Файл: Федерации федеральное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии c целями и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, a Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства.

Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля [24].

В соответствии со ст. 3 ФЗ «O Центральном Банке РФ» целями Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;

  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

  • развитие финансового рынка Российской Федерации.

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, a также в статьях 1 и 2 ФЗ «O ЦБ РФ».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным
законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

  • устанавливает правила проведения банковских операций;

  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

  • принимает решение o государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их.


Второй важный Федеральный закон ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 395-1 (последняя редакция). Данный ФЗ раскрывает состав банковской системы РФ и в целом обеспечение правового регулирования банковской деятельности [44]. И по сути, собственно банки являются главными участниками конкуренции на банковском рынке.

В инструкции Банка России от 29.11.2019 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» определены те обязательные нормативы, в соответствии с которыми ЦБ РФ оценивает финансовую устойчивость банков. Нарушение этих нормативов может являться основаньем отзыва лицензии [20]. И, как следствие, одной из причин увеличения рисков в экономической безопасности банка.

Упомянутые выше документы прямо или опосредованно объединены с надзором Банка России за финансовым состоянием банков. И также воздействуют на экономическую устойчивость банка, в целом.

Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью банков и в случае нестабильной ситуации в деятельности кредитной организации отзывает банковскую лицензию в целях сохранения стабильности финансовой системы страны. Это может напрямую действовать на экономическую безопасность конкретного банка.


    1. Методики оценки уровня экономической безопасности кредитной организации


Для обеспечения эффективности управления финансовой устойчивостью необходимо, главным образом, ее количественно описать и измерить. Поэтому существенной составляющей
системы экономической безопасности коммерческого банка должна служить ее диагностика. В настоящее время в экономической литературе имеется большое число методик оценки [31, с.31].

Все имеющиеся подходы можно относительно разделить на две группы, а именно, отечественные и зарубежные, каждую из них на подгруппы. Классификация методик представлена на рисунке 1.3.


Рисунок 1.3 Методики оценки уровня экономической безопасности банка
Проанализируем отечественные методики оценки, а начнем с методики Центрального банка, которая подразумевает выполнение кредитными организациями обязательных нормативов. Одна из важнейших Инструкций в банковском деле 199-И, устанавливающая обязательные нормативы для банков [20]. Она содержит в себе методику расчета обязательных нормативов банка. Поддержание нормативов на установленном уровне обеспечивает банку контроль над разнообразными рисками, которые он на себя принимает, реализуя финансово-хозяйственную деятельность. Соблюдением обязательных нормативов в банке занимаются аналитики. Перечень нормативов представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 Обязательные нормативы Банка России


Норматив

Значение, %

Характеристика

Н1 – норматив достаточности

капитала


≥ 10

Задает требования по минимально необходимой величине капитала (собственных средств банков)

Н2 – коэффициент быстрой

ликвидности


≥ 15

Ограничивает риск полной потери ликвидности банков в течение одного рабочего дня

Н3 – коэффициент

текущей ликвидности


≥ 50

Управляет риском потери ликвидности банков в

течение следующих 30 календарных дней после расчета


Окончание таблицы 1.3

Норматив

Значение, %

Характеристика

Н4 – норматив долгосрочной

ликвидности


≤ 120

Ограничивает банку риски в случае инвестиций в основной капитал

Н6 – норматив максимального размера риска на одного или группу

заемщиков.



≤ 25

Регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы заемщиков

Н7 – норматив максимального размера крупных

кредитных рисков


≤ 800

Регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка

Н9.1 – норматив максимального размера кредитов, гарантий и

поручительств, предоставленных участникам



≤ 50

Определяет максимальное отношений размера кредитов, гарантий и поручительств к собственным средствам банка

Н25 – норматив максимального размера риска на связанное с банком

лицо



≤ 20

Определяет максимальное отношение совокупных обязательств лица к собственным средствам банка

Н10.1 – норматив совокупной величины риска по

инсайдерам банка


≤3

Определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам банка

Н12 – норматив использования собственных средств для приобретения акций других

юридических лиц



≤25

Определят максимальное отношение инвестируемых сумм к собственным средствам