Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 638

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

технологии и материалов.

74 Глава 2. Стандартизация
Так, при осуществлении программы комплексной стандартизации трансформаторов потребовалось помимо разработки нового стандарта на трансформаторы пересмотреть и создать 36 других взаимосвязанных стандартов, в частности стандарты на изделия и материалы, применя- емые при изготовлении электротехническую тонко- листовую сталь и методы ее испытаний; электроизоляционный картон и методы определения его прочности и электроизоляционных свойств;
кабельную бумагу; фарфоровые изоляторы, изоляционные материалы
(текстолит,
Для обеспечения точной геометрии лис- тов стали были разработаны и уточнены стандарты на нормы точности прокатных станов. Для обеспечения необходимого качества электроизо- ляционного картона потребовалась разработка стандарта на сульфатную облагороженную целлюлозу. Таким образом, для разработки и реализа- ции программы комплексной стандартизации трансформаторов потре- бовалось участие многих отраслей промышленности.
В связи с резким сокращением финансирования работ по стандар- тизации в последнее десятилетие работы по комплексной стандартиза- ции выполняются в очень ограниченном в основном в рамках федеральных целевых программ, которые содержат раздел по норматив- ному обеспечению качества и безопасности работ и услуг.
В настоящее время реализуется программа комплексной стандартиза- ции «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
]. В разработке стандар- тов для указанной программы принимает участие около 60 организаций.
В начале 2000-х гг. было разработано и принято Госстандартом России 50
государственных стандартов, которые установили:
— терминологию в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС);
— классификацию природных, техногенных и биолого-социальных ЧС,
номенклатуру вредных воздействий и поражающих факторов ЧС;
— основные требования к мониторингу и прогнозированию ЧС, защите и жизнеобеспечению населения, ликвидации ЧС;
требования к аварийно-спасательным средствам и способам проведения аварийно-спасательных работ.
Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандарти- зации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стан- дартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в после- дующее время.
Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень раз- вития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального ста- рения многих видов продукции они могут стать тормозом техническо-


2. Методы стандартизации
75
го прогресса. Для чтобы стандарты не тормозили технический про- гресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опе- режающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находит- ся в начальной стадии.
В
гг. опережающие стандарты выполнялись в так называемых ступенчатых стандартов. В этих стандартах было несколь- ко ступеней, содержащих возрастающие требования к показателям ка- чества, а также сроки их ввода в действие. Так, в стандарте на средства для письма были установлены две ступени:
Наименование показателя
Длина линии письма, м
Установленный ресурс наборного узла, циклы
Усилие, необходимое для письма, Н
1-я ступень
100 2-я ступень
150 350—1700
В ступенчатых стандартах возможны пять и более ступеней. Примером «мно- гоступенчатого» стандарта могут служить разработанные в США в конце стандарты на предельно допустимое содержание основных токсичных компонен- тов отработанных газов, обязательное для вновь выпускаемых легковых автомо- билей. Эти стандарты предусматривали обязательное ежегодное (начиная с г.) снижение содержания в продуктах сгорания токсичных компонентов, в ре- зультате к г. они были сведены к реально достижимому минимуму.
В рамках Европейской экономической комиссии ООН разработаны экологи- ческие стандарты
Евро-2, Евро-3, Евро-4, внедрение которых означает поэтапное повышение требований к вредным выбросам автомобилей. Согласно
Концепции развития автомобильной промышленности России было намечено было достижение в полном объеме (всеми заводами) норм Евро-2 в 2004 г.
К опережающей стандартизации можно отнести применение в стандартах от- раслей (стандартах предприятия, стандартах общественных организаций) про- грессивных международных стандартов и стандартов отдельных зарубежных стран до их принятия в нашей в качестве национальных (см. подраздел 5.5).
Государство должно гарантировать экономическую поддержку и стимули- рование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продук- цию (оказывают услуги) в соответствии с государственными стандартами с
предварительными требованиями на перспективу, опережающими возможно-
сти традиционных технологий.
За рубежом существует категория «предварительных стандартов», в кото- рых оперативно закрепляются результаты научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР).


76 Глава 2. Стандартизация
В ряде случаев опережающие стандарты влияют на организацию специа- лизированного производства совершенно новых видов продукции. Например,
американские стандарты на цветное телевидение, утвержденные в г., спо- собствовали созданию в США в гг. массового производства теле- визоров цветного изображения
Большим достижением международной стандартизации в конце гг.
было утверждение международного стандарта на аудиокомпактный диск до начала производства самого изделия. Это позволило обеспечить полную совме- стимость компакт-диска с другими техническими средствами и тем самым из- бежать непроизводительных затрат.
3. СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Общая характеристика системы и направления ее реформирования
Система стандартизации Российской Федерации — это совокуп- ность организационно-технических, правовых и экономических мер,
осуществляемых под управлением национального органа по стандарти- зации и направленных на разработку и применение нормативных доку- ментов в области стандартизации с целью защиты потребителей и го- сударства (4).
С принятием ФЗ о техническом регулировании началось реформи- рование системы, в котором можно выделить три этапа:
1 этап — начальный (2002 г.) — состояние Государственной систе- мы стандартизации (ГСС), функционирующей с г., к моменту при- нятия названного закона;
2 этап — переходный гг.) — преобразование государ- ственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стан- дартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государ- ственного на добровольный.
3
окончание формирования национальной системы стандар- системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного при- менения.
Начальный этап. ГСС начала формироваться в в связи со становлением самостоятельности России.
Государственное управление стандартизацией осуществлялось Гос- стандартом России, который выполнял свои функции непосредственно

3. Система стандартизации в Российской Федерации 77
и через созданные им территориальные органы — Центры стандарти- зации и метрологии которых было более 90.
Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, норматив- ных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял четы- рехуровневую систему, включавшую:
1) техническое законодательство;
2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;
4) стандарты предприятий и технические условия.
Техническое законодательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня.
Ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандарти- зации» (который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ о техничес- ком регулировании).
Нормативные документы 2-го уровня были представлены:
стандартами Российской Федерации;
межгосударственными стандартами (ГОСТами)*, введенными в дей- ствие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в каче- стве государственных стандартов Российской Федерации;
государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТами);
правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;
общероссийскими классификаторами технико-экономической и со- циальной информации (рассмотрены в разд. 7 данной главы).
По состоянию на 1 января 2004 г. федеральный фонд составил око- ло 25 000 национальных стандартов**.
Регламентами 2-го уровня являлись: государственные и межгосудар- ственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержа- щие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии,
сертификации; общероссийские классификаторы.
Нормативные документы уровня были представлены стандар- тами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой де- ятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ
(СТО).
* Межгосударственный стандарт — региональный стандарт, действующий в рам- ках
** Фонд стандартов в России примерно такой же по объему, как и в ряде разви- тых стран (в Германии — 27
в Великобритании — 22 589, во Франции — 26 544)
[19].


78 Глава 2. Стандартизация
Категория ОСТ была введена еще в гг., поэтому их фонд яв- ляется достаточно обширным (около 46 тыс.).
Категория СТО впервые введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к
ОСТ и СТО были установлены ГОСТ Р
«ГСС. Стандарты от- раслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, ин- женерных обществ и других общественных объединений. Общие по- ложения».
Нормативные документы 4-го уровня были представлены НД, сфе- ра действия которых ограничена рамками организации (предприя- тия) —• стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями
(ТУ).
ТУ выступают в роли технических* и нормативных документов.
К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на по- ставляемую продукцию (оказываемые услуги).
2. Переходный этап. Начало его ознаменовалось тем, что Госстан- дарт России, получив (в соответствии с постановлением Правительства
РФ) функции национального органа по стандартизации, принял поста- новление от 27.07.2003 № 63 «О национальных стандартах Российской
Федерации», в соответствии с которым:
— с I июля 2003 — дня вступления в силу ФЗ о техническом ре- гулировании признаны национальными действующие государственные
и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля
2003 для применения в РФ;
— впредь до вступления в силу соответствующих технических рег- ламентов действующие государственные и межгосударственные стан- дарты рекомендовано применять в добровольном порядке, за исключе- нием обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.
* Двоякий статус ТУ явился причиной, по которой они в свое время не были вклю- чены Законом РФ «О стандартизации» и действующим ФЗ о техническом регулирова- нии в перечень нормативных документов. К технической документации относится со- вокупность документов, необходимых и достаточных для непосредственного использования на отдельных стадиях жизненного цикла продукции — проектирова- ние, изготовление, обращение, эксплуатация- На стадии проектирования использует- ся конструкторская и технологическая документация, на стадиях обращения и эксп- луатации — эксплуатационная и ремонтная документация. ТУ как документ по качеству готовой продукции входит наряду с эксплуатационной документацией (ин- струкции,
в комплект товаросопроводительных документов.


3. Система стандартизации в Российской Федерации 79
Указанный акт не следует рассматривать как формальное переиме- нование государственных стандартов в национальные. Действующие
ГОСТы в соответствии со ст. 46 гл.
ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований.
С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нор- мы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетен- цию которых в соответствии с законодательством входило обязательных требований. Речь идет, например, о СанПиНах бывшего
Минздрава России, СНиПах бывшего Госстроя России и т.д.
В ФЗ о техническом регулировании не предусмотрена такая категория,
как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией боль- шинства отраслевых министерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике. В перспективе ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объе- динений предпринимателей, общественных организаций. Учитывая чис- ленность фонда ОСТ, указанное преобразование займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категория не потеряет практического значения. Краткая характеристика отраслевых стандартов дана в прило- жении 8.
Постановлением Правительства РФ от
№ 294 утверждено
Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандарти- зации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техничес- кому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Мини- стерства промышленности и энергетики РФ
России).
3. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная си- стема окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией (см. подразд. 3.2). В свя- зи с окончанием формирования фонда ТР, запланированного на переход- ный период, национальные стандарты будут документами сугубо доб- ровольного применения.
Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст.
ФЗ о техническом регулировании. В частно- сти, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандар- тизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.
Установление двух категорий стандартов — «национальных стандар- тов» и «стандартов организаций» — определит сосуществование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, дей-