Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прокуратуре Свердловской области созданы: отдел но надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан (в составе Управления по надзору за исполнением федерального законодательства) и отдел по рассмотрению писем и приему граждан (на правах управления), в Генеральной прокуратуре РФ – Управление по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (входит в состав Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства).
Основной объем работы при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выполняется городскими, районными и приравненными к ним прокуратурами.
В приказе № 195 в развитие нормы п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре при осуществлении прокурорского надзора содержится запрет на необоснованное вмешательство в экономическую деятельность предприятий и организаций, а также вовлечение органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Прокурорам предписано исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров,
кроме случаев угрозы безопасности граждан.
Реагируя на факты нарушений прав и свобод человека и гражданина в форме письменных правовых актов, прокуроры должны соблюдать требования к их содержанию. Так, в них необходимо излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. При этом прокурорские работники должны принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования, принципиально реагировать на неисполнение изложенных в них требований, контролировать фактическое устранение нарушений законов.
При внесении актов прокурорского реагирования должен соблюдаться принцип соответствия уровня
(звена) прокуратуры уровню (звену) поднадзорного объекта. Например, запрещается внесение прокурорами субъектов РФ актов непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ, поскольку надзор за их деятельностью осуществляется Генеральной прокуратурой РФ. В этом случае проект акта прокурорского реагирования и копии документов, подтверждающих его обоснованность, представляются в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры РФ.
Прокуроры должны акцентировать основное внимание на защите закрепленных в Конституции РФ
прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных,
избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. При этом должна быть обеспечена профилактическая направленность прокурорского надзора, надзорные действия должны соединяться с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. В профилактических целях нужно шире использовать материалы уголовных,
гражданских, арбитражных и административных дел. Так, например, в социальной сфере необходимо систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией,
пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.
Основы распределения полномочий закреплены в № 195. Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур обеспечивают должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой;
оказывают им необходимую методическую и практическую помощь; направляют в Генеральную прокуратуру РФ копии документов
Основной объем работы при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выполняется городскими, районными и приравненными к ним прокуратурами.
В приказе № 195 в развитие нормы п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре при осуществлении прокурорского надзора содержится запрет на необоснованное вмешательство в экономическую деятельность предприятий и организаций, а также вовлечение органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Прокурорам предписано исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров,
кроме случаев угрозы безопасности граждан.
Реагируя на факты нарушений прав и свобод человека и гражданина в форме письменных правовых актов, прокуроры должны соблюдать требования к их содержанию. Так, в них необходимо излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. При этом прокурорские работники должны принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования, принципиально реагировать на неисполнение изложенных в них требований, контролировать фактическое устранение нарушений законов.
При внесении актов прокурорского реагирования должен соблюдаться принцип соответствия уровня
(звена) прокуратуры уровню (звену) поднадзорного объекта. Например, запрещается внесение прокурорами субъектов РФ актов непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ, поскольку надзор за их деятельностью осуществляется Генеральной прокуратурой РФ. В этом случае проект акта прокурорского реагирования и копии документов, подтверждающих его обоснованность, представляются в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры РФ.
Прокуроры должны акцентировать основное внимание на защите закрепленных в Конституции РФ
прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных,
избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. При этом должна быть обеспечена профилактическая направленность прокурорского надзора, надзорные действия должны соединяться с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. В профилактических целях нужно шире использовать материалы уголовных,
гражданских, арбитражных и административных дел. Так, например, в социальной сфере необходимо систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией,
пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.
Основы распределения полномочий закреплены в № 195. Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур обеспечивают должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой;
оказывают им необходимую методическую и практическую помощь; направляют в Генеральную прокуратуру РФ копии документов
прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о массовых, грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в СМИ; информируют ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.
Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, Главная военная прокуратура компетентны: осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, военного управления, их должностными лицами, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом РФ, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения; систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению; оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;
наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы; установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур; совместно с Академией Генеральной прокуратуры РФ разрабатывать нормативно- методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.
Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры информируют Генеральную прокуратуру РФ о состоянии надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в докладах по результатам работы за год. Подразделения Генеральной прокуратуры РФ обобщают практику надзора в рассматриваемом направлении и составляют аналитические справки.
27. Акты прокурорского реагирования, применяемые прокуратурой РФ при осуществлении правозащитной деятельности.
Акты прокурорского реагирования – специфические средства прокурорского реагирования на нарушение закона, применяемые в установленном законом порядке компетентными должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий.
Акты прокурорского реагирования должны соответствовать следующим требованиям.
Во-первых, они должны быть
законными. Это основное требование к любому акту.
Во-вторых, любой как надзорный, так и ненадзорный акт прокурорского реагирования должен быть
императивным, т.е. содержать обязательное регламентированное законом требование о его рассмотрении, а в предусмотренных законом случаях – и требование о письменном сообщении прокурору о результатах рассмотрения акта.
В-третьих, акт должен соответствовать
требованию оперативности, под которой понимаются предусмотренные законом сроки внесения и рассмотрения адресатом акта и направления прокурору уведомления о результатах его рассмотрения.
В-четвертых, акт прокурорского реагирования – это
индивидуальный акт. Данное требование состоит в том, что акт прокурорского реагирования является отдельным самостоятельным средством прокурорского реагирования на выявленные нарушения
Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, Главная военная прокуратура компетентны: осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, военного управления, их должностными лицами, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом РФ, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения; систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению; оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;
наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы; установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур; совместно с Академией Генеральной прокуратуры РФ разрабатывать нормативно- методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.
Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры информируют Генеральную прокуратуру РФ о состоянии надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в докладах по результатам работы за год. Подразделения Генеральной прокуратуры РФ обобщают практику надзора в рассматриваемом направлении и составляют аналитические справки.
27. Акты прокурорского реагирования, применяемые прокуратурой РФ при осуществлении правозащитной деятельности.
Акты прокурорского реагирования – специфические средства прокурорского реагирования на нарушение закона, применяемые в установленном законом порядке компетентными должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий.
Акты прокурорского реагирования должны соответствовать следующим требованиям.
Во-первых, они должны быть
законными. Это основное требование к любому акту.
Во-вторых, любой как надзорный, так и ненадзорный акт прокурорского реагирования должен быть
императивным, т.е. содержать обязательное регламентированное законом требование о его рассмотрении, а в предусмотренных законом случаях – и требование о письменном сообщении прокурору о результатах рассмотрения акта.
В-третьих, акт должен соответствовать
требованию оперативности, под которой понимаются предусмотренные законом сроки внесения и рассмотрения адресатом акта и направления прокурору уведомления о результатах его рассмотрения.
В-четвертых, акт прокурорского реагирования – это
индивидуальный акт. Данное требование состоит в том, что акт прокурорского реагирования является отдельным самостоятельным средством прокурорского реагирования на выявленные нарушения
законности, причины и условия, способствующие правонарушению, принесенным определенному субъекту, адресату.
В-пятых, акт прокурорского реагирования должен быть
убедительным, что обеспечивается юридической и фактической аргументацией, профессиональной (юридической) грамотностью
(имеется в виду правовая квалификация правонарушения, надлежащее толкование нарушенных норм права, подлежащих применению), указаниями на последствия, а также избежанием ошибок,
логической грамотностью (объективное изложение фактов, правильная оценка, выводы),
стилистической, синтаксической, орфографической грамотностью, а также надлежащим техническим оформлением (поля, красная строка, реквизиты).
В-шестых, акт должен быть
результативным, т.е. фактически устранять выявленные правонарушения, восстанавливать нарушенные права субъектов, привлекать виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
В-седьмых, акт прокурорского реагирования – это
письменный акт, который составляется по установленной форме.
В-восьмых, должен соответствовать требованию субъектности. Субъектность включает в себя два компонента. В первый входят должностные лица, которые вправе применить тот либо иной акт прокурорского реагирования. К ним относятся должностные лица прокуратуры РФ, обладающие соответствующей компетенцией. Как правило это первые лица прокуратуры – прокуроры и их заместители. Второй компонент данного признака определяет круг субъектов, в отношении которых могут быть применены акты прокурорского реагирования. К ним относятся в первую очередь поднадзорные органам прокуратуры субъекты: органы, организации, коммерческие и некоммерческие структуры, должностные лица, допустившие нарушения закона и попавшие в сферу прокурорской деятельности.
Особенностью большинства актов прокурорского реагирования, отличающих их от других правовых средств прокурора, является опосредованный характер их реализации. Ее сущность сводится к тому,
что прокурор не наделен компетенцией самостоятельно устранять выявленные нарушения закона. В
случае выявления правонарушений он обязан направлять предусмотренные законом средства прокурорского реагирования, содержащие требования об устранении выявленных нарушений закона,
органам или должностным лицам, имеющим полномочия на их устранение.
Данная особенность обусловлена спецификой властных полномочий органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов, четко регламентированных действующим Законом о прокуратуре.
В случае выявления подавляющего большинства нарушений закона органы прокуратуры не вправе самостоятельно их устранять, они обязаны отреагировать на них с помощью специальных правовых средств, свойственных лишь прокуратуре. Это средства, и в первую очередь акты прокурорского реагирования, предусмотрены как Законом о прокуратуре, так и процессуальным законодательством.
Закон обязывает субъекта, получившего акт прокурорского реагирования, рассмотреть его и направить прокурору письменное сообщение о результатах рассмотрения и принятых мерах в установленный законом срок. Требования же, касающиеся устранения выявленных прокурором нарушений закона, не являются для адресата обязательными для исполнения.
В-пятых, акт прокурорского реагирования должен быть
убедительным, что обеспечивается юридической и фактической аргументацией, профессиональной (юридической) грамотностью
(имеется в виду правовая квалификация правонарушения, надлежащее толкование нарушенных норм права, подлежащих применению), указаниями на последствия, а также избежанием ошибок,
логической грамотностью (объективное изложение фактов, правильная оценка, выводы),
стилистической, синтаксической, орфографической грамотностью, а также надлежащим техническим оформлением (поля, красная строка, реквизиты).
В-шестых, акт должен быть
результативным, т.е. фактически устранять выявленные правонарушения, восстанавливать нарушенные права субъектов, привлекать виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
В-седьмых, акт прокурорского реагирования – это
письменный акт, который составляется по установленной форме.
В-восьмых, должен соответствовать требованию субъектности. Субъектность включает в себя два компонента. В первый входят должностные лица, которые вправе применить тот либо иной акт прокурорского реагирования. К ним относятся должностные лица прокуратуры РФ, обладающие соответствующей компетенцией. Как правило это первые лица прокуратуры – прокуроры и их заместители. Второй компонент данного признака определяет круг субъектов, в отношении которых могут быть применены акты прокурорского реагирования. К ним относятся в первую очередь поднадзорные органам прокуратуры субъекты: органы, организации, коммерческие и некоммерческие структуры, должностные лица, допустившие нарушения закона и попавшие в сферу прокурорской деятельности.
Особенностью большинства актов прокурорского реагирования, отличающих их от других правовых средств прокурора, является опосредованный характер их реализации. Ее сущность сводится к тому,
что прокурор не наделен компетенцией самостоятельно устранять выявленные нарушения закона. В
случае выявления правонарушений он обязан направлять предусмотренные законом средства прокурорского реагирования, содержащие требования об устранении выявленных нарушений закона,
органам или должностным лицам, имеющим полномочия на их устранение.
Данная особенность обусловлена спецификой властных полномочий органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов, четко регламентированных действующим Законом о прокуратуре.
В случае выявления подавляющего большинства нарушений закона органы прокуратуры не вправе самостоятельно их устранять, они обязаны отреагировать на них с помощью специальных правовых средств, свойственных лишь прокуратуре. Это средства, и в первую очередь акты прокурорского реагирования, предусмотрены как Законом о прокуратуре, так и процессуальным законодательством.
Закон обязывает субъекта, получившего акт прокурорского реагирования, рассмотреть его и направить прокурору письменное сообщение о результатах рассмотрения и принятых мерах в установленный законом срок. Требования же, касающиеся устранения выявленных прокурором нарушений закона, не являются для адресата обязательными для исполнения.
Приведенное суждение на первый взгляд кажется нелепым и некорректным, в связи с чем, требует особого внимания и разъяснения.
В действующем Законе о прокуратуре содержится специальная ст. 6, в которой прямо указывается на то, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22, 27, 30, 33
подлежат обязательному исполнению. Но это не означает, что любое требование прокурора,
изложенное в акте прокурорского реагирования, подлежит обязательному исполнению. Исполнению подлежат лишь законные (в самом широком смысле данной дефиниции) требования прокурора. В
связи с этим было бы корректно внести изменение в ч. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре, включив слова "законные требования прокурора" в ее новую редакцию. Но почему это не было сделано законодателем? Как представляется, законодатель не случайно допустил в редакции указанной статьи подобную неточность. Поскольку из общего назначения органов прокуратуры РФ (a priori) следует,
что прокуроры не могут совершать незаконные действия и предъявлять незаконные требования. Но право оценивать требования прокурора с точки зрения его законности и решать вопрос об удовлетворении этих требований (с возможными негативными последствиями, которые обязательно наступят для субъекта, в случае признания требований прокурора законными) остается за адресатом.
Отсюда и взаимообусловленность приведенного требования к актам прокурорского реагирования и требований законности, оперативности и убедительности.
В теории прокурорского надзора акты прокурорского реагирования подразделяют
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
по сфере
применения на общие и специальные, а по характеру – на предупредительные, пресекательные и карательные.
Общие акты применяются в качестве мер прокурорского реагирования во всех отраслях надзора и при осуществлении всех направлений деятельности.
Специальные акты характерны для отдельных отраслей надзора и направлений деятельности.
Предупредительные акты основным назначением имеют предупреждение возможного нарушения закона (предостережение – характерный пример предупредительного акта).
Пресекательные акты используются прокурором как средство пресечения пролонгированных,
длящихся правонарушений.
Карательными актами являются оформленные надлежащим образом действия прокурора,
направленные на привлечение виновных в нарушении законов лиц к установленной законом ответственности, например постановление о возбуждении административного производства.
Карательным актом может быть и представление, если с его помощью прокурор использует такое средство реагирования, как требование привлечения лица к материальной или дисциплинарной ответственности. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования,
изложен в приказе Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
В соответствии с п. 16 указанного приказа в документах прокурорского реагирования необходимо излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушения закона, причины и условия,
которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.
Данные акты должны быть комплексными и упреждающими, т.е. дополняться мерами предупредительно-профилактического характера.
К числу требований к
актам прокурорского реагирования относят также комплексность и законченность. Акты прокурорского реагирования должны быть упреждающими, достаточно острыми,
маневренными, адекватными, "дополняться мерами предупредительно- профилактического характера"[1]. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны.
Следует заметить, что на практике выбор акта прокурорского реагирования определяется принципом целесообразности и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.
Следовательно, правильное составление актов прокурорского реагирования, полное и точное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований является неотъемлемым условием надлежащей прокурорской деятельности.
Законом о прокуратуре установлены четыре вида актов прокурорского реагирования: протест (ст.
23); представление (ст. 24); постановление о возбуждении административного производства (ст. 25);
предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1).
Протест – официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к органам государственной власти, управления, должностным лицам по поводу принятия незаконных правовых актов об их отмене или изменении.
Протест прокурора – это
надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение нарушения закона в незаконном правовом акте и их последствий; 2)
восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов. Данные цели определяют содержание протеста.
Протест прокурора имеет
структуру, состоящую из четырех частей:
1) вступительной – содержит сведения об адресате, наименовании акта и предмете опротестования;
2) описательной – излагается описание содержания незаконного правового акта либо его части;
3) мотивировочной. Это главная часть протеста, в которой прокурор убеждает адресата в необходимости отмены или изменения незаконного правового акта, указывает нормы нарушенного закона;
4) заключительной (резолютивной), содержащей логические выводы из всего предшествующего изложения.
Между мотивировочной и заключительной частями существует связующее звено, содержащее указание на изложенное и норму права, которая предусматривает полномочия прокурора на принесение протеста (ст. 23 Закона о прокуратуре).
Заключительная часть протеста начинается со слов "требую" и состоит из двух компонентов:
требовательного и распорядительного. В требовательном содержится указание прокурора об отмене или изменении незаконного правового акта, а также требование о восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, устранения последствий незаконного правового акта. В
распорядительном – указывается на обязательность