Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.
Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления-демократическая республика, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:
Народное собрание; Совет пятисот; Гелиэя.
Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты.
Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) -созвано чрезвычайно. Компетенция народного собрания была обширной: принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:
Осуществление дипломатических сношений с другими государствами; управление финансами; надзор за арсеналами, доками, флотом; регулирование торговли; контроль за должностными лицами.
Последние имели право выступать в Совете и вносить на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета- предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. По окончании срока службы член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя- суд первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
-
внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин; предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания; принятие законопроекта народным собранием; принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:
выборность; срочность; возмездность; подотчетность; коллегиальность.
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства большинство должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами на содержание армии и флота, организовывать сборчрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Высшим судебным органом Афин была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о гос. преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало народное собрание.
Упадок афинской демократии
Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан - мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису. Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы
22.
Гражданский кодекс Наполеона 1804 г.
Один из самых важных нормативно-правовых актов в истории, вернувший традиции римского права и ставший образцом для законотворцев был принят: 21 марта 1804 года во Франции-Гражданский кодекс, также известный как Кодекс Наполеона.
Первоначально кодекс состоял из 2281-ой статьи. Документ в трёх частях заменил примерно 360 местных законов, которые противоречили друг другу. Он закрепил завоевания Великой французской революции и зафиксировал незыблемость права собственности.
«Моя слава не в том, что я выиграл сорок сражений… То, что никогда не забудется, что будет жить вечно - это мой Гражданский кодекс, это протоколы Государственного совета», - считал сам Бонапарт. Но хотя Наполеон активно участвовал в работе кодификационной комиссии, основной разработчик Кодекса-юрист Жана-Эльена-Мари Порталиса.
Краткое содержание Гражданского кодекса
Кодекс включает введение и три основные части. Вводная часть закрепляет право и обязанность судьи решить спор даже тогда, когда закон молчит или его содержание неясно. Предписание ускоряло и упрощало судебное разбирательство не урегулированных законом правонарушающих действий в сфере гражданского права.
В первой части «О лицах» говорится об институтах брака, опеки, развода, усыновления. Главным принципом данного раздела кодекса стало равенство граждан перед законом.
Во второй части «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности» указывается, что распоряжение своим имуществом не должно наносить вреда окружающим, и никто не может быть принуждён к тому, чтобы отказаться от своей собственности. Государство при этом должно брать на себя роль арбитра в имущественных спорах между гражданами.
Третья часть «О различных способах, которыми приобретается собственность» посвящена договорным отношениям, которые вытекают из права собственности. Здесь классифицированы сделки, среди которых выделены договора наследования, купли-продажи и дарения. Кроме того, определяются условия наступления договорных отношений, важнейшие из которых - добровольность и юридическое равенство сторон.
Влияние Гражданского кодекса на мировую историю
Кодекс стал первым законом, единым для всей Франции. В дальнейшем гражданские кодексы по его образцу приняли во многих других странах Европы, Северной и Южной Америки.
«Распространению Кодекса Наполеона в других государствах способствовала не только война, но и удобство в пользовании законом, качество терминологии и понятность формулировок текста. Всё это устраивало многие страны и режимы, включая, кстати, Францию, которая при реставрации монархии оставила Кодекс действующим», - пишет председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в книге «Времена и право», которая вышла в 2016 году.
Большинство статей кодекса сохраняет действие в своём первоначальном или изменённом виде и в Пятой республике (как принято называть период истории Франции с 1958 года по настоящее время).
23. Древняя Спарта: становление аристократической республики. Общественный и государственный строй. Законы Ликурга.
Располагалась на юге Греции на полуострове Пелопонесс. Занимали территорию 2-х долин- Лаконской и Миссенской. Общая площадь Спарты составляет 30 км в длину и 10 км в ширину. Появилась Спарта в результате дорийского наществия и этот факт завоеваний обусловил многие специфические особенности, присущие Спарте.
Социальная структура Спарты была представлена 3-мя основными категориями:
Илоты-рабы (от 100-300тысяч), являлись разновидностью государственных рабов. В основном занимались земледелием, а все результаты труда присваивали хозяева. Были лишены всех прав, в том числе и права на жизнь.
Периэки- лично свободные, но лишенные гражданских прав, категория населения. В основном занимались ремеслом.
Спартанцы(спартиаты) (30-100тысяч)Все спартанцы были воинами. Презирали умственный и физический труд.
Система управления Древней Спартой.
Во главе государства находились 2 царя, обладавшие номинальной властью, но у них отсутствовали реальные полномочия. У них была определенная специализация, т.е. разделение на гражданские и военные дела. Наличие 2-х царей исключало тиранию.
Совет старейшин-геруссия состоял из 28 старцев-герунтов, достигших 60 лет и 2 царя.
Должность была пожизненной. Осуществление судебных функций по уголовным и государственным делам.
Народное собрание-апелла. В нем участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет мужчины и женщины. Решали важнейшие политические вопросы-войны и мира.
Совет 5-ти эфоров-коллегиальный орган, избираемый на год. Они оказывали значительное влияние на жизнь Спарты.Они руководили и контролировали деятельность царей, герусии, которых могли привлечь к ответственности, выполняли внешние представительные полномочия, финансовый контроль.
Своеобразию политической жизни Спарты в значительной степени определили проведенные в 8 в до н.э. реформы Ликурга.
Осуществил передел земельной собственности, поделив весь земельный фонд на абсолютно равные земельные наделы, которые обозначались «клер». Каждому клеру было прикреплено по 15-20 элотов. Земля и элоты являлись собственностью государства, но находились в пользовании у отдельных спартанских земель.