Файл: Виды содействия оперативнорозыскным органам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Исследование предметов и документов - это непроцессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате ОРМ, проводимое, как правило, до возбуждения уг дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц. При исследовании предметов, веществ и документов может быть получена информация об их назначении, времени, месте изготовления, качественных характеристиках и их отождествлении; о содержании документов, лицах, их исполнивших; о биологических объектах (кровь, сперма, волосы и т.д.), их принадлежности; об иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов. Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД, экспертно - криминалистическими службами правоохранительных органов, а также специалистами научно - исследовательских учреждений др министерств и ведомств. При наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и непосредственно сотрудниками оперативных аппаратов

6. Наблюдение (наружное наблюдение) - это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества. Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающем в себе элементы того и другого. Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов, специализирующимися на этих методах работы, самим оперативным работником либо иными лицами, действующими по его поручению. Электронное наблюдение, основанное на применении спец технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками спец оперативно - технических подразделений правоохранительных органов. Оно может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых. В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени. Наблюдение - мероприятие ограниченного использования. Оно осуществляется по решению руководителя оперативного аппарата МВД (УВД) субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.


7. Отождествление личности - это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу, запаху, другим данным. Непроцессуальное опознание может происходить в разных организационно - тактических формах, с использованием различных средств ОРД, а факт его проведения - сохраняться в тайне от разыскиваемого. Одной из распространенных разновидностей данного мероприятия явл отождествление личности подозреваемого потерпевшими, очевидцами либо иными лицами по имеющимся в органах внутренних дел фото- и видеоучетам. Условия проведения такого отождествления должны быть максимально приближены к условиям проведения процессуального опознания по фотографии.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных мест - это оперативный (непроцессуальный) осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и др объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения др информации, необходимой для решения задач ОРД. Основные виды объектов оперативного осмотра перечислены в названии этого мероприятия: помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. Кроме этого, объектами осмотра могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого имеются следы преступления. Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер. Гласное обследование осущ с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие его личность. При таком обследовании обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование, связанное с ограничением конституционного права граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Содержание понятия "иные сообщения" законодатель раскрывает в ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД, относя к ним сообщения, передаваемые по сетям электрической и почтовой связи. А определение понятий "сети электрической связи" и "почтовая связь" дается в ФЗ "О связи". Это мероприятие ограничивает установленное ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а поэтому осущ только на основании судебного решения при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия. Максимальный срок контроля почтовых отправлений не может превышать 6 месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов.



10. Прослушивание телефонных переговоров - это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по абонентским телефонным линиям связи. может осуществляться только на основании судебного решения. может проводиться в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости продления срока судья выносит дополнит решение на основании вновь представленных материалов. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без судебного решения на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов. ПТП может осуществляться на любых сетях электросвязи (общего пользования, ведомственных, внутрипроизводственных, выделенных).

11. Снятие информации с технических каналов связи - это ОРМ, заключающееся в перехвате с помощью спец технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи. Термин "технические каналы связи" в др законодательных актах, кроме Закона об ОРД, не встречается, поэтому его содержание весьма неопределенно. В ведомственной инструкции, объявленной Приказом МВД России от 10 июня 1994 г., к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линии абонентского телеграфирования и т.п. Правомерно отнести сюда компьютерные сети и различные радиопереговорные устройства, основанные на использовании радиоволн. Осущ только на основании соответствующего судебного решения.

12. Оперативное внедрение - это способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминальную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД. Субъектами оперативного внедрения могут выступать штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, принадлежность которых к органам внутренних дел зашифрована; сотрудники оперативных подразделений, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе; др сотрудники органов внутренних дел; лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД.


13. Контролируемая поставка - способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств. проводится на основании мотивированного постановления, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД.

14. Оперативный эксперимент - это способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Условия проведения эксперимента не должны провоцировать лицо к совершению противоправных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами. Производство оперативного эксперимента допускается, если не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих, не создается опасности для их здоровья. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, путем применения различных "ловушек" и "приманок".
В теории выделяют различные классификации ОРМ:

1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

2. В зависимости от формы проведения. ОРМ осуществляются как гласно, так и негласно.
Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий


  1. Наличие возбужденного уголовного дела.

  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, о лицах, его совершающих;

– о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;


– о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

– о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  1. Поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

  2. Запросы других органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность.

  3. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

  4. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации


Сыскное доказывание и сыскные доказательства
Сыскное доказывание в оперативно-розыскном процессе (другое название — доказывание оперативное, доказывание уголовно-розыскное, доказывание оперативно-розыскное, документирование оперативно-розыскное и т.п.).

Под сыскным доказыванием в оперативно-розыскном процессе принято понимать исследование обстоятельств ДОУ или иных оперативно-служебных документов с помощью сыскных доказательств.

Процесс сыскного доказывания состоит в основном из собирания и оценки сыскных доказательств (некоторые ученые выделяют также в нем исследование и использование сыскных доказательств).

Собирание — внешне выраженная предметная деятельность оперативника (агента и др.), которое состоит в проведении ОРМ, включая поиск, обнаружение и закрепление (фиксацию) фактических данных в соответствующих оперативно-служебных документах. Основная форма закрепления полученных данных — отображение их в материалах ДОУ.

Оценка сыскного доказывания — мыслительная, интеллектуально-логическая деятельность оперативника, которая находит выражение в суждениях о значении рассматриваемого сыскного доказательства для ДОУ, т.е. об относимости, допустимости и достоверности сыскных доказательств, о надежности и достаточности их наличной совокупности для разрешения ДОУ.

Оценка сыскного доказывания — мыслительный процесс, который развивается по мере накопления фактических данных, это переход от вероятностных суждений минимальной степени к более вероятным и, наконец, к максимально вероятным, исходя из полученной оперативно значимой информации.