правда, оба менее эффективные и более трудоемкие. Один из них — введение нового лидера. Подросток для этой роли не годится: при бесспорных его дос­тоинствах и добрых намерениях появление претендента вызо­вет «борьбу за власть», конфликт, драки и пр. Выполнить за­дачу нового лидера может только более взрослый и интерес­ный человек. Вот почему во многих случаях система шефства студентов, рабочих была так успешна. Она более успешна, ко­гда шефство берется не над одним подростком (если только он не лидер), а над группой. Шеф, становясь лидером, фор­мирует группу нового качества.

Другой путь — индивидуальная работа с членами группы. Это сложно потому, что подчиняемость нежелательному ли­деру сохраняется, и группа, как правило, ускользает от воз­действия. Здесь облегчающим условием работы является компрометация лидера. Однако не все дурные качества неже­лательного лидера считаются таковыми членами его группы. Чаще подростки видят в них, напротив, достоинства. Крити­ческая оценка группой своего лидера, как правило, неадек­ватна. Ближайшей целью индивидуальной работы с подрост­ками неблагополучной группы является привлечение их в другую, социально-приемлемую группу. Это варианты такти­ки переориентации группы с лидером, социально-нейтраль­ным или антисоциальность которого случайна, где необходи­мость вмешательства диктуется только дурными привычками (прием наркотически действующих средств) или возможны­ми опасностями. Там же, где лидер характеризуется устойчи­вой антисоциальностью (злостное пьянство, наркомания, криминальность), требуются скорейшее его изъятие, прину­дительная изоляция.

Необходимость изоляции лидера подводит нас к проблеме персонифицированной наркогенной опасности. Это может быть подросток, пока еще не образовавший группу, но заме­ченный в потреблении наркотиков; подросток, сам не упот­ребляющий, но по посылу старших распространителей прино­сящий наркотики в школу. Наконец, это семья, о которой шла речь в начале книги — семья, представляющая широкую, не только наркогенную, социальную опасность. Не всегда, точнее в меньшинстве случаев, так называемая профилактиче­ская, разъяснительная, предупредительная работа здесь дает результаты.

Источники заражения обязательно требуют изоляции. Од­нако юридически этот вопрос не только не решается, он даже не поставлен. Как не поставлен вопрос о необходимости не только социальной, но и биологической профилактики. Сей­час разговор об этом путает, но если психическое здоровье на­селения будет по-прежнему ухудшаться, то решение прини­мать придется (лишение родительских прав не с опозданием, а заранее, исключая беременность).