Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 433
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отсутствие покупателей на приватизированные предприятия и то обстоятельство, что в результате тщательного обследования была признана целесообразной экономическая санация только 10% промышленных предприятий ГДР, остальные подлежали ликвидации.
ГДР не знала безработицы, в объединенной Германии она стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидации нерентабельных предприятий, из-за более слабой дисциплины труда и пр.
Задачи снижения уровня безработицы и повышения производительности труда, широкой модернизации восточных предприятий были поставлены на первом же объединенном заседании бундестага в октябре 1990 г. Безработицу удалось снизить только благодаря введению неполного рабочего дня, предоставлению права на более ранний уход на пенсию, путем создания новых рабочих мест, обществ занятости, привлечения финансовых средств федерации на переобучение, переквалификацию рабочих и пр.
В ФРГ практиковались и другие, более жесткие меры: предоставление в безотказный наем рабочей силы, занятой на предприятиях восточных земель, западным фирмам, досрочное увольнение на пенсию, особенно женщин-матерей, пользующихся семейными пособиями, и пр.
Развитие среднего и мелкого бизнеса, ставшее главной заботой еще послевоенного правительства ФРГ. К 1994 г. около 20% самодеятельного населения ФРГ трудилось на предприятиях, число работающих на которых не превышало 5 человек. Но они не были защищены законами от увольнения.
Крайне остро перед объединенной Германией встала и проблема жилья. Закон о собственности, принятый после объединения Германии, фактически дал право бывшим собственникам требовать возвращения пятой части всех квартир ГДР. Все сданное в аренду жилье дотировалось ранее исключительно за счет государственных средств.
Общеизвестный германский правовой педантизм вкупе с бюрократизмом, непомерная масса указов, административных предписаний, по признанию Г. Коля, "грозили задушить экономику и общество", влекли за собой "фатальные последствия, особенно на Востоке, где большинство людей впервые в жизни сталкивалось с бесчисленными распоряжениями, которым нужно было следовать". Не исчезала и определенная социально-психологическая несовместимость восточных и западных немцев, которая уходит своими корнями не только в период 40-летнего господства социалистической идеологии в ГДР, но и в более отдаленную историю страны, с ее многовековой раздробленностью и непреодоленным разобщением немецкой нации общностями баварцев, саксов, швабов и др.
ВОПРОС 59 Возникновение и развитие городов в феодальной Европе.
Многие города Западной Европы возникли еще в Римскую эпоху, затем пришли в упадок и вновь возродились уже как феодальные. Новые города возникали в местах оживленной торговли. Основной экономической причиной образования городов является процесс отделения ремесла от земледелия и развитие торговли. Толчок развитию городов дали крестовые походы (XI-XIII вв.), ослабившие крепостное право и ускорившие развитие торговли.
Несмотря на относительно быстрое увеличение городского населения, оно составляло повсеместно абсолютное меньшинство страны (в Англии только 5% населения проживало в городах). Численность населения большинства городов была мизерной. Огромными городами считались североитальянские республики (Венеция, Флоренция, Милан). Самым крупным городом был Константинополь (около 100 тыс. человек). Общее количество городов увеличивалось очень быстро. В одной Германии в XIII-XIV вв. возникло около 700 новых городов.
Города управлялись городскими советами, ведавшими военными силами города, внешней политикой, финансами, ремеслом, торговлей и т. д.
Роль городов в истории феодального общества трудно переоценить. По своему социально-экономическому строю города с самого начала были носителями капиталистического уклада: торговля, ростовщичество, ремесленное мелкотоварное производство неизбежно должны были привести в определенных условиях к появлению капиталистических производственных отношений. Экономика города с его торговлей и товарным производством находилась в противоречии с натуральным характером производства феодальных поместий. Она нуждалась в расширении рынка сбыта, а феодальный строй сдерживал процесс развития рыночных связей. Именно это и было причиной борьбы городов с феодалами.
С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города. Таким образом, городское право представляло совокупность норм, регулирующих отношения внутри городской общины, а также между городом и внешним миром.
Источниками городского права являлись местные обычаи, законы, решения городских судов, а также рецепированное римское право. Городское право складывалось постепенно по мере утверждения особых правил ремесленно-торговой деятельности и приспособления обычаев сельских общин к городской жизни. Городское право отличалось особенностями регулирования личных и имущественных отношений. Основополагающим принципом городского права стало закрепление статуса личной свободы горожан и пришлого населения.
Городское право стало наиболее разработанной системой средневекового права. Быстрый отход от ряда традиционных и наиболее архаичных норм права и процесса. Но по сути городское право оставалось феодальным и сохранило основные его черты как "права-привилегии" замкнутой сословной верхушки.
ВОПРОС 60. 5 Республика во Франции. Конституция 1958г.
В апреле 1958 г. в Париже начался новый политический кризис, затянувшийся на пять недель. 13 мая 1958 г. произошел мятеж алжирских французов и армии против Парижа. Ими был создан «Алжирский комитет национального спасения» с целью укрепить единство Франции и Алжира.
28 мая кабинет ушел в отставку, а 1 июня Национальная ассамблея назначила Ш. де Голля премьер-министром. На следующий день ему были предоставлены чрезвычайные полномочия.
Во Франции сложилась новая Пятая республика. Произошло это на основе новой конституции. Ее проект был разработан в июле 1958 г. и обсужден в особо организованном Конституционном консультативном комитете. Затем без одобрения парламента или Учредительного собрания он был вынесен на референдум (28 октября 1958 г.). Конституция 1958 г. утвердила во Франции республику, в которой элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской (рис. П29). Конституция создала и ряд новых органов. Среди них важнейшее место занимает Конституционный совет, состоящий из 9 членов, избираемых на 9 лет без права возобновления полномочий. Его состав обновляется на 1/3 каждые три года. Трех членов назначает президент, трех − председатель Национального собрания, трех − председатель сената. Сверх этих девяти членов в совет входят пожизненно бывшие президенты. Председателя Конституционного совета назначает президент, и его голос является в случае равного голосования решающим. Функции совета: следить за выборами всех властей, проведением референдумов, а также право рассмотрения конституционных законов, вплоть до их аннулирования.
В судебной сфере в качестве инстанции, назначающей судей, рассматривающей дела об их дисциплинарной ответственности, вопросы помилования, был сохранен Высший совет магистратуры.Сохранилось в конституции и положение о Верховном суде, состоящем из избираемых в равном числе членов Национального собрания и сената. Среди его полномочий: рассмотрение уголовного дела по обвинению президента в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений, уголовных деликтов при неисполнении служебных обязанностей. Режим, созданный Ш. де Голлем и вначале многими воспринимаемый как временный, оказался достаточно крепким. В последующие годы конституционный строй Пятой республики стабилизировался. В результате Конституция 1958 г. сохранила свою силу в практически неизменном виде до сегодняшнего дня.
В политическом отношении история Пятой республики последних десятилетий XX в. характеризуется противостоянием двух политических сил: правореспубликанского «Союза в защиту новой республики» и коалиции левых партий, в центре которых находится мощная Социалистическая партия. Эти две силы, попеременно побеждая на президентских и парламентских выборах, постепенно сформировали во Франции подобие двухпартийной системы, которая стабилизировала конституционные учреждения Пятой республики.Полнота правительственной власти сохранилась за президентом, однако назначение на посты премьер-министра и министров стали производиться с учетом мнения парламентского большинства. Конституционная реформа 1995 г. несколько сократила применение референдума вместо обычной законодательной процедуры. Политическая практика и необходимость партийного сотрудничества сгладили, в конце концов, наиболее острые углы режима личной власти времен Ш. де Голля в сторону парламентаризма, хотя президент остается первой фигурой в системе государственной власти Французской республики.
61.Мусульманское право: возникновение, источники, основные институты. Виды преступлений и наказаний, судопроизводство.
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. Источники М.п. - коран, сунна, иджма, кияс, урф (адат). М.п. возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран М.п. в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы "личного статуса" (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство.
Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в
установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым
придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
ГДР не знала безработицы, в объединенной Германии она стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидации нерентабельных предприятий, из-за более слабой дисциплины труда и пр.
Задачи снижения уровня безработицы и повышения производительности труда, широкой модернизации восточных предприятий были поставлены на первом же объединенном заседании бундестага в октябре 1990 г. Безработицу удалось снизить только благодаря введению неполного рабочего дня, предоставлению права на более ранний уход на пенсию, путем создания новых рабочих мест, обществ занятости, привлечения финансовых средств федерации на переобучение, переквалификацию рабочих и пр.
В ФРГ практиковались и другие, более жесткие меры: предоставление в безотказный наем рабочей силы, занятой на предприятиях восточных земель, западным фирмам, досрочное увольнение на пенсию, особенно женщин-матерей, пользующихся семейными пособиями, и пр.
Развитие среднего и мелкого бизнеса, ставшее главной заботой еще послевоенного правительства ФРГ. К 1994 г. около 20% самодеятельного населения ФРГ трудилось на предприятиях, число работающих на которых не превышало 5 человек. Но они не были защищены законами от увольнения.
Крайне остро перед объединенной Германией встала и проблема жилья. Закон о собственности, принятый после объединения Германии, фактически дал право бывшим собственникам требовать возвращения пятой части всех квартир ГДР. Все сданное в аренду жилье дотировалось ранее исключительно за счет государственных средств.
Общеизвестный германский правовой педантизм вкупе с бюрократизмом, непомерная масса указов, административных предписаний, по признанию Г. Коля, "грозили задушить экономику и общество", влекли за собой "фатальные последствия, особенно на Востоке, где большинство людей впервые в жизни сталкивалось с бесчисленными распоряжениями, которым нужно было следовать". Не исчезала и определенная социально-психологическая несовместимость восточных и западных немцев, которая уходит своими корнями не только в период 40-летнего господства социалистической идеологии в ГДР, но и в более отдаленную историю страны, с ее многовековой раздробленностью и непреодоленным разобщением немецкой нации общностями баварцев, саксов, швабов и др.
ВОПРОС 59 Возникновение и развитие городов в феодальной Европе.
Многие города Западной Европы возникли еще в Римскую эпоху, затем пришли в упадок и вновь возродились уже как феодальные. Новые города возникали в местах оживленной торговли. Основной экономической причиной образования городов является процесс отделения ремесла от земледелия и развитие торговли. Толчок развитию городов дали крестовые походы (XI-XIII вв.), ослабившие крепостное право и ускорившие развитие торговли.
Несмотря на относительно быстрое увеличение городского населения, оно составляло повсеместно абсолютное меньшинство страны (в Англии только 5% населения проживало в городах). Численность населения большинства городов была мизерной. Огромными городами считались североитальянские республики (Венеция, Флоренция, Милан). Самым крупным городом был Константинополь (около 100 тыс. человек). Общее количество городов увеличивалось очень быстро. В одной Германии в XIII-XIV вв. возникло около 700 новых городов.
Города управлялись городскими советами, ведавшими военными силами города, внешней политикой, финансами, ремеслом, торговлей и т. д.
Роль городов в истории феодального общества трудно переоценить. По своему социально-экономическому строю города с самого начала были носителями капиталистического уклада: торговля, ростовщичество, ремесленное мелкотоварное производство неизбежно должны были привести в определенных условиях к появлению капиталистических производственных отношений. Экономика города с его торговлей и товарным производством находилась в противоречии с натуральным характером производства феодальных поместий. Она нуждалась в расширении рынка сбыта, а феодальный строй сдерживал процесс развития рыночных связей. Именно это и было причиной борьбы городов с феодалами.
С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города. Таким образом, городское право представляло совокупность норм, регулирующих отношения внутри городской общины, а также между городом и внешним миром.
Источниками городского права являлись местные обычаи, законы, решения городских судов, а также рецепированное римское право. Городское право складывалось постепенно по мере утверждения особых правил ремесленно-торговой деятельности и приспособления обычаев сельских общин к городской жизни. Городское право отличалось особенностями регулирования личных и имущественных отношений. Основополагающим принципом городского права стало закрепление статуса личной свободы горожан и пришлого населения.
Городское право стало наиболее разработанной системой средневекового права. Быстрый отход от ряда традиционных и наиболее архаичных норм права и процесса. Но по сути городское право оставалось феодальным и сохранило основные его черты как "права-привилегии" замкнутой сословной верхушки.
ВОПРОС 60. 5 Республика во Франции. Конституция 1958г.
В апреле 1958 г. в Париже начался новый политический кризис, затянувшийся на пять недель. 13 мая 1958 г. произошел мятеж алжирских французов и армии против Парижа. Ими был создан «Алжирский комитет национального спасения» с целью укрепить единство Франции и Алжира.
28 мая кабинет ушел в отставку, а 1 июня Национальная ассамблея назначила Ш. де Голля премьер-министром. На следующий день ему были предоставлены чрезвычайные полномочия.
Во Франции сложилась новая Пятая республика. Произошло это на основе новой конституции. Ее проект был разработан в июле 1958 г. и обсужден в особо организованном Конституционном консультативном комитете. Затем без одобрения парламента или Учредительного собрания он был вынесен на референдум (28 октября 1958 г.). Конституция 1958 г. утвердила во Франции республику, в которой элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской (рис. П29). Конституция создала и ряд новых органов. Среди них важнейшее место занимает Конституционный совет, состоящий из 9 членов, избираемых на 9 лет без права возобновления полномочий. Его состав обновляется на 1/3 каждые три года. Трех членов назначает президент, трех − председатель Национального собрания, трех − председатель сената. Сверх этих девяти членов в совет входят пожизненно бывшие президенты. Председателя Конституционного совета назначает президент, и его голос является в случае равного голосования решающим. Функции совета: следить за выборами всех властей, проведением референдумов, а также право рассмотрения конституционных законов, вплоть до их аннулирования.
В судебной сфере в качестве инстанции, назначающей судей, рассматривающей дела об их дисциплинарной ответственности, вопросы помилования, был сохранен Высший совет магистратуры.Сохранилось в конституции и положение о Верховном суде, состоящем из избираемых в равном числе членов Национального собрания и сената. Среди его полномочий: рассмотрение уголовного дела по обвинению президента в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений, уголовных деликтов при неисполнении служебных обязанностей. Режим, созданный Ш. де Голлем и вначале многими воспринимаемый как временный, оказался достаточно крепким. В последующие годы конституционный строй Пятой республики стабилизировался. В результате Конституция 1958 г. сохранила свою силу в практически неизменном виде до сегодняшнего дня.
В политическом отношении история Пятой республики последних десятилетий XX в. характеризуется противостоянием двух политических сил: правореспубликанского «Союза в защиту новой республики» и коалиции левых партий, в центре которых находится мощная Социалистическая партия. Эти две силы, попеременно побеждая на президентских и парламентских выборах, постепенно сформировали во Франции подобие двухпартийной системы, которая стабилизировала конституционные учреждения Пятой республики.Полнота правительственной власти сохранилась за президентом, однако назначение на посты премьер-министра и министров стали производиться с учетом мнения парламентского большинства. Конституционная реформа 1995 г. несколько сократила применение референдума вместо обычной законодательной процедуры. Политическая практика и необходимость партийного сотрудничества сгладили, в конце концов, наиболее острые углы режима личной власти времен Ш. де Голля в сторону парламентаризма, хотя президент остается первой фигурой в системе государственной власти Французской республики.
61.Мусульманское право: возникновение, источники, основные институты. Виды преступлений и наказаний, судопроизводство.
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. Источники М.п. - коран, сунна, иджма, кияс, урф (адат). М.п. возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран М.п. в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы "личного статуса" (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство.
Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в
установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым
придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: