ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 653

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83
менения при создании государственных информационных систем и информа- ционных ресурсов в межведомственном обмене информацией.
Применение классификаторов и систем кодирования обусловлено не- обходимостью согласованности межведомственного потока информации, для чего в России создана Единая система классификации и кодирования техни- ко-экономической и социальной информации (ЕСКК). ЕСКК содержит такие общероссийские классификаторы (полный список общероссийские класси- фикаторов в социально-экономической области приведен в прилож.3):
 продукции – ОКП;
 предприятий и организаций – ОКПО;
 услуг населению – ОКУН;
 стандартов – ОКС;
 единиц измерения - ОКЕИ;
 конструкторской документации – ЕСКД;
 видов экономической деятельности - ОКВЭД;
 валют ОКВ и пр.
Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается феде- ральными органами исполнительной власти и осуществляется по согла- сованию с Минпромэнерго России, Ростехрегулированием, Ростататом и
Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России и т.д. Принятие классификаторов и введение их в действие осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Стандарт- документ, в котором в целях добровольного многократ- ного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или ока- зания услуг.
До принятия закона «О техническом регулировании» существовала следующая система стандартов разных уровней:
1. Межгосударственный стандарт ГОСТ - региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертифи- кации (12 государств бывшего СССР).
2. Государственный стандарт Российской Федерации - ГОСТ Р - на- циональный стандарт, утвержденный Госстандартом России.
3. Отраслевой стандарт - ОСТ разрабатывали при отсутствии ГОС-
Тов на объекты стандартизации или при необходимости установления тре- бований, превышающих предъявляемые ГОСТом Р. ОСТы не должны про- тиворечить ГОСТам Р.

84
4. Стандарты научно- технических и инженерных обществ (союзов,
ассоциаций и др.) - СТО разрабатывались для динамичного отражения и внедрения в практику результатов фундаментальных исследований.
5. Стандарты предприятий - стандарт считался внедренным на пред- приятии (в организации), если установленные им нормы, показатели и тре- бования применяют в соответствии с областью его распространения и если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта.
Требования, содержащиеся в ГОСТах, ГОСТах Р и ОСТах, являлись обязательными к соблюдению на всей территории страны.
После введения закона «О техническом регулировании» в России раз- рабатываются стандарты двух видов (применение обоих происходит на доб- ровольной основе):
 национальные стандарты;
 стандарты организаций.
Стандарты организаций - разрабатываются и утверждаются органи- зациями самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стан- дартов для целей стандартизации, совершенствования производства и обес- печения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Национальные стандарты - разрабатываются в порядке, установ- ленном федеральным законом, и утверждаются национальным органом по стандартизации.
Национальный орган по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации НОС), в качестве которого выступает Агентство по тех- ническому регулированию и метрологии, разрабатывает и утверждает про- грамму разработки национальных стандартов. Разработчиком национально- го стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке националь- ного стандарта (должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих междуна- родных стандартов) отправляется в НОС и подлежит опубликованию.
Разработчик обеспечивает доступность проекта национального стан- дарта заинтересованным лицам для ознакомления, дорабатывает его с учетом полученных в письменной форме замечаний и проводит публичное обсужде- ние проекта национального стандарта. Схема дальнейшего движения проекта национального стандарта вплоть до принятия представлена на рис. 4.1.
Проект национального стандарта с перечнем замечаний представляет- ся разработчиком в технический комитет по стандартизации, который ор- ганизует проведение экспертизы и готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта. НОС на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает ре-


85
шение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведом- ление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта. В случае если проект отклонен, мотивированное решение направляется раз- работчику.
85
ɪɟɲɟɧɢɟ ɨɛ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɢ ɢɥɢ ɨɬɤɥɨɧɟɧɢɢ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ ɫɬɚɧɞɚɪɬɚ. ɍɜɟ-
ɞɨɦɥɟɧɢɟ ɨɛ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɢ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ ɫɬɚɧɞɚɪɬɚ ɩɨɞɥɟɠɢɬ ɨɩɭɛɥɢɤɨɜɚ-
ɧɢɸ ɜ ɬɟɱɟɧɢɟ ɬɪɢɞɰɚɬɢ ɞɧɟɣ ɫɨ ɞɧɹ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɹ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ ɫɬɚɧɞɚɪ-
ɬɚ. ȼ ɫɥɭɱɚɟ ɟɫɥɢ ɩɪɨɟɤɬ ɨɬɤɥɨɧɟɧ, ɦɨɬɢɜɢɪɨɜɚɧɧɨɟ ɪɟɲɟɧɢɟ ɧɚɩɪɚɜɥɹɟɬɫɹ
ɪɚɡɪɚɛɨɬɱɢɤɭ.
Ɋɢɫ. 4.1. ɉɨɪɹɞɨɤ ɩɪɢɧɹɬɢɹ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ ɫɬɚɧɞɚɪɬɚ
ɇɟɫɦɨɬɪɹ ɧɚ ɢɡɦɟɧɟɧɢɟ ɫɬɚɬɭɫɚ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɯ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ, ɷɬɨ ɧɟ
ɨɡɧɚɱɚɟɬ ɨɬɦɟɧɵ ɨɛɹɡɚɬɟɥɶɧɨɫɬɢ ɢɯ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɣ ɞɨ ɩɪɢɧɹɬɢɹ ɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɭɸ-
ɳɢɯ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɢɯ ɪɟɝɥɚɦɟɧɬɨɜ, ɟɫɥɢ ɷɬɢ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹ ɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɭɸɬ ɰɟɥɹɦ:
1) ɡɚɳɢɬɵ ɠɢɡɧɢ ɢɥɢ ɡɞɨɪɨɜɶɹ ɝɪɚɠɞɚɧ, ɢɦɭɳɟɫɬɜɚ ɮɢɡɢɱɟɫɤɢɯ ɢɥɢ
ɸɪɢɞɢɱɟɫɤɢɯ ɥɢɰ, ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɢɥɢ ɦɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɨɝɨ ɢɦɭɳɟɫɬɜɚ;
2) ɨɯɪɚɧɵ ɨɤɪɭɠɚɸɳɟɣ ɫɪɟɞɵ;
3) ɩɪɟɞɭɩɪɟɠɞɟɧɢɹ ɞɟɣɫɬɜɢɣ, ɜɜɨɞɹɳɢɯ ɜ ɡɚɛɥɭɠɞɟɧɢɟ ɩɪɢɨɛɪɟɬɚɬɟ-
ɥɟɣ, ɜ ɬɨɦ ɱɢɫɥɟ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɟɣ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ɢ ɭɫɥɭɝ.
Ɍɪɟɛɨɜɚɧɢɹ, ɫɨɞɟɪɠɚɳɢɟɫɹ ɜ ɡɧɚɱɢɬɟɥɶɧɨɣ ɱɚɫɬɢ ɩɪɢɧɹɬɵɯ ɪɚɧɟɟ ɝɨ-
ɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɯ ɢ ɨɬɪɚɫɥɟɜɵɯ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ, ɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɭɸɬ ɜɵɲɟɩɟɪɟɱɢɫɥɟɧ-
ɧɵɦ ɰɟɥɹɦ, ɩɨɷɬɨɦɭ ɩɟɪɟɯɨɞ ɧɚ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɫɬɚɧɞɚɪɬɵ ɧɟ ɨɡɧɚɱɚɟɬ, ɱɬɨ
ɛɭɞɭɬ ɨɬɦɟɧɟɧɵ ɫɬɚɧɞɚɪɬɵ, ɢɦɟɸɳɢɟ ɞɪɭɝɨɣ ɫɬɚɬɭɫ.
ɉɨɫɬɚɧɨɜɥɟɧɢɟ Ƚɨɫɫɬɚɧɞɚɪɬɚ ɊɎ ɨɬ 30 ɹɧɜɚɪɹ 2004 ɝ. ʋ 4 "Ɉ ɧɚɰɢɨ-
ɧɚɥɶɧɵɯ ɫɬɚɧɞɚɪɬɚɯ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɣ Ɏɟɞɟɪɚɰɢɢ" ɩɪɢɡɧɚɥɨ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɦɢ
ɫɬɚɧɞɚɪɬɚɦɢ ɞɟɣɫɬɜɭɸɳɢɟ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɟ ɢ ɦɟɠɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɟ ɫɬɚɧ-
ɞɚɪɬɵ, ɜɜɟɞɟɧɧɵɟ ɜ ɞɟɣɫɬɜɢɟ ɞɨ 1 ɢɸɥɹ 2003 ɝ.
Ɋɚɡɪɚɛɨɬɱɢɤ
ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ
ɫɬɚɧɞɚɪɬɚ
Ɍɟɯɧɢɱɟɫɤɢɣ ɤɨ-
ɦɢɬɟɬ
ɇɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɣ
ɨɪɝɚɧ ɩɨ ɫɬɚɧɞɚɪ-
ɬɢɡɚɰɢɢ
ɉɟɱɚɬɧɨɟ ɢɡɞɚɧɢɟ
ɩɪɨɟ
ɤɬ
ɫɬ
ɚɧɞ
ɚɪɬɚ
ɩɟ
ɪɟ
ɱɟ
ɧɶ
ɡɚ
ɦɟ
ɱɚ
ɧɢ
ɣ
ɩɪɟɞɥɨɠɟɧɢɟ ɨɛ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɢ
ɢɥɢ ɨɬɤɥɨɧɟɧɢɢ ɩɪɨɟɤɬɚ
ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɵ ɷɤɫɩɟɪɬɢɡɵ
ɩɪɨɟɤɬ
ɨɬɤɥɨ-
ɧɟɧ
ɩɪɨɟɤɬ
ɭɬɜɟɪ-
ɠɞɟɧ
ɩɭɛ
ɥɢɤ
ɚɰɢɹ
ɨɛ
ɭɬɜɟ
ɪɠ
ɞɟ
ɧɢɢ
ɦɨɬɢɜɢɪɨɜɚɧ-
ɧɨɟ ɪɟɲɟɧɢɟ
ɨɛ ɨɬɤɚɡɟ
Рис. 4.1. Порядок принятия национального стандарта
Несмотря на изменение статуса государственных стандартов, это не оз- начает отмены обязательности их требований до принятия соответствующих технических регламентов, если эти требования соответствуют целям:
1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юри- дических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей продукции и услуг.
Требования, содержащиеся в значительной части принятых ранее госу- дарственных и отраслевых стандартов, соответствуют вышеперечисленным целям, поэтому переход на национальные стандарты не означает, что будут отменены стандарты, имеющие другой статус.
Постановление Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О наци- ональных стандартах Российской Федерации» признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стан- дарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.


86
В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандар- тизации признано целесообразным сохранить для действующих государс- твенных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых националь- ных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р».
В зависимости от назначения и содержания в государственной систе- ме Российской Федерации (ГСС РФ) существуют стандарты следующих ви- дов:
 основополагающие;
 на продукцию и услуги;
 на работы (процессы);
 на методы контроля.
Основополагающие стандарты – устанавливают общие организаци- онно-технические положения для определенной области деятельности, об- щетехнические нормы и правила.
Примером может служить стандарты, излагающие ГСС России:
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные поло- жения; ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандар- ты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утвержде- ния, обновления и отмены; ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской
Федерации. Стандарты организаций. Общие положения; ГОСТ Р 1.5-2004
Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Рос- сийской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обоз- начения; ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стан- дарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению примене- ния; ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
Данный вид стандартов обычно образует определенные системы (ком- плексы), которые объединяют взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность. Например, стандарты системы менедж- мента качества (см. далее пример).
Стандарты на продукцию и услуги - устанавливают требования к кон- кретному виду продукции (услуги) либо к группе однородной продукции
(услуг).
Например, ГОСТ Р 51185-2008 Туристские услуги. Средства размеще- ния. Общие требования. Или ГОСТ 31359-2007 Бетоны ячеистые автоклав- ного твердения. Технические условия.
Стандарты на работы (процессы) – устанавливают требования к вы- полнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла


87
продукции (услуг) – разработка, изготовление, хранение, транспортирова- ние, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности. Например, ГОСТ Р 51908-2002 Общие требования к маши- нам, приборам и другим техническим изделиям в части условий хранения и транспортирования.
Стандарты на методы контроля (испытания, измерения, анализа) – регламентируют порядок отбора проб продукции для проведения испыта- ния; дают описания применяемого оборудования, материалов, реактивов, правила проведения испытаний; порядок получения результатов.
В качестве примера можно привести ГОСТ Р ЕН 362-2008 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы. Общие технические тре- бования. Методы испытаний.
4.3. Методические основы стандартизации
Упорядочение объектов стандартизации - это универсальный прием стандартизации. Упорядочение связано с сокращением объектов, процессов и услуг. Результатом работ являются ограничительные перечни комплекту- ющих изделий для конечной готовой продукции, альбомы типовых конс- трукций изделий, стандарты и технические условия, типовые технические, управленческие и другие документы. Упорядочение состоит из отдельных методов:

систематизация объектов стандартизации -научно обоснованная классификация и ранжирование конкретных объектов стандартизации (на- пример, общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйс- твенной продукции (ОКП), который представляет систематизированный по отраслевой принадлежности и классификационным группировкам свод ко- дов и наименований продукции);

селекция объектов стандартизации - деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производс- тве;

симплификация (упрощение) - деятельность, заключающаяся в от- боре таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производс- тве. Этот процесс осуществляется параллельно селекции;

типизация объектов стандартизации - деятельность по созданию ти- повых (образцовых объектов) - конструкций, технологических правил, форм документации и пр.;


88

оптимизация объектов стандартизации - нахождение оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности. Оптимизация часто осуществляется применением экономико-математических методов. Ее цель - достижение оп- тимальной степени упорядочения и максимальной эффективности по данно- му критерию.
Методическими основами стандартизации продукции являются: пара- метрическая стандартизация, унификация, агрегатирование, комплексная стандартизация, опережающая стандартизация.
1. Параметрическая стандартизация. Параметр продукции – это ко- личественная оценка ее свойств. Наиболее важными являются те, что опре- деляют назначение продукции и условия ее использования:
- размерныеи весовые параметры (размер мебели, вес машины,вмес- тимость посуды);
- параметры, характеризующие производительность машин и обору- дования;
- энергетические параметры (расход электроэнергии).
Набор установленных значений параметров называется параметричес- ким рядом.
2. Унификация продукции - деятельность по рациональному сокраще- нию числа объектов (типов деталей, агрегатов и других элементов продук- ции) одинакового функционального назначения.
3. Агрегатирование – метод создания машин, приборов и оборудова- ния из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно ис- пользуемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости.
4. Комплексная стандартизация – планомерное и целенаправленное установление системы взаимосвязанных требований как к самому объекту стандартизации, так и к его основным элементам (комплектующим, полу- фабрикатам, сырью, материалам и пр.).
5. Опережающая стандартизация – заключается в установлении по- вышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые по прогнозам будут опти- мальными в последующее время.
Уровень стандартизации продукции можно оценить с помощью целого ряда показателей, характеризующих важнейшие свойства продукции.
На рис. 4.2 схематично показана система показателей, которые как ис- пользуются для оценки качества продукции, так и учитываются в процессе разработки стандартов.
Так, например, эффективность работ по унификации характеризуется
уровнем унификации изделий, т.е. их насыщенностью унифицированными

89
и стандартными составными частями (деталями, узлами, механизмами). На- иболее часто для расчета используются коэффициенты применяемости и повторяемости.
90
ɉɨɤɚɡɚɬɟɥɢ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ
ɇɚɡɧɚɱɟɧɢɹ
x
ɤɥɚɫɫɢɮɢɤɚɰɢɨɧɧɵɟ;
x
ɮɭɧɤɰɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɢ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɨɣ ɷɮɮɟɤɬɢɜɧɨɫɬɢ;
x
ɤɨɧɫɬɪɭɤɬɢɜɧɵɟ;
x
ɫɛɨɪɧɨɫɬɢ ɢ ɛɥɨɱɧɨɫɬɢ
ɇɚɞɟɠɧɨɫɬɢ
x
ɛɟɡɨɩɚɫɧɨɫɬɶ;
x
ɞɨɥɝɨɜɟɱɧɨɫɬɶ;
x
ɪɟɦɨɧɬɨɩɪɢɝɨɞɧɨɫɬɶ;
x
ɫɨɯɪɚɧɹɟɦɨɫɬɶ
ɗɪɝɨɧɨɦɢɱɟ-
ɫɤɢɟ
x
ɝɢɝɢɟɧɢɱɟɫɤɢɟ;
x
ɚɧɬɪɨɩɨɦɟɬɪɢɱɟɫɤɢɟ;
x
ɮɢɡɢɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ ɢ ɩɫɢɯɨɮɢɡɢɱɟɫɤɢɟ;
x
ɩɫɢɯɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ
ɗɫɬɟɬɢɱɟɫɤɢɟ
x
ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɨɧɧɨɣ ɜɵɪɚɡɢɬɟɥɶɧɨɫɬɢ;
x
ɪɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɫɬɢ ɮɨɪɦɵ;
x
ɰɟɥɨɫɬɧɨɫɬɢ ɤɨɦɩɨɡɢɰɢɢ;
x
ɫɨɜɟɪɲɟɧɫɬɜɚ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɢɫɩɨɥɧɟɧɢɹ;
x
ɫɬɚɛɢɥɶɧɨɫɬɢ ɬɨɜɚɪɧɨɝɨ ɜɢɞɚ
Ɍɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟ-
ɫɤɢɟ
x
ɬɪɭɞɨɟɦɤɨɫɬɶ;
x
ɦɚɬɟɪɢɚɥɨɟɦɤɨɫɬɶ
Ɍɪɚɧɫɩɨɪɬɚ-
ɛɟɥɶɧɨɫɬɢ
x
ɝɚɛɚɪɢɬɧɵɟ ɪɚɡɦɟɪɵ;
x
ɫɪɟɞɧɹɹ ɫɬɨɢɦɨɫɬɶ ɩɟɪɟɜɨɡɤɢ;
x
ɫɪɟɞɧɹɹ ɩɪɨɞɨɥɠɢɬɟɥɶɧɨɫɬɶ ɪɚɡɝɪɭɡɤɢ
ɍɧɢɮɢɤɚɰɢɢ
x
ɩɪɢɦɟɧɹɟɦɨɫɬɶ;
x
ɩɨɜɬɨɪɹɟɦɨɫɬɶ;
x
ɦɟɠɩɪɨɟɤɬɧɨɣ (ɜɡɚɢɦɧɨɣ) ɭɧɢɮɢɤɚɰɢɢ
ɉɚɬɟɧɬɧɨ-
ɩɪɚɜɨɜɵɟ
x
ɩɚɬɟɧɬɧɚɹ ɡɚɳɢɬɚ;
x
ɩɚɬɟɧɬɧɚɹ ɱɢɫɬɨɬɚ
ɗɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ x ɫɨɞɟɪɠɚɧɢɟ ɜɪɟɞɧɵɯ ɩɪɢɦɟɫɟɣ;
x
ɜɟɪɨɹɬɧɨɫɬɶ ɜɵɛɪɨɫɨɜ ɜɪɟɞɧɵɯ ɱɚɫɬɢɰ
Ȼɟɡɨɩɚɫɧɨɫɬɢ
x
ɜɟɪɨɹɬɧɨɫɬɶ ɛɟɡɨɩɚɫɧɨɣ ɪɚɛɨɬɵ;
x
ɜɪɟɦɹ ɫɪɚɛɚɬɵɜɚɧɢɹ ɡɚɳɢɬɧɵɯ ɭɫɬɪɨɣɫɬɜ;
x
ɩɪɨɱɧɨɫɬɶ ɢɡɨɥɹɰɢɢ
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19