Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16. Развитие уголовного права в 20в.
Развитие уголовного права в XX — начале XXI веков отличалось неоднозначностью и противоречивостью, первоначально при этом преобладали реакционные тенденции, затем демократические.
В период между двумя мировыми войнами развитие уголовного права характеризуется значительными деформациями. Причем это имело место не только в странах с тоталитарными режимами (СССР, Италия, Германия после 1933 года, Япония), но и в традиционно-демократических странах.
Деформации в уголовном праве в значительной степени были результатом чрезвычайного законодательства, значительно расширявшего сферу уголовного преследования.
В тоталитарных странах оно было направлено на террористическое подавление политических противников режимов коммунистов, национал-социалистов и прочих противников демократии.
В демократических западных государствах чрезвычайное законодательство имело иную цель — с помощью средств уголовного права помешать политическим экстремистам насильно ниспровергнуть существовавший конституционный демократический режим, захватить власть и установить тоталитарный режим.
Нормы чрезвычайных законов позволяли применять уголовное наказание в тех случаях, когда уголовное право его не предусматривало, в том числе за «опасные мысли».
В тоталитарных странах они чрезвычайно расширили круг субъектов уголовного преследования, к числу которых были отнесены все неугодные властям по каким-либо причинам лица, прежде всего инакомыслящие.
Другой особенностью чрезвычайного законодательства в тоталитарных странах было ужесточение уголовного наказания, использовавшегося в качестве репрессий.
Оно предусматривало применение в качестве меры наказания за выступления против существовавших тоталитарных режимов смертной казни и пожизненного тюремного заключения.
Особенностью чрезвычайных законов было и то, что в них наказуемое в уголовном порядке деяние формулировалось неопределенно, что создавало условия для произвола властей в сфере использования уголовного права.
Так, японский закон 1923 года «О распространении ложных слухов» отнес к числу «уголовно-наказуемых» тех, «кто измышляет какие-либо опасности для общественного мира с целью нарушить общественное спокойствие и безопасность».
В период между двумя мировыми войнами для борьбы против инакомыслящих в тоталитарных государствах властями использовались не только средства уголовного преследования.
Обычным явлением при этом стала внесудебная расправа: убийство при «попытке к бегству», «самоубийство» в полиции или местах лишения свободы и т.д.
Органы «правопорядка» получили право бесконтрольного использования оружия. А в Германии применялось наказание к полицейским, которые не пускали в ход оружие и проявляли «ложное мягкосердечие».
Деформации в праве тоталитарных стран достигли таких масштабов, что в них преступно использовали уголовное право не только партийные боссы и различного уровня чиновники, но и само государство.
Международный военный трибунал, учрежденный в 1945 году, предъявил многим деятелям третьего рейха в Германии обвинение в совершении преступлений и против человечности.
Они заключались в «умышленном и систематическом истреблении народов», «массовом истреблении людей, принадлежавших к определенным расовым и национальным группам».
После окончания второй мировой войны многим лицам, принадлежавшим к правящему тоталитарному режиму в Германии, было предъявлено обвинение в совершении военных преступлений.
Они заключались в убийствах военнопленных, заложников, гражданского населения оккупированных Германией в годы войны территорий, в насильственной мобилизации населения этих территорий для работы в рейхе и т.д.
Всего за преступления против мира, человечности и за военные преступления в Германии было привлечено к ответственности около 80 тыс. человек. Правда, многим из них удалось отделаться легкими наказаниями или вообще избежать их с помощью западногерманской юстиции.
Она взяла на вооружение тезис о том, что не должно нести ответственности лицо, совершившее преступление в процессе выполнения преступного приказа.
Использовался и известный еще с древнеримских времен институт погасительной давности, согласно которому спустя 20 лет после совершения преступления преступник за него ответственности не несет. Считается, что после истечения 20 лет нет причин привлекать преступника к ответственности, поскольку он длительным ожиданием наказания уже искупил свою вину и вообще «перевоспитался». Кроме того, по прошествии 20 лет трудно установить степень вины преступника, что может привести к несоответствию наказания преступлению.
После второй мировой войны чрезвычайное законодательство в тоталитарных странах (кроме СССР) было отменено, было восстановлено в полном объеме действие обычного уголовного законодательства.
Однако имели место и отступления от обычного использования уголовного преследования и распространение его на некоторых лиц по политическим и идеологическим мотивам.
Например, в США в послевоенный период было принято несколько законов, которые по мысли законодателей средствами уголовного преследования и наказания должны были помешать коммунистам и другим приверженцам тоталитаризма захватить власть в США и подорвать основы американской демократии.
Страх перед наступлением мирового, в том числе и германского коммунизма, на демократию в ФРГ был настолько велик, что здесь в послевоенный период с ним начали бороться антидемократическими средствами.
Так, в 1951 году был принят «Чрезвычайный закон против государственной измены». Этот закон был направлен не только против коммунистов, но и против других лиц, целью которых являлось стремление «дискредитировать или подорвать какие-либо из конституционных положений ФРГ».
Особенностью этого закона было и то, что он квалифицировал политическое преступление столь неопределенно, что суд мог отнести к нему любое действие, которое он признает опасным.
В 50-60-е годы в ФРГ было принято почти 10 законов, которые расширяли практику применения уголовного наказания за «изменнические связи», за «государственную измену», за «подстрекательство».
Для борьбы с антидемократическими элементами в ФРГ использовалась и применяемая судами теория финального преступления. Согласно ей уголовное наказание может применяться и тогда, когда действия обвиняемого, хотя и не содержат состава преступления, но по мнению суда имеют скрытую цель, которая запрещена.
А в США для борьбы методами уголовного преследования использовалась применявшаяся в судебной практике теория «опасной тенденции». В соответствии с ней подлежали уголовному наказанию всякое действие или слово, которые суд признает способными вызвать «опасные обстоятельства».
Энергично против экстремистов анархического толка, организовавших массовые бунты, использовалось чрезвычайное законодательство во Франции. Здесь 4 июня 1960 года национальное собрание в спешном порядке приняло закон об умиротворении страны. С целью борьбы с экстремизмом по 16 составам преступлений единственной мерой наказания должна была быть только смертная казнь.
Уголовный французский кодекс 1994 года тоже предусматривает суровое наказание за политический экстремизм. «Посягательство, — говорится в его ст. 86, — целью которого является свержение или изменение конституционного режима, либо возбуждение граждан или жителей к выступлению против власти государства, или к выступлению одного против другого, либо нанесение ущерба целостности национальной территории, наказывается пожизненным заключением».
По различным причинам на протяжении XX — начала XXI веков уровень уголовной преступности в разных странах постоянно возрастал, в том числе среди женщин, молодежи и подростков.
Борьба против этого осуществлялась различными способами. Одним из них является ужесточение наказаний в первую очередь за особо тяжкие преступления. Прежде всего это было характерно для государств с антидемократическими тоталитарными режимами.
В Германии в ноябре 1933 года начал действовать закон, предусматривавший усиление наказания для обычных уголовников. Кроме того, он дозволял интернирование «привычных преступников». Оно могло продолжаться до тех пор, пока «оно предоставляется необходимым».
В гитлеровской Германии взяли на вооружение и теорию Ламброзо о «наследственной преступности», согласно которой преступные гены родителей передаются по наследству детям.
На основании закона «Об опасных привычных преступниках» и закона «О предупреждении наследственного больного потомства» производились кастрация и стерилизация лиц, совершивших тяжкие уголовные преступления.
Другим способом борьбы против роста уголовной преступности в XX веке стало усиление наказания за рецидив. В США стало применяться удвоение максимума наказания за повторное преступление, а за четвертое, независимо от его тяжести, — тюремное заключение от 15 лет до пожизненного.
Для борьбы с ростом преступности в разных странах использовалось и превентивное наказание сверх основного. В соответствии с законом 1948 года в Великобритании преступники, достигшие 30 лет и совершившие не менее трех преступлений, стали получать дополнительное сверх основного наказание на срок от 5 до 14 лет.
В первой половине XX века для борьбы с ростом уголовной преступности активно использовалась такая форма наказания как смертная казнь.
А во второй половине XX века ее применение в качестве наказания за особо опасные уголовные преступления стало сокращаться, а затем во многих странах вообще было запрещено. Среди таких стран — Италия, Германия, Франция, Англия, Бельгия, Австралия, Дания, Голландия, Норвегия, Израиль и многие другие страны (их число уже достигло 100).
Это привело к резкому увеличению числа особо тяжких преступлений, которые теперь в лучшем случае наказываются пожизненным заключением, осуществляемым за счет налогоплательщиков, то есть законопослушных граждан. Поэтому в большинстве штатов США смертная казнь как высшая мера уголовного наказания сохраняется.
В наибольшей степени неоднозначность развития уголовного права в XX — начале XXI веков проявилась в Германии. В начале XX века здесь действовали основные идеи классического уголовного права, в частности положение о соответствии наказания тяжести преступления.
В период существования Веймарской республики (1919-1933 года) уголовное уложение было отредактировано в духе республиканского строя, либерализации уголовного наказания.
Хотя линия на либерализацию наказания за уголовные преступления не всегда выдерживалась. Так, указы президента Германии 1920 и 1923 годов предусматривали введение смертной казни за «антигосударственную деятельность». Ужесточены были наказания и за призывы к забастовке.
Явно реакционные тенденции в сфере уголовного права имели место в период правления в Германии А. Гитлера и его единомышленников — национал-социалистов. Уголовное право в 1933-1945 года претерпело значительные изменения. Оно в это время активно использовалось и для террористического подавления противников национал-социалистов.
Новое законодательство в связи с этим сильно расширило сферу уголовного преследования в отношении лиц, которые ранее не являлись объектом уголовного наказания.
На это было направлено издание указа «В защиту немецкого народа» (1933 год), указа «О защите народа и государства»(1933 год), закона «Об осуждении к смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение»(1933 год), закона «Против коварных посягательств на государство и партию»(1934 год), закона «О защите немецкой крови и немецкой чести» (1935 год), закона «О конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству».
После второй мировой войны было восстановлено ранее действовавшее уголовное право и наметилась тенденция его либерализации. Важнейшее значение в этом направлении имела отмена конституцией ФРГ в 1949 году смертной казни как меры уголовного наказания.
Была сужена сфера применения уголовного наказания, исключены из действовавшего уголовного уложения некоторые составы преступлений.