Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования алтайский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 благодаря этим параметрам, соответствующее предприятие получает возможность продавать продукцию по более высокой стоимости [2, с. 16].
Скорость, эффективность, оригинальность, ориентация на потребителя, качество и производительность – это факторы, которые могут привести к занятию фирмой более выгодной конкурентной позиции, в том числе в глобальной экономической системе.
Необходимость постоянного соблюдения надлежащего уровня финансового состояния как предприятий, так и отрасли, предопределяется объективно существующим для каждого субъекта хозяйствования задачей обеспечения стабильности функционирование и достижение главных целей своей деятельности.
Для того, чтобы решить проблемы, возникающие в процессе опрежделения степени доходности соответствующего вида деятельности, а также предпринять действия по поывышению показателей дохода, необходимо провести следующие действия: провести анализ потребительского спроса на соответствующий вид продукции, а также изучить конкурентную среду в сфере реализации либо изготовления аналогичной продукции либо того же вида оказываемыз услуг; проводить оптимальную рекламную политику на предприятии; разрабатывать новые виды продукции. а также проводить деятельность по улучшению качеств уже выпускаемой продукции; совершенствовать производственный процесс путем обновления материально-технической базы предприятия; проводить политику, направленную на уменьшение затрат; проводить политику в отношении послепродажного обслуживания потребителей; постоянно улучшать взаимодействие с внешней средой, путем проведения рекламной и маркетинговой политики; осуществлять внедрение (проведение) стратегического маркетинга «выхода» и
«входа» организации; внедрять современные инновационные технологии как в производственную деятельность предприятия, так и в управленческий процесс; разрабатывать и внедрять новые технологии бухгалтерского учета на предприятии; улучшать логистическое обеспечение деятельности предприятия, налаживать маркетинговую политику.
13
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что повышение доходности деятельности предприятия напрямую связано с качеством изготавливаемой продукции либо оказываемых услуг. В связи с этим необходимо делать упор именно в этом направлении [15, с.18].
14 1.2 Методы формирования доходов коммерческой организации
Формирование дохода по результатам деятельности предприятия представляет собой определенный вид процессуальной деятельности, осуществляемой в довольно сложной экономической категории, значение которой постоянно возрастает.
В современной сложившейся обстановке в рыночной экономике именно данная категория способна ответить на вопрос: «что покупать?», «как продавать?»,
"для кого продавать?» [5]. Высказываются различные точки зрения относительно понятия и определения сущности данной экономической категории. Известный американский экономист Ф. Найт имеет свой взгляд на доминирующей сегодня теорию формирования дохода.
Он полагает, что на формирование дохода оказывают влияние существующие неопределенности, а также непредсказуемая разница между предполагаемыми и реальными поступлениями от продажи соответствующего товара. Соответственно, на это оказывает влияние и цена на данный вид товара.
Категории теорий, способствующих пониманию формирования дохода: а) теория временного дохода, получаемого от технических нововведений (И.
Шумпетер), б) теория дохода как результата неопределенного характера будущих событий
(Ф. Найт): в) теория дохода, порождаемого существованием монополии на рынке.
В марксистских источниках доход - это определенная форма прибавочной стоимости, которая получается по результатам наемного труда. К. Маркс при изучении оборачиваемости капитала рассмотрел в доходе еще один источник - скорость движения капитальной стоимости. И. Шумпетер высказывал мнение, что доход - это лишь непосредственный доход новаторов, исчезающий под влиянием конкурентных сил.
В свою очередь Маркс смог сформулировать и такой источник дохода как дополнительный. На западе существует точка зрения о том, что одна из составных частей дохода должна уходить на оплату, выплачиваемую обществом за риск при
15 занятии предпринимательской деятельностью. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что в повышении показателей доходов заинтересованы не только предприятия, для которых прибыль является эквивалентом труда, но и государство в целом. Именно поэтому на предприятиях необходимо систематически анализировать различные аспекты формирования, распределения и использования дохода.
Безусловно, все авторы высказывают похожие точки зрения о том, что доход представляет собой разницу между доходами и расходами, получаемую после проведения всех расчетных операций. При этом доход определяется как финансовый результат.
Не стоит забывать, что успешное функционирование предприятия на рынке того или иного товара определяется его способностью приносить достаточный доход для возмещения затрат и формирования дохода. Следовательно, доход, являясь финансовым результатом предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его деятельности.
С нашей точки зрения доход играет важную роль в ориентации товаропроизводителей по выпуску продукции на перспективу. доход, в свою очередь, подает сигнал о том, где будут более рентабельно вложенные средства, чтобы добиться наибольшего прироста валовой продукции. доход является главным рычагом у производителей к увеличению объемов производства продукции, а также сокращению затрат. В рыночных условиях субъект хозяйствования всегда стремится к тому, чтобы его производство работало динамично, что подтверждает необходимость стремления к максимальному доход или же к такой величине доход , которая обеспечит ему динамику роста. А в свою очередь это поможет производителю удержать свои позиции на рынке данного товара. Также рост величины доход способствует решению проблем как социального, так и материального характера трудового коллектива.
Следует обратить свое внимание на тот фактор, что доход создает ту базу, которая способствует самофинансированию, расширенному воспроизводству. За счет доход выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом,
16 банками и другими организациями, доход также является базой инновационного процесса, источником образования фондов экономического стимулирования, базой для принятия экономически обоснованных управленческих решений.
Анализ публикаций показывает, что сегодня единого подхода к оценке результативности управления доходов не существует. Ведутся дискуссии вокруг определения понятий «результативность управления» и «эффективность управления формирования дохода».
За доходами компании можно судить о ее успешность и результативность в глобальной системе координат, а также об общей результативности корпоративного менеджмента. Т.Тепловая в этом контексте предлагает придерживаться следующего подхода: «Максимизация дохода компании означает максимизацию благосостояния всех владельцев капитала, обеспечивающих своими средствами динамичное и устойчивое функционирование компании на рынке».
Зато автор справедливо отмечает, что альтернативное трактовка цели как максимума выгод владельцев только собственного капитала в ряде случаев также может быть принята (речь идет о так называемой акционерную модель управления доходом). С учетом мнений различных исследователей [2; 5; 6; 8; 10; 13] можем предложить такое определение: «Стоимость компании – это ее цена, определенная с учетом ценности материальных и нематериальных активов, а также ожиданий относительно способности приносить экономические эффекты (польза) в будущем».
Научный интерес представляет вопрос о методологии определения дохода компании с применением различных подходов и методов оценки.
Разработанная российскими учеными
[3, с.29-30] методология предусматривает, что определение дохода компании обычно проводится в несколько этапов:
- определение проблемы, постановка целей и задач оценивания,
- предварительное изучение объекта оценки и отчетных документов,
- заключение договора на проведение оценки доходов, сбор и анализ информации, включая анализ управленческой и бухгалтерской отчетности,
17 конъюнктуры факторных рынков и рынков продукции, оценка земельного участка, - выбор методов исследования и проведения расчетов, при необходимости
– согласование результатов, полученных с помощью различных подходов, - подготовка отчета.
С методологической точки зрения, перед проведением оценки формирования дохода компании и осуществлением конкретных расчетов каждый исследователь всегда должен ответить на следующие вопросы: а) какой метод (или методы) оценки дохода следует применить и почему? б) какой временной горизонт получение денежных потоков должен быть учтен и почему? в) какой именно вид стоимости компании рассчитывать и почему? г) достоверна ли имеющаяся информация, насколько вероятны полученные прогнозные данные? д) достаточно ли информации для применения выбранного метода и решения поставленных перед исследователем задач?
В практике финансового менеджмента применяют различные модели оценки стоимости дохода компании.
В последние годы значительное распространение получили экспресс–
методики расчета (оценки) дохода компании, основанных на алгебраических преобразованиях определенных основных показателей, которые формируют по меньшей мере 80% общей динамики стоимости [6]. Широко используются и традиционные доходные подходы [5].
Как показывает опыт, одной из основных задач управления формированием дохода российской практике является достижение высоких финансовых результатов. То есть, высокие финансовые результаты служат доказательством финансовой устойчивости компании, а следовательно – и ее высокой стоимости.
Как указывает Т.Теплова, существуют только единичные случаи использования модели формирования дохода (речь идет, прежде всего, об оценке выгод финансовых и нефинансовых владельцев капитала и портфельная стоимость бизнес–единиц), которые используют эффекты управленческой гибкости [11].
18
Исследователи отмечают, что понимание современной финансовой доходной модели компании базируется на принципе экономической прибыли, то есть оценки результатов компании с точки зрения ее альтернативных издержек – упущенной выгоды или прибылей, утраченных в альтернативных вариантах вложения капитала компании из-за ограниченности ее ресурсов.
Важной методологической проблемой является оценка результативности управления формирования доходов. На первый взгляд может показаться, что общую результативность управления формирования доходов на уровне компании оценить достаточно просто. По логике, для этого достаточно сравнить управления формированием доходов на начало и конец исследуемого периода, а также сопоставить полученный показатель с динамикой показателей компаний–аналогов или средних на рынке. Положительная динамика управления формирования доходов будет свидетельствовать о высокой результативности стоимостного управления.
Однако на практике такая «логическая схема» сталкивается с рядом сложностей и противоречий.
Во–первых, управления формированием доходов в реальной жизни не всегда адекватно коррелирует с результатами деятельности компании и эффективностью ее менеджмента.
Ведь на фондовом рынке существует понятие «перегрева», который проявляется в завышении фондовых котировок.
Соответственно, высокая управления формированием доходов в период
«перегрева рынка» не всегда означает высокую результативность и эффективность менеджмента.
Во–вторых, положительная динамика управления формированием доходов , даже в долгосрочном периоде, не дает ответа на простой вопрос: а все ли резервы использованы менеджментом компании для максимизации стоимости? Возможно, стоимость могла бы быть еще больше?
Если так – то результативность менеджмента нельзя определить однозначно.
В–третьих, оценка управления формированием доходов почти всегда носит вероятностный и несколько субъективный характер, особенно когда речь идет об
19 оценке управления формированием доходов со значительной долей интеллектуального капитала в общей структуре капитала.
Не снята с повестки дня проблема "экспертного субъективизма": существуют нередкие случаи, когда стоимость компании, определенная в сделке купли-продажи, существенно отличается от определенной на основании выводов уважаемых экспертов.
Даже фондовый рынок не дает абсолютно точного ответа на вопрос о текущем управлении формированием доходов (ведь может просто не существовать покупателя, который согласится в разумные сроки приобрести все акции компании).
Наконец, в–четвертых, в постиндустриальной экономике основным фактором роста формированием доходов компании становится интеллектуальный капитал. Но интеллектуальный капитал имеет существенную уязвимость по сравнению с другими видами капитала: инвестиции, вложенные в рост интеллектуального капитала, могут совсем не повлиять на его текущую стоимость.
Вложения в интеллектуальную составляющую стоимости необходимы, но они не всегда приводят к росту управления формированием доходов в краткосрочном периоде. В силу указанных причин становится понятным, что показатель управления формированием доходов и его динамика не могут быть абсолютным критерием для оценки результативности и эффективности управления формирования доходов. Вышеприведенное позволяет сделать вывод об актуальности поисков методических подходов, позволяющих оценить результативность и эффективность управления формирования доходов, и в то же время ориентируются не только на стоимостные, но и другие показатели
(экономические или внеэкономические).
20 1.3 Особенности доходов коммерческой организации
В обществе среди представителей бизнеса сложилось мнение о том, что если предприятие обеспечить дешевой рабочей силой, то оно будет стабильно работать и приносить высокий доход. Между тем, такое впечатление не просто не верное, но и почти полностью противоречит действительности. В первую очередь, для обеспечения нормальной работы предприятие необходимо принимать оптимальные для его развития управленческие решения. А чтобы это делать, для начала следует провести анализ текущей деятельности и определить, что именно влияет на получение предприятием соответствующих результатов. Чтобы управлять расходами оптимально, важно не просто анализировать текущую деятельность – не менее важным является планирование, контроль деятельности, учет отдельных показателей. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет акцентирование резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста доход . К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения доход относятся - природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и тому подобное (внешние факторы); изменен (внутренние производственные интенсивные факторы); - новые технологии, связанные с улучшением его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств; - снабженческо - сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и т. п
(внепроизводственные факторы). На предприятиях необходимо реализовать эффективные меры, в частности: - провести детальный анализ предприятия и разработать организационно - экономические рекомендации для создания системы управленческого учета. Для этого следует в положения об отделах, в должностные инструкции каждого члена управляющего персонала внести дополнения в виде определения ответственности за нерациональное, неэффективное использование ресурсов в вверенном ему подразделении; - провести мероприятия по своевременности поступления денежных средств по выполненным работам путем инвентаризации дебиторской задолженности, выявления причин ее образования и
21 сроков погашения; - контроль за соблюдением условий договоров; - в связи с увеличением себестоимости продукции выявить внутренние резервы по ее снижению;
По мнению Чумаченко Н., чтобы обеспечить рост доходов, предприятие должно: - наращивать объем производства и реализации товаров, работ, услуг; - расширять, ориентируясь на рынок, ассортимент и качество продукции; - осуществлять мероприятия по повышению производительности труда своих работников; - уменьшать расходы на производство (реализацию) продукции; - с максимальной отдачей использовать потенциал, имеющийся в его распоряжении, в том числе финансовые ресурсы; - квалифицированно осуществлять ценовую политику, потому что на рынке действуют преимущественно свободные
(договорные) цены; - грамотно строить договорные отношения с поставщиками и покупателями; - целесообразно размещать (вкладывать) полученную раньше доход с точки зрения достижения оптимального эффекта.
Хотелось бы добавить, что максимальную доход предприятие получит от правильно организованного продажи произведенных товаров, а именно: маркетинговые исследования рынка, дистрибьюторских договоров с указанием регионов продаж, четкой ценовой политики, а также гибкой системой скидок, направленную на увеличение объемов реализации продукции (услуг). Выводы.
Финансово - хозяйственная деятельность предприятия зависит от конечного результата - размера доход .
Показатель дохода зависит от объемов производства, от затрат на изготовление продукции, и играет важную роль в экономике предприятия. Основная финансовая и инвестиционная деятельность предприятия влияет на все его денежные поступления и расходы. На массу доход предприятия влияет также себестоимость производства продукции (услуг). А потому каждое предприятие стремится минимизировать затраты при этом не ухудшая качество товара и другие показатели. Важная роль принадлежит осуществлению на предприятии всех организационных, технических и экономических мероприятий по росту массы доход и повышению рентабельности производства.