Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 635
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60 Глава 2. Стандартизация
Период гг. ознаменовался принятием 27.12. 2002 ФЗ
о техническом регулировании» и вступлением его в силу с
Принятие данного Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.
1.4. Цели, принципы, функции и задачи стандартизации
Общей целью стандартизации является защита интересов потреби- телей и государства по вопросам качества продукции, процессов и ус- луг.
Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:
1) повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан,
имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопаснос- ти жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюде- нию требований технических регламентов;
2) повышения уровня безопасности объектов с риска возник- новения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) обеспечения научно-технического прогресса;
4) повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
5) рационального использования ресурсов;
6) технической и информационной
7) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измере- ний, технических и экономико-статистических данных;
8) взаимозаменяемости продукции.
Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях —
принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономер- ности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходи- мость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффек- тивной реализации и тенденции развития.
Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации.
применение стандартов и обеспечение условий для
их единообразного применения*. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления про- цессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенно-
* Отмеченные принципы предусмотрены ст. 12 ФЗ о техническом регулировании.
Общая характеристика стандартизации 61
стей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, про- давцами, приобретателями).
2. Применение международного стандарта как основы разработ-
ки национального стандарта *. Исключение могут составить случаи,
когда: соответствие требований международных стандартов невозмож- но вследствие несоответствия их требований климатическим и геогра- фическим особенностям РФ или техническим (технологическим) осо- бенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в между- народной организации по стандартизации.
3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, из- готавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услу- гу)*. Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интере- сов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации,
исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услу- ги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как от- сутствие возражений по существенным вопросам у большинства заин- тересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сбли- зить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.
4. Системность стандартизации. Системность это рассмотре- ние каждого объекта как части более сложной системы. Например, бу- тылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару —
ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.
Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.
5. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как извест- но, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изме- нения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.
Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандар- тов, внесением в них изменений, отменой НД.
Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опе- режающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспектив- ных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, ме- тодам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается
62 Глава 2. Стандартизация путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.
6. Недопустимость создания препятствий производству обраще-
нию продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степе-
ни, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандарти-
зации*. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или техни- ческого регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной час- ти организаций.
7. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный эко- номический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, по- вышению надежности, технической и информационной совместимо- сти. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.
В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 руб,
направленный в эту сферу, дает, как показывает международная прак- тика, 10 руб. прибыли.
8. Принцип гармонизации*. Этот принцип предусматривает разра- ботку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.
Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позво- ляет разработать стандарты, которые не создают препятствий в между- народной торговле.
9. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефек-
Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Ка- чество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, по- луфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация го- товой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов,
формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусмат- ривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сбороч- ные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также тех- нические средства, методы организации производства и способы контроля.
Общая характеристика стандартизации 63
Рассмотренный принцип реализуется в программах комплексной стандартизации (см. разд. 2 данной главы).
Объективность проверки требований. Стандарты должны уста- навливать требования к основным свойствам объекта стандартизации,
которые могут быть объективно проверены, включая требования, обес- печивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружа- ющей среды, совместимость и взаимозаменяемость.
Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются серти- фикаты соответствия, заключения надзорных органов.
12. Обеспечение условий для единообразного применения стандар-
тов*. Например, указанный принцип следует учитывать при разработ- ке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения,
учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими
(согласно ст. 17 ФЗ о техническом регулировании) самостоятельно, он должен во-первых, принципы стандартизации, установлен- ные ст.
ФЗ о техническом регулировании; во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 31
Функции стандартизации. Для достижения социальных и тех- нико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.
Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывает- ся в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.
2. Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности по- требителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана жизни или здоровья животных и растений.
3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью ма- териальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заклю- чается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходова- ние ресурсов.
4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодей- ствие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или ис-
Глава 2. Стандартизация пользования документальных средств, аппаратных (компьютерных,
спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функ- ция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества про- дукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жест- кости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредствен- но зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смыс- ле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е.
уровень цивилизации.
6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает матери- альное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами — эталонами продукции, ка- талогами продукции как носителями ценной технической и управлен- ческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт явля- ется наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта). В свете ФЗ о техническом ре- гулировании весьма важным признается предупреждение действий, вво- дящих в заблуждение приобретателей.
7. Функция нормотворчества проявляется в задании норм и требо- ваний (правил, значений параметров, условий для выполнения) приме- нительно к объекту стандартизации. Задаваемые стандартом (как и тех- ническим регламентом) требования через механизм подтверждения соответствия продукции (например сертификацию) определяют реше- ние о доступе продукции на рынок.
8. Доказательная функция проявляется в том, что гармонизирован- ные с конкретным ТР стандарты существенные требования регламента. В практике технического регулирования Евросоюза в при- ложение к конкретной директиве включают перечень гармонизирован- ных стандартов (с указанием их пунктов и разделов), требования кото- рых составляют доказательную базу технического закона. По мнению специалистов бывшего Госстандарта России, 25% стандартов от обще- го фонда российских стандартов, сформированного в
2002
вполне могут быть использованы в качестве доказательной базы принимаемых ТР. В ЕС соблюдение требований гармонизированных европейских стандартов (EN) является гарантией выполнения техничес- ких законов («директив»). Доказательная база представляет достаточно обширный перечень стандартов, приводимый в каждой директиве. На- пример, в директиве на электрооборудование перечень включает 708
стандартов, на электромагнитную совместимость —
1. Общая характеристика стандартизации 65
Задачи стандартизации. Основными задачами стандартизации яв- ляются:
— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготови- телями, продавцами и потребителями (заказчиками);
— установление оптимальных требований к номенклатуре и каче- ству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здо- ровья и имущества;
— установление требований по совместимости (конструктивной,
электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
— унификация на основе установления и применения параметриче- ских и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-уни- фицированных блочно-модульных составных частей изделий;
— установление метрологических норм, правил, положений и тре- бований;
— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, ана- лиза, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
— установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоем- кости, обеспечения применения малоотходных технологий;
— создание и ведение систем классификации и кодирования техни- ко-экономической информации;
— нормативное обеспечение межгосударственных и государствен- ных социально-экономических и научно-технических программ (проек- тов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охра- на окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
— создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
— содействие реализации законодательства РФ методами и средства- ми стандартизации.
Нельзя не согласиться с мнением, что ни одна наука не может раз- виваться без элементов стандартизации. По аналогии с высказыванием
И. Канта о том, что «... в каждой естественной специальной науке мож- но найти собственно столько науки, сколько в ней математики», можно сказать, что любая деятельность настолько упорядочена и, соответствен- но, эффективна, насколько она стандартизирована.
3 И. М.
- CMC
66 Глава 2. Стандартизация
2. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Выше была дана характеристика стандартизации как вида деятель- ности. Но стандартизация — одновременно и комплекс методов, необ- ходимых для установления оптимального решения повторяющихся за- дач и узаконивания его в качестве норм и правил.
Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с
помощью которых достигаются цели стандартизации.
Стандартизация базируется на общенаучных и специфических мето- дах. Ниже рассматриваются широко применяемые в работах по стандар- тизации методы:
упорядочение объектов стандартизации; 2) парамет- рическая стандартизация; 3) унификация продукции; 4)
5) комплексная стандартизация; 6) опережающая
Упорядочение объектов стандартизации — универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например,
ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной гото- вой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые фор- мы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематиза- ции, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.
Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжирова- нии совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Об- щероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйствен- ной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную про- дукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классификационных группировок и конкретных наимено- ваний продукции.
ОКП
собой систематизированный свод кодов и наиме- нований продукции, являющейся предметом поставки. ОКП состоит из классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП) частей. Клас- сификационная часть собой свод кодов и наименований классификационных группировок (класс — подкласс — группа — под- группа — вид), систематизирующих продукцию по определенным при- знакам. Ассортиментная часть — свод кодов и наименований, иденти- фицирующих конкретные типы, марки и т.п.
Рассмотрим пример кодового обозначения в ОКП продукции класса 54:
54 (класс) — продукция целлюлозно-бумажной промышленности;