Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и иных сведений и т.д., а в случае необходимости — безвозмездного получения их копий, взятие объяснений с граждан и должностных лиц.
Во-вторых, это целевая направленность данного правового средства. Данный признак связан с важнейшей целью прокурорской деятельности — выявлением нарушений законности. Прокурорская проверка направлена на выявление в действиях (бездействиях), актах проверяемого субъекта нарушений Конституции
РФ и действующих на территории РФ законов, на установление причин и условий, способствующих выявленным нарушениям законов, а также лиц,
виновных в их совершении.
Для любой прокурорской проверки характерны
определенные требования:
1) Требование законности, в соответствии с которым любая прокурорская проверка проводится на основании и во исполнение закона; обоснованности проведения проверки, согласно которой проверка проводится лишь на основании поступивших в прокуратуру сведений о нарушении закона
2) Недопустимости вмешательства органов прокуратуры в оперативно- хозяйственную деятельность проверяемых субъектов и подмены собой государственных органов, суть которого заключается в том, что прокуратура проверяет лишь соответствие деяний (действий или бездействия), а также правовых актов проверяемых субъектов действующему закону, поскольку другие аспекты функционирования субъектов не являются предметом прокурорской деятельности.
3) Требование полноты прокурорской проверки означает необходимость сбора всего объема материальных и документальных носителей информации о фактических действиях субъектов, реализацию всего комплекса правовых средств по выявлению нарушений закона, необходимых в конкретной ситуации и имеющих значение для установления состояния законности в исследуемой сфере.

4) Требование объективности выражается в
непредвзятости,
беспристрастности прокурора при осуществлении проверки, решении вопроса о законности действий проверяемого к субъекта.
5) Требование оперативности прокурорской проверки означает осуществление ее в предусмотренный законом срок.
6) Требование
её обоснованности, которое включает в себя следующие обязательные элементы: территориальность (проверка проводится той прокуратурой, на чьей территории находится объект (субъект) проверки);
подведомственность (наличие повода к проведению проверки (заявления,
жалобы и иные обращения граждан и иных лиц, сообщения в СМИ,
материалы уголовных, гражданских, административных и иных дел,
результаты предыдущих прокурорских проверок и проверок, проведённых органами контроля, и др.), основания для её проведения – фактов возможных нарушений закона, условий для её проведения – отсутствие иных способов подтверждения или опровержения фактов нарушений закона и необходимость принятия мер именно прокурором; наличие предмета проверки –
правоотношения должны входить в предмет прокурорского надзора в соответствии, в частности, со ст. 21, 26, 29 и 32 Закона о прокуратуре)
Виды прокурорских проверок обусловлены функциями прокуратуры и в связи с этим подразделяются
на надзорные и ненадзорные.
14. Правовые средства прокурорского реагирования, применяемые прокуратурой
РФ при осуществлении правозащитной деятельности.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурором используются правовые средства, аналогичные правовым средствам, применяемым при осуществлении надзора за исполнением законов.
Важнейшим средством выявления нарушений закона в данном направлении прокурорского надзора является прокурорская проверка нарушений (не соблюдений) прав и свобод человека и гражданина. В
соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре РФ основанием проведения проверок исполнения закона является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов,
требующих принятия мер прокурорского реагирования.
Сведения о нарушении конкретных прав и свобод могут быть получены из жалоб и иных обращений гражданина, должностного лица, юридического лица или их представителя; сообщений о совершенном или готовящемся нарушении закона в других формах по факсу, телефону, сообщению в
СМИ, (телевидению, газетах, журналах и др.).
Факты о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут содержаться также и в других источниках получения органами прокуратуры информации. Такими как копии, находящихся в надзорном производстве следственных документов (постановлений о возбуждении уголовного дела (ч.


4 ст. 146 УПК РФ), о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 9 ст. 172 УПК РФ), о принятии дела к производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ), в материалах уголовного дела: протоколы задержания,
допросу подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, законных представителей,
совершения иных процессуальных действий; материалах административных правонарушений:
протоколы об административном правонарушении, объяснения очевидцев, и иных лиц, другие материалы дела.
В случаях выявления органами прокуратуры нарушений закона - фактов нарушения поднадзорными объектами и субъектами указанных прав и свобод человека и гражданина прокурор реагирует на выявленные нарушения закона, применяет следующие акты
прокурорского реагирования: протест (ст. 23 и 28 Закона о прокуратуре), представление (ст. 24, 28
Закона о прокуратуре) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст.25 Закона о прокуратуре) и др.
При этом следует обратить внимание на то, что в глава 2 Закона о прокуратуре РФ,
регламентирующая данное направление прокурорского надзора содержит лишь такие виды средств прокурорского реагирования как протест и представление прокурора (ст. 28 Закона о прокуратуре).
Однако, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе применять и такие акты реагирования, как постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре) предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре) и требование прокурора об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1 Закона о прокуратуре) порядок применения которого изложена в приказе Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 (в ред. от 9 февраля 2012 г. № 39)
«Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». В подп.
1.1 п. 1 данного приказа в качестве средств прокурорского надзора закреплены еще: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и направление в суд заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов.
15. Понятие, предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
Статья 26. Предмет надзора
1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля,
их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами. А также федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:
1) рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;


2) разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
3) принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
4) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;
5) иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
6) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
7) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
8) проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
9) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст.
27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица,
его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения,
прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу,
которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

24.
Полномочия прокуроров по надзору за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина.
Полномочия прокурора, которые он может использовать при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, определены в статьях 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерайии». Одновременно прокурор использует и те общие полномочия, которые имеет в сфере надзора за исполнением законов (общий надзор).
При осуществлении полномочий вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов, иметь доступ к их документам и материалам, а также требовать представления необходимых документов, материалов, иных сведений, проверять исполнение законов, касающихся прав и интересов граждан, требовать проведение проверок,
ревизий, получать объяснения от должностных лиц и граждан по поводу нарушения прав граждан.
В случае выявления нарушений, прокурор принимает меры прокурорского реагирования: вносит представления в соответствующие инстанции об устранении нарушений закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, принимает меры к привлечению лиц, нарушивших права и свободы граждан, к ответственности. В зависимости от характера выявленных нарушений прокурор может возбудить дело об административном правонарушении, либо направить материалы в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании лица, если его действия подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния.
Также прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Информация о нарушениях прав и свобод граждан может поступить от должностных лиц,
содержаться в сообщениях средств массовой информации, обращениях групп населения, при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Важным полномочием прокурора в рассматриваемой сфере надзора является обязанность принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан.
25. Правовые средства прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурором используются правовые средства, аналогичные правовым средствам, применяемым при осуществлении надзора за исполнением законов.
Важнейшим средством выявления нарушений закона в данном направлении прокурорского надзора является прокурорская
проверка нарушений (не соблюдений) прав и свобод человека и
гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре РФ основанием проведения проверок исполнения закона является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Сведения о нарушении конкретных прав и свобод могут быть получены из жалоб и иных обращений гражданина, должностного лица,
юридического лица или их представителя; сообщений о совершенном или готовящемся нарушении закона в других формах по факсу, телефону, сообщению в СМИ, (телевидению, газетах, журналах и др.).
Факты о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут содержаться также и в других источниках получения органами прокуратуры информации. Такими как копии, находящихся в надзорном производстве следственных документов (постановлений о возбуждении уголовного дела (ч.
4 ст. 146 УПК РФ), о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 9 ст. 172 УПК РФ), о принятии дела к производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ), в материалах уголовного дела: протоколы задержания,
допросу подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, законных представителей,
совершения иных процессуальных действий; материалах административных правонарушений:
протоколы об административном правонарушении, объяснения очевидцев, и иных лиц, другие материалы дела.
В случаях выявления органами прокуратуры нарушений закона - фактов нарушения поднадзорными объектами и субъектами указанных прав и свобод человека и гражданина прокурор реагирует на выявленные нарушения закона, применяет следующие акты прокурорского реагирования:
протест (ст.
23 и 28 Закона о прокуратуре),
представление (ст.


24, 28 Закона о прокуратуре)
постановление о возбуждении производства об
административном правонарушении (ст.25 Закона о прокуратуре) и др.
При этом следует обратить внимание на то, что в глава 2 Закона о прокуратуре РФ, регламентирующая данное направление прокурорского надзора содержит лишь такие виды средств прокурорского реагирования как протест и представление прокурора (ст. 28 Закона о прокуратуре). Однако, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе применять и такие акты реагирования, как постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре)
предостережение о недопустимости
нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре) и требование прокурора об изменении
нормативного правового акта (ст.
9.1 Закона о прокуратуре) порядок применения которого изложена в приказе Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 (в ред. от 9 февраля 2012 г. № 39) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». В
подп. 1.1 п. 1 данного приказа в качестве средств прокурорского надзора закреплены еще:
проведение
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и направление в суд
заявлений о признании недействующими нормативных правовых
актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов.
В случае, выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина экстремисткой деятельностью поднадзорных объектов и субъектов прокурор обязан применить правовые средства, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 21
июля 2014 г. № 236-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности». Это
предупреждение прокурора о недопустимости экстремистской деятельности, решение
прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного
объединения и заявление прокурора о его ликвидации или запрете его деятельности.
Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения предшествует названному заявлению прокурора, которое подается в соответствующий суд.
В ходе осуществления данного направления прокурорской деятельности прокурор вправе использовать также полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре РФ
26. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Основополагающими для организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются следующие приказы Генеральной прокуратуры РФ: от 7 декабря 2007 г. № 195
(в ред. приказа от 10 февраля 2012 г. № 46) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (далее – приказ № 195); от 30 января
2013 г. № 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"; от 26 ноября 2007 г. № 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи"; от
26 апреля 2011 г. № 106 "Об утверждении и введении в действие статистического отчета “Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по форме ОН" и
Инструкции по его составлению" и др.
В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратурах, образованы специальные структурные подразделения,
осуществляющие надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Например, в