ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 650

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75
рается 35 пружин. Если в выборке обнаружено не более одного бракованно- го изделия, то осуществляется приемка всей партии продукции.
Заказчик установил, что AQL равен 1%, а LTPD=10%. Определите риск производителя и риск потребителя.
Задача 3.25. Администрация некоторого промышленного предприятия собирается сравнить две следующие схемы выборочного контроля качества поступающих деталей: 1) схема А: n=12, c=1; 2) схема В: n=25, c=2.
Администрация считает приемлемым AQL, равный 4%, и LTPD, равный
25%.
Требуется:
1. Построить кривую оперативной характеристики для каждой из схем.
2. Сравнить обе схемы и определить, какая из них лучше.
Задача 3.26. На предприятие розничной торговли поступила партия швейных изделий. Опираясь на данные приложения 1, сделать заключение о качестве товара (то есть соответственно о принятии или непринятии партии на реализацию), если партия швейных изделий:
а) объемом 300 шт., при выборочном контроле забраковано 3 шт.;
б) объемом 450 шт., при выборочном контроле забраковано 5 шт.
Задача 3.27. Оценить качество поступившей партии товара выбороч- ным методом контроля, если известно, что в магазин поступила партия со- рочек объемом в 200 шт., упакованная в 10 ящиков. Количество ящиков, подлежащих отбору, должно соответствовать указанным в таблице. Из про- веренных изделий 5 шт. не соответствовали образцу-эталону при том, что партия товара может быть принята, если число забракованных изделий не превышает 5% от размера выборки.
Количество ящиков
Количество ящиков, подлежащих отбору
1-5
Все
6-99 5 штук
100-399 5%
400 и более
20 штук
Задача 3.28. При контрольной проверке качества поступивших в ма- газин овощей произведена 12% серийная выборка. Из партии, содержащей
50 ящиков (вес ящиков одинаков), методом механического отбора взято 6 ящиков.

76
Требуется с вероятностью 0,99 установить доверительные интерва- лы удельного веса бракованной продукции для всей партии овощей, если в результате сплошного обследования находившихся в ящике овощей были получены следующие данные об удельном весе брака:
№ ящика, попавшего в выборку
1 2
3 4
5 6
Удельный вес бракованной продукции, %
1,4 1,6 1,2 1,8 2
1,6
3.29. На складе оптового продуктового магазина ведется непрерыв- ный контроль температуры и относительной влажности помещения в тече- ние двух недель. Данные представлены в таблице.
Необходимо построить контрольную карту стабильности процесса хранения по обоим параметрам и оценить результаты.
Номер замера
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14
Температура,
°
С
24 25 22 26 28 25 24 25 23 23 22 21 23 24
Относитель- ная влаж- ность, %
72 72 75 78 75 72 72 73 74 72 71 72 73 72
3.30. На предприятие общественного питания поступила партия мяс- ных полуфабрикатов в количестве 1000 шт. Для проверки качества посту- пившей продукции было отобрано 100 образцов (случайный бесповторный отбор), из которых 12 оказались не соответствующего нормативному образ- цу качества. Необходимо определить с вероятностью 0,995 пределы, в кото- рых будет находиться процент брака для всей партии продукции.


77
4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ
4.1. Цели, задачи, принципы стандартизации
Стандартизация – это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Цель стандартизации – выявление наиболее экономичного вариан- та (оптимального решения) для измерения и учета продукции, составление технологической документации, измерения параметров технологических операций, контроля готовой продукции, упаковки и др.
Объекты стандартизации - продукция, работа (процесс), услуга, под- лежащие или подвергшиеся стандартизации (по ГОСТ Р 1.0-92).
Деятельность по стандартизации регламентируется Законом Россий- ской Федерации «О техническом регулировании», который устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в об- ласти стандартизации. Положения и требования закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг (работ), проек- тные, конструкторские, транспортные и другие предприятия.
Согласно Закону РФ «О техническом регулировании» [15] стандартиза- ция осуществляется также в целях:
 повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, иму- щества физических или юридических лиц, государственного или муници- пального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований тех- нических регламентов;
 повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникно- вения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
 обеспечения научно-технического прогресса;
 повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
 рационального использования ресурсов;
 технической и информационной совместимости;
 сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измере- ний, технических и экономико-статистических данных;
 взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
 добровольного применения стандартов;
 максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

78
 применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным;
 недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
 недопустимости установления таких стандартов, которые противо- речат техническим регламентам;
 обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Эффективность стандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности в различных сферах проявляется через ее функ- ции: экономическую, техническую, информационную и социальную.
Экономическая функция стандартизации заключается в уменьшении за- трат (издержек) при производстве, обращении, эксплуатации и утилизации стандартизируемой продукции. Экономический эффект от стандартизации, определяемый как разность между экономией и затратами, рационально рас- считывать при разработке и применении следующих видов стандартов:
 стандарты на продукцию и услуги;
 стандарты на работы (процессы);
 стандарты на методы контроля.
Экономия от внедрения работ по стандартизации может быть получена от повышения качества работ и услуг, от увеличения массовости продукции, концентрации производства, снижения эксплуатационных расходов, повы- шения надежности изделий.
Техническая функция – выражается в изменении соответствующих тех- нических характеристик продукции или производства в результате действия нормативных документов: рост уровня безопасности, сокращение вредных выбросов, снижение материало- и энергоемкости, повышение надежности и пр.
Социальная функция – реализуемые на практике обязательные требо- вания положительно отражаются на безопасности людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции, охране окружающей среды, здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах (снижается уровень производственного травматизма, заболеваемости, повышается продолжительность жизни, уменьшается мо- ральный ущерб, наносимый низкокачественными товарами).
Коммуникативная (информационная) функция стандартизации состоит в упорядочении стандартных терминов, определений, классификаторов, ме- тодов измерений, знаков и другой информации, для достижения необходи- мого взаимопонимания, единства представления и восприятия информации, в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйствования,


79
научно-технических и торгово-экономических отношений на межгосударс- твенном уровне.
Постановлением от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» правительство РФ опреде- лило агентство органом, уполномоченным исполнять функции националь- ного органа РФ по стандартизации.
Функции национального органа Российской Федерации по стандартиза- ции следующие:
 утверждает национальные стандарты, организует их опубликование и распространение;
 принимает программу разработки национальных стандартов, органи- зует экспертизу проектов национальных стандартов;
 обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
 осуществляет учет национальных стандартов, правил стан- дартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступ- ность заинтересованным лицам;
 создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
 утверждает изображение знака соответствия национальным стан- дартам;
 участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов
Российской Федерации при их принятии;
 представляет Российскую Федерацию в международных организа- циях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Технические комитеты (ТК) создаются на добровольной основе для ор- ганизации и проведения работ по стандартизации определенных видов про- дукции, технологии и услуг.
ТК выполняет следующие основные функции:
 организует разработку и пересмотр российских, национальных и межгосударственных стандартов в своей области деятельности, в том числе готовит предложения в соответствующую программу;
 обеспечивает гармонизацию российских национальных и межгосу- дарственных стандартов на международном уровне, в том числе содействует принятию в этом качестве международных и региональных стандартов;
 рассматривает проекты российских национальных и межгосударс- твенных стандартов, в том числе организует разработки или проводит их экспертизу и представляет на утверждение в НОС или готовит предложе- ния об отклонении проектов;

80
 сотрудничает с ТК в смежных областях деятельности, обеспечивая комплексность работ по стандартизации;
 обеспечивает интересы Российской Федерации при взаимодейс- твии с аналогичными международными, региональными и зарубежными национальными ТК, в том числе участвуя в работе ТК ИСО или МЭК и межгосударственных технических комитетах по стандартизации;
 участвует в разработке международных стандартов (в том числе путем рассмотрения их проектов, если их разработка осуществляется в других странах) и способствует принятию российских стандартов в качес- тве международных;
 взаимодействует с федеральными и иными органами исполнитель- ной власти, различными организациями и физическими лицами;
 организует или проводит экспертизу проектов стандартов организа- ций (по предложению этих организаций).
Разработка нормативных документов стандартизации происходит в соответствии с определенными принципами, которые можно разделить на главные и соподчиненные. К главным принципам стандартизации относят:
1. Принцип комплексности осуществления стандартизации предпола- гает разработку взаимосвязанных требований как к конечной продукции, так и к сырью, комплектующим, материалам, т.е. основным ее элементам, обеспечивающим общее качество изделия.
2. Принцип многоступенчатого развития стандартизации. Он озна- чает постепенное перемещение объекта на более высокий уровень, т.е. сфе- ра действия стандарта вначале может быть на местном уровне, а затем – на отраслевом и общероссийском.
В процессе многоступенчатого развития стандартизации неизбежно наличие параллельных стандартов на разных уровнях.
3. Принцип многозвенного развития стандартизации предполагает для каждого объекта конкретный определенный уровень, т.е. объекты стандар- тизации перемещаются не вдоль цепи взаимосвязанных уровней стандартов
(государственные, отраслевые и пр.), а имеют конкретную сферу действия.
Преимущество принципа состоит в исключении параллельности стандартов.
4. Принцип общей или частной классификации продукции при ее стан-
дартизации. Расширение марок и видов материалов, номенклатуры изделий требует разработки научно обоснованной классификации, которая должна строиться по единым принципам.
5. Принцип экономичного использования материальных ресурсов за- ключается в нормировании конкретных областей применения материалов, что на практике способствует сокращению материалоемкости и себестои- мости производства.


81
6. Принцип стандартизации технологических требований предпола- гает не только разработку требований к продукции, но и регламентацию оп- тимальных способов ее изготовления, нахождение наиболее эффективных способов ее производства.
Теорией стандартизации разработано также 13 соподчиненных при- нципов, среди которых такие, как:
 принцип стандартизации планируемой продукции;
 принцип стандартизации размеров;
 принцип стандартизации заградительных параметров;
 принцип стандартизации на основе обобщения достижений прогрес- сивной практики и прочие.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

4.2. Нормативные документы в области стандартизации
В процессе стандартизации выделяют два этапа:
1. Отбор из совокупности вариантов (решений) оптимального, упоря- дочение в области оптимального варианта.
2. Придание законной силы найденному решению в целях его даль- нейшего многократного использования.
Результатами стандартизации являются нормативные документы
(стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы техни- ко-экономической и социальной информации), а также эталоны физических величин, знаки, атласы цветов и т.п.
Нормативный документ - это документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. К нормативным документам стандартизации относятся стандарты, технические условия, правила стандартизации, нормы и реко- мендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы тех- нико-экономической и социальной информации.
Технические условия (ТУ) – это самый распространенный вид норма- тивно-технических документов, устанавливающий комплекс требований к продукции конкретных типов, марок, артикулов. Разрабатывается предпри- ятием или другими субъектами хозяйственной деятельности в случае, когда создавать стандарт нецелесообразно. ТУ разрабатываются в более короткие сроки по сравнению со стандартами, что позволяет оперативно наладить вы- пуск новой продукции.
Объектами нормирования ТУ являются продукция и ее виды, товары, выпускаемые мелкими партиями по заказам или контрактам, изделия сменя- ющегося ассортимента или осваиваемые промышленностью.

82
Как правило, ТУ разрабатываются предприятием-изготовителем и содер- жат:
 вводную часть;
 технические требования к сырью, органолептические и физико-хи- мические показатели продукции;
 требования безопасности и охраны окружающей среды;
 правила приемки;
 методы контроля;
 правила транспортирования и хранения;
 маркировку;
 гарантии поставщика.
Требования ТУ не должны противоречить обязательным требованиям стандартов и технических регламентов, распространяющимся на эту про- дукцию. Утверждает ТУ предприятие-изготовитель по согласованию с орга- нами здравоохранения, заказчиком и др.
Обозначения техническим условиям присваивает предприятие-разра- ботчик продукции в соответствии с принятым им порядком обозначения технических условий. Обычно используются обозначения технических ус- ловий со следующей структурой, состоящей из индекса «ТУ», четырехраз- рядного кода класса продукции по ОКП (Общероссийский классификатор продукции), разделенных тире трехразрядного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКПО (Общероссийс- кий классификатор предприятий и организаций), являющегося держателем подлинника технических условий и двух последних цифр года утверждения документа.
Пример - ТУ 4311-182-38576434-92.
Номер технических условий состоит из 4-х частей:
1-я часть: 4311- цифры кода ОКП на продукцию, которой посвящены технические условия,
2-я часть: 182 - порядковый номер технических условий внутри органи- зации (т. е. если это первое техническое условие, которое у них появилось, то у него должен быть номер 001),
3-я часть: 38576434 - код ОКПО организации (также его можно найти в реквизитах фирмы),
4-я часть: 92 - год написания технических условий, в этом случае
1992.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономи- ческую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией
(классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для при-