Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отсутствие поку­пателей на приватизированные предприятия и то обстоя­тельство, что в результате тщательного обследования была признана целесообразной экономическая санация только 10% промышленных предприятий ГДР, остальные подлежали ликвидации.

ГДР не знала безработицы, в объединенной Германии она стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидации нерентабельных предприятий, из-за более слабой дисцип­лины труда и пр.

Задачи снижения уровня безработицы и повышения производительности труда, широкой модернизации восточ­ных предприятий были поставлены на первом же объеди­ненном заседании бундестага в октябре 1990 г. Безработицу удалось снизить только благодаря введению неполного рабочего дня, предоставлению права на более ранний уход на пенсию, путем создания новых рабочих мест, обществ заня­тости, привлечения финансовых средств федерации на пе­реобучение, переквалификацию рабочих и пр.

В ФРГ прак­тиковались и другие, более жесткие меры: предоставление в безотказный наем рабочей силы, занятой на предприяти­ях восточных земель, западным фирмам, досрочное уволь­нение на пенсию, особенно женщин-матерей, пользующих­ся семейными пособиями, и пр.

Развитие среднего и мелкого бизнеса, ставшее главной заботой еще послевоенного правительства ФРГ. К 1994 г. около 20% само­деятельного населения ФРГ трудилось на предприятиях, число работающих на которых не превышало 5 человек. Но они не были защищены законами от увольнения.

Крайне остро перед объединенной Германией встала и проблема жилья. Закон о собственности, принятый после объединения Германии, фактически дал право бывшим соб­ственникам требовать возвращения пятой части всех квар­тир ГДР. Все сданное в аренду жилье дотировалось ранее исключительно за счет государственных средств.

Общеизвестный германский правовой педантизм вкупе с бюрократизмом, непомерная масса указов, администра­тивных предписаний, по признанию Г. Коля, "грозили заду­шить экономику и общество", влекли за собой "фатальные последствия, особенно на Востоке, где большинство людей впервые в жизни сталкивалось с бесчисленными распоря­жениями, которым нужно было следовать". Не исчезала и определенная социально-психологическая несовместимость восточных и западных немцев, которая уходит своими кор­нями не только в период 40-летнего господства социалисти­ческой идеологии в ГДР, но и в более отдаленную историю страны, с ее многовековой раздробленностью и непреодо­ленным разобщением немецкой нации общностями бавар­цев, саксов, швабов и др.


ВОПРОС 59 Возникновение и развитие городов в феодальной Европе.

Многие города Западной Европы возникли еще в Римскую эпоху, затем пришли в упадок и вновь возродились уже как феодальные. Новые города возникали в местах оживленной торговли. Основной экономической причиной образования городов является процесс отделения ремесла от земледелия и развитие торговли. Толчок развитию городов дали крестовые походы (XI-XIII вв.), ослабившие крепостное право и ускорившие развитие торговли.

Несмотря на относительно быстрое увеличение городского населения, оно составляло повсеместно абсолютное меньшинство страны (в Англии только 5% населения проживало в городах). Численность населения большинства городов была мизерной. Огромными городами считались североитальянские республики (Венеция, Флоренция, Милан). Самым крупным городом был Константинополь (около 100 тыс. человек). Общее количество городов увеличивалось очень быстро. В одной Германии в XIII-XIV вв. возникло около 700 новых городов.

Города управлялись городскими советами, ведавшими военными силами города, внешней политикой, финансами, ремеслом, торговлей и т. д.

Роль городов в истории феодального общества трудно переоценить. По своему социально-экономическому строю города с самого начала были носителями капиталистического уклада: торговля, ростовщичество, ремесленное мелкотоварное производство неизбежно должны были привести в определенных условиях к появлению капиталистических производственных отношений. Экономика города с его торговлей и товарным производством находилась в противоречии с натуральным характером производства феодальных поместий. Она нуждалась в расширении рынка сбыта, а феодальный строй сдерживал процесс развития рыночных связей. Именно это и было причиной борьбы городов с феодалами.

С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города. Таким образом, городское право представляло совокупность норм, регулирующих отношения внутри городской общины, а также между городом и внешним миром.



Источниками городского права являлись местные обычаи, законы, решения городских судов, а также рецепированное римское право. Городское право складывалось постепенно по мере утверждения особых правил ремесленно-торговой деятельности и приспособления обычаев сельских общин к городской жизни. Городское право отличалось особенностями регулирования личных и имущественных отношений. Основополагающим принципом городского права стало закрепление статуса личной свободы горожан и пришлого населения.
Городское право стало наиболее разработанной системой средневекового права. Быстрый отход от ряда традиционных и наиболее архаичных норм права и процесса. Но по сути городское право оставалось феодальным и сохранило основные его черты как "права-привилегии" замкнутой сословной верхушки.

ВОПРОС 60. 5 Республика во Франции. Конституция 1958г.

В апреле 1958 г. в Париже начался новый политический кризис, затянувшийся на пять недель. 13 мая 1958 г. произошел мятеж алжирских французов и армии против Парижа. Ими был создан «Алжирский комитет национального спасения» с целью укрепить единство Франции и Алжира.

28 мая кабинет ушел в отставку, а 1 июня Национальная ассамблея назначила Ш. де Голля премьер-министром. На следующий день ему были предоставлены чрезвычайные полномочия.

Во Франции сложилась новая Пятая республика. Произошло это на основе новой конституции. Ее проект был разработан в июле 1958 г. и обсужден в особо организованном Конституционном консультативном комитете. Затем без одобрения парламента или Учредительного собрания он был вынесен на референдум (28 октября 1958 г.). Конституция 1958 г. утвердила во Франции республику, в которой элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской (рис. П29). Конституция создала и ряд новых органов. Среди них важнейшее место занимает Конституционный совет, состоящий из 9 членов, избираемых на 9 лет без права возобновления полномочий. Его состав обновляется на 1/3 каждые три года. Трех членов назначает президент, трех − председатель Национального собрания, трех − председатель сената. Сверх этих девяти членов в совет входят пожизненно бывшие президенты. Председателя Конституционного совета назначает президент, и его голос является в случае равного голосования решающим. Функции совета: следить за выборами всех властей, проведением референдумов, а также право рассмотрения конституционных законов, вплоть до их аннулирования.

В судебной сфере в качестве инстанции, назначающей судей, рассматривающей дела об их дисциплинарной ответственности, вопросы помилования, был сохранен Высший совет магистратуры.Сохранилось в конституции и положение о Верховном суде, состоящем из избираемых в равном числе членов Национального собрания и сената. Среди его полномочий: рассмотрение уголовного дела по обвинению президента в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений, уголовных деликтов при неисполнении служебных обязанностей. Режим, созданный Ш. де Голлем и вначале многими воспринимаемый как временный, оказался достаточно крепким. В последующие годы конституционный строй Пятой республики стабилизировался. В результате Конституция 1958 г. сохранила свою силу в практически неизменном виде до сегодняшнего дня.


В политическом отношении история Пятой республики последних десятилетий XX в. характеризуется противостоянием двух политических сил: правореспубликанского «Союза в защиту новой республики» и коалиции левых партий, в центре которых находится мощная Социалистическая партия. Эти две силы, попеременно побеждая на президентских и парламентских выборах, постепенно сформировали во Франции подобие двухпартийной системы, которая стабилизировала конституционные учреждения Пятой республики.Полнота правительственной власти сохранилась за президентом, однако назначение на посты премьер-министра и министров стали производиться с учетом мнения парламентского большинства. Конституционная реформа 1995 г. несколько сократила применение референдума вместо обычной законодательной процедуры. Политическая практика и необходимость партийного сотрудничества сгладили, в конце концов, наиболее острые углы режима личной власти времен Ш. де Голля в сторону парламентаризма, хотя президент остается первой фигурой в системе государственной власти Французской республики.
61.Мусульманское право: возникновение, источники, основные институты. Виды преступлений и наказаний, судопроизводство.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. Источники М.п. - коран, сунна, иджма, кияс, урф (адат). М.п. возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран М.п. в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы "личного статуса" (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство.

Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в

установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым

придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: