Файл: Виды содействия оперативнорозыскным органам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды содействия оперативно-розыскным органам
Гласная форма содействия оперативно-розыскной деятельности включает в себя такие виды помощи граждан, как предоставление ими информации о совершенных преступлениях, о лицах, их совершивших, скрывающихся от розыска подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Нередко привлекаются посторонние лица в виде понятых (по терминологии, аналогичной УПК РФ), специалистов или статистов.
Как указывается в официальных источниках, практически 90 % самых сложных преступлений раскрываются специалистами в сфере высоких технологий.

Негласное содействие оперативно-розыскным органам, оказывается конфидентами

Конфидентами являются:

1) доверенное лицо – человек, не состоящий в штате оперативно-розыскного органа, который в соответствии с законодательством об ОРД добровольно и практически безвозмездно предоставляет информацию, имеющую оперативный интерес, должностному лицу органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или иным образом оказывает содействие в решении задач ОРД;

2) содержатель явочной квартиры – лицо, которое, являясь собственником (ответственным квартиросъемщиком) отдельного жилого помещения, добровольно на условиях конспирации и обусловленной оплаты предоставляет его должностным лицам оперативно-розыскных органов и другим субъектам ОРД для конспиративных встреч

3) конфидент-контрактник (агент) – лицо, не являющееся штатным работником оперативно-розыскного органа, которое в соответствии с оперативно-розыскным законодательством заключило контракт со взаимными правами и обязанностями с данным органом по инициативе и решению последнего о конфиденциальном постоянном сотрудничестве для достижения целей и решения задач, предусмотренных законодательством, регулирующим оперативно-розыскную деятельность. Агенты могут делиться на следующие категории:

• агенты различных органов, осуществляющих ОРД,

• агенты для раскрытия конкретных видов преступлений и агенты по раскрытию преступлений на определенной местности или районе,

• граждане России или иностранные граждане, работающие или проживающие (легально или нелегально) на территории России,

• агенты по национальному признаку,

• агенты по половому признаку и т. д.;

4) резидент – уполномоченное лицо, руководящее агентурной сетью и направляющее ее работу в пределах определенного региона.


Принципиальное отличие агентов от других субъектов ОРД заключается в полной конфиденциальности их работы или в необходимости дачи согласия (что зависит прежде всего от его волеизъявления, а также решения органа ОРД) на легализацию его деятельности в целях раскрытия и расследования преступлений и для иных целей оперативно-розыскной деятельности. Как правило, работа агентов исключительно секретна и составляет святая святых всей деятельности органов, осуществляющих ОРД.

Смешанная форма работы, то есть гласной и негласной. В этом случае официальные отношения между оперативным работником и лицом, содействующим оперативно-розыскным органам, прикрыты для тайного сотрудничества в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений.

Анонимное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть вызвано самыми разными мотивами (страх, романтика, репутация и т. д.). Как установлено рядом исследований, 57 % анонимов предпочитают передачу информации по телефону, 35 % – в письменной форме, 8 % – при встречах с оперативным сотрудником.
Контракт (договор) между субъектами ОРД.
Контрактная форма работы с лицами, содействующими оперативно-розыскной деятельности путем их привлечения (вербовки), в основном ничем не ограничена, за исключением ряда положений, обозначенных в федеральном законодательстве.

Контракты могут заключаться с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям и религии, политических убеждений.

Вместе с тем, согласно ФЗ об ОРД и законодательству, регулирующему деятельность указанных лиц, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Запрет на привлечение перечисленных лиц к оперативной работе объясняется гарантиями государства исключить какое-либо влияние на органы государственной власти, суд, прокуратуру и представителей адвокатуры, поскольку их деятельность имеет значение во внутренней и внешней политике государства, соблюдении ее конституционного строя

, прав, свобод и интересов личности, а также организаций и государственных органов. Священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений также не могут быть субъектами ОРД, поскольку их деятельность связана со сведениями, носящими исключительно личный характер (исповедь, молитва и т. д.), что нарушает морально-этические принципы жизни общества.

Лица, сотрудничающие с оперативно-розыскными органами по контракту (конфиденты, агенты), не являются штатными сотрудниками данного органа, поэтому не могут иметь полномочий должностного лица.

Привлечение лиц к содействию оперативно-розыскной деятельности в форме агентурной работы на конфиденциальной основе регулируется рядом основных условий.

Во-первых, инициатива и окончательное решение о привлечении лица к оперативно-розыскной работе зависит только от органа, осуществляющего ОРД. Это положение исходит из заинтересованности данных органов в конкретном лице для реализации задач и целей оперативно-розыскной деятельности (наличие связей в преступной среде, доступ к информации криминального характера, личностные качества и т. д.).

Во-вторых, для оперативно-розыскного органа не имеют значения мотивы, которыми руководствуется лицо, давая согласие на содействие его деятельности (материальная заинтересованность, романтизм, месть, зависть и т. д.), хотя определенные побуждения будут играть роль при дальнейшей оценке получаемой агентурной информации.

В-третьих, при составлении контракта с агентом оговариваются условия получения им материального вознаграждения, безопасности, государственной социальной и правовой защиты, конспирации, а также взаимной ответственности сторон за невыполнение условий контракта, характер работы и добываемой информации.
Правовая и социальная защита лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам
Социальная и правовая защита таких граждан предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, включая привлечение к юридической ответственности виновных в таких действиях. Тем самым лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства, которое обязано обеспечить их безопасность в процессе реализуемых действий.

Согласно ст. 18 ФЗ об ОРД государство гарантирует лицам обеспечение правовой защиты, связанной с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.


Защита лиц, содействующих оперативно-розыскным органам, делится на две части:

1) защита сведений об органах, осуществляющих ОРД, с обеспечением безопасности ее участников при выполнении обязанностей содействия и сотрудничества лиц таким органам;

2) гарантированные государством особые трудовые, пенсионные и иные социальные права, предоставляемые лицам, содействующим (сотрудничающим) органам, осуществляющим ОРД.

Социально-правовая защита лиц, содействующих органам, осуществляющим ОРД, при выполнении своих обязанностей реализуется следующими положениями:

1. Орган, предоставивший результаты ОРД, использование которых в уголовном процессе сопряжено с возможностью возникновения реальной угрозы для безопасности лиц, содействующих (сотрудничающих) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите.

2. При необходимости эти меры согласовываются с органом дознания, следователем, прокурором или судом, которым представляются результаты. В случае, если невозможно обеспечить безопасность указанных лиц в связи с представлением и использованием результатов ОРД в уголовном процессе или если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений о лицах, содействующих оперативно-розыскной деятельности, то результаты ОРД не могут быть представлены.

3. Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

5.. В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Социально-правовая защита государством лиц, содействующих и сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, реализуется следующими положениями:

1. Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при его участии в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

3. При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
Понятие и классификация оперативно-технических средств применяемых в ОРД .
По назначению специальная техника подразделяется:

1) на специальную технику общего назначения;

2) оперативную технику.

Специальная техника общего назначения применяется различными службами ОВД в административной и уголовно-процессуальной деятельности.

К данному виду средств относятся:

специальные транспортные средства,

палки специальные,

специальные газовые средства,

наручники, электрошоковые устройства,

водометы, бронемашины,

средства принудительной остановки транспортных средств и др.

Право на их применение закреплено в ст. 21 Закона о полиции и ведомственных подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях).

Оперативная техника преимущественно используется в процессе осуществления ОРД для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания