ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 657

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ɋɢɫ. 4.4. ɋɬɪɭɤɬɭɪɚ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ ɂɋɈ ɫɟɪɢɢ 9000 1987 ɝ.
ȼ ɋɋɋɊ ɫɬɚɧɞɚɪɬɵ ɂɋɈ 9001, 9002 ɢ 9003 ɚɭɬɟɧɬɢɱɧɨ ɛɵɥɢ ɩɟɪɟɜɟ-
ɞɟɧɵ ɢ ɩɪɢɧɹɬɵ ɜ ɤɚɱɟɫɬɜɟ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɯ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ (ȽɈɋɌ 40.9001-88
ȽɈɋɌ 40.9003-88).
ȼ 1994 ɝ. ɛɵɥɢ ɢɡɞɚɧɵ ɫɬɚɧɞɚɪɬɵ ɜɨ 2-ɣ ɜɟɪɫɢɢ. ȼ Ɋɨɫɫɢɢ ɱɚɫɬɶ ɦɟɠ-
ɞɭɧɚɪɨɞɧɵɯ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ ɛɵɥɢ ɩɪɢɧɹɬɵ ɜ ɤɚɱɟɫɬɜɟ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɯ (ȽɈɋɌ
Ɋ ɂɋɈ 9001-96 ȽɈɋɌ Ɋ ɂɋɈ 9003-96).
ȼ 2000 ɝ. ɛɵɥɢ ɢɡɞɚɧɵ ɫɬɚɧɞɚɪɬɵ ɜ 3-ɣ ɜɟɪɫɢɢ: Ɇɋ ɂɋɈ 9000:2000,
Ɇɋ ɂɋɈ 9001:2000, Ɇɋ ɂɋɈ 9004:2000, ɚ ɜ 2001 ɝɨɞɭ ɜ Ɋɨɫɫɢɢ ɛɵɥɢ ɩɪɢ-
ɧɹɬɵ ɤɚɤ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɟ - ȽɈɋɌ Ɋ ɂɋɈ 9000-2001, ȽɈɋɌ Ɋ ɂɋɈ 9001-2001,
ȽɈɋɌ Ɋ ɂɋɈ 9004-2004.
ɂɋɈ 8402-86
Ɍɟɪɦɢɧɵ ɢ
ɨɩɪɟɞɟɥɟɧɢɹ
ɂɋɈ 9000-87
Ɋɭɤɨɜɨɞɫɬɜɨ ɩɨ ɜɵɛɨɪɭ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ ɫɟɪɢɢ 9000
ɂɋɈ 9004-87
ɗɥɟɦɟɧɬɵ ɫɢɫɬɟɦɵ ɤɚɱɟɫɬɜɚ
Ɇɨɞɟɥɢ
ɂɋɈ 9001-87
ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɢɹ ɂɋɈ 9002-87
ɤɚɱɟɫɬɜɚ
ɂɋɈ 9003-87
Рис. 4.4. Структура стандартов ИСО серии 9000 1987 г.
В СССР стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003 аутентично были переве- дены и приняты в качестве государственных стандартов (ГОСТ 40.9001-
88÷ГОСТ 40.9003-88).
В 1994 г. были изданы стандарты во 2-й версии. В России часть международных стандартов были приняты в качестве государственных
(ГОСТ Р ИСО 9001-96÷ГОСТ Р ИСО 9003-96).
В 2000 г. были изданы стандарты в 3-й версии: МС ИСО 9000:2000,
МС ИСО 9001:2000, МС ИСО 9004:2000, а в 2001 году в России были при- няты как национальные - ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001,
ГОСТ Р ИСО 9004-2004.

99
Состав и структура действующих стандартов ИСО серии 9000 в 4-й версии представлены на рис. 4.5. Краткое содержание стандартов менедж- мента качества ИСО серии 9000 дано ниже.
99
ɋɨɫɬɚɜ ɢ ɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɞɟɣɫɬɜɭɸɳɢɯ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ ɂɋɈ ɫɟɪɢɢ 9000 ɜ 4-ɣ
ɜɟɪɫɢɢ ɩɪɟɞɫɬɚɜɥɟɧɵ ɧɚ ɪɢɫ. 4.5. Ʉɪɚɬɤɨɟ ɫɨɞɟɪɠɚɧɢɟ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ ɦɟɧɟɞɠ-
ɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɂɋɈ ɫɟɪɢɢ 9000 ɞɚɧɨ ɧɢɠɟ.
Ɇɋ ɂɋɈ 9000:2008 "ɋɢɫɬɟɦɵ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ. Ɉɫɧɨɜɧɵɟ
ɩɨɥɨɠɟɧɢɹ ɢ ɫɥɨɜɚɪɶ". Ⱥɧɧɭɥɢɪɭɟɬ ɢ ɡɚɦɟɧɹɟɬ Ɇɋ ISO 8402:1994, ISO
9000-2001. Ɉɩɢɫɵɜɚɟɬ ɨɫɧɨɜɧɵɟ ɩɨɥɨɠɟɧɢɹ ɫɢɫɬɟɦ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ
ɢ ɭɫɬɚɧɚɜɥɢɜɚɟɬ ɬɟɪɦɢɧɨɥɨɝɢɸ ɞɥɹ ɫɢɫɬɟɦ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ.
Ɇɟɠɞɭɧɚɪɨɞɧɵɣ ɫɬɚɧɞɚɪɬ ISO 9001:2008 "ɋɢɫɬɟɦɵ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ
ɤɚɱɟɫɬɜɚ. Ɍɪɟɛɨɜɚɧɢɹ". ɋɬɚɧɞɚɪɬ ɩɪɟɞɫɬɚɜɥɹɟɬ ɫɨɛɨɣ ɩɟɪɟɪɚɛɨɬɚɧɧɵɣ ɜɚ-
ɪɢɚɧɬ ɜɫɟɯ ɪɚɧɟɟ ɞɟɣɫɬɜɭɸɳɢɯ ɞɨɤɭɦɟɧɬɨɜ. Ɉɩɪɟɞɟɥɹɟɬ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹ ɤ ɫɢɫ-
ɬɟɦɚɦ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɞɥɹ ɬɟɯ ɫɥɭɱɚɟɜ, ɤɨɝɞɚ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ ɧɟɨɛɯɨ-
ɞɢɦɨ ɩɪɨɞɟɦɨɧɫɬɪɢɪɨɜɚɬɶ ɫɜɨɸ ɫɩɨɫɨɛɧɨɫɬɶ ɩɪɟɞɨɫɬɚɜɥɹɬɶ ɩɪɨɞɭɤɰɢɸ,
ɨɬɜɟɱɚɸɳɭɸ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹɦ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɟɣ, ɧɚɩɪɚɜɥɟɧ ɧɚ ɩɨɜɵɲɟɧɢɟ ɭɞɨɜɥɟ-
ɬɜɨɪɟɧɧɨɫɬɢ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɟɣ.
Ɋɢɫ. 4.5. ɋɬɪɭɤɬɭɪɚ ɞɟɣɫɬɜɭɸɳɢɯ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ ɂɋɈ ɫɟɪɢɢ 9000
Ɇɋ ISO 9004:2009 «Ɇɟɧɟɞɠɦɟɧɬ ɞɥɹ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɹ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɝɨ ɭɫɩɟ-
ɯɚ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ. ɉɨɞɯɨɞ ɧɚ ɨɫɧɨɜɟ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ». ɋɨɞɟɪɠɢɬ ɪɭ-
ɤɨɜɨɞɫɬɜɨ ɩɨ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɸ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɝɨ ɭɫɩɟɯɚ ɥɸɛɨɣ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɟɣ
ɜ ɫɥɨɠɧɨɣ, ɬɪɟɛɨɜɚɬɟɥɶɧɨɣ ɢ ɩɨɫɬɨɹɧɧɨ ɢɡɦɟɧɹɸɳɟɣɫɹ ɫɪɟɞɟ ɩɭɬɟɦ ɢɫ-
ɩɨɥɶɡɨɜɚɧɢɹ ɩɨɞɯɨɞɚ ɫ ɩɨɡɢɰɢɢ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ. ɐɟɥɶɸ ɷɬɨɝɨ ɫɬɚɧ-
ɞɚɪɬɚ ɹɜɥɹɟɬɫɹ ɭɥɭɱɲɟɧɢɟ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɢ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ ɢ ɭɞɨɜɥɟɬɜɨɪɟɧɧɨɫɬɶ
ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɟɣ ɢ ɞɪɭɝɢɯ ɡɚɢɧɬɟɪɟɫɨɜɚɧɧɵɯ ɫɬɨɪɨɧ.
ɋɬɚɧɞɚɪɬɵ ISO 9001:2008 ɢ ISO 9004:2009 ɪɚɡɪɚɛɨɬɚɧɵ ɤɚɤ ɫɨɝɥɚɫɨ-
ɜɚɧɧɚɹ ɩɚɪɚ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ ɧɚ ɫɢɫɬɟɦɵ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ. ɗɬɢ ɫɬɚɧɞɚɪɬɵ
ɦɨɝɭɬ ɩɪɢɦɟɧɹɬɶɫɹ ɫɨɜɦɟɫɬɧɨ, ɚ ɦɨɝɭɬ ɛɵɬɶ ɢɫɩɨɥɶɡɨɜɚɧɵ ɤɚɤ ɧɟɡɚɜɢɫɢ-
ɦɵɟ ɨɞɢɧ ɨɬ ɞɪɭɝɨɝɨ ɞɨɤɭɦɟɧɬɵ. Ⱦɥɹ ɛɨɥɟɟ ɥɟɝɤɨɝɨ ɩɪɢɦɟɧɟɧɢɹ ɷɬɢ ɞɜɚ
ɋɟɦɟɣɫɬɜɨ ɫɬɚɧɞɚɪɬɨɜ ɂɋɈ 9000
ɋɬɚɧɞɚɪɬ ɨɫɧɨɜ-
ɧɵɯ ɩɨɥɨɠɟɧɢɣ
ɫɢɫɬɟɦ ɦɟɧɟɞɠ-
ɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ,
ɬɟɪɦɢɧɨɥɨɝɢɢ ɜ
ɨɛɥɚɫɬɢ ɤɚɱɟɫɬɜɚ
ISO 9000-2008
ɋɬɚɧɞɚɪɬ ɬɪɟɛɨ-
ɜɚɧɢɣ ɤ ɫɢɫɬɟɦɚɦ
ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚ-
ɱɟɫɬɜɚ
ISO 9001-2008
ɋɬɚɧɞɚɪɬ ɪɟɤɨ-
ɦɟɧɞɚɰɢɣ ɩɨ
ɭɥɭɱɲɟɧɢɸ
ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɢ
ISO 9004-2009
ȼɫɩɨɦɨɝɚɬɟɥɶɧɵɟ
ɫɬɚɧɞɚɪɬɵ
ISO 19011-2002
Рис. 4.5. Структура действующих стандартов ИСО серии 9000
МС ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь». Аннулирует и заменяет МС ISO 8402:1994, ISO 9000-
2001. Описывает основные положения систем менеджмента качества и уста- навливает терминологию для систем менеджмента качества.
Международный стандарт ISO 9001:2008 «Системы менеджмента
качества. Требования». Стандарт представляет собой переработанный ва- риант всех ранее действующих документов. Определяет требования к систе- мам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвеча- ющую требованиям потребителей, направлен на повышение удовлетворен- ности потребителей.
МС ISO 9004:2009
«Менеджмент для достижения устойчивого успе- ха организации. Подход на основе менеджмента качества». Содержит руко- водство по достижению устойчивого успеха любой организацией в слож- ной, требовательной и постоянно изменяющейся среде путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
Стандарты ISO 9001:2008 и ISO 9004:2009 разработаны как согласо- ванная пара стандартов на системы менеджмента качества. Эти стандарты могут применяться совместно, а могут быть использованы как независимые один от другого документы. Для более легкого применения эти два стандар- та имеют одинаковую структуру, но различный масштаб. ISO 9001 устанав-


100
ливает требования к системе менеджмента качества и может быть использо- ван для целей сертификации. ISO 9004 содержит руководящие указания по всем аспектам системы менеджмента качества, направленные на улучшение общей деятельности организации.
МС ISO 19011. Стандарт, содержащий методические указания по ау- диту (проверке) менеджмента, в том числе менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2002 — Рекомендации по аудиту систем контроля ка- чества и/или охраны окружающей среды».
Также к вспомогательным можно отнести стандарты ИСО серии 10000
(Технологии поддержки), которые включают:
1. ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребите- лей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.
2. ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребите- лей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.
3. ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребите- лей. Руководство по разрешению споров вне организаций.
4. ISO 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребите- лей. Руководство по мониторингу и измерению. (Стандарт на стадии проек- та ISO/PRF TS 10004).
5. ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по про- граммам качества.
6. ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по ме- неджменту качества проектов.
7. ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по ме- неджменту конфигурации.
8. ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребите- лей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций. (Стандарт на стадии проекта ISO/AWI 10008).
9. ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к про- цессам измерений и измерительному оборудованию.
10. ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы ме- неджмента качества.
11. ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации фи- нансовых и экономических преимуществ.
12. ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.
13. ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам примени- тельно к ISO 9001:2000.
14. ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала. (Стандарт на стадии проекта ISO/CD 10018).
15. ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам ме- неджмента качества и использованию их услуг.

101
Особенностью международных стандартов ИСО является предупреж- дение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления, а также ориентация систем качества на требования потребителя.
Организационная структура и документация качества устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представ- ляет собой распределение прав, обязанностей и функций общего руководс- тва качеством. Общее руководство осуществляет директор предприятия, од- нако в рамках системы необходимо иметь должностное лицо, ответственное за эффективность функционирования системы качества.
В организационную структуру предприятия целесообразно вводить службу качества, которая является рабочим органом для выполнения общих функций по обеспечению качеством.
В соответствии со стандартами ИСО (ISO) все элементы, требования, положения, принятые предприятием, должны быть документированы. Доку- ментация закрепляет устное распоряжение и концентрирует инновации в области обеспечения качества. В состав документов включаются:
 политика в области качества;
 руководство по качеству;
 целевая научно-техническая программа повышения технического уровня и качества;
 процедуры (это стандарты предприятия на выполнение различных функций и работ);
 учетная документация по качеству и первичные носители информа- ции о качестве.
Рассмотрим порядок внедрения МС ISO и проверки системы качества.
Необходимость изначальной разработки системы проявляется ред- ко – при строительстве новых предприятий или при освоении нового произ- водства. На тех предприятиях, где имеются системы качества, должна быть решена задача действия системы в соответствии со стандартами ISO.
Система разрабатывается в первую очередь на те виды продукции, ко- торые предполагается экспортировать и сертифицировать.
Проводится сопоставительный анализ, где выявляются элементы, ко- торые требуют разработки, оценивается их соответствие требованиям стан- дартов. Выявленное несоответствие закладывается в основу мероприятий по совершенствованию системы качества.
Действующая система обеспечения качества со временем может стать малоэффективной, поэтому требуются регулярные проверки, анализ и оцен- ка системы качества (диагностика системы качества).
Руководство предприятия должно обеспечивать проведение независи- мого анализа и оценку систем, то есть внутреннюю проверку, где проверя- ются не только организация и документирование, но и вся техническая база


102
конкретной продукции. Это проверки состояния оборудования, метрологи- ческое обеспечение производства, средства и методы контроля.
При проверке КС УКП, которая проводилась при ее регистрации тер- риториальными органами Госстандарта, часто осуществлялась лишь вне- шняя проверка по функциям, этапам и методам управления.
В условиях дефицитной экономики побудительным мотивом для внед- рения ISO 9000 является расширение экспортных возможностей.
Основные принципы деятельности по сертификации систем качества:
1. Добровольность – инициатор сертификации системы качества – само предприятие, за исключением случаев, когда сертификация системы предусмотрена схемой обязательной сертификации.
2. Объективность оценки - достигается независимостью органов сер- тификации и привлекаемых экспертов-аудиторов, а также их компетентнос- тью и проведением сертификации комиссией экспертов (не менее 2-х чело- век).
3. Воспроизводимость результатов – предполагает, что результаты работ по проверке могут быть получены вновь (повторены). Она обеспечи- вается применением методик, основанных на единых требованиях обеспе- чения учета и хранения.
4. Конфиденциальность – информация, получаемая экспертами, явля- ется коммерческой тайной.
5. Информативность – обеспечивается путем информирования заин- тересованных организаций и лиц об аттестованных у экспертов-аудиторов выгодных сертификатах и аннулированных сертификатах.
Потребности сертификации систем качества (производств).
Существует семь ситуаций, при которых возникает потребность серти- фикации систем качеств, две из которых связаны с экспортом, остальные – с сертификацией продукции.
1. Без сертифицированной продукции товар часто вообще не может быть продан на зарубежном рынке.
2. При наличии сертификата значительно повышается цена сертифи- цированной продукции.
3. Сертифицируются изделия с повышенными требованиями к безо- пасности (авиационное производство, атомная энергетика).
4. Продукция представляет собой крупные и сложные установки, мон- таж которых осуществляется непосредственно у потребителя и проверить которые можно только на месте их сборки и эксплуатации.
5. Когда в международные системы сертификации вводятся правила по оценке систем качества и организации производства.
6. Орган по сертификации стремится повысить достоверность своего заключения при выдаче сертификата.


103 7. Данная ситуация связана с экономической выгодностью примене- ния пятой схемы сертификации. Сертификация систем качества и производс- тва целесообразна на предприятиях, где производится достаточно большой перечень видов продукции, а также повышены требования к безопасности продукции.
Стандарты серии ISO 9000 способствуют принятию процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности систе- мы менеджмента качества для увеличения удовлетворенности потребите- ля посредством выполнения его требований. Для эффективного функцио- нирования организации необходимо идентифицировать многочисленные взаимосвязанные между собой виды деятельности и управлять ими. Любая деятельность или операция, которая имеет вход и преобразовывает его в вы- ход, может быть рассмотрена как процесс. Часто выход одного процесса яв- ляется непосредственным входом в последующий процесс.
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессах, изображена на рис. 4.6.
103 7. Ⱦɚɧɧɚɹ ɫɢɬɭɚɰɢɹ ɫɜɹɡɚɧɚ ɫ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɨɣ ɜɵɝɨɞɧɨɫɬɶɸ ɩɪɢɦɟɧɟ-
ɧɢɹ ɩɹɬɨɣ ɫɯɟɦɵ ɫɟɪɬɢɮɢɤɚɰɢɢ. ɋɟɪɬɢɮɢɤɚɰɢɹ ɫɢɫɬɟɦ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɢ ɩɪɨɢɡ-
ɜɨɞɫɬɜɚ ɰɟɥɟɫɨɨɛɪɚɡɧɚ ɧɚ ɩɪɟɞɩɪɢɹɬɢɹɯ, ɝɞɟ ɩɪɨɢɡɜɨɞɢɬɫɹ ɞɨɫɬɚɬɨɱɧɨ
ɛɨɥɶɲɨɣ ɩɟɪɟɱɟɧɶ ɜɢɞɨɜ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ, ɚ ɬɚɤɠɟ ɩɨɜɵɲɟɧɵ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹ
ɤ ɛɟɡɨɩɚɫɧɨɫɬɢ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ.
ɋɬɚɧɞɚɪɬɵ ɫɟɪɢɢ ISO 9000 ɫɩɨɫɨɛɫɬɜɭɸɬ ɩɪɢɧɹɬɢɸ ɩɪɨɰɟɫɫɧɨɝɨ
ɩɨɞɯɨɞɚ ɩɪɢ ɪɚɡɪɚɛɨɬɤɟ, ɜɧɟɞɪɟɧɢɢ ɢ ɭɥɭɱɲɟɧɢɢ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɢɜɧɨɫɬɢ ɫɢɫɬɟ-
ɦɵ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɞɥɹ ɭɜɟɥɢɱɟɧɢɹ ɭɞɨɜɥɟɬɜɨɪɟɧɧɨɫɬɢ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɹ
ɩɨɫɪɟɞɫɬɜɨɦ ɜɵɩɨɥɧɟɧɢɹ ɟɝɨ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɣ. Ⱦɥɹ ɷɮɮɟɤɬɢɜɧɨɝɨ ɮɭɧɤɰɢɨɧɢ-
ɪɨɜɚɧɢɹ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ ɧɟɨɛɯɨɞɢɦɨ ɢɞɟɧɬɢɮɢɰɢɪɨɜɚɬɶ ɦɧɨɝɨɱɢɫɥɟɧɧɵɟ
ɜɡɚɢɦɨɫɜɹɡɚɧɧɵɟ ɦɟɠɞɭ ɫɨɛɨɣ ɜɢɞɵ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɢ ɢ ɭɩɪɚɜɥɹɬɶ ɢɦɢ. Ʌɸɛɚɹ
ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɶ ɢɥɢ ɨɩɟɪɚɰɢɹ, ɤɨɬɨɪɚɹ ɢɦɟɟɬ ɜɯɨɞ ɢ ɩɪɟɨɛɪɚɡɨɜɵɜɚɟɬ ɟɝɨ ɜ
ɜɵɯɨɞ, ɦɨɠɟɬ ɛɵɬɶ ɪɚɫɫɦɨɬɪɟɧɚ ɤɚɤ ɩɪɨɰɟɫɫ. ɑɚɫɬɨ ɜɵɯɨɞ ɨɞɧɨɝɨ ɩɪɨɰɟɫɫɚ
ɹɜɥɹɟɬɫɹ ɧɟɩɨɫɪɟɞɫɬɜɟɧɧɵɦ ɜɯɨɞɨɦ ɜ ɩɨɫɥɟɞɭɸɳɢɣ ɩɪɨɰɟɫɫ.
Ɇɨɞɟɥɶ ɫɢɫɬɟɦɵ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ, ɨɫɧɨɜɚɧɧɨɣ ɧɚ ɩɪɨɰɟɫɫɚɯ,
ɢɡɨɛɪɚɠɟɧɚ ɧɚ ɪɢɫ.4.6.
Ɋɢɫ. 4.6. Ɇɨɞɟɥɶ ɫɢɫɬɟɦɵ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ, ɨɫɧɨɜɚɧɧɨɣ ɧɚ ɩɪɨɰɟɫɫɚɯ
ɉɪɟɢɦɭɳɟɫɬɜɨ ɩɪɨɰɟɫɫɧɨɝɨ ɩɨɞɯɨɞɚ ɫɨɫɬɨɢɬ ɜ ɧɟɩɪɟɪɵɜɧɨɦ ɭɩɪɚɜ-
ɥɟɧɢɢ, ɱɬɨ ɨɛɟɫɩɟɱɢɜɚɟɬ ɯɨɪɨɲɭɸ ɜɡɚɢɦɨɫɜɹɡɶ ɤɚɤ ɦɟɠɞɭ ɨɬɞɟɥɶɧɵɦɢ
ɩɪɨɰɟɫɫɚɦɢ ɜ ɪɚɦɤɚɯ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ, ɬɚɤ ɢ ɢɯ ɤɨɦɛɢɧɚɰɢɟɣ ɢ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɢ-
ɟɦ.
Ɋɟɚɥɢɡɨ-
ɜɚɧɧɵɟ
ɬɪɟɛɨɜɚ-
ɧɢɹ
ȼɵɯɨɞɧɵɟ
ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹ
ɇɟɩɪɟɪɵɜɧɨɟ ɭɥɭɱɲɟɧɢɟ
ɫɢɫɬɟɦɵ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɚ ɤɚɱɟɫɬɜɚ
ɉɨɬɪɟ
ɛɢɬɟ
ɥɢ
ɉɨɬɪɟ
ɛɢɬɟ
ɥɢ
Ɉɬɜɟɬɫɬɜɟɧɧɨɫɬɶ
ɪɭɤɨɜɨɞɫɬɜɚ
ɍɩɪɚɜɥɟɧɢɟ
ɪɟɫɭɪɫɚɦɢ
ɂɡɦɟɪɟɧɢɟ,
ɚɧɚɥɢɡ
ɢ
ɭɥɭɱɲɟɧɢɟ
Ɋɚɡɪɚɛɨɬɤɚ
ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ
ɉɪɨɞɭɤɬ
Ɍɪɟ
ɛɨ-
ɜɚ-
ɧɢɹ
ɍɞɨ
ɜɥɟɬ
ɜɨ-
ɪɟɧ-
ɧɨɫ
ɬɶ
Ɋɚɛɨɬɵ, ɞɨɛɚɜɥɹɸɳɢɟ ɰɟɧɧɨɫɬɶ
ɂɧɮɨɪɦɚɰɢɨɧɧɵɟ ɩɨɬɨɤɢ
Рис. 4.6. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессах
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управле- нии, что обеспечивает хорошую взаимосвязь как между отдельными про- цессами в рамках организации, так и их комбинацией и взаимодействием.


104
Применение процессного подхода предполагает следующие дейс- твия:
- определение процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
- выявление всех заинтересованных лиц процесса;
- выявление формы организации взаимодействия участников процес- са с функциональными подразделениями предприятия;
- оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на пот- ребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
- установление ответственности и полномочий для управления про- цессом.
Особенностью стандартов МС ISO моделей систем качества является предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовле- ния, а также ориентация систем качества на требования потребителя.
Принципы обеспечения качества.
1. Взаимодействие с внешней средой, с заказчиками и рынком сбыта, в результате определяются требования и характеристики качества продукции, исходя из требований анализируются технологические возможности и оп- ределяются основные направления в области качества.
2. Политика в области качества. Политика в области качества - это основные направления и цели организации в области качества, официаль- но сформулированные высшим руководством. Политика в области качес- тва является элементом общей политики и утверждается высшим руко- водством. Оформляется она в виде краткого заявления руководителя пред- приятия и, как правило, включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием системы качества и представляется заказчикам при за- ключении контрактов. Основными факторами, влияющими на формиро- вание политики в области качества, являются ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной работы предприятия, повышение квалификации работников предприятия, а также общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия;
3. Планирование качества. Осуществляется планирование, как прави- ло, на двух уровнях:
1-й уровень - планирование, в котором намечаются основные направ- ления работ в области качества на перспективу. Стратегическое планиро- вание включает в себя также распределение ресурсов, адаптацию к изме- нениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества;