Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 646
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НТО (по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий),
стандартов Торгово-промышленной палаты (по экспертизе качества различных потребительских
За рубежом стандарты научно-технических и инженерных обществ давно и широко используются в сфере стандартизации. Значение стандар- тов некоторых обществ в ряде случаев выходит за рамки общества и стра- ны. Так, например, стандарты ниже рассматриваемого американского общества ASTM являются международно признанными
Действующие в США научно-технические и инженерные общества неоднородны по структуре и назначению. Условно их можно разделить на две группы: научно-технические общества, членами которых могут быть как фирмы, так и отдельные лица; профессиональные общества,
имеющие только индивидуальное членство. Большинство этих обществ возникло благодаря развитию научных исследований в различных от- раслях науки и техники, а собственно стандартизацией они начали за- ниматься позднее.
Наиболее влиятельным инженерным обществом является со- зданное в
г. В обществе состоят индивидуальные члены, компании,
научно-исследовательские институты, учебные заведения. Работой обще- ства руководят совет директоров и технические комитеты. Каждый тет состоит из трех групп представителей: изготовителей, потребителей и непосредственно не заинтересованных лиц, привлекаемых в качестве эк- спертов. ASTM издает свои стандарты как отдельными брошюрами, так и полным собранием, а также журнал «Исследования свойств материалов и стандарты». Финансируются административный аппарат, НИР и работы по стандартизации за счет членских взносов и средств от продажи печатных изданий.
Стандартизация в области транспортных средств (автомобилей, са- молетов и вертолетов, сельскохозяйственных и землеройных машин и пр.) осуществляется Американским обществом инженеров транспорта
(SAE). В рабочие комитеты SAE приглашают ведущих специалистов,
инженеров из правительственных учреждений и профессоров универ- ситетов, имеющих специальные знания и опыт в данной области. Чле- ны комитетов работают как частные лица, а не как представители орга- низаций, в которых они заняты. Не связанные с интересами своей фирмы или учреждения, они вырабатывают, как показал опыт, лучшие решения общих для всех проблем. Финансирование программы стан-
3. Система стандартизации в Российской Федерации 93
SAE осуществляется за счет добровольных взносов, боль- шая часть которых поступает от промышленных фирм.
Такие общества, как, например, Американское общество инженеров- механиков, Американское общество инженеров-строителей, своих стан- дартов не имеют, но принимают активное участие в разработке нацио- нальных стандартов.
Как и прежние СТП, новые СТО будут продолжать выполнение фун- кций документов системы менеджмента качества, в частности будут выполнять роль внутренних документов по обеспечению и улучшению качества. Объектами стандартизации внутри организации, выпускаю- щей продукцию, будут являться: составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой и изготавливаемой продукции; процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции; технологи- ческая оснастка и инструмент и пр. (см. п. 4.2. ГОСТ Р 1.4).
Получат широкое применение СТО, распространяющиеся на дея- тельность по торговле. Можно привести два примера корпоративных стандартов.
Так московская компания Mr. Doors, производитель мебели на заказ,
разработала единые стандарты работы с клиентами для своих ди- леров в различных регионах России. В этих стандартах подробно рас- писана работа персонала с клиентами на восьми этапах взаимодействия:
первый звонок клиента, встреча в салоне, выезд к заказчику, составле- ние технического задания и т.д. По мнению руководителей дилерских фирм, продавцы, используя стандартные правила поведения, стали
«чаще доводить клиента до покупки».
В конце 2003 г. один из крупнейших производителей мужской обу- ви — компания
Ringer название ТД «Белка») на конфе- ренции дилеров обнародовала «Стандарты розничной торговли» — кор- поративный документ, определяющий условия сотрудничества партнеров. Стандарт включает подробные рекомендации по оформле- нию магазина и представлению продукции компании на витринах.
Из практики известна разновидность стандартов организации — стан- дарты субъектов Российской Федерации. По существу это территориаль- ные стандарты. Так, на территории Москвы введен новый «топливный»
стандарт взамен документа, утвержденного в 1997 г. Новый стандарт со- держит повышенные требования к моторному топливу и позволяет выйти на экологические нормы Евро-2, Евро-3 для автомобилей. Как самостоя- тельная категория территориальные стандарты-категория не были предус- мотрены основополагающими стандартами — ГОСТ
и ГОСТ Р
принятыми в 1992 и 2004 гг. Кстати, в Китае действует
000 территори- альных стандартов (при 20000 национальных стандартов).
94 Глава 2. Стандартизация
3.4.3. Требования к стандартам организаций
Согласно (10) СТО должны обеспечивать соблюдение требований
ТР, а также национальных стандартов, разрабатываемых для содействия соблюдению требований ТР.
В СТО не должны устанавливаться требования, параметры, харак- теристики и другие показатели, противоречащие ТР или национальным стандартам, разрабатываемым в обеспечение ТР.
СТО не должны противоречить национальным стандартам, обеспе- чивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и дру- гих международных организаций, к которым присоединилась Россия.
3.4.4. Разработка и утверждение стандартов организаций
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО
устанавливается организацией самостоятельно с учетом принципов стандартизации (ст.
ФЗ о техническом регулировании) и требований
ГОСТ Р
При установлении последовательности разработки СТО ре- комендуется предусматривать наличие четырех следующих стадий:
— организация разработки стандарта;
— разработка проекта стандарта (первая редакция), его согласование заинтересованными сторонами;
— доработка проекта стандарта (окончательная редакция), его согла- сование и экспертиза;
— утверждение стандарта, его регистрация, распространение и вве- дение в действие.
Если проект стандарта затрагивает вопросы безопасности, то он должен быть согласован с государственного контроля и надзо- ра, к компетенции которого относятся эти вопросы.
Порядок разработки СТО рекомендуется включать в отдельный стан- дарт. Отдельный раздел его рекомендуется посвятить правилам обнов- ления
Возможность при разработке собственных стандартов учесть специ- фику структуры или области деятельности является преимуществом стандартизации на уровне организации.
Согласно ГОСТ
СТО утверждает руководитель организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта, в установленном в организации порядке. СТО утверждают, как без ограничения срока действия.
Проект СТО может представляться разработчиком в i К по стандар- тизации, который организует проведение экспертизы данного если СТО распространяется; 1) на продукцию, поставляемую на внут-
3. Система стандартизации в Российской Федерации 97
В Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных
Правительством РФ, создается и функционирует единая информацион- ная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального инфор- мационного фонда технических регламентов и стандартов.
Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к созда- ваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения тайны (государственной, служебной или коммер- ческой) такой доступ должен быть ограничен.
Эффективное функционирование Федерального фонда стандартов и технических регламентов должно обеспечить:
а) доступность информации для заинтересованных пользователей по признакам ее полноты и достоверности (актуальности), а также совре- менности (оперативности) и стоимости ее предоставления;
б) недискриминационный характер предоставления информации всем категориям отечественных пользователей независимо от их ведом- ственной принадлежности, юридического статуса или форм собствен- ности, а также зарубежным пользователям в соответствии с обязатель- ными условиями присоединения России к ВТО и (или) другим международным соглашениям;
в) максимально льготный характер предоставления информации всем непосредственным участникам формирования информационных ресурсов Федерального фонда стандартов и технических регламентов.
Единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает:
а) формирование информационных ресурсов, свободный доступ к ним, в том числе к документам упомянутого выше Федерального фонда;
б) опубликование в электронно-цифровой форме уведомлений о раз- работке проектов ТР, национальных стандартов;
в) выполнение положений Соглашения по техническим барьерам.
Поскольку национальные стандарты и общероссийские классифика- торы принимаются федеральным органом исполнительной власти —
Ростехрегулированием, то они являются официальными документами.
Исключительное право опубликования ГОСТ, Общероссийского класси- фикатора технико-экономической и социальной информации
ТЭСИ)
принадлежит агентству как органу, принимающему эти документы*.
* Официальные издания — публикации, выполненные типографским способом из- дательско-полиграфическими комплексами Ростехрегулирования или другими органи- зациями по договорам с агентством.
4 И. М. Лифиц - CMC
98 Глава 2. Стандартизация
Тем не менее несанкционированное копирование и распространение стандартов — это проблема не только России, но и всех национальных органов и международных организаций по стандартизации. Для ты интеллектуальной от несанкционированного копиро- вания используются различные меры. Но наиболее эффективным спо- собом является законодательное закрепление авторских прав на стандарты [19]. Одним из самых успешных и при этом недавних при- меров законодательного решения проблемы авторских прав является
Германия, где с 13 сентября 2003 г. вступил в действие новый закон об авторских правах, который распространяется и на такой объект права,
как стандарты. Для успешного решения аналогичной проблемы в Рос- сии необходимы изменения в ФЗ о техническом регулировании в части наделения национального органа по стандартизации правом интеллек- туальной собственности на стандарты.
При нарушении этого запрета вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского за- конодательства.
Информацию о действующих национальных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и
ежемесячные информационные указатели «Национальные стандарты
Российской Федерации».
3.6. Технические условия как нормативный документ
Выше уже указывалось на двойной статус ТУ как документа техни- ческого и нормативного.
В ФЗ о техническом регулировании (как и в Законе РФ «О стан- дартизации») технические условия не представлены как документы по стандартизации. Несмотря на отсутствие легитимных возможно- стей их использования для государственного регулирования качества продукции, этот документ востребован отечественной практикой. Не случайно фонд ТУ насчитывает около 600 тыс. единиц
В литературе прошлых лет указывалось, что численность фонда ТУ рав- на тыс. Именно столько было зарегистрировано каталожных листов (см.
приложение 2) как носителей информации о ТУ в базе данных «Продукция
России», формируемой ВНИИстандартом с г.
За прошедший период в связи с бурным ростом числа малых предприятий и развитием частного предпринимательства, выпускающих продукцию по ТУ,
число последних резко возросло. Цифра 600 тыс., по мнению Ю.Н. Бернов- ского (ВНИИстандарт) [5], получена по приблизительным расчетам, исходя из
3. Система стандартизации в Российской Федерации 95
и (или) внешний рынки; 2) работы и услуги, выполняемые орга- низацией на стороне.
СТО, разрабатываемые и утверждаемые одной организацией, могут использоваться другой в своих интересах только по договору с утвер- дившей организацией. Указанное требование объясняется тем, что
СТО является интеллектуальной собственностью разработчика, а зна- чит и объектом авторского права.
Поскольку используемое в ФЗ и ГОСТ
понятие «организации» ох- ватывает все те организации, которые в ранее действовавшем Законе РФ
«О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, на- и инженерными обществами, а также другими объе- динениями, то применение новой категории стандартов в собственной системе стандартизации потребует переоформления действующих в органи- зациях стандартов предприятий и стандартов общественных объединений.
По рекомендации [45] организации могут принять документально оформленное решение (путем подготовки соответствующего организаци- онно-распорядительного документа) о признании и применении разрабо- танных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприя- тий или стандартов общественного объединения в качестве СТО.
Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепен- ного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов пред- приятия (объединения) и (или) изменения их обозначения для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации.
По мнению Е.П. Сорокина [45] в роли разработчиков типовых СТО
могут выступать научно-исследовательские организации. Он приводит пример, когда ВНИИ овощеводства Минсельхоза России опубликовал в Информационном указателе стандартов значительный перечень стан- дартов и специально указал адрес института, где предприятия — изго- товители овощной продукции могут приобрести данные стандарты.
Таким образом, новый статус СТО позволит использовать эту кате- горию стандарта вместо стандартов отраслей и технических условий,
когда отраслевые НИИ распространяют научно-технические разработ- ки в области конкретной продукции.
В состав обозначения стандарта, распространяющегося на продук- цию, поставляемую на внутренний и внешний рынки, или работы (усл- уги), выполняемые на стороне, следует согласно ГОСТ Р
включать:
— аббревиатуру — «СТО»;
— код органа по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (о классификаторах см. разд. 7 данной главы);
— регистрационный номер, присваиваемый организации;
— год утверждения стандарта.
96
Глава 2. Стандартизация
Информация о документах по стандартизации
и технических регламентах
Информация о документах по стандартизации. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Офи- циальное опубликование в установленном порядке указанных докумен- тов осуществляется национальным органом по стандартизации. Прави- тельство РФ в соответствии со ст. 44 ФЗ о техническом регулировании в постановлении от
500 утвердило Положение о федераль- ном информационном фонде технических и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию.
Федеральный информационный фонд технических регламен- тов и стандартов (рис.
Этот фонд составляют технические регла- менты, документы национальной системы стандартизации,
родные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран. Указанный фонд является государственным информационным
ресурсом. Порядок создания и ведения данного фонда, правила пользо- вания им устанавливаются Правительством РФ.
Межл> народные и национальные орпнпиации по ст.шларшза- цип. оценке cooi ьегсгвия и аккрелитации
Международные и национальные стандарты
Справочная и библиографическая информация о документах
^ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСГВО\
ГЮТЁХНИЧККОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ФОН. I ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
И СТАНДАРТОВ
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ
СИСТЕМА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
Обеспечение информацией о документах"
фонда и их копиями
Информационные фонды федеральных органов исполнительной власти в области технического регулирования
Обеспечение информацией о документах фонда и их копиями
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
РИС. 7. Формирование и использование федерального информационного фонда технических [с учетом 35] регламентов и стандартов
3. Система стандартизации в Российской Федерации 99
того, что каталожные листы во ВНИИстандарт поступили только от четверти предприятий-изготовителей. При этом не учитывалось, что почти вся продук- ция оборонного назначения выпускается по ТУ.
ТУ выполняют роль НД в том случае, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах).
Согласно п. 2 ст.
ФЗ о техническом регулировании при деклари- ровании соответствия (см. подразд. 4.1 гл. 4) собственными доказатель- ствами заявителя для целей подтверждения соответствия ТР может быть техническая документация.
Поскольку ТУ, как правило, создаются в результате разработки но- вой продукции, требования к которой еще не регламентированы наци- ональными стандартами, то они становятся наряду со стандартами орга- низации носителями полного комплекса требований, в том числе безопасности, к конкретной продукции. В этом смысле специалисты [5]
рассматривают ТУ «как малый технический регламент».
В соответствии с ГОСТ
ТУ разрабатывают: на одно конкрет- ное изделие, материал, вещество и т.п.; на несколько конкретных изде- лий, материалов, веществ и т.п. (групповые ТУ).
В отличие от национальных стандартов они разрабатываются в бо- лее короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект
продукция, в частности ее разновид-
ности — конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами
ТУ среди товаров являются: изделия, выпускаемые мелкими сериями
(предметы галантереи, изделия народных промыслов); изделия сменя- ющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию); изделия, осваиваемые промышленностью; продукция, выпус- каемая на основе новых рецептур и (или) технологий.
ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила прием- ки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по экс- плуатации; гарантии изготовителя.
Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обяза- тельным требованиям государственных стандартов, распространя- ющимся на данную продукцию.
Указанные требования некоторые недобросовестные изготовители пытаются обойти, прибегая к ассортиментной фальсификации выпус- каемой продукции, т.е. к подмене одной группы товаров другой. Это особенно часто имеет место по алкогольной продукции, которой в ТУ
100 Глава 2. Стандартизация дают наименования: «жидкость для пропитки тортов», «ароматизиру- ющая добавка в чай» (или парфюмерные средства). Это позволяет им,
с одной не соблюдать обязательные требования стандартов, с другой — избежать акцизов.
На повышение качества ТУ направлено положение ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которым установлено, что проек- ты технических документов подлежат санитарно-эпидемиологической и ветеринарной экспертизе.
ТУ подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия.
Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ. Если решение о постановке продукции на производство принимают без приемочной ко- миссии, ТУ направляют на согласование заказчику (потребителю).
ТУ, содержащие требования, относящиеся к компетенции органов госнадзора, подлежат согласованию с ними.
ТУ утверждает разработчик документа.
Обозначение ТУ может производиться двумя способами. По одно- му из них обозначение формируется:
из кода ТУ;
кода группы продукции по классификатору продукции трехразрядного регистрационного номера;
кода предприятия — разработчика ТУ по классификатору предпри- ятий и организаций (ОКПО);
двух последних цифр года утверждения документа.
Например: ТУ
где код группы про- дукции по ОКП;
— регистрационный номер; 38576343 — код предприятия по ОКПО. Для продукции, поставляемой для государ- ственных нужд (закупаемой по государственному контракту), в случа- ях, когда в контрактах есть ссылка на ТУ, должна быть предусмотрена их государственная регистрация.
На регистрацию представляется копия ТУ и в качестве приложения к нему — каталожный лист.
В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприятии- изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста и в закодированном виде. Каталожные листы выполняют роль своеобраз- ных «кирпичиков», с помощью которых формируются каталоги выпус- каемой продукции и строится система каталогизации в стране. Предпри- ятие-разработчик несет ответственность за правильность заполнения каталожного листа (см. приложение 2).
3. Система стандартизации в Российской Федерации
При согласии заказчика (потребителя) разрешается не разрабатывать
ТУ, если продукция может быть выпущена: по контракту — продукция,
предназначенная для экспорта; по образцу-эталону и его техническому описанию — непродовольственные товары (кроме сложной бытовой техники и продукции бытовой химии), потребительские свойства кото- рых определяются непосредственно образцом товара без установления количественных значений показателей его качества или когда значения этих показателей установлены ГОСТом (ГОСТ Р) на группу однородной продукции; по техническому документу (ТД) — полуфабрикаты, веще- ства, материалы, изготовленные в установленном объеме по прямому заказу одного предприятия (например, по чертежу — детали, поставля- емые в магазин «Умелые руки»).
Ниже приводится подробная характеристика образца-эталона и его технического описания (ТО), выполняющих роль ТУ для непродоволь- ственных товаров.
Образцом-эталоном следует считать готовое изделие (комплекс из- делий), утвержденное в качестве представителя конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпущенной продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептически- ми методами. Неотъемлемой частью образца-эталона является ярлык,
содержащий сведения о продукции, ее изготовителе и об утверждении образца-эталона. Ярлык закрепляют на образце способом, исключа- ющим возможность оспаривания подлинности образца-эталона. При выпуске продукции различных цветовых решений можно утверждать образец-эталон одного цветового решения с приложением к нему ком- плекта всех предусмотренных цветофактурных образцов материалов или покрытий. Количество образцов-эталонов устанавливается по со- гласованию с основным потребителем; предпочтительно утверждение двух образцов. Индивидуальная упаковка, имеющая самостоятельное декоративное или рекламное значение, утверждается, как правило, вме- сте с образцом-эталоном. Срок действия образца-эталона не устанавли- вается, за исключением случаев, когда свойства продукции не могут длительно сохраняться.
Техническое описание составляют на одно или несколько конкретных изделий, для которых предусмотрены образцы-эталоны. В техническом описании образца указывают: краткое описание изделия (внешний вид,
цвет, масса, отделка и т.п.); параметры, а также требования к форме, кон- струкции, модели, размеру изделия; обозначение материалов, применя- емых при изготовлении данного изделия (при необходимости); транс- портирование, хранение, гарантии
В техническом описании при необходимости помещают рисунок, эскиз или фотогра- фию изделия. Изменения технического описания согласовываются с ос- новным потребителем.
стандартов Торгово-промышленной палаты (по экспертизе качества различных потребительских
За рубежом стандарты научно-технических и инженерных обществ давно и широко используются в сфере стандартизации. Значение стандар- тов некоторых обществ в ряде случаев выходит за рамки общества и стра- ны. Так, например, стандарты ниже рассматриваемого американского общества ASTM являются международно признанными
Действующие в США научно-технические и инженерные общества неоднородны по структуре и назначению. Условно их можно разделить на две группы: научно-технические общества, членами которых могут быть как фирмы, так и отдельные лица; профессиональные общества,
имеющие только индивидуальное членство. Большинство этих обществ возникло благодаря развитию научных исследований в различных от- раслях науки и техники, а собственно стандартизацией они начали за- ниматься позднее.
Наиболее влиятельным инженерным обществом является со- зданное в
г. В обществе состоят индивидуальные члены, компании,
научно-исследовательские институты, учебные заведения. Работой обще- ства руководят совет директоров и технические комитеты. Каждый тет состоит из трех групп представителей: изготовителей, потребителей и непосредственно не заинтересованных лиц, привлекаемых в качестве эк- спертов. ASTM издает свои стандарты как отдельными брошюрами, так и полным собранием, а также журнал «Исследования свойств материалов и стандарты». Финансируются административный аппарат, НИР и работы по стандартизации за счет членских взносов и средств от продажи печатных изданий.
Стандартизация в области транспортных средств (автомобилей, са- молетов и вертолетов, сельскохозяйственных и землеройных машин и пр.) осуществляется Американским обществом инженеров транспорта
(SAE). В рабочие комитеты SAE приглашают ведущих специалистов,
инженеров из правительственных учреждений и профессоров универ- ситетов, имеющих специальные знания и опыт в данной области. Чле- ны комитетов работают как частные лица, а не как представители орга- низаций, в которых они заняты. Не связанные с интересами своей фирмы или учреждения, они вырабатывают, как показал опыт, лучшие решения общих для всех проблем. Финансирование программы стан-
3. Система стандартизации в Российской Федерации 93
SAE осуществляется за счет добровольных взносов, боль- шая часть которых поступает от промышленных фирм.
Такие общества, как, например, Американское общество инженеров- механиков, Американское общество инженеров-строителей, своих стан- дартов не имеют, но принимают активное участие в разработке нацио- нальных стандартов.
Как и прежние СТП, новые СТО будут продолжать выполнение фун- кций документов системы менеджмента качества, в частности будут выполнять роль внутренних документов по обеспечению и улучшению качества. Объектами стандартизации внутри организации, выпускаю- щей продукцию, будут являться: составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой и изготавливаемой продукции; процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции; технологи- ческая оснастка и инструмент и пр. (см. п. 4.2. ГОСТ Р 1.4).
Получат широкое применение СТО, распространяющиеся на дея- тельность по торговле. Можно привести два примера корпоративных стандартов.
Так московская компания Mr. Doors, производитель мебели на заказ,
разработала единые стандарты работы с клиентами для своих ди- леров в различных регионах России. В этих стандартах подробно рас- писана работа персонала с клиентами на восьми этапах взаимодействия:
первый звонок клиента, встреча в салоне, выезд к заказчику, составле- ние технического задания и т.д. По мнению руководителей дилерских фирм, продавцы, используя стандартные правила поведения, стали
«чаще доводить клиента до покупки».
В конце 2003 г. один из крупнейших производителей мужской обу- ви — компания
Ringer название ТД «Белка») на конфе- ренции дилеров обнародовала «Стандарты розничной торговли» — кор- поративный документ, определяющий условия сотрудничества партнеров. Стандарт включает подробные рекомендации по оформле- нию магазина и представлению продукции компании на витринах.
Из практики известна разновидность стандартов организации — стан- дарты субъектов Российской Федерации. По существу это территориаль- ные стандарты. Так, на территории Москвы введен новый «топливный»
стандарт взамен документа, утвержденного в 1997 г. Новый стандарт со- держит повышенные требования к моторному топливу и позволяет выйти на экологические нормы Евро-2, Евро-3 для автомобилей. Как самостоя- тельная категория территориальные стандарты-категория не были предус- мотрены основополагающими стандартами — ГОСТ
и ГОСТ Р
принятыми в 1992 и 2004 гг. Кстати, в Китае действует
000 территори- альных стандартов (при 20000 национальных стандартов).
94 Глава 2. Стандартизация
3.4.3. Требования к стандартам организаций
Согласно (10) СТО должны обеспечивать соблюдение требований
ТР, а также национальных стандартов, разрабатываемых для содействия соблюдению требований ТР.
В СТО не должны устанавливаться требования, параметры, харак- теристики и другие показатели, противоречащие ТР или национальным стандартам, разрабатываемым в обеспечение ТР.
СТО не должны противоречить национальным стандартам, обеспе- чивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и дру- гих международных организаций, к которым присоединилась Россия.
3.4.4. Разработка и утверждение стандартов организаций
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО
устанавливается организацией самостоятельно с учетом принципов стандартизации (ст.
ФЗ о техническом регулировании) и требований
ГОСТ Р
При установлении последовательности разработки СТО ре- комендуется предусматривать наличие четырех следующих стадий:
— организация разработки стандарта;
— разработка проекта стандарта (первая редакция), его согласование заинтересованными сторонами;
— доработка проекта стандарта (окончательная редакция), его согла- сование и экспертиза;
— утверждение стандарта, его регистрация, распространение и вве- дение в действие.
Если проект стандарта затрагивает вопросы безопасности, то он должен быть согласован с государственного контроля и надзо- ра, к компетенции которого относятся эти вопросы.
Порядок разработки СТО рекомендуется включать в отдельный стан- дарт. Отдельный раздел его рекомендуется посвятить правилам обнов- ления
Возможность при разработке собственных стандартов учесть специ- фику структуры или области деятельности является преимуществом стандартизации на уровне организации.
Согласно ГОСТ
СТО утверждает руководитель организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта, в установленном в организации порядке. СТО утверждают, как без ограничения срока действия.
Проект СТО может представляться разработчиком в i К по стандар- тизации, который организует проведение экспертизы данного если СТО распространяется; 1) на продукцию, поставляемую на внут-
3. Система стандартизации в Российской Федерации 97
В Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных
Правительством РФ, создается и функционирует единая информацион- ная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального инфор- мационного фонда технических регламентов и стандартов.
Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к созда- ваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения тайны (государственной, служебной или коммер- ческой) такой доступ должен быть ограничен.
Эффективное функционирование Федерального фонда стандартов и технических регламентов должно обеспечить:
а) доступность информации для заинтересованных пользователей по признакам ее полноты и достоверности (актуальности), а также совре- менности (оперативности) и стоимости ее предоставления;
б) недискриминационный характер предоставления информации всем категориям отечественных пользователей независимо от их ведом- ственной принадлежности, юридического статуса или форм собствен- ности, а также зарубежным пользователям в соответствии с обязатель- ными условиями присоединения России к ВТО и (или) другим международным соглашениям;
в) максимально льготный характер предоставления информации всем непосредственным участникам формирования информационных ресурсов Федерального фонда стандартов и технических регламентов.
Единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает:
а) формирование информационных ресурсов, свободный доступ к ним, в том числе к документам упомянутого выше Федерального фонда;
б) опубликование в электронно-цифровой форме уведомлений о раз- работке проектов ТР, национальных стандартов;
в) выполнение положений Соглашения по техническим барьерам.
Поскольку национальные стандарты и общероссийские классифика- торы принимаются федеральным органом исполнительной власти —
Ростехрегулированием, то они являются официальными документами.
Исключительное право опубликования ГОСТ, Общероссийского класси- фикатора технико-экономической и социальной информации
ТЭСИ)
принадлежит агентству как органу, принимающему эти документы*.
* Официальные издания — публикации, выполненные типографским способом из- дательско-полиграфическими комплексами Ростехрегулирования или другими органи- зациями по договорам с агентством.
4 И. М. Лифиц - CMC
98 Глава 2. Стандартизация
Тем не менее несанкционированное копирование и распространение стандартов — это проблема не только России, но и всех национальных органов и международных организаций по стандартизации. Для ты интеллектуальной от несанкционированного копиро- вания используются различные меры. Но наиболее эффективным спо- собом является законодательное закрепление авторских прав на стандарты [19]. Одним из самых успешных и при этом недавних при- меров законодательного решения проблемы авторских прав является
Германия, где с 13 сентября 2003 г. вступил в действие новый закон об авторских правах, который распространяется и на такой объект права,
как стандарты. Для успешного решения аналогичной проблемы в Рос- сии необходимы изменения в ФЗ о техническом регулировании в части наделения национального органа по стандартизации правом интеллек- туальной собственности на стандарты.
При нарушении этого запрета вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского за- конодательства.
Информацию о действующих национальных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и
ежемесячные информационные указатели «Национальные стандарты
Российской Федерации».
3.6. Технические условия как нормативный документ
Выше уже указывалось на двойной статус ТУ как документа техни- ческого и нормативного.
В ФЗ о техническом регулировании (как и в Законе РФ «О стан- дартизации») технические условия не представлены как документы по стандартизации. Несмотря на отсутствие легитимных возможно- стей их использования для государственного регулирования качества продукции, этот документ востребован отечественной практикой. Не случайно фонд ТУ насчитывает около 600 тыс. единиц
В литературе прошлых лет указывалось, что численность фонда ТУ рав- на тыс. Именно столько было зарегистрировано каталожных листов (см.
приложение 2) как носителей информации о ТУ в базе данных «Продукция
России», формируемой ВНИИстандартом с г.
За прошедший период в связи с бурным ростом числа малых предприятий и развитием частного предпринимательства, выпускающих продукцию по ТУ,
число последних резко возросло. Цифра 600 тыс., по мнению Ю.Н. Бернов- ского (ВНИИстандарт) [5], получена по приблизительным расчетам, исходя из
3. Система стандартизации в Российской Федерации 95
и (или) внешний рынки; 2) работы и услуги, выполняемые орга- низацией на стороне.
СТО, разрабатываемые и утверждаемые одной организацией, могут использоваться другой в своих интересах только по договору с утвер- дившей организацией. Указанное требование объясняется тем, что
СТО является интеллектуальной собственностью разработчика, а зна- чит и объектом авторского права.
Поскольку используемое в ФЗ и ГОСТ
понятие «организации» ох- ватывает все те организации, которые в ранее действовавшем Законе РФ
«О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, на- и инженерными обществами, а также другими объе- динениями, то применение новой категории стандартов в собственной системе стандартизации потребует переоформления действующих в органи- зациях стандартов предприятий и стандартов общественных объединений.
По рекомендации [45] организации могут принять документально оформленное решение (путем подготовки соответствующего организаци- онно-распорядительного документа) о признании и применении разрабо- танных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприя- тий или стандартов общественного объединения в качестве СТО.
Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепен- ного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов пред- приятия (объединения) и (или) изменения их обозначения для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации.
По мнению Е.П. Сорокина [45] в роли разработчиков типовых СТО
могут выступать научно-исследовательские организации. Он приводит пример, когда ВНИИ овощеводства Минсельхоза России опубликовал в Информационном указателе стандартов значительный перечень стан- дартов и специально указал адрес института, где предприятия — изго- товители овощной продукции могут приобрести данные стандарты.
Таким образом, новый статус СТО позволит использовать эту кате- горию стандарта вместо стандартов отраслей и технических условий,
когда отраслевые НИИ распространяют научно-технические разработ- ки в области конкретной продукции.
В состав обозначения стандарта, распространяющегося на продук- цию, поставляемую на внутренний и внешний рынки, или работы (усл- уги), выполняемые на стороне, следует согласно ГОСТ Р
включать:
— аббревиатуру — «СТО»;
— код органа по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (о классификаторах см. разд. 7 данной главы);
— регистрационный номер, присваиваемый организации;
— год утверждения стандарта.
96
Глава 2. Стандартизация
Информация о документах по стандартизации
и технических регламентах
Информация о документах по стандартизации. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Офи- циальное опубликование в установленном порядке указанных докумен- тов осуществляется национальным органом по стандартизации. Прави- тельство РФ в соответствии со ст. 44 ФЗ о техническом регулировании в постановлении от
500 утвердило Положение о федераль- ном информационном фонде технических и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию.
Федеральный информационный фонд технических регламен- тов и стандартов (рис.
Этот фонд составляют технические регла- менты, документы национальной системы стандартизации,
родные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран. Указанный фонд является государственным информационным
ресурсом. Порядок создания и ведения данного фонда, правила пользо- вания им устанавливаются Правительством РФ.
Межл> народные и национальные орпнпиации по ст.шларшза- цип. оценке cooi ьегсгвия и аккрелитации
Международные и национальные стандарты
Справочная и библиографическая информация о документах
^ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСГВО\
ГЮТЁХНИЧККОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ФОН. I ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
И СТАНДАРТОВ
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ
СИСТЕМА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
Обеспечение информацией о документах"
фонда и их копиями
Информационные фонды федеральных органов исполнительной власти в области технического регулирования
Обеспечение информацией о документах фонда и их копиями
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
РИС. 7. Формирование и использование федерального информационного фонда технических [с учетом 35] регламентов и стандартов
3. Система стандартизации в Российской Федерации 99
того, что каталожные листы во ВНИИстандарт поступили только от четверти предприятий-изготовителей. При этом не учитывалось, что почти вся продук- ция оборонного назначения выпускается по ТУ.
ТУ выполняют роль НД в том случае, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах).
Согласно п. 2 ст.
ФЗ о техническом регулировании при деклари- ровании соответствия (см. подразд. 4.1 гл. 4) собственными доказатель- ствами заявителя для целей подтверждения соответствия ТР может быть техническая документация.
Поскольку ТУ, как правило, создаются в результате разработки но- вой продукции, требования к которой еще не регламентированы наци- ональными стандартами, то они становятся наряду со стандартами орга- низации носителями полного комплекса требований, в том числе безопасности, к конкретной продукции. В этом смысле специалисты [5]
рассматривают ТУ «как малый технический регламент».
В соответствии с ГОСТ
ТУ разрабатывают: на одно конкрет- ное изделие, материал, вещество и т.п.; на несколько конкретных изде- лий, материалов, веществ и т.п. (групповые ТУ).
В отличие от национальных стандартов они разрабатываются в бо- лее короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект
продукция, в частности ее разновид-
ности — конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами
ТУ среди товаров являются: изделия, выпускаемые мелкими сериями
(предметы галантереи, изделия народных промыслов); изделия сменя- ющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию); изделия, осваиваемые промышленностью; продукция, выпус- каемая на основе новых рецептур и (или) технологий.
ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила прием- ки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по экс- плуатации; гарантии изготовителя.
Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обяза- тельным требованиям государственных стандартов, распространя- ющимся на данную продукцию.
Указанные требования некоторые недобросовестные изготовители пытаются обойти, прибегая к ассортиментной фальсификации выпус- каемой продукции, т.е. к подмене одной группы товаров другой. Это особенно часто имеет место по алкогольной продукции, которой в ТУ
100 Глава 2. Стандартизация дают наименования: «жидкость для пропитки тортов», «ароматизиру- ющая добавка в чай» (или парфюмерные средства). Это позволяет им,
с одной не соблюдать обязательные требования стандартов, с другой — избежать акцизов.
На повышение качества ТУ направлено положение ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которым установлено, что проек- ты технических документов подлежат санитарно-эпидемиологической и ветеринарной экспертизе.
ТУ подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия.
Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ. Если решение о постановке продукции на производство принимают без приемочной ко- миссии, ТУ направляют на согласование заказчику (потребителю).
ТУ, содержащие требования, относящиеся к компетенции органов госнадзора, подлежат согласованию с ними.
ТУ утверждает разработчик документа.
Обозначение ТУ может производиться двумя способами. По одно- му из них обозначение формируется:
из кода ТУ;
кода группы продукции по классификатору продукции трехразрядного регистрационного номера;
кода предприятия — разработчика ТУ по классификатору предпри- ятий и организаций (ОКПО);
двух последних цифр года утверждения документа.
Например: ТУ
где код группы про- дукции по ОКП;
— регистрационный номер; 38576343 — код предприятия по ОКПО. Для продукции, поставляемой для государ- ственных нужд (закупаемой по государственному контракту), в случа- ях, когда в контрактах есть ссылка на ТУ, должна быть предусмотрена их государственная регистрация.
На регистрацию представляется копия ТУ и в качестве приложения к нему — каталожный лист.
В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприятии- изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста и в закодированном виде. Каталожные листы выполняют роль своеобраз- ных «кирпичиков», с помощью которых формируются каталоги выпус- каемой продукции и строится система каталогизации в стране. Предпри- ятие-разработчик несет ответственность за правильность заполнения каталожного листа (см. приложение 2).
3. Система стандартизации в Российской Федерации
При согласии заказчика (потребителя) разрешается не разрабатывать
ТУ, если продукция может быть выпущена: по контракту — продукция,
предназначенная для экспорта; по образцу-эталону и его техническому описанию — непродовольственные товары (кроме сложной бытовой техники и продукции бытовой химии), потребительские свойства кото- рых определяются непосредственно образцом товара без установления количественных значений показателей его качества или когда значения этих показателей установлены ГОСТом (ГОСТ Р) на группу однородной продукции; по техническому документу (ТД) — полуфабрикаты, веще- ства, материалы, изготовленные в установленном объеме по прямому заказу одного предприятия (например, по чертежу — детали, поставля- емые в магазин «Умелые руки»).
Ниже приводится подробная характеристика образца-эталона и его технического описания (ТО), выполняющих роль ТУ для непродоволь- ственных товаров.
Образцом-эталоном следует считать готовое изделие (комплекс из- делий), утвержденное в качестве представителя конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпущенной продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептически- ми методами. Неотъемлемой частью образца-эталона является ярлык,
содержащий сведения о продукции, ее изготовителе и об утверждении образца-эталона. Ярлык закрепляют на образце способом, исключа- ющим возможность оспаривания подлинности образца-эталона. При выпуске продукции различных цветовых решений можно утверждать образец-эталон одного цветового решения с приложением к нему ком- плекта всех предусмотренных цветофактурных образцов материалов или покрытий. Количество образцов-эталонов устанавливается по со- гласованию с основным потребителем; предпочтительно утверждение двух образцов. Индивидуальная упаковка, имеющая самостоятельное декоративное или рекламное значение, утверждается, как правило, вме- сте с образцом-эталоном. Срок действия образца-эталона не устанавли- вается, за исключением случаев, когда свойства продукции не могут длительно сохраняться.
Техническое описание составляют на одно или несколько конкретных изделий, для которых предусмотрены образцы-эталоны. В техническом описании образца указывают: краткое описание изделия (внешний вид,
цвет, масса, отделка и т.п.); параметры, а также требования к форме, кон- струкции, модели, размеру изделия; обозначение материалов, применя- емых при изготовлении данного изделия (при необходимости); транс- портирование, хранение, гарантии
В техническом описании при необходимости помещают рисунок, эскиз или фотогра- фию изделия. Изменения технического описания согласовываются с ос- новным потребителем.