Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 643

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

258 Глава 4. Сертификация иностранные сертификаты, которые не требуют подтверждения, так как с зарубежными органами по сертификации, выдавшими их, достигну- то соглашение о взаимном признании результатов сертификации. К ним,
например, относятся:
Дин ГОСТ ТЮФ — общество по сертификации в Европе;
швейцарская фирма SGS (в литературе принята также аббревиатура из русских букв СЖС);
венгерская фирма «Мертконтроль».
Сертификация экспортируемой продукции проводится в системе
Р.
Сертификация товаров, подлежащих ввозу в Россию, должна прово- диться, как правило, до их поставки в Россию. Если испытания прово- дятся в зарубежных лабораториях, то выдаваемые ими протоколы испы- таний будут являться основанием для получения сертификатов в том случае, если лаборатории были аккредитованы Госстандартом и занесе- ны в Реестр системы сертификации ГОСТ Р.
Условием аккредитации лаборатории является ее вхождение:
1) в международную систему сертификации, к которой присоедини- лась Россия (например, Система сертификации механических транс- портных средств);
2) зарубежную национальную систему (при наличии двустороннего соглашения России с зарубежным национальным органом);
3) систему сертификации ГОСТ Р (например, компания
Азия, зарегистрированная в Сингапуре;
4) систему сертификации страны — члена Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.
Импортные товары, безопасность которых подлежит подтвержде- нию, при отсутствии сертификатов через таможню не пропускают и направляют на хранение в соответствии с правилами.
При отсутствии сертификата системы ГОСТ Р получатель может в течение установленного срока подать заявку на проведение работ или признание иностранного сертификата. Если товар, взятый на хранение,
не был направлен на сертификацию, то по истечении определенного срока он передается в собственность РФ.
Импортные товары, безопасность которых не подтверждена при сер- тификационном испытании, не пропускаются через таможню. При этом возможны два решения: иностранный товар забирает отправитель; то- вар подлежит таможенному режиму уничтожения.
Если на конкретный вид продукции ТР еще не принят, то ее ввоз на территорию России осуществляется в соответствии с описанными пра-


3. Сертификация как процедура подтверждения соответствия 259
вилами, в частности согласно Порядку, утвержденному Государствен- ным таможенным комитетом России совместно с Госстандартом. Если же ТР на указанную продукцию принят, то ввоз ее будет осуществлять- ся в соответствии с новым порядком, который, как это предусмотрено ст. 29 ФЗ о техническом регулировании, должен быть утвержден Пра- вительством РФ. В соответствии с ФЗ о техническом регулировании списки продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешне- экономической деятельности (см. разд. 7 гл. 2) утверждаются Прави- тельством РФ на основании ТР.
3.6. Сертификация услуг
Правила функционирования системы добровольной
сертификации услуг
Услуги проходят исключительно добровольную сертификацию. В рам- ках Системы сертификации ГОСТ Р действуют Правила функциони- рования системы добровольной сертификации услуг (далее — Систе- ма) (34).
Сертификация услуг в Системе проводится аккредитованным ОС по
инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соот-
ветствия требованиям документов, определяемых заявителем.
Сертификаты соответствия оформляются на специальном бланке,
определенном Положением о Системе сертификации ГОСТ Р.
Организационную структуру Системы образуют:
орган Системы — консультационно-внедренческая фирма «Интерстандарт» (КВФ «Интерстандарт»);
— научно-методический центр Системы — Всероссийский научно- исследовательский институт сертификации (ВНИИС);
— центральные органы добровольной сертификации однородных видов услуг;
— органы по сертификации услуг;
— испытательные лаборатории (центры).
Руководящий орган Системы (КВФ «Интерстандарт») выполняет следующие функции: а) определяет центральные органы; б) утвержда- ет организационно-методические документы добровольной сертифика- ции однородных видов услуг; в) организует, т.е. координирует и конт- ролирует деятельность участников Системы; г) организует и участвует в работах по аккредитации и инспекционному контролю за ОС и ИЛ.
ВНИИС как научно-методический центр Системы выполняет сле- дующие функции: а) осуществляет методическое руководство Систе-

260 Глава 4. Сертификация мой — разрабатывает предложения по совершенствованию Системы,
оказывает методическую помощь участникам Системы, проводит экс- пертизу документов добровольной сертификации однородных видов услуг; б) разрабатывает проекты основополагающих организационно- методических документов Системы и изменений к ним.
Центральный орган добровольной сертификации однородных видов услуг выполняет следующие функции: а) организует и координирует работу ОС и ИЛ; б) разрабатывает методические документы; в) прово- дит сбор и анализ информации о результатах деятельности по сертифи- кации однородных видов услуг; рассматривает апелляции заявителей по поводу действующих ОС и ИЛ.
Функции, выполняемые ОС и ИЛ, определены Правилами по про- ведению сертификации в Российской Федерации (28) и рассмотрены в разд. 3.3.
В Приложении 5 в качестве примера представлен Перечень основ- ных характеристик и нормативные документы, на соответствие тре- бованиям которых проводится сертификация услуг розничной тор- говли.
Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, СанПиН) при сер- тификации услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные пра- вила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденных преимущественно постановлениями Правительства
РФ, например: «Правила оказания услуг общественного питания», «Ос- новные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожно- го движения», «Правила продажи отдельных видов товаров».
Сертификация услуг осуществляется в той же последовательности,
что и сертификация продукции, и предусматривает семь этапов:
1) подача заявки на сертификацию;
2) рассмотрение и принятие решения по заявке;
3) выбор схемы сертификации;
4) оценка соответствия услуг установленным требованиям;
5) принятие решения о возможности выдачи сертификата;
6) выдача
7) инспекционный контроль сертифицированных услуг.
Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертифи- кации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность эта- па 4 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям).
В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания ус- луг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой про- цедуры отражают в актах, итоги второй — в протоколах испытаний.


3. Сертификация как процедура подтверждения соответствия
261
При сертификации работ и услуг используют пять схем (табл. 8), тог- да как по продукции — 10 основных и шесть дополнительных схем.
Поясним применение отдельных схем, обратив особое внимание на специфичные схемы
Таблица 8
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31

СХЕМЫ
сертификации услуг
Номер схемы
1 2
3 4
5
Оценка выполнения работ, оказания услуг
Оценка мастерства ис- полнителя работ и ус- луг
Оценка процесса вы- полнения работ, оказа- ния услуг
Анализ состояния про- изводства
Оценка организации
(предприятия)
Оценка системы каче- ства
Проверка
(испытания)
результатов работ и услуг
Проверка (испытания)
результатов работ и услуг
Проверка (испытания)
результатов работ и услуг
Проверка (испытания)
результатов работ и услуг
Проверка (испытания)
результатов работ и услуг
Проверка (испытания)
результатов работ и услуг
Инспекционный контроль сертифи- цированных работ и услуг
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
Контроль процесса выполнения работ,
оказания услуг
Контроль состояния производства
Контроль соответ- ствия установлен- ным требованиям
Контроль системы качества
Схему 1 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера по ремон- ту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства применя- ют прежде всего специфический вид стандарта на услугу — требования к обслуживающему персоналу.
По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, опираясь на следу- ющие критерии:
полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации,
устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы);
метрологическое, методическое, организационное, программное,
информационное, правовое и другое обеспечение процесса оказания услуг;
безопасность и стабильность процесса;
профессионализм обслуживающего и рабочего персонала.

262 Глава 4. Сертификация
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государ- ственных стандартов. При этом оценивают не только процесс оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприя- тию определенной категории (разряд ателье, тип предприятия торгов- ли общественного питания, класс ресторана или бара), используя вто- рой специфический вид стандарта на услугу — классификацию предприятий. По данной схеме проводят также аттестацию организации
(предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности. Схему 4 рекомендует- ся применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.
Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опас- ных услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка сис- темы качества по схеме 5 производится по стандартам ИСО серии 9000
экспертами по сертификации систем качества.
Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть ис- пользованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертифи- кации. Речь идет о результатах социологических обследований, эксперт- ных оценках, протоколах испытаний продукции как результата услуги,
заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти до- кументы могут служить основанием для сокращения работ по оценке,
проверке и инспекционному контролю работ и услуг.
При проверке результатов работ и услуг наиболее широко использу- ются (в порядке убывания
регистрационные, органолепти-
социологические и экспертные методы.
Регистрационные методы применяются для оценки безопасности ус- луг, в частности при проверке наличия документальных свидетельств разных видов безопасности: пожарной безопасности помещений (по заключению органов Госпожарнадзора); санитарной безопасности по- мещений (по заключению служб Госсанэпиднадзора); безопасности транспортных средств (по санитарным паспортам); безопасности обслу- живающего персонала (по медицинским книжкам персонала); метроло- гического обеспечения процесса обслуживания (по свидетельствам о поверке или оттискам клейма на СИ-весах, метрах и пр.); безопасности товаров (по сертификатам соответствия); профессионализма персона- ла (по документам о профессиональном образовании, книге отзывов и предложений); точности и своевременности оказываемых услуг (по ре- зультатам проверки соблюдения режима работы предприятия торговли и общественного питания).


3. Сертификация как процедура подтверждения соответствия 263
Органолептические методы используют для оценки санитарного со- стояния помещений торговли и общественного питания и прилегающей к ним территории.
Для оценки качества обслуживания в магазине, на предприятии об- щественного питания применяется социологический метод, в частности опрос посетителей. На ремонтных предприятиях с помощью книги за- казов, содержащей фамилии и телефоны заказчиков, связываются с кли- ентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания.
Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифици- рованная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинар- ных изделий на предприятиях общепита; оценка качества причесок,
сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования.
Для оценки материальных услуг (качества вещи, подвергшейся хим- чистке, параметров отремонтированного аппарата автомобиля) широко используются инструментальные методы.
Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг — в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных материальных услуг (допустим, услуг розничной торговли) может отсут- ствовать такое звено, как испытательная лаборатория, поскольку провер- ка результатов может не предусматривать испытание. В необходимых случаях ОС может привлекать аккредитованные ИЛ.
3.6.2. Особенности сертификации отдельных видов услуг
В основу систем добровольной сертификации положены ранее функ- ционировавшие системы обязательной сертификации.
Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспортных средств. Законодательной базой сертифика- ции этой группы услуг являются Закон РФ «О защите прав потребителей»,
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ре- монту автотранспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ
от
№ 290). Нормативную базу составляют: государственные стандарты на автомобили, в которых установлены требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств и дымности отработан- ных газов; государственные стандарты системы «Охрана природы. Атмос- фера», которые устанавливают нормы и методы измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бен- зиновыми двигателями.