Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 630
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 45 1.7. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
Государственный контроль и надзор (далее — ГКиН) осуществляет- ся следующими субъектами: федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов РФ; государствен- ными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН (в соот- ветствии с законодательством).
ГКиН осуществляется в отношении продукции и процессов ЖЦП
исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии
Перенос центра тяжести контроля на рынок поставит в равные условия отечественного и зарубежного производителя, так как сей- час деятельность множества контролирующих организаций в основ- ном замкнута на проверке отечественной продукции на стадии про- изводства.
Органы ГКиН вправе:
— требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов,
подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сер- тификата о соответствии);
— выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установ- ленный срок;
— принимать решения о запрете передачи продукции, а также о пол- ном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;
— приостановить или прекратить действие декларации о соответ- ствии или сертификата о соответствии;
— привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, преду- смотренной законодательством РФ.
За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец)
несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку главным приоритетом системы технического регулиро- вания является безопасность, то ее обеспечение — главная цель ГКиН.
Другой целью ГКиН является выявление фальсифицированной продук- ции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей» (п.
ФЗ о техническом регулировании). Для достижения этой цели в гл. 7 ФЗ о техническом регулировании, как указывалось выше, устанавливается специальная система информирования о появлении на рынке продук- ции, не соответствующей требованиям ТР.
Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 47
вает ответственность всех участников системы поставки (изготовителя/
импортера, оптовой и розничной фирм). Преимущество такой меры заключается в том, что розничные фирмы будут, по всей вероятности,
оказывать воздействие на оптовые фирмы или изготовителей, чтобы они поставляли продукцию, отвечающую обязательным требованиям.
Процедуры надзора после поставки продукции на рынок должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков о вероят- ности того, что несоответствия будут выявлены, необходимые меры приняты и наказания исполнены.
Со дня вступления в силу ФЗ о техническом регулировании до вступления в силу соответствующих ТР законом установлен период,
именуемый «переходным положением». Он равен семи годам. Имен- но в течение этого срока должны быть приняты необходимые ТР.
1.8. Разработка технических регламентов в рамках
«переходного положения»
Мнения специалистов по поводу числа ТР, которые необходимо раз- работать в переходный период, расходятся. В 2002 г. руководство Гос- стандарта России считало, что к концу семилетнего периода фонд ТР
должен составить 2000 документов. Но уже в 2003 г. эта цифра была существенно скорректирована: в Программе разработки ТР, подготов- ленной Госстандартом России с учетом замечаний и предложений 36
министерств и ведомств и представленной в Правительство РФ, содер- жалось более 300 ТР.
Существует мнение, что число ТР должно соответствовать числу ви- дов предпринимательской деятельности. Если взять за основу Общерос- сийский классификатор (о классификаторах см. разд. 7 гл. 2) народного хозяйства (ОКОНХ), то это число будет равно 636. Однако многие сфе- ры деятельности содержат требования безопасности, которые не зави- сят от специфики отрасли. Указанные требования можно объединить в блоки. Таким образом, в семилетний переходный период предстоит раз- работать примерно 450 ТР*. Естественно, что такой обширный фонд можно создать, если в его основу положить уже действующие директи- вы ЕС, ГОСТ, СанПиН, СНиП и другие обязательные нормы (после их предварительной корректировки).
* Разработка такого количества технических регламентов в столь короткий период времени — свидетельство очень напряженного плана реформирования системы техни- ческого регулирования. По предварительным расчетам, для разработки ТР потребуется около 20 млн дол. На решение подобной проблемы высокоразвитым странам, входящим в
соглашение (АТЭС), потребовалось более 10 лет.
48 Глава 1. Техническое как основа деятельности...
В соответствии с упомянутой межведомственной программой пре- дусмотрена разработка ряда новых федеральных законов, внесение из- менений в ряд действующих законов, разработка проектов постановле- ний Правительства РФ по реализации законов и введению ряда международных правил.
В ряде промышленно развитых стран национальные системы стан- дартизации базируются на хорошо развитом техническом законодатель- стве.
За рубежом действует множество законов в области стандартизации качества и защиты интересов потребителей. Так, в США еще в начале века были приняты законы о качестве мяса и молока. К середине гг. количество направленных на защиту интересов по- требителей, достигло
Среди них Закон об обеспечении безопасно- сти движения автомобильного транспорта, Закон о достоверности рек- ламных средств и информационных этикеток, Закон о защите детей и обеспечении безопасности игрушек и пр.
В Японии в начале 90-х годов в сфере стандартизации и правовой защиты потребителей действовало более 50 общенациональных зако- нов. Центральным звеном правовой системы является Основной закон об охране интересов потребителей (принят в г.). Все законы мож- но разбить на семь групп: к 1-й группе относится Закон о мерах и весах; в законах 2-й группы (около 20 законов) регламентируются воп- росы предотвращения физического и материального ущерба потреби- телей; в 3-ю группу входят: Закон о стандартизации и маркировке сель- скохозяйственной продукции, Закон о питании, Закон о стандартизации промышленных товаров и Закон о маркировке предметов бытового на- значения; в 4-ю группу входят шесть законов, в том числе Закон об обо- значении качества предметов домашнего
Закон об обеспечении безопасности товаров широкого потребления. Законы трех остальных групп (22 закона) направлены на недопущение ограничений конкурен- ции, укрепление позиций повышение уровня осведом- ленности в их отношениях с и сбытовиками, рацио- нальную организацию повседневного быта и т.д.
Техническое законодательство хорошо развито в ЕС. Оно насчиты- вает около 3000 директив (см.
5.3 гл. 2).
По мнению научной общественности, производственников, специа- листов в области технического регулирования имеются серьезные ос-
нования для внесения дополнений и изменений в ФЗ. Необходимо, напри- мер, расширить перечень терминов и определений (работа, услуга,
контроль, надзор и пр.), уточнить принятия ТР (предусмотрев вторую основную юридическую форму утверждения ТР — постановле- ние Правительства), расширить перечень объектов обязательного под- тверждения (за счет потенциально опасных работ и услуг).
Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 49
Реформирование действующей системы технического регулирова- ния осуществляется также в рамках СНГ. На устранение технических барьеров в торговле направлено Соглашение об основах гармонизации технических регламентов стран содружества. Документ базируется на принципах, которые позволяют гармонизировать национальные ТР за счет применения в качестве их основы международных и региональных стандартов, межгосударственных моделей и ТР.
Вопросы и задания для самоконтроля
Что такое технический барьер?
2. В каких областях осуществляется техническое регулирование?
3. Перечислите принципы технического регулирования.
4. Какими обстоятельствами вызвана реформа технического регулирования?
5. В чем проявляется защитная функция технического регулирования?
6. Укажите объекты ОТР.
7. Укажите объекты СТР.
8. Перечислите вопросы, которыми руководствуются при принятии реше- ния о разработке ТР.
9. В чем заключается принцип идентификации проблемы при принятии решения о разработке ТР?
10. Что понимается под объектом технического регулирования?
Какие требования предъявляются к такому структурному элементу, как
«требования безопасности»?
12. Приведите примеры гармонизации с международными стандартами планируемых к разработке ТР.
13. Что такое «знак обращения на рынке»?
14. Приведите примеры органов исполнительной власти, которые несут ответственность за реализацию ТР.
Какие требования предъявляются к порядку разработки ТР?
В каких формах может быть принят ТР? Какая из них основная?
Какие подзаконные акты разрабатываются для реализации утвержден- ного
Какова необходимость включения в содержание ТР такого раздела (гла- вы, статьи), как «переходный период»?
19. Каковы права органов, осуществляющих госконтроль (надзор) за соблю- дением требований ТР?
20. На какой стадии жизненного цикла продукции осуществляется ГКиН?
21. Что вы знаете о разработке ТР в рамках переходного периода, преду- смотренного ФЗ о техническом регулировании?
22. Что вы знаете о развитии технического законодательства за рубежом?
ГЛАВА 2
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ
1.1. Сущность стандартизации
Объект стандартизации — продукция, работа, процесс и услуги, под- лежащие или подвергшиеся стандартизации (рис. 4).
В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации,
измерение параметров технологических операций, контроль готовой про- дукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д.
раз- личные варианты решения этих задач. Цель стандартизации — выявле- ние наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации.
Для превращения этой возможности в действительность необходимо,
чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприя- тий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.
На примере модели конкретного объекта рассмотрим механизм стан- дартизации (рис. 5). Можно выделить четыре этапа работ по стандар- тизации [13, 43].
1. Отбор объектов стандартизации.
Существует определенная совокупность объектов и действий с ними:
К...
Допустим, в учреждении используется определенный набор типов организационно-распорядительных документов — приказов, докладных записок и т.д. Некоторые из них составляются систематически, дру- гие — в разовом порядке: А; Б; В; Г; Б; Д; А; Ж; Б; 3; А; Б; Б...
52
Глава 2. Стандартизация
1. Отбор объектов стандартизации
2. Моделирование объекта стандартизации
3.
5. Механизм стандартизации
Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты — Б
и А, в нашем примере — отдельные типы документов.
2. Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б).
Нужно учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные предметы, а информация о них,
ющая их существенные стороны (признаки, свойства), т.е. абстрактная модель реального объекта. Например, для организационно-распоряди- тельного документа такими признаками являются: состав реквизитов
(наименование организации —
наименование документа — 2, юри- дический адрес — 3); оформление реквизитов (форма — 1, содержа-
2, месторасположение — 3); требования (к учету — 1, к содер- жанию — 2, к корректировке действующего стандарта — 3).
Общая стандартизации 53 3. Оптимизация модели.
В разных организациях варианты исполнения объекта, т.е. докумен- та Б, могут быть разными:
В частности, возможны раз- ный состав реквизитов, различное оформление, использование раз- ных бланков и т.д. Задача стандартизаторов — унифицировать документ,
отобрав наилучший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение до- стигается общенаучными методами и методами стандартизации (симп- лификация, типизация и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.
4. Стандартизация модели.
На заключительном этапе осуществляется собственно стандартиза- ция — разработка нормативного документа (НД) на базе унифицирован- ной модели.
Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стан- дартизации, которая отражена в следующем стандартизированном опре- делении.
Стандартизация — деятельность по установлению правил и харак- теристик в целях добровольного многократного использования, направ- ленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обра- щения продукции и повышения конкурентоспособности продукции,
работ и
(1).
Автор полностью разделяет мнение
Блиновой* о том, что прин- цип добровольности стандартов реализуется только при выборе реше- ния о применении (или неприменения) стандарта или его разделов. По- ложительное решение о применении независимо от формы (договор,
ссылка в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной дея- тельности выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или его отдельные разделы). Здесь уместна аналогия с военной служ- бой по контракту: заключивший контракт, добровольно приняв установ- ленные «правила обязан строго им следовать (неукоснительно выполнять устав, приказы командиров и пр.).
Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение НД является способом упо- рядочения в определенной области. Отсюда НД — средство стандарти- зации.
* Блинова
Добровольное применение и обязательное исполнение требований документов по стандартизации // Стандарты и качество. 2003. № 5. С.
54 Глава 2. Стандартизация
1.2. Понятие нормативных документов по стандартизации
Нормативный документ — документ, устанавливающий правила,
общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (9).
Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стан- дартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся прак- тики, общероссийские классификаторы.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного много- кратного использования устанавливаются характеристики продукции,
правила осуществления и характеристики процессов производства, экс- плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг
Стандарт также может содержать требования к терминологии, сим- волике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В табл. 2 сравниваются стандарт и технический регламент на идентич-
ные объекты.
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техни- ки и практическою опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В зависимости от сферы действия различают стандарты разного ста- туса или категории: международный стандарт, региональный стандарт,
национальный стандарт (прежнее название — государственный стан- дарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт
(ГОСТ), стандарт организации*.
Национальный стандарт — стандарт; утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (1).
Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти (4).
Классификатор — нормативный документ, представляющий систе- матизированный свод наименований и кодов классификационных груп- пировок и (или) объектов классификации (ПР 50-733-93).
Общероссийский классификатор технико-экономической и соци-
альной информации — нормативный документ, распределяющий тех-
* Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (преамбула) понятие стандарта является родовым. В него входят государственный стандарт, санитарные нормы и пра- вила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с за- коном устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). К дру- гим документам можно отнести государственные образовательные стандарты, которые принимает с г. Министерство образования и науки РФ в соответствии с Законом
РФ «Об образовании».