Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 628

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 39
ладываться только в обоснованных случаях. Один из основных ев ее применения — высокая степень потенциальной опасности.
Очень перспективной формой подтверждения соответствия являет- ся добровольная сертификация, объектом которой являются не только продукция, но и услуги, а также другие объекты.
Рис. 3. Знак обращения на рынке (знак соответствия
техническому регламенту)
В общем случае оценка соответствия продукции требованиям ТР
может быть основана на следующих положениях:
— должны выполняться требования национальных стандартов, яв- ляющихся доказательной базой выполнения требований регламентов;
— если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосред- ственно на соответствие требованиям ТР;
— с целью информирования о соответствии требованиям ТР изго- товитель или его официальный представитель (например, импортер)
должен маркировать продукцию соответствующим знаком (рис. 3).
В статье «Подтверждение соответствия» проекта ФЗ на напитки устанавливается, что подтверждение соответствия продукта безалко- гольной промышленности на территории РФ носит добровольный характер. При этом указывается, что каждая партия продукта сопро- вождается удостоверением (сертификатом) санитарно-гигиенической безопасности, который заполняется организацией-изготовителем
(импортером). В проекте ФЗ на напитки также устанавливаются тре- бования к информации, содержащейся в удостоверении (сертифика- те). Удостоверение должно иметь подпись уполномоченного лица организации-производителя (импортера или дистрибьютора), заве- ренную печатью организации.
Как уже указывалось выше, подтверждение соответствия игрушек требованиям ТР проводится в форме обязательной сертификации. Эта

40 Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
форма принята с учетом высокой степени потенциальной опасности игрушек. В статье «Подтверждение соответствия» проекта ФЗ на напит- ки установлено:
— прежде чем разместить игрушки на рынке Российской Федера- ции, изготовитель или его уполномоченный представитель, находящий- ся в РФ, обязан подтвердить, что игрушки соответствуют существенным требованиям ТР;
— в случае если ни изготовитель, ни его уполномоченный предста- витель не исполнили вышеуказанных требований, то такая обязанность должна быть возложена на любое лицо, размещающее игрушки на рын- ке РФ.
Специальная статья в ТР посвящена идентификации игрушек.
разделе «Государственный контроль (надзор)». Контроль и над- зор составная часть многих процедур оценки соответствия.
К сожалению, в ФЗ о техническом регулировании не даны опреде- ления терминов «контроль» и «надзор». Указанные в заголовке терми- ны не следует воспринимать как синонимы [3].
Государственный надзор ( далее — ГН) — форма оценки соответ- ствия исключительно федеральными органами исполнительной власти
(«федеральными надзорами»). К последним, например, относятся агент- ство Ростехрегулирование, (см. 3.2 гл. 2), федеральные органы по над- зору в сфере здравоохранения и социального развития Министерства здравоохранения и социального развития РФ, федеральные органы по надзору в сфере ветеринарии и фитосанитарному надзору Министер- ства сельского хозяйства РФ и пр.
ГН, как правило, заключается в форме документальной проверки вы- полнения обязательных требований к объектам надзора и принятия мер по результатам выявленных нарушений. Документальная проверка со- стоит в проверке наличия знака обращения на рынке, наличия и пра- вильности оформления декларации соответствии, информации, сопро- вождающей изделие, правильности выбора методик и пр.
В отдельных случаях мероприятия по ГН могут включать инстру- ментальную проверку (
измерения и с привле- чением организаций различных форм собственности. ГН осуществля- ется на рыночной стадии, в частности в сфере обращения.
Государственный контроль (далее — ГК ) — форма оценки соот- ветствия, осуществляемая как государственными, так и негосударствен- ными структурами, как на рыночной, так и на дорыночной стадиях.
Государственный контроль вменяется органами государственного управления контрольным структурам (различных форм собственности)
и осуществляется, как правило, в форме инструментальной проверки с привлечением компетентных организаций ( различных форм собствен- ности ). Например, ГК средств измерений, методик измерений осуще-


Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 41
ствляется территориальными органами Ростехрегулирования (см. под- разд. 6.2 гл. 3 ), которые могут привлекать для инструментальной про- верки метрологические НИИ, коммерческие организации. Такой вид ГК
как утверждение типа средства измерения осуществляется на этапе про- ектирования производства, т е. на дорыночной стадии. Такой вид ГК как поверка средства измерения осуществляется как на этапах производ- ства, так и обращения.
Негосударственный контроль делегируется негосударственными структурами через механизм аккредитации, аттестации, лицензирования и осуществляется ими на дорыночной стадии.
Таким образом, при дифференциации понятий «надзор» и «конт- роль» следует учитывать такие признаки, как субъект деятельности, ста- дия метод оценки соответствия.
Поскольку оценка соответствия осуществляется надзорными орга- нами, то она, по существу, является надзором. Надзор за продукцией,
поставленной на рынок, направлен на обеспечение ее соответствия и уверенности заинтересованных лиц (в первую очередь приобретателя)
в том, что продукция продолжает соответствовать необходимым регу- лирующим требованиям. Надзор после поставки продукции на рынок особо необходим при применении процедур заявления поставщика, что- бы убедиться в том, что заявление о соответствии остается в силе.
Процедуры надзора после поставки продукции должны быть доста- точными, чтобы проинформировать поставщиков о высокой вероятно- сти того, что несоответствия будут выявлены, необходимые меры при- няты и наказания исполнены.
В проекте ТР на игрушки указано, что принимаются все необходимые меры для изъятия товаров с рынка и по запрещению поставок на рынок,
если в результате надзора установлено: а) игрушки, маркированные зна- ком обращения на рынке и используемые в соответствии с их назначени- ем, представляют опасность; б) информация, указанная на маркировке или в сопроводительной документации, вводит в заблуждение приобре- тателя.
Статья 5 проекта ФЗ на напитки содержит следующие положения:
государственный контроль соответствия продукта ТР в розничной торгов- ле и отзыв продукта; приостановление процесса производства и деятель- ности организации; ответственность за невыполнение требований ТР.
8. Раздел «Назначение федерального органа исполнительной власти,
ответственного за реализацию технического регламента» предполагает указание в самом ТР федерального органа, ответственного за его вне- дрение. Так же может быть определена процедура назначения соответ-


42 Глава Техническое законодательство как основа деятельности...
ствующих органов на проведение работ там, где необходимо привлече- ние третьей стороны для целей оценки соответствия, а также органов контроля и надзора.
В ст. 5 проекта на напитки указывается, что контроль и надзор за выполнением требований регламента в части безопасности продук- та осуществляется федеральным органом исполнительной власти, от- ветственным за санитарно-эпидемиологическую безопасность продук- тов питания. Контроль и надзор в части безопасности производства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, орга- нами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им сударственными учреждениями,
на проведение гос- контроля и надзора в соответствии с законодательством РФ.
9. Раздел «Переходные положения» предусматривает сроки, необхо- димые для того, чтобы производители могли подготовиться к выполне- нию требований ТР, а в указанный период были разработаны нацио- нальные стандарты, обеспечивающие применение вводимою ТР. В ТР
должны указываться законодательные акты, которыми необходимо ру- ководствоваться до вступления в силу нового ТР.
По опыту ЕС переходный период может быть достаточно продолжи- тельным. Если ТР вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования, то в директивах ЕС устанавливает- ся конечный срок перехода на новый регламент. Фирмы, которые гото- вы к его применению, начинают его сразу применять и маркируют свою продукцию знаком СЕ (см. рис. 9), тем самым показывая свои конкурент- ные преимущества.
1.5. Порядок разработки технического регламента
ТР принимается федеральным законом в установленном порядке, с учетом положений рассматриваемого закона. О разработке ТР должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию — «Ве- стнике технического регулирования», С момента опубликования данно- го уведомления проект ТР должен быть доступен заинтересованным ли- цам для ознакомления. В качестве основы для разработки ТР могут использоваться полностью или частично международные и (или) наци- ональные стандарты.
С учетом полученных замечаний (в письменной форме) разработчик дорабатывает проект ТР, организует публичное обсуждение проекта ТР.

Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 43
Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта феде- рального закона о ТР в Государственную Думу осуществляется при на- личии ряда документов, установленных п. 7 ст. 9 ФЗ о техническом ре- гулировании. На указанный проект Правительство РФ представляет в
Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, при- водящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окру- жающей среде, Президент РФ вправе издать ТР без его публичного об- суждения.
ТР может быть также принят международным договором, подлежа- щим ратификации в установленном порядке. Один из примеров возмож- ного объекта договора — это условия ввоза на территорию РФ какой- либо группы продукции, инспекция перед отгрузкой, гарантии, правила определения места происхождения товара и пр.
Из ФЗ о техническом регулировании следует, что между днем публи- кации об окончании публичного обсуждения проекта ТР и днем вступле- ния в силу закона о ТР проходит значительный промежуток времени, не- обходимый для внесения проекта закона в Государственную Думу, его рассмотрения и принятия. В целях недопущения правового вакуума на этот период Правительству РФ до вступления в силу федерального зако- на предоставлено право издать постановление о ТР. Закон указывает, что основной правовой формой принятия ТР является федеральный закон.
Правительство РФ распоряжением от утвердило Про- грамму разработки технических регламентов на гг. (см. при- ложение 9) и поручило Министерству промышленности и энергетики
РФ обеспечить:
— финансирование в гг. в установленном порядке раз- работки технических регламентов, включенных в Программу, за счет средств, предусматриваемых министерству на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год;
— контроль и координацию деятельности федеральных органов ис- полнительной власти и организаций по выполнению Программы.
К сожалению, Программой не установлен приоритет разработки общих технических регламентов перед специальными техническими регламентами: сроки разработки ОТР и СТР совпадают.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

1.6. Применение технических регламентов
ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции; вида осуществля-

44 Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
емых процессов видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, про- давцами, приобретателями.
В соответствии со ст. 27 ФЗ о техническом регулировании для ин- формирования приобретателя продукции о соответствии
ТР используется, как уже отмечалось выше, знак обращения на рынке
(см. рис. 3). Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осу- ществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоя- тельно любым удобным для него способом. Условием использования знака служит наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обя- зательной сертификации.
Знак обращения на рынке сочетание букв «Т» и «Р»,
вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу. Аб- бревиатура СТР расшифровывается как «соответствие техническому регламенту». Расположенная над «Т» точка в комплексе с буквой напо- минает человечка. Этот символ должен подчеркнуть главную цель тех- нического регулирования — обеспечение безопасности граждан.
ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Пра- вительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а так- же правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения ТР, разрабатываются федеральными органами исполни- тельной власти в пределах их компетенций в течение шести месяцев со дня официального опубликования ТР и утверждаются Правитель- ством РФ.
В целях обеспечения соответствия ТР техническим интересам на- циональной экономики, уровню развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительством РФ утверждается Программа раз- работки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех слу- чаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жиз- ни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государствен- ному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материа- лов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситу- ации в области соблюдения требований ТР.


46 Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
По мнению Председателя Совета директоров Союза участников по- требительского рынка, депутата Государственной Думы П.Б.
система учета и анализа случаев нарушения ТР должна работать так, как это поставлено на Западе. В США, например, 2 тыс. отделений «скорой помощи», включая травматологические пункты, ежедневно поставляют в Федеральную комиссию по безопасности потребительских товаров информацию обо всех несчастных случаях, связанных с потребитель- скими товарами. Полученная информация обрабатывается и еженедель- но по наиболее часто встречающимся случаям принимаются конкрет- ные решения разного рода: в одних случаях налагается запрет на реализацию продукции или принимается решение о снятии ее с произ- водства и изъятии из торговой сети; в других случаях, когда нет конк- ретной угрозы, может быть принято решение о разработке нового стан- дарта или корректировке действующего стандарта. По продуктам питания и лекарствам действует самостоятельная система учета и ана- лиза фактов нарушения ТР.
Согласно (36) эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:
— значительными штрафами за несоответствие;
— высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.
Без этих элементов велик риск того, что поставщики могут поставить на рынок продукцию,
соответствующую установленным требовани- ям. В результате жизнь людей и безопасность общества могут подверг- нуться опасности.
В первом случае, если штрафы за несоответствие являются мини- мальными, поставщики могут рисковать даже при высокой вероятнос- ти выявления несоответствующей продукции. Штрафы могут рассмат- риваться поставщиками как досадная неприятность, а не как стимул к обеспечению соответствия.
Во втором случае, если вероятность выявления несоответствия не- значительна, поставщики могут рисковать даже при высоких штрафах за несоответствие. Вероятность выявления будет сбалансирована по от- ношению к затратам, связанным с обеспечением соответствия. Если ве- роятность выявления несоответствующей продукции в сочетании с воз- можным штрафом ниже расходов, связанных с обеспечением соответствия, поставщики будут скорее рисковать и допускать возмож- ность несоответствия.
В дополнение к изложенным выше характеристикам эффективной процедуры надзора после поставки продукции на рынок следует отме- тить, что эффективность может быть повышена, если она предусматри-