ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
105 2-й уровень - текущее планирование качества, включающее, как пра- вило, мероприятия, намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:
- снятие с производства устаревших изделий;
- модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;
- разработку и освоение новых изделий;
- проведение научно-исследовательских работ.
4. Организация работ по качеству включает в себя следующие этапы:
- разработку системы качества, то есть определение структур, входя- щих в систему качества, их функций и методов работ. При этом для создания системы качества, отвечающей современному уровню, используются реко- мендации международных стандартов ISO 9000, в которых обобщен опыт создания таких систем, накопленный в развитых странах;
- внедрение системы качества, в течение которого проводятся внут- ренние проверки системы и ее доработка по результатам проверок;
- сертификацию системы качества на соответствие стандартам
ISO 9000. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции предприятия на рынках сбыта, т.к. дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества;
- проведение плановых внутренних проверок системы для поддержа- ния ее эффективного функционирования и совершенствования. После сер- тификации системы потребуется организация инспекторских проверок с це- лью подтверждения выданного сертификата.
5. Подготовка и мотивация персонала. Данный этап направлен на формирование активного и квалифицированного персонала, который, наря- ду с материальной базой и организацией работ, является одним из основных факторов качества.
6. Контроль качества.
7. Анализ информации. Эту функцию иногда называют коммуникаци- ей или связующим процессом. Содержание этой функции - получение, сис- тематизация и выдача информации о качестве соответствующим подразде- лениям для анализа и разработки необходимых мероприятий.
8. Разработка мероприятий
производится на основе анализа ин- формации и должна предусматривать:
- корректирующие мероприятия, направленные на устранение выяв- ленных дефектов и несоответствий;
- предупредительные мероприятия - для устранения причин вы- явленных дефектов и несоответствий, чтобы не допустить их повторения;
106
- профилактические мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных дефектов, чтобы предотвратить их появление.
В соответствии с принципами обеспечения качества эти мероприятия могут быть направлены на улучшение материальной базы, на активизацию человеческого фактора или на совершенствование управления.
9. Принятие решений. Технология принятия решений в области качес- тва базируется на общих подходах и методах, принятых в менеджменте.
10. Реализация мероприятий, направленных на выявление отступле- ний от намеченных свойств и характеристик продукции и улучшение произ- водственного процесса.
Реализация мероприятий - заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые в виде при- казов, планов мероприятий или графиков работ направляются всем исполни- телям, а также - в службу качества для контроля и учета их выполнения.
Одним из самых распространенных способов улучшения процессов является цикл Эдвардса Деминга (рис. 4.7). Э. Деминг научил этому циклу японцев в 1950 году, назвав его «циклом Шухарта» в честь своего учителя
Уолтера Шухарта. Представленный цикл направлен, прежде всего, на борь- бу с потерями несоответствиями и нерациональными действиями.
106
ɱɟɥɨɜɟɱɟɫɤɨɝɨ ɮɚɤɬɨɪɚ ɢɥɢ ɧɚ ɫɨɜɟɪɲɟɧɫɬɜɨɜɚɧɢɟ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ.
9. ɉɪɢɧɹɬɢɟ ɪɟɲɟɧɢɣ. Ɍɟɯɧɨɥɨɝɢɹ ɩɪɢɧɹɬɢɹ ɪɟɲɟɧɢɣ ɜ ɨɛɥɚɫɬɢ ɤɚ-
ɱɟɫɬɜɚ ɛɚɡɢɪɭɟɬɫɹ ɧɚ ɨɛɳɢɯ ɩɨɞɯɨɞɚɯ ɢ ɦɟɬɨɞɚɯ, ɩɪɢɧɹɬɵɯ ɜ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬɟ.
10. Ɋɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɦɟɪɨɩɪɢɹɬɢɣ, ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɧɵɯ ɧɚ ɜɵɹɜɥɟɧɢɟ ɨɬɫɬɭɩɥɟ-
ɧɢɣ ɨɬ ɧɚɦɟɱɟɧɧɵɯ ɫɜɨɣɫɬɜ ɢ ɯɚɪɚɤɬɟɪɢɫɬɢɤ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ɢ ɭɥɭɱɲɟɧɢɟ ɩɪɨ-
ɢɡɜɨɞɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɩɪɨɰɟɫɫɚ.
Ɋɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɦɟɪɨɩɪɢɹɬɢɣ - ɡɚɤɥɸɱɢɬɟɥɶɧɚɹ ɮɭɧɤɰɢɹ ɰɢɤɥɚ ɭɩɪɚɜɥɟ-
ɧɢɹ ɤɚɱɟɫɬɜɨɦ. Ɉɫɭɳɟɫɬɜɥɹɟɬɫɹ ɨɧɚ ɩɨɫɥɟ ɩɪɢɧɹɬɢɹ ɪɟɲɟɧɢɣ, ɤɨɬɨɪɵɟ
ɜ ɜɢɞɟ ɩɪɢɤɚɡɨɜ, ɩɥɚɧɨɜ ɦɟɪɨɩɪɢɹɬɢɣ ɢɥɢ ɝɪɚɮɢɤɨɜ ɪɚɛɨɬ ɧɚɩɪɚɜɥɹɸɬɫɹ
ɜɫɟɦ ɢɫɩɨɥɧɢɬɟɥɹɦ, ɚ ɬɚɤɠɟ - ɜ ɫɥɭɠɛɭ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɞɥɹ ɤɨɧɬɪɨɥɹ ɢ ɭɱɟɬɚ ɢɯ
ɜɵɩɨɥɧɟɧɢɹ.
Ɉɞɧɢɦ ɢɡ ɫɚɦɵɯ ɪɚɫɩɪɨɫɬɪɚɧɟɧɧɵɯ ɫɩɨɫɨɛɨɜ ɭɥɭɱɲɟɧɢɹ ɩɪɨɰɟɫɫɨɜ
ɹɜɥɹɟɬɫɹ ɰɢɤɥ ɗɞɜɚɪɞɫɚ Ⱦɟɦɢɧɝɚ (ɪɢɫ. 4.7). ɗ. Ⱦɟɦɢɧɝ ɧɚɭɱɢɥ ɷɬɨɦɭ ɰɢɤɥɭ
ɹɩɨɧɰɟɜ ɜ 1950 ɝɨɞɭ, ɧɚɡɜɚɜ ɟɝɨ «ɰɢɤɥɨɦ ɒɭɯɚɪɬɚ» ɜ ɱɟɫɬɶ ɫɜɨɟɝɨ ɭɱɢɬɟɥɹ
ɍɨɥɬɟɪɚ ɒɭɯɚɪɬɚ. ɉɪɟɞɫɬɚɜɥɟɧɧɵɣ ɰɢɤɥ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧ, ɩɪɟɠɞɟ ɜɫɟɝɨ, ɧɚ
ɛɨɪɶɛɭ ɫ ɩɨɬɟɪɹɦɢ ɧɟɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɢɹɦɢ ɢ ɧɟɪɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɦɢ ɞɟɣɫɬɜɢɹɦɢ.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 19
Ɋɢɫ. 4.7. ɐɢɤɥ Ⱦɟɦɢɧɝɚ (PDCA ɰɢɤɥ)
Ⱦɟɦɢɧɝ ɩɪɟɞɥɨɠɢɥ ɜɫɟ ɞɟɣɫɬɜɢɹ ɩɨ ɭɛɚɜɥɟɧɢɸ ɪɚɫɫɦɚɬɪɢɜɚɬɶ ɤɚɤ
ɧɟɤɨɟ ɤɨɥɟɫɨ, ɛɟɫɤɨɧɟɱɧɨ ɜɪɚɳɚɸɳɟɟɫɹ, ɤɚɤ ɫɢɦɜɨɥ ɨɫɧɨɜɵ ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɢɹ
ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɢ ɫɦɵɫɥ ɨɬɜɟɬɫɬɜɟɧɧɨɫɬɢ ɡɚ ɤɚɱɟɫɬɜɨ. ɗɥɟɦɟɧɬɚɦɢ ɰɢɤɥɚ ɭɩɪɚɜ-
ɥɟɧɢɹ ɩɨ Ⱦɟɦɢɧɝɭ ɹɜɥɹɸɬɫɹ:
ɭɫɬɚɧɨɜɥɟɧɢɟ ɩɥɚɧɚ ɢɥɢ ɫɬɚɧɞɚɪɬɚ ɞɥɹ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɹ ɩɨɫɬɚɜɥɟɧ-
ɧɨɣ ɰɟɥɢ (ɩɥɚɧ);
ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɩɥɚɧɚ ɢɥɢ ɜɵɩɨɥɧɟɧɢɟ ɫɬɚɧɞɚɪɬɚ (ɜɵɩɨɥɧɟɧɢɟ);
ɢɡɦɟɪɟɧɢɹ ɢ ɚɧɚɥɢɡ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɨɜ (ɩɪɨɜɟɪɤɚ);
ɉɥɚɧ
(Plan)
ȼɵɩɨɥ-
ɧɟɧɢɟ
(Do)
Ⱦɟɣɫɬ-
ɜɢɟ
(Action)
ɉɪɨɜɟɪ-
ɤɚ
(Chek)
ɉɥɚɧ: ɍɫɬɚɧɚɜɥɢɜɚɟɬ ɰɟ-
ɥɢ ɢ ɩɪɨɰɟɫɫɵ, ɧɟɨɛ-
ɯɨɞɢɦɵɟ ɞɥɹ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɹ
ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɨɜ ɜ ɫɨɨɬ-
ɜɟɬɫɬɜɢɢ ɫ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹɦɢ
ɡɚɤɚɡɱɢɤɚ ɢ ɩɨɥɢɬɢɤɨɣ
ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ
ȼɵɩɨɥɧɟɧɢɟ: ɨɫɭɳɟɫɬ-
ɜɥɟɧɢɟ ɩɪɨɰɟɫɫɨɜ
Ʉɨɪɪɟɤɬɢɪɭɸɳɢɟ ɞɟɣ-
ɫɬɜɢɹ: ɞɟɣɫɬɜɢɹ ɞɥɹ
ɧɟɩɪɟɪɵɜɧɨɝɨ ɭɥɭɱɲɟ-
ɧɢɹ ɩɪɨɰɟɫɫɨɜ
ɉɪɨɜɟɪɤɚ: ɦɨɧɢɬɨɪɢɧɝ
ɢ ɢɡɦɟɪɟɧɢɟ ɩɪɨɰɟɫɫɨɜ
ɢ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ɧɚ ɩɪɟɞɦɟɬ
ɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɢɹ ɩɨɥɢɬɢɤɟ,
ɰɟɥɹɦ ɢ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹɦ ɧɚ
ɩɪɨɞɭɤɰɢɸ, ɨɛɡɨɪ ɪɟ-
ɡɭɥɶɬɚɬɨɜ
Рис. 4.7. Цикл Деминга (PDCA цикл)
Деминг предложил все действия по убавлению рассматривать как не- кое колесо, бесконечно вращающееся, как символ основы обеспечения ка- чества и смысл ответственности за качество. Элементами цикла управления по Демингу являются:
установление плана или стандарта для достижения поставленной цели (план);
107
реализация плана или выполнение стандарта (выполнение);
измерения и анализ результатов (проверка);
введение необходимых реформ, если результаты не отвечали запла- нированным (действие), или стандартизация действий в случае успеха.
Так называемая “петля качества”, предусмотренная стандартами ИСО
9000, представляет собой развернутый, более детальный цикл Деминга (в последней версии ИСО 9000 данная модель названа “процессами жизненно- го цикла продукции”).
Гармонизация стандартов – приведение его содержания в соответс- твие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции
(услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содер- жащейся в стандартах. В той же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.
Среди гармонизированных стандартов различают идентичные и уни- фицированные.
Идентичные стандарты – это гармонизированные стандарты, пол- ностью идентичные оригиналу по содержанию и форме. Часто это перевод международного или регионального стандарта, утвержденного в националь- ной системе стандартизации.
Унифицированные стандарты - гармонизированные стандарты, иден- тичные по содержанию, но отличающиеся по форме представления.
В России допускаются следующие варианты применения междуна- родных и региональных стандартов:
- принятие аутентичного текста международного стандарта (регио- нального) в качестве государственного российского нормативного докумен- та (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений. Обозначается так, как принято для отечественного стандарта;
- принятие аутентичного текста международного стандарта (регио- нального), но с дополнениями, отражающими особенности российских тре- бований к объекту стандартизации. При обозначении к шифру отечествен- ного добавляется номер соответствующего международного (регионально- го) стандарта.
Например, государственные стандарты системы менеджмента ка- чества: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 (Системы менеджмента качества. Основ- ные положения и словарь) – аутентичный текст международного стандарта
ISO 9000:2008;
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (Системы менеджмента качества. Требова- ния) – аутентичный текст международного стандарта ISO 9001:2008;
ГОСТ Р ИСО 9004-2009 (Системы менеджмента качества. Рекоменда- ции по улучшению деятельности) – аутентичный перевод международного стандарта ISO 9004:2009.
108
ЗАДАЧИ
Задача 4.1. Рассчитать коэффициент сборности (блочности) изделия, если число специфицируемых составных частей в изделии равно 25, а об- щее число составных частей изделия – 100.
Задача 4.2. Из приведенного ниже перечня эргонометрических пока- зателей необходимо сформировать четыре группы: гигиенические, антропо- метрические, физиологические, психологические.
Исходные данные для группировки: освещенность; показатели соот- ветствия конструкции изделия форме тела человека; запыленность; конс- трукция изделия соответственно скоростным возможностям человека; со- ответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации; токсичность; соответствие конструкции изделия слуховым возможностям человека; перегрузки (ускорения); соответствие конструкции изделия рас- пределению веса человека; вибрация, шум; соответствие конструкции изде- лия осязательным возможностям человека; яркость; напряженность магнит- ного и электрического поля; соответствие отдельных органов человека час- тям изделия, входящих в контакт с человеком; контрастность; цвет; легкость и быстрота формирования навыков при эксплуатации изделия.
Задача 4.3. Определить уровень межпроектной (взаимной) унифика- ции (в %) по следующим данным:
Показатель
Проект
№1
№2
№3
№4 1. Число типоразмеров составных частей в i-м проекте
10 12 20 15 2. Максимальное число типоразмеров составных частей одного проекта
25 30 40 35 3. Число типоразмеров составной час- ти в j-го наименования
5 10 8
7
Задача 4.4. Оценить, как изменился уровень унификации конструкции в отчетном году по сравнению с базисным (для расчета использовать коэф- фициент применяемости, %).
Показатель
Базисный год
Отчетный год
1. Общее число составных частей
75 80 2. Число оригинальных частей
24 32
109
Задача 4.5. В результате мероприятий, направленных на улучшение качества продукции, была снижена материалоемкость изделия. Для вывода об изменении показателей технологичности по приведенным ниже данным рассчитать: общую материалоемкость продукции, сравнительную материа- лоемкость, относительную материалоемкость. Расход материалов на произ- водство изделия показан в таблице.
Показатель
До проведения мероприятий по улучшению качества
После проведения мероприятий
Расход материалов на изделие:
узел 1 узел 2
узел 3 25 2
15 23,5 1,8 14,5
Сделайте выводы.
Задача 4.6. По приведенным ниже данным рассчитать коэффициенты использования материалов, применяемых при производстве двух изделий.
Показатель
Изделие 1
Изделие 2 1. Расход материала А, кг:
• количество (масса) материала в готовом изделии
• количество материала, введенного в техно- логический процесс
18,5 20,0 19,8 25,5 2. Расход материала Б, кг:
• количество (масса) материала в готовом изделии
• количество материала, введенного в техно- логический процесс
10,0 14,8 11,6 12,0
Задача 4.7. По приведенным ниже данным о результатах государс- твенного надзора за соблюдением стандартов одним из территориальных органов Ростехрегулирования рассчитать критерии оценки деятельности: критерий запрещения реализации продукции и услуг; критерий применяе- мости запрещения; критерий воздействия Госнадзора на деятельность пред- приятий по соблюдению обязательных требований стандартов; критерий воздействия Госнадзора на деятельность по соблюдению правил сертифика- ции; критерий результативности Госнадзора за деятельностью предприятий по производству и реализации продукции, услуг; критерий использования запретов реализации, выпуска продукции, услуг; критерий использования
110
штрафов; критерий интенсивности деятельности по Госнадзору; критерий компенсации затрат.
Показатель
Значение показателя
1. Суммарный объем запрещенных к реализации товаров из-за их несо- ответствия требованиям государственных стандартов, млн ден.ед.
3250 2. Суммарный объем проверенных продукции и услуг, млн ден.ед.
5825 3. Количество предприятий, продукция которых не соответствует обя- зательным требованиям государственных стандартов
55 4. Общее количество предприятий, на которых проверено соответствие требованиям государственных стандартов
132 5. Количество предприятий, на которых выявлены нарушения правил сертификации продукции, работ, услуг
102 6. Общее количество предприятий, на которых проверено соблюдение правил сертификации
123 7. Количество предприятий, продукция которых соответствовала требо- ваниям государственных стандартов к правам сертификации при прове- дении повторных проверок
68 8. Общее количество повторно проверенных предприятий
84 9. Количество предприятий, на которых реализация продукции запре- щена из-за несоответствия обязательным требованиям государствен- ных стандартов
32 10. Общее количество проверенных предприятий, к которым примени- мы штрафы за отчетный период
52 11. Общее количество проверенных предприятий, на которых выявле- ны нарушения обязательных требований государственных стандартов и правил сертификации
135 12. Общее количество проверок, проведенных госинспекторами
228 13. Количество госинспекторов по надзору за стандартами
30 14. Суммарный объем штрафов, применяемых к предприятиям и должностным лицам, тыс.д.ед.
88525 15. Суммарный объем бюджетных ассигнований на проверки, тыс.д.ед.
20000
Задача 4.8. Рассчитать экономические показатели испытательной ла- боратории (смету затрат, прибыль, отчисления от прибыли, чистую прибыль лаборатории, распределение прибыли по направлениям). Для расчета ис- пользовать следующие данные:
Показатель
Сумма
1. Фонд заработной платы по штатному расписанию специалистов лаборатории, тыс.д.ед.
95 2. Размер сумм на стимулирование труда
1410
111
Показатель
Сумма
3. Начисления на заработную плату по нормативам, предусмотрен- ных законодательством, %
38,5 4. Годовой ФЗП рабочих и специалистов, обслуживающих основную деятельность (с учетом премий), млн.руб.
25 5. Начисления на ФЗП п.4, %
38,5 6. Амортизация основных фондов, тыс.ден.ед.
320 1)
Прогнозируемые затраты по заявкам лаборатории, тыс.д.ед.:
- химреагенты, реактивы;
45
- бумага, концелярские и расходные материалы для компьютеров;
- спецодежда, посуда, моющие средства;
- услуги сторонних организаций;
- повышение квалификации, обучение специалистов, приобретение инструктивных материалов;
- командировки специалистов;
- ремонт, техническое обслуживание оборудования, зданий;
- содержание аппарата управления;
-общехозяйственные расходы по содержанию здания, транспорта, сооружений и другие расходы
110 73 18 2,5 230 595 680 55 8. Утвержденный норматив рентабельности, %
35 9. Отчисления от прибыли в бюджеты, %
35 10. Выплаты социального характера (социальные льготы), %
80 11. Резервный фонд
Трехмесячный размер ФЗП
Задача 2.9. На основе анализа данных, приведенных в таблице, сде- лать вывод об изменении показателей технологичности изделия.
Показатель
Базисный год
Отчетный год
1. Объем производства продукции, шт.
1500 1800 2. Затраты рабочего времени, нормо-час.
98250 116640 3. Общая материалоемкость объема произведенной продукции, т.
3750 4284
Задача 4.10. Познакомиться с требованиями основополагающего стан- дарта межгосударственной системы стандартизации. Какой орган по стан- дартизации осуществляет руководство работами по стандартизации, метро- логии и сертификации в рамках СНГ? Что такое ГОСТ и в чем его отличие от ГОСТ Р? Назовите службу стандартизации в рамках Межгосударственно- го совета. Какая служба по стандартизации действует в России?