Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 640

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80 Глава 2. Стандартизация в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рам- ках организации.
Национальная система стандартизации включает:
— национальные стандарты:
— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан- дартизации;
— общероссийские классификаторы технико-экономической и со- циальной информации.
Локальная система стандартизации базируется на стандартах орга- низаций, которые по существу начинают заменять стандарты предпри- ятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), установленных в свое вре- мя Законом РФ «О стандартизации».
3.2. Органы и службы стандартизации
Российской Федерации
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения,
объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение оп- ределенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации — это органы, признанные на опреде- ленном уровне, основная функция которых состоит в руководстве рабо- тами по
Руководство российской национальной стандартизацией, как уже указывалось выше,
национальный орган по стандартиза- ции — агенство Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации,
признанный на национальном уровне, имеет право представлять инте- ресы страны в области стандартизации в соответствующей международ- ной или региональной организации по стандартизации.
Ростехрегулирование
— принятие программы разработки национальных стандартов;
— утверждение национальных стандартов;
— учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтере- сованным лицам;
— введение в действие общероссийских классификаторов технико- экономической и социальной информации.
Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

3. Система стандартизации в Российской Федерации 81
В структуру Ростехрегулирования входят:
Центральное межрегиональное территориальное управление (ме- сто расположения центрального аппарата территориального органа —
г. Москва);
Северо-Западное межрегиональное территориальное управление
(место расположения центрального аппарата территориального орга- на — г. Санкт-Петербург);
Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального г. Рос- тов-на-Дону);
Приволжское межрегиональное территориальное управление
(место расположения центрального аппарата территориального орга- на — г. Нижний Новгород);
Уральское межрегиональное территориальное управление (мес- то расположения центрального аппарата территориального органа —
г. Екатеринбург);
Сибирское межрегиональное территориальное управление (мес- то расположения центрального аппарата территориального органа —
г. Новосибирск);
Дальневосточное межрегиональное территориальное управле- ние (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Хабаровск).
Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определен- ных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий
(организации).
Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта России (23 научно-исследовательские органи- зации) и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например,
относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации про- дукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ
по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной инсти- тут в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в облас- ти разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации


82 Глава 2. Стандартизация научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и тех- нических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и за- рубежную обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.
Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции
(услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-техни- ческий потенциал. В 2004 г. было зарегистрировано
ТК.
Как указывалось выше, любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).
Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении
«круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей,
поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов)
потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стан- дартов в соответствии с действующим законодательством и заключенны- ми договорами на проведение этих работ.
Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.
В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1
«Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого иму- щества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действу- ющего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных
В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два подкомитета: ПК «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК
например, входят представители: Министер- ства экономического развития и торговли Российской Федерации, Рос-
Центросоюза; Департамента потребительского рын- ка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.
Для организации и координации работ по стандартизации в отрас- лях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения
(службы) стандартизации министерств (и других органов государствен- ного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответ- ствующих областях науки и техники.
Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандар-


3. Система стандартизации в Российской Федерации 83
тизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследо- вательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.
В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударствен- ной организации — «некоммерческому партнерству».
В промышленно развитых странах — членах ЕС, прежде всего Вели- кобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов — BSI;
Немецкий институт стандартов
DIN; Французская ассоциация по стан- дартизации —
Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и по- требители нормативных документов. Например, BSI сплотила свыше
15 тыс. специалистов,
— более 3 тыс., DIN — около 2 тыс.
Участие государства в деятельности этих организаций регламенти- ровано соответствующими документами (меморандумом, договором).
Например, в меморандуме о взаимопонимании между правительством
Великобритании и Британским институтом стандартов указывается на необходимость установления жесткой государственной политики в
«определенных областях стандартизации», ибо частный бизнес, отста- ивая свои «кровные» интересы, сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб общенациональным интересам.
Одним из составных элементов подобных договоров являются сле- дующие обязательства правительств стран: использовать добровольные стандарты при формировании государственных заказов на поставку про- дукции; делать ссылки на национальные стандарты в различных госу- дарственных программах (программах обязательного кредитования,
обязательного страхования и пр.)
Бюджет большинства национальных органов по стандартизации скла- дывается из правительственных субсидий (например, во Франции — бо- лее 20% от требуемого объема, в Германии —
различных статей доходов — членских взносов, реализации стандартов, организации плат- ного обучения, консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации,
оценки соответствия ). Кстати, последняя статья составляет примерно бюджета национальных органов по стандартизации ведущих стран — членов международной организации по стандартизации (ИСО).
В
стран — членов ИСО национальные организации по стандарти- зации находятся на полном самофинансировании.
3.3. Характеристика национальных стандартов
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы тех- нико-экономической и социальной информации, в том числе правила их


84 Глава 2. Стандартизация разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Ниже рассматриваются национальные стандарты. Характеристика классификаторов дана в разд. 7 данной главы.
Национальный стандарт Российской Федерации — утвержденный органом РФ по стандартизации стандарт, в котором в целях доброволь- ного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и процессов произ- водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ или оказания услуг (4).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31

Виды национальных стандартов
Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержа- нием в зависимости от объекта стандартизации (9).
ГОСТ Р
установил следующие основные виды стандартов:
— стандарты основополагающие;
— стандарты на продукцию;
— стандарты на услуги;
— стандарты на процессы (работы);
— стандарты на методы контроля;
— стандарты на термины и определения.
Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую об- ласть распространения и/или содержащий общие положения для опре- деленной области (9).
Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стан- дартов и иных нормативных или технических документов.
В приведенном определении основополагающего стандарта заложе- ны широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систе- му «Стандартизация в Российской Федерации», систему «Единая систе- ма конструкторской документации», единицы измерения, термины меж- отраслевого значения (управление качеством, надежность продукции,
упаковка) и пр.
Основополагающий стандарт в узком смысле — системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов кон- кретной системы, например: ГОСТ Р
«Стандартизация в Рос- сийской Федерации. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0
«Ста- тистические методы. Основные положения»; СНиП
«Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

3. Система стандартизации в Российской Федерации 85
Существует два подвида стандартов — организационно-методичес- кие и общетехнические.
При стандартизации организационно-методических и общетехни- ческих объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техни- ческое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; раз- работка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической до- кументации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.
Основополагающие организационно-методические стандарты уста- навливают общие организационно-технические положения по проведе- нию работ в определенной области (например, ГОСТ Р
«Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утвер- ждения, обновления и отмены»).
Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают:
научно-технические термины, многократно используемые в науке, тех- нике, производстве; условные различных объектов стан- дартизации — коды, метки, символы ( например, ГОСТ 14192—96
«Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений
(ГОСТ Р
«Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.
Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требова- ния, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции*, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначе- нию (9).
На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стан- дартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт техни- ческих условий. В первом случае стандарт содержит общие требова- к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следую- щие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры;
общие технические требования; правила приемки; маркировка, упа- ковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продук-
* Однородная продукция — совокупность продукции, характеризующейся общнос- тью назначения, области применения, конструктивно-технологического решения, номен- клатуры основных показателей качества (велосипеды, швейные изделия, консервы мяс- ные).