ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зависимость от возраста ребенка
Признано нецелесообразным применение различных реанимационных техник для детей старше и младше 8 лет, как это было рекомендовано прежними руководствами, также сняты ограничения на применение автоматических наружных дефибрилляторов (AНД). Причина разной тактики реанимации у взрослых и детей этиологическая; для взрослых характерна первичная остановка сердца, в то время, как у детей она, как правило, вторична. Признаком необходимости перехода к тактике реанимации, применяемой у взрослых, является наступление пубертатного периода, которое является самым логичным показателем завершения физиологического периода детства. Такой подход облегчает распознавание, поскольку возраст на момент начала реанимации чаще всего неизвестен. При этом очевидно, что нет необходимости формального определения признаков пубертата, если спасатель видит перед собой ребенка, ему надо применять педиатрическую технику реанимацию. Если в раннем подростковом возрасте будет применена тактика детской реанимации, ущерба для здоровья это не принесет, поскольку исследованиями доказана общность этиологии легочно-сердечной недостаточности в детском и раннем подростковом возрасте.36 Детским следует считать возраст от одного года до периода пубертата; возраст до 1 года следует считать младенческим, и в этом возрасте физиология существенно отличается.
Автоматические наружные дефибрилляторы
Данные публикаций с момента выхода Рекомендаций 2000 содержат сообщения о безопасном и успешном применении AНД у детей младше 8-ми лет.37,38 Более того, данные, полученные за последнее время, показывают, что AНД точно определяют аритмии у детей, и очень мала вероятность несвоевременного или неправильного нанесения разряда.39,40 Поэтому сейчас рекомендуется применение AНД у всех детей старше 1 года.41 Но любой аппарат, который предполагает возможность применения при аритмиях у детей, должен пройти соответствующее тестирование.
Многие производители оснащают аппараты педиатрическими электродами и программами, которые предполагают подстройку разряда в диапазоне 50—75 Дж.42
Такие аппараты рекомендуется применять у детей от 1 до 8 лет.43,44 При отсутствии аппарата, оснащенного подобной системой или возможности настройки вручную, у детей старше одного года возможно использование немодифицированной модели для взрослых.45 Для детей до 1года использование AНД остается под вопросом, поскольку нет достаточного количества данных ни за, ни против такого использования.
Ручные (неавтоматические) дефибрилляторы
На Согласительной конференции 2005 года рекомендовано быстрое проведение дефибрилляции при наличии у детей фибрилляции желудочков (ФЖ) или желудочковой тахикардии с отсутствием пульса (ЖТ). Тактика реанимации взрослых предполагает нанесение одного разряда с немедленным возобновлением СЛР без определения пульса и возвращения ритма сердечных сокращений. При использовании монофазного разряда рекомендуется применение первого разряда большей мощности, чем рекомендовалось ранее – 360, а не 200Дж. Идеальная мощность разряда в случае применения дефибриллятора у детей неизвестна, но моделирование на животных и небольшое количество педиатрических данных показывает, что мощность более 4 Дж/кг-1 дает хороший эффект дефибриллирования при небольших побочных эффектах.37,44,46,47 Биполярные разряды как минимум более эффективны и меньше нарушают работу миокарда.43,44,47—50 Для упрощения техники процедуры и в соответствии с рекомендациями для взрослых пациентов мы рекомендуем применение у детей одного дефибриллирующего разряда (моно- или бифазного) с дозой, не превышающей 4 Дж/кг.
Базовые реанимационные мероприятия у детей
Спасатели, обученные базовой реанимации взрослых и незнакомые с особенностями приемов реанимации детей, могут использовать технику реанимации взрослых с той разницей, что необходимо произвести в начале 5 искусственных вдохов до начала СЛР
Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей
Через минуту вызовите реанимационную бригаду, затем продолжите реанимацию
Последовательность действий, рекомендуемая профессионалам детской реанимации:
-
Убедитесь в безопасности ребенка и окружающих. -
Оцените, уровень сознания ребенка
-
Аккуратно потормошите ребенка и громко спросите: «С тобой все в порядке?» -
Не теребите ребенка при подозрении на травму шейного отдела позвоночника
-
Если ребенок реагирует речью или движением
-
Оставьте ребенка в том положении, в котором вы его застали (чтобы не усугубить повреждения) -
Оцените его состояние и вызовите помощь, если это необходимо -
Периодически повторно оценивайте его состояние
-
Если ребенок не реагирует, то
-
Громко позовите на помощь; -
Откройте дыхательные пути пострадавшего ребенка, запрокинув его голову и подняв подбородок следующим образом:
-
вначале, не изменяя положение ребенка, положите ладонь на его лоб и отклоните голову назад; -
одновременно поставьте палец в подбородочную ямку и поднимите челюсть. Не нажимайте на мягкие ткани ниже подбородка, это может закрыть воздушные пути; -
если отрыть воздушные пути не удается, используйте метод выведения челюсти. Взяв двумя пальцами обеих рук за углы нижней челюсти, приподнимите ее; -
проведение обоих приемов облегчается, если осторожно переложить ребенка на спину.
Если предполагается повреждение шейного отдела позвоночника, откройте дыхательные пути одним, лишь выведением нижней челюсти. Если этого недостаточно, постепенно, дозированными движениями отклоняйте голову назад до открытия дыхательных путей.
-
Обеспечивая проходимость дыхательных путей, послушайте и попробуйте ощутить дыхание ребенка, приблизив к нему свою голову и следя за движением его грудной клетки.
-
Присмотритесь движется ли грудная клетка. -
Прислушайтесь дышит ли ребенок. -
Попытайтесь почувствовать его дыхание своей щекой.
Проводите оценку состояния дыхания визуально, на слух и осязанием в течение 10 сек
Если ребенок дышит нормально
-
Переложите ребенка в устойчивое боковое положение -
Продолжайте контролировать наличие дыхания
-
Если ребенок не дышит, или его дыхание агонального типа (редкое и нерегулярное)
-
осторожно удалите все, что мешает дыханию; -
проведите пять первоначальных искусственных вдохов; -
во время проведения вдохов следите за возможным появлением кашля или рвотных движений
Реанимационное дыхание ребенку старше 1 года проводится, как показано на рисунке.
-
Проведите запрокидывание головы и выведение подбородка вверх. -
Зажмите мягкие ткани носа большим и указательным пальцами руки, лежащей на лбу ребенка. -
Чуть приоткройте его рот, оставляя подбородок приподнятым. -
Вдохните и, обхватив губами рот ребенка, убедитесь в герметичности контакта. -
Сделайте равномерный выдох в дыхательные пути в течение 1-1,5 секунд, следя за ответным движением грудной клетки. -
Оставляя голову ребенка в положении запрокидывания, проследите за опусканием его грудной клетки на выдохе. -
Вдохните еще раз и повторите все в той же последовательности до 5 раз. Отслеживайте эффективность достаточным объемом движения грудной клетки ребенка – как при нормальном дыхании.
Реанимационное дыхание у младенца проводится, как показано на рисунке
-
Откройте рот ребенка и удалите все, что может мешать его дыханию. Не проводите слепого очищения. -
Убедитесь в том, что голова запрокинута и подбородок приподнят, при этом отсутствует переразгибание шеи. -
Если запрокидывание головы и поднимание челюсти не открывает дыхательные пути, попробуйте вывести челюсть за ее углы. -
Проведите пять попыток вентилирующего дыхания. Если они неэффективны, переходите к компрессии грудной клетки.
-
Оцените кровообращение ребенка, но в течение не более 10 сек.
-
Оцените признаки жизнедеятельности – любое движение, кашель или наличие нормального дыхания (но не агональных вдохов – редких и нерегулярных дыхательных движений); -
Если вы профессионал, определите пульс, но не затрачивайте на это более 10 сек. Если ребенок старше 1 года, определите пульсацию каротид. Если это младенец, определите пульс на плечевой артерии выше локтевого сгиба.
-
Если в течение 10 сек вы смогли однозначно определить признаки наличия кровообращения
-
Продолжайте реанимационное дыхание до тех пор, пока это необходимо, пока у ребенка не появится адекватное самостоятельное дыхание -
Поверните ребенка на бок, (в восстановительное положение) если он все еще без сознания -
Постоянно оценивайте состояние ребенка
-
Если признаки кровообращения отсутствуют, или не определяется пульс, или он слишком вялый и реже 60 уд/мин,-1 слабого наполнения, или не определяется уверенно
-
Начинайте компрессию грудной клетки -
Сочетайте компрессию грудной клетки с вентилирующим дыханием.
Компрессия грудной клетки проводится следующим образом: давление производится на нижнюю треть грудины. Чтобы избежать компрессии верней части живота, определите положение мечевидного отростка в точке схождения нижних ребер. Точка нажима располагается на шину одного пальца выше его; компрессия должна быть достаточно глубокой – приблизительно на треть толщины грудной клетки. Начинайте давить с частотой около 100/мин-1. После 15 компрессий запрокиньте голову ребенка, поднимите подбородок и сделайте 2 достаточно эффективных выдоха. Продолжайте компрессию и дыхание с соотношением 15:2, а если вы один - 30:2. При частоте компрессии 100/мин-1, действительное число произведенных толчков будет меньшим, из-за перерывов на дыхание. Оптимальная техника проведения компрессии у младенцев и детей несколько отличается.
У младенцев проведение компрессий производится давлением на грудину кончиками двух пальцев. Если спасателей двое или более, используется техника с обхватом. Поставьте большие пальцы на нижнюю треть грудины, с направлением кончиков пальцев к голове ребенка. Пальцами обеих рук обхватите грудную клетку ребенка, так чтобы кончики пальцев поддерживали его спину. Нажимайте большими пальцами на грудину на приблизительно треть толщины грудной клетки.