Файл: Федерации федеральное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время значение информации, хранимой в банках, значительно увеличилось, сосредотачивалась важная и зачастую секретная информация о финансовой и хозяйственной деятельности многих людей, компаний, организаций и даже целых государств.

Банк хранит важную информацию о своих клиентах, что расширяет круг потенциальных злоумышленников, заинтересованных в краже или порче такой информации.

Основное внимание нужно уделять компьютерной безопасности банков, т.е. безопасности автоматизированных систем обработки информации банка, как наиболее актуальной, сложной и насущной проблеме в сфере банковской информационной безопасности.

Стремительное развитие информационных технологий открыло новые возможности для бизнеса, однако привело и к появлению новых угроз. Современные программные продукты из-за конкуренции попадают в продажу с ошибками и недоработками. Разработчики, включая в свои изделия всевозможные функции, не успевают выполнить качественную отладку создаваемых программных систем. Ошибки и недоработки, оставшиеся в этих системах, приводят к случайным и преднамеренным нарушениям информационной безопасности.

Например, причинами большинства случайных потерь информации являются отказы в работе программно-аппаратных средств, а большинство атак на компьютерные системы основаны на найденных ошибках и недоработках в программном обеспечении.

Существует множество причин, которые могут серьёзно повлиять на работу локальных и глобальных сетей, привести к потере ценной информации, среди них можно выделить следующие:

  • несанкционированный доступ извне, копирование или изменение информации случайные или умышленные действия, приводящие к: искажению либо уничтожению данных; ознакомление посторонних лиц с информацией, составляющей банковскую, финансовую или государственную тайну;

  • некорректная работа программного обеспечения, приводящая к потере или порче данных из-за: ошибок в прикладном или сетевом ПО; заражения систем компьютерными вирусами;

  • технические сбои оборудования, вызванные: отключением электропитания; отказом дисковых систем и систем архивации данных; нарушением работы серверов, рабочих станций, сетевых карт, модемов;

  • ошибки, обслуживающего персонала.


Конечно, универсального решения, исключающего все перечисленные причины, нет, однако во многих организациях разработаны и применяются технические и административные меры, позволяющие риск потери данных или несанкционированного доступа к ним свести к минимуму.

На сегодняшний день существует большой арсенал методов обеспечения информационной безопасности, который применяется и в «Альфа-Банк»:

  • средства идентификации и аутентификации пользователей (так называемый комплекс 3А);

  • средства шифрования информации, хранящейся на компьютерах и передаваемой по сетям;

  • межсетевые экраны;

  • виртуальные частные сети;

  • средства контентной фильтрации;

  • инструменты проверки целостности содержимого дисков;

  • средства антивирусной защиты;

  • системы обнаружения уязвимостей сетей и анализаторы сетевых атак.

«Комплекс 3А» включает аутентификацию (или идентификацию), авторизацию и администрирование. Идентификация и авторизация это ключевые элементы информационной безопасности.

При попытке доступа к какой-либо программе функция идентификации дает ответ на вопрос: "Кто вы?" и "Где вы?", являетесь ли вы авторизованным пользователем программы. Функция авторизации отвечает за то, к каким ресурсам конкретный пользователь имеет доступ. Функция администрирования заключается в наделении пользователя определенными идентификационными

особенностями в рамках данной сети и определении объема допустимых для него действий. В «Альфа-Банк» при открытии программ запрашивается пароль и логин

каждого сотрудника, а при осуществлении каких-либо операций в некоторых случаях нужна авторизация руководителя или его заместителя в отделении.

Наряду с существующей политикой безопасности в компании АО «Альфа Банк», используется специализированные аппаратные и программные средства обеспечения безопасности.

В «Альфа-Банк» разработана Политика ИБ, которая определяет систему взглядов на проблему обеспечения безопасности информации и представляет собой систематизированное изложение целей и задач защиты, как одно или несколько правил, процедур, практических приемов и руководящих принципов в области ИБ.

Политика учитывает современное состояние и ближайшие перспективы развития информационных технологий в Банке, цели, задачи и правовые основы их эксплуатации, режимы функционирования, а также содержит анализ угроз безопасности для объектов и субъектов информационных отношений Банка.

Основные положения и требования данного документа распространяются на все структурные подразделения Банка, включая дополнительные офисы. Основные вопросы Политики также распространяются на другие организации и учреждения, взаимодействующие с Банком в качестве поставщиков и потребителей информационных ресурсов Банка в том или ином качестве.

Системный подход к построению системы защиты информации в Банке предполагает учет всех взаимосвязанных, взаимодействующих и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, значимых для понимания и решения проблемы обеспечения безопасности информации Банка.

Обеспечение безопасности информации процесс,
осуществляемый Руководством Банка, подразделениями защиты информации и сотрудниками всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая осуществляется в определенный отрезок времени или совокупность средств

защиты, сколько процесс, который должен постоянно идти на всех уровнях внутри Банка и каждый сотрудник Банка должен принимать участие в этом процессе.

Деятельность по обеспечению информационной безопасности является составной частью повседневной деятельности Банка. И ее эффективность зависит от участия руководства Банка в обеспечении информационной безопасности [47,c.180–181].

В банке разработаны следующие организационно-распорядительные документы:

  • положение о коммерческой тайне. Указанное Положение регламентирует организацию, порядок работы со сведениями, составляющими коммерческую тайну Банка, обязанности и ответственность сотрудников, допущенных к этим сведениям, порядок передачи материалов, содержащих сведения, составляющим коммерческую тайну Банка, государственным (коммерческим) учреждениям и организациям;

  • перечень сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну. Перечень определяет сведения, отнесенные к категориям конфиденциальных, уровень и сроки обеспечения ограничений по доступу к защищаемой информации;

  • приказы и распоряжения по установлению режима безопасности информации: допуске сотрудников к работе с информацией ограниченного распространения; назначении администраторов и лиц, ответственных за работу с информацией ограниченного распространения в корпоративной информационной системе;

  • инструкции и функциональные обязанности сотрудникам: по организации охранно-пропускного режима; по организации делопроизводства; по администрированию информационных ресурсов корпоративной информационной системы.


Сегодня вопрос об организации информационной безопасности волнует организации любого уровня начиная с крупных корпораций, и заканчивая предпринимателями без образования юридического лица. Конкуренция в современных рыночных отношениях далека от совершенства и часто ведется не самыми легальными способами [40,c.118]. Процветает промышленный шпионаж. Но нередки и случаи непреднамеренного распространения информации, относящейся к коммерческой тайне организации. Как правило, здесь играет роль халатность сотрудников, непонимание ими обстановки, иными словами,

«человеческий фактор».

    1. Основные результаты экономической деятельности АО «Альфа-Банка» Проанализируем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

АО «Альфа-Банк» по данным годовой отчетности банка за 2017–2020 гг., определив динамику и структуру активов и пассивов, изменение финансовых результатов, выполнение обязательных нормативов, установленных Банком России, уровень рентабельности банковских операций АО «Альфа-Банк».

В таблице 2.1 представлен горизонтальный анализ активов АО «Альфа-Банк» по данным бухгалтерского баланса за 2017–2020 гг. [46]. Работающие активы это те активы, которые позволяют банку заработать доход (чистая ссудная задолженность, вложения в ценные бумаги и др.). Неработающие активы – это те активы, которые способствуют получению дохода (основные средства, нематериальные активы и др.) [32,c.94].

Горизонтальный анализ активов Альфа-Банка представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Горизонтальный анализ активов АО «Альфа-Банк»



Статьи актива баланса

Изменение статей баланса

2018–2019гг.

2019–2020гг.

(+/-) млн

руб.

темп роста,

%

(+/-) млн

руб.

темп

роста, %

РАБОТАЮЩИЕ АКТИВЫ БАНКА

Денежные средства

1555

101,7

34789

137,6

Средства кредитных организаций в

ЦБ РФ

26244

122,2

-13561

90,6

Средства в кредитных организациях

73555

218,6

41202

130,4

Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через

прибыль или убыток


8484


108,9


83891


180,7

Чистая ссудная задолженность

292612

113,0

753519

129,7

Чистые вложения в ценные бумаги

и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи


-166310


47,3


14718


109,9

Чистые вложения в ценные бумаги,

удерживаемые до погашения

-166626

-

-

-


Итого работающих активов


69 514


102,2


914 558


128,9

НЕРАБОТАЮЩИЕ АКТИВЫ БАНКА

Требования по текущему налогу на

прибыль

-260

88,7

7527

468,1

Отложенный налоговый актив

16418

546,5

-6165

69,3

Основные средства, нематериальные активы и

материальные запасы


11486


142,0


20311


152,3

Долгосрочные активы,

предназначенные для продажи

-2,8

-

4,1

-

Прочие активы

-17448

79,8

50084

172,8

Итого неработающих активов

10193

108,5

71761

155,3

ИТОГО АКТИВ БАЛАНСА

79 707

129,5

986 319

95,3