Файл: Кривая спроса на труд неверный ответ работниками, максимизирующими полезностями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, и осуществление жесткого контроля за их выполнением. Неисполнение законов является слабым местом российского государства. Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти. Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости. Повысить цивилизованный характер социально-трудовых отношений способно социальное партнерство и его новая форма - трипартизм. Генеральные, региональные, отраслевые соглашения и коллективные договоры создают для этого определенные предпосылки. Но в условиях современной России необязательность их выполнения снижает ценность поставленных задач. Повышение ответственности всех сторон за их реализацию является весьма актуальной задачей. Третий компонент - рыночный механизм. Это важнейший компонент рынка труда, поэтому на нем следует остановимся более подробно. Конъюнктура рынка труда - это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (спад или подъём); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния населения; развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной конъюнктуры и др. Кроме того, на неё оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и др. факторы. В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трёх типов: трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда; трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется избыток предложения труда; равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению. Текущая конъюнктура отечественного рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики. Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателями и наёмными работниками по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наёмных работников на рынке труда. 5. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: • спрос на труд (рабочую силу), • предложение труда (рабочей силы), • цену труда (цену рабочей силы), конкуренцию. Взаимодействие указанных элементов получило название механизма спроса и предложения, или ценового механизма, т.е. такое же название, как и на любом рынке ресурсов или товаров. Спрос на труд (обобщенный покупатель) выражает потребность работодателей в работниках, необходимых для производства товаров и услуг. Предложение рабочей силы (обобщенный продавец) выражает определенное количество занятых наемных работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей. Цена рабочей силы - это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Но она не автоматически выплачивается наемным работникам, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате, каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник (продавец) старается подороже продать, а работодатель (покупатель) стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше цены покупателя. В указанных зависимостях проявляется действие законов спроса и предложения, конкуренции, стоимости, общественной полезности рабочей силы и предельной производительности труда. Наиболее полно они проявляются на чисто конкурентном рынке. Но сегодня такой рынок - лишь идеальная модель. На рынке труда действуют силы, которые могут диктовать свои условия. Так, на него оказывает сильное воздействие монопсония (монополия) покупателя. Монопсонисты (например, крупные фирмы, от которых зависит экономика многих мелких и даже крупных городов) могут диктовать цену труда в сторону ее понижения, если работникам больше некуда трудоустроиться, ибо количество предприятий в таких населенных пунктах невелико, что особенно ярко проявляется с переходом к рыночной экономике и сокращению большого количества государственных предприятий в России(в частности, военно - промышленного комплекса). На рынок труда оказывает влияние и монополия продавца рабочей силы. В данном случае монополистом может выступить какой-либо сильный профсоюз. Он может поднять цену труда выше равновесной и поддерживать ее, сокращая предложение труда. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить или трудоустраивать их через профсоюз (только членов профсоюза). Последний ограничивает прием новых членов в сам профсоюз. Подобные профсоюзы в некоторых странах создаются на отдельных предприятиях и являются закрытыми, например, в США профсоюзы каменщиков, столяров, водопроводчиков (модель рынка труда с учетом деятельности профсоюзов). Но встречаются ситуации, когда силы работодателей и профсоюзов бывают равны, тогда взаимодействие спроса и предложения осуществляется по схеме, близкой к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии). Центры подготовки и переподготовки рабочей силы осуществляют переподготовку, переквалификацию работников, обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, оказывают помощь безработным в поиске работы. Существует ещё один компонент рынка труда - альтернативные виды деятельности. К ним можно отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и др.виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых коллективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами. 6.Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Признаками сегментации могут быть: территориальное положение: регион, город, район; демографические характеристики: половозрастной, семейный состав населения; социально - экономические характеристики - уровень образования; профессионально - квалификационный состав работников; стаж работы; экономические критерии - распределение работодателей по формам собственности, по финансовому состоянию; распределение продавцов по уровню материальной обеспеченности и др.; поведенческие характеристики - мотивация занятости и др.; психофизиологические показатели - личностные качества работников, их принадлежность к определённым слоям населения. Исследование сегментации рынка труда привело к возникновению теории двойственности рынка труда, согласно которой он разделяется на две составляющие: первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда - это рынок для которого характерны стабильный уровень занятости, высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п. . Вторичный рынок труда - характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и отсутствием профсоюзов. Выделение первичного и вторичного рынков труда обусловлено прежде всего различиями в квалификации работников, техническом и организационном уровне предприятий. Существенную роль играет также дискриминация по полу, возрасту, социальному положению и др. признакам. Сегментация рынка труда предусматривает также выделение внутреннего и внешнего рынков труда. Внутренний рынок труда можно охарактеризовать как систему социально - трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и её размещение определяется административными правилами и процедурами. Внутренний рынок труда обуславливается наличием и составом работников на предприятии; их движением внутри его,
причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь созданных и ликвидированных рабочих мест. Внешний рынок труда - это система социально - трудовых отношений между работодателями и наёмными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу. Изменение экономической и социально - политической ситуации в стране в последние годы в стране привело к возникновению новых явлений в сфере занятости населения - сегментации рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и др. Всех лиц, занятых в экономике в настоящее время, можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальном секторах. К последнему из названых относится не зарегистрированная в соответствии с законодательством деятельность, занятые в которой не платят налогов. Если процессы, вызывающие сегментированность рынка труда, препятствуют мобильности рабочей силы, то процессы, повышающие гибкость рынка труда, наоборот, увеличивают мобильность на нём. Простая и наиболее очевидная форма гибкости - это количественная гибкость, выражающаяся в изменении количества занятых или уровня заработной платы в ответ на изменение экономической конъюнктуры. Функциональная гибкость подразумевает гибкие режимы труда и занятости, изменение систем оплаты труда. (основные направления: реорганизация рабочего времени, нестандартные формы занятости, изменение системы найма и увольнения и др.). Лекция 2. Модели рынка труда 1. Виды рынка труда. 2. Модель рынка труда США. 3. Модель рынка труда Японии 4. Рынок труда в Швеции 5. Российская модель рынка труда 1.Виды рынка труда. Рынок труда включает не только экономические, но и социальные, правовые и психологические отношения. В разных странах формирование этих отношений исторически происходило не одновременно. В результате в отдельных группах стран или отдельных странах возникли определенные различия. Страновые различия в формировании рынков труда связаны с различиями в найме, заполнении предприятий, фирм рабочей силой, подготовке персонала, организации профсоюзов, исторических традициях. Если посмотреть на рынок труда под этим углом зрения, то можно выделить два основных вида: внешний {общенациональный) и внутренний (внутрифирменный) рынок. Внешний (общенациональный) рынок труда характеризуется открытостью, доступностью для всех лиц наемного труда. Заполнение рабочих мест осуществляется путем набора основной массы рабочей силы, подготовленной вне пределов предприятия. Это означает, что последнее признает диплом, сертификат учебных заведений, находящихся вне их контроля. На самом же предприятии основной формой подготовки остается ученичество. Наем работников происходит индивидуально. Однако, на этот процесс оказывает влияние государство через законодательство. Работодатель должен учитывать законы "О занятости населения», «О минимальной заработной плате», «Об охране труда» и другие, относящиеся к социально-трудовым отношениям. Работник также исходит из этих законов. Величина заработной платы устанавливается путем переговоров, торга, согласования интересов сторон. Внутрифирменный рынок труда характеризуется закрытостью, слабой конкуренцией. Движение рабочей силы осуществляется в основном в рамках фирмы, т.е. переход (перевод) рабочей силы с одного рабочего места на другое, овладение смежными специальностями. Наем основной массы работников осуществляется путем коллективных переговоров после окончания срока действия предыдущего договора. В результате согласования позиций, решения спорных вопросов заключается очередной коллективный договор. Он также учитывает предусматриваемые законодательством обязательные для исполнения нормы. Подготовка персонала осуществляется в основном внутри предприятия и преследует цели конкретного предприятия. Внутрифирменные рынки обособлены друг от друга. На них откладывает отпечаток характер производства и внутренний распорядок работы. Поэтому кадры той или иной фирмы обладают незначительной конкурентоспособностью на внешнем рынке. Данный вид рынка решает две задачи: 1) обеспечение процесса передачи специфических знаний и внутрифирменного опыта от старых работников к новым; 2) предотвращение утечки накопленных знаний и опыта за пределы фирмы. Внешний рынок больше присущ англоязычным странам, и прежде всего США. Поэтому рынок нередко называют моделью рынка труда США. Известно несколько моделей рынка труда, которые связаны с особенностями политики занятости, которая проводится в различных странах. Национальная модель рынка труда складывается из той или иной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. В соответствии с комбинацией этих составляющих различают японскую модель рынка труда, модель США, шведскую модель и др. 2.Модель рынка труда США. Данная модель характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощряемая государственной политикой поддержки конкурентного состояния экономики и всей жизненной установкой на индивидуальный успех, на зарабатывание денег, культивируемой в обществе его основными институтами (государством, средствами массовой информации, наукой, литературой, образованием и т.д.). Рядовой американец заражен желанием приобретать деньги, класть их в банк, покупать акции и т.д., чтобы снова получить деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется активная роль предпринимателя и работника. Политика занятости на предприятиях ориентируется на высокую географическую (территориальную) мобильность работников между предприятиями, на прием уже подготовленных в учебных заведениях страны кадров, на минимум издержек предприятия на производственное обучение. Заработная плата выступает как результат индивидуальных и коллективных переговоров, заключения контракта или коллективного договора. Важную роль в коллективных переговорах играют профсоюзы. Большинство из них строится по отраслевому принципу. В итоге заработная плата зависит от спроса и предложения рабочей силы, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия. Страхование по безработице регулируется федеральными законами и законами штатов. Федеральный закон устанавливает общие принципы страхования по безработице, которые затем детализируются в законах каждого из штатов. Страховые взносы по безработице платят предприниматели и наемные работники, большая доля их падает на предпринимателей. Собранные деньги направляются отдельно в федеральный фонд и фонды штатов. В США имеется не только внешний, но и внутренний рынок труда. Например, принципа пожизненной гарантии занятости придерживается крупнейшая компания IBМ. Реализуя этот принцип, компания осуществляет политику непрерывного роста фондов социального развития, предоставляет работникам многочисленные льготы и поощрения. Однако преобладающим все-таки остается внешний рынок, о чем говорит более высокая безработица, по сравнению с Японией и Швецией. 3. Модель рынка труда Японии Внутренний рынок более всего характерен для Японии. Поэтому эта модель рынка нередко называется японской. Отличительной чертой японской модели рынка труда является «система пожизненного найма», гарантирующая занятость на весь срок трудовой деятельности работников и формирование самостоятельных профсоюзных организаций внутри компаний. Такая политика занятости позволяет компании осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации, не опасаясь того, что квалифицированные специалисты могут покинуть фирму и затраты, понесенные фирмой на их подготовку, окажутся напрасными. При этом подготовка ведется в соответствии с научно-техническим прогрессом, структурой рабочих мест, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусматривается профессиональная мобильность внутри фирмы (руководству фирмы позволено по своему усмотрению перемещать работников с одних мест на другие), воспитание у работников творческого отношения к труду. При формировании заработной платы большое значение придается стажу работы, что удерживает работников от перехода на другие предприятия. Учитывается и возраст работника, Но в последние годы все большее значение приобретает учет квалификации и эффективности труда. Система пожизненного найма облегчает решение проблемы минимизации безработицы. Она позволяет относительно безболезненно сокращать производство и сокращать рабочее время, переводить работников на дочерние предприятия или на предприятия других фирм по взаимному соглашению. Подобные меры сдерживают рост безработицы. После кризиса 1974—1975 гг. в Японии произошли некоторые изменения в системе пожизненного найма, ослабла защита наемных работников, уменьшилась доля постоянно занятых, появился внешний рынок на базе мелких предприятий третичного сектора (сферы услуг). 4.Рынок труда в Швеции Специфическими чертами обладает модель рынка труда в Швеции. Шведская
модель отличается активной политикой занятости, проводимой государством. Эта модель рынка труда имеет ярко выраженный государственно-рыночный механизм, в котором государственные элементы регулирования наиболее тесно переплетены с рыночными элементами саморегулирования при доминировании государственного регулирования. Активность государства проявляется в выделении значительных финансовых ресурсов на программы поддержки занятости; переподготовку рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности. Причем на эти цели расходуется до 70% фонда занятости, или 3,5% ВВП (1993—1994 гг.). Тогда как на выплату пособий по безработице расходуется до 2,7% ВВП. Страховые взносы в фонд занятости в Швеции находятся примерно на уровне других Европейских стран. Средства из фонда занятости идут на профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном, так и в частном секторе, путем субсидирования частных компаний, оказания помощи безработным в поиске рабочих мест, в том числе через информацию и профориентацию, выплату пособий (компенсаций) по переезду к новому месту работы. Предметом особой заботы государства является поддержание занятости в отраслях, обеспечивающих социально необходимые услуги в депрессивных регионах. Политика занятости тесно увязывается с другими политиками: налоговой, «политикой солидарности» в заработной плате, отраслевой и региональной политикой и другими, что позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. 5. Российская модель рынка труда Цивилизованный рынок труда в России находится в стадии становления. В советский период его развитие сдерживалось, с одной стороны, высокой монополизацией экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, с небольшой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда, отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города. С другой стороны, работников привязывало к предприятиям высокая доля услуг, льгот, получаемых за счет социальных фондов предприятий, которые в первую очередь предоставлялись лицам, имевшим большой стаж работы на данном предприятии. В частности, работники крупных предприятий получали жилье, могли устроить своих детей в детский сад, лагерь, получить бесплатные или льготные путевки в дома отдыха, профилактории, санатории и т.д. Вместе с тем политика, государства на планомерное распределение и перемещение работников, не исключала стихийной миграции, скажем переезде людей из районов Дальнего Востока и Севера в более обустроенную Европейскую часть бывшего Советского Союза.В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мобильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдельных городов, в первую очередь Москвы. Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие завершение формирования общероссийского рынка труда. К ним относятся: • затяжной спад и депрессия производства, вызванные общим кризисом (кризисом экономической и политической систем, структурными деформациями, разрывом хозяйственных и технологических связей и др.) выход из которого наметился только в начале XXI в.; • несовершенство законодательной базы; • рост скрытой безработицы; • малоэффективная конверсия оборонного производства: • произвольное сокращение воинского контингента в условиях затягивания военной реформы; • неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между странами СНГ; • недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости; • отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания. Каковы перспективы внешнего и внутреннего рынка труда в РФ? В России еще сохранился большой государственный сектор в экономике, преобладает сеть государственных учебных заведений всех типов, готовящая кадры специалистов и квалифицированных рабочих для всех секторов экономики. Это серьезная база для развития внешнего (общенационального) рынка труда. Разукрупнение предприятий, появление множества мелких фирм также стимулирует формирование внешнего рынка, передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления укрепляет позиции внешнего рынка. Но наряду с ним формируется внутренний рынок. Возникло и увеличивается число частных учебных заведений, хотя учащихся в них немного, сохраняется еще база для подготовки рабочей силы на предприятиях. Они создают основу для развития внутреннего рынка. Но можно с уверенностью сказать, что доминирующим будет внешний рынок. Лекция 3. Предложение и спрос на рынке труда 1. Спрос и предложение, факторы их формирующие. 2. Цена рабочей силы. 3. Функции современного рынка труда. 4. Теоретические основы анализа рынка труда. 1. Спрос и предложение. Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наёмную рабочую силу, и совокупный спрос (С), как общая С УС П потребность экономики в наёмной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда, или рынок труда в широком понимании (рис.1). Рис.1. Совокупный рынок труда. Основная часть совокупного спроса и совокупного предложения удовлетворяется, что обеспечивает трудящихся работой, а рабочие места - работниками. Та часть, которая образуется при пересечении совокупного спроса и совокупного предложения соответствует удовлетворённому спросу на труд. Часть совокупного рынка труда по причинам естественного и механического движения рабочей силы остаётся свободной и образует текущий рынок труда или рынок труда в узком понимании. Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов: открытый рынок труда - это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики; скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или с изменением его структуры могут быть высвобождены. Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения. Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств существования. Предложение труда обуславливается следующими факторами: численностью населения, прежде всего работоспособного; средним количеством рабочих часов за определённое время (неделя, месяц, год); количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой. Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определённом количестве работников на каждый данный момент времени. Общий спрос количественно должен быть равным численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест. Предложение и спрос на рынке труда изучаются путём описания нескольких моделей взаимодействия покупателей и продавцов ресурсов труда в зависимости от степени конкуренции. Рассмотрим один из таких вариантов (рис.2). Рис.2. Спрос и предложение на рынке труда. Кривая спроса на рынке труда показывает, сколько работников хотели получить работодатели при каждой определённой ставке заработной платы (при допущении условий, что цена капитала и уровень спроса на продукт остаются неизменными). Кривая предложения труда рынку указывает, сколько работников могут выйти на рынок при каждом уровне ставки заработной платы (при допущении, что заработная плата по другим профессиям останется постоянной). Предположим, что рыночная заработная плата установилась на уровне W1. При такой низкой заработной плате спрос будет высоким, а предложение низким. Если заработная плата поднимается до W2, то предложение превысит спрос. Из рис.4 видно, что спрос на труд со стороны работодателей и, соответственно, занятость растут по мере снижения реальной заработной платы (цены труда), а предложение труда растёт по мере роста заработной платы. В точке пересечения этих кривых спрос и предложение труда совпадают, и возникает ситуация равновесия на рынке труда. Если цена выше равновесной,
наблюдается безработица, если ниже, то существует дефицит работников. 2. Важнейшим фактором движения рынка труда является цена рабочей силы. Согласно марксистской концепции стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для ее нормального воспроизводства, т.е. стоимостью средств для жизни работника и его семьи. Сюда включаются затраты на питание, оплату жилища, образование, здравоохранение, отдых и т.д. К оценке цены рабочей силы различные экономические теории подходят по-разному. Марксистская теория утверждает, что заработная плата определяется величиной суммарного дохода, остающегося после оплаты всех других факторов производства - ренты, процента и прибыли. Теория "сделки" полагает, что уровень заработной платы устанавливается где-то между максимумом, который будет платить работодатель, и минимумом, на который согласится работник. Теория предельной производительности утверждает, что заработная плата определяется стоимостью товаров, произведенных предельным (последним из нанятых) рабочим. Работодатель не будет нанимать другого рабочего, если стоимость дополнительных товаров, произведенных работником, меньше, чем заработная плата, которую ему необходимо уплатить. В качестве наиболее точной оценки стоимости рабочей силы в нашей стране мог бы служить рациональный потребительский бюджет. Однако из-за отсутствия официальных данных о его величине, а также из-за достаточно разноречивых неофициальных оценок стоимость рабочей силы можно определить лишь приблизительно. В то же время статистика показывает, что цена труда в относительных цифрах в нашей стране заметно ниже, чем в развитых странах. Негативные последствия несоответствия цены рабочей силы ее стоимости: Спрос на труд Предложение труда W2 We W1 Число работников низкий уровень цены рабочей силы является одним из факторов накопления скрытой безработицы; низкий средний уровень заработной платы негативно влияет на занятость и ее структуру; сложившийся уровень заработной платы консервирует низкий технологический уровень производства. 3.Функции современного рынка труда. Функции рынка труда, свойственные модели социально ориентированной экономике: общественного разделения труда. Рынок труда разграничивает наёмного работника и работодателя, распределяет наёмных работников по профессиям и квалификации, отраслям производства и регионам; информационная функция. Рынок даёт участникам процесса купли-продажи товара “рабочая сила” информацию об условиях найма, уровне заработной платы, предложении рабочих мест и рабочей силы, качестве рабочей силы. Современный рынок труда, хоть и с некоторым запозданием, реагирует на изменения в ходе конкурентной борьбы, выявляет среднестатические затраты на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и информирует заинтересованных субъектов рынка; посредническая функция. Рынок труда устанавливает связь между работодателями и наёмными работниками, которые выходят на рынок для удовлетворения взаимных интересов и потребностей в выгодных условиях купли - продажи товара “рабочая сила". воспроизводственная. Это основная функция рынка труда, который устанавливает равновесие между спросом и предложением рабочей силы. При этом удовлетворение спроса достигается за счёт расширения предложения, повышения качества и цены рабочей силы, которые находятся в постоянном движении и уравновешивают друг друга. Только на рынке действует закон стоимости и происходит общественное признание затрат труда на воспроизводство товара “рабочая сила” и его общественной полезности. Тут выявляются общественно необходимые условия воспроизводства этого товара и определяется его стоимость. Основное, на чём базируется механизм ценообразования на рынке труда - это трудовая теория стоимости, соотношение и взаимосвязь спроса и предложения. стимулирующая. Эта функция состоит в том, что рынок поворачивает экономику лицом к потребностям людей, делает всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении этих потребностей. С одной стороны, благодаря механизму конкуренции рынок труда стимулирует лучшее использование трудовых ресурсов с целью обеспечения развития и прибыльности производства. С другой стороны, он выдвигает требования к рабочей силе, стимулируя наёмных работников улучшать её качественные характеристики с целью эффективной реализации этого товара на рынке. регулирующая. Рынок труда регулирует движение трудовых ресурсов в народном хозяйстве, понуждая предпринимателей иметь именно то количество работников и такой квалификации, которое обеспечивает прибыльность. Рынок труда регулирует излишки трудовых ресурсов, оптимальное размещение трудовых ресурсов, их эффективное использование. 4.Теоретические основы анализа рынка труда. В западных экономических теориях выделяют такие основные концепции рынка труда, которые раскрывают его структуру, функционирование и особенно безработицу на макро- и микроуровнях. Первая концепция - неоклассическая. Её придерживаются неоклассики (А. Маршал, А. Пигу, Дж. Пери, Р. Холл и др.) и сторонники концепции экономики предложения (Д. Г зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест. Регулирование занятости заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы. Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность. Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей. Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. Для решения проблем занятости государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы. Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; привлечение внутренних и иностранных инвестиций; обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы. Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий. 2. Деятельность органов государственной службы занятости Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д. Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям: финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости; социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др. Лекция 5. Трудовые ресурсы и рынок труда 1. Понятие «трудовые ресурсы». 2. Экономически активное и неактивное население. 3. Трудовой потенциал и ИРЧП. 4. Воспроизводство трудовых ресурсов 5. Характеристика занятости трудовых ресурсов. 1.Трудовые ресурсы – это главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая благодаря своим психофизиологическим и интеллектуальным качествам способна участвовать в общественно-полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги. Трудовые ресурсы состоят из: 1) трудоспособной части населения в трудоспособном возрасте, причем как занятой, так и незанятой в экономике; 2) работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста. Статистическим критерием отнесения какой-либо части населения к трудовым ресурсам является законодательно определенный для каждой страны возраст начала и окончания трудовой деятельности. Так, максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 (с изменениями от 25 июля 2002г. и 31 декабря 2002г.). Для России трудоспособным возрастом считается 16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека. В России средняя продолжительность жизни мужчин 59 лет. Численность трудовых рес. охватывает две категории лиц: 1. трудоспособное нас. в трудоспос. Возрасте, которое определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособн. возр. нераб. инвалидов 1 и 2 групп, а также нераб. лиц, получивших пенсию на льготных условиях. 2. работающее население вне перделов трудоспособн. возр, которое опред числен. Раб. Подростков (до 16 лет) и раб. Пенсионеров. Таким образом, численность ТР определяется по формуле: ТР = Чтр. – Чнераб. + Чподр. + Чраб.пенс. В России: в 1992 году всего 148,3 млн; моложе – 35,2млн.; трудоспособного возраста 83,7 млн.; старше – 29,4 млн. в 2000 году всего – 144,8 млн.; м – 27,8млн.; тв – 87,1млн.; старше – 29,9 млн. 2.Экономически активное и неактивное население. Начиная с 1993 года, Россия перешла на международную систему квалификации состава населения. Эта система предполагает выделение в составе трудовых ресурсов экономически активного и экономически неактивного населения. К экономически активному населению относится часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В ее состав входят как занятые, так и безработные. Экономически неактивное население включает в себя учащихся дневных учебных заведений, пенсионеров по старости или инвалидности, лиц, занятых в домашнем хозяйстве, тех, кто прекратил поиск работы, исчерпав возможности ее получения, но готов работать, а также других лиц, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода. В международных стандартах термин «экономически активное население» используется в качестве основополагающего понятия. Предусмотрены 2 уточняющих измерителя экономически активного населения: 1. текущее активное население – применительно к продолжительному периоду времени, например к году; 2. население, активное в данный период - применительно к короткому отрезку времени, например неделе или дню. Принцип активности означает, что отнесение индивида к той или иной категории зависит от фактической деятельности в течение определенного периода, т.е. в состав вышеуказанных групп можно включить только тех лиц, которые занимались экон. Деятельностью либо искали работу и (или) были готовы приступить к ней. В Междунар. Практ. Распространено также понятие «гражд. э.а.н.». В современных зарубежных экономических теориях как синоним понятия э.а.н. используется термин «рабочая сила», под которой понимаются работники, кому свыше 16 лет и кто или уже имеет работу, или активно занят ее поиском, или кто ждет, что после увольнения с работы к его услугам снова обратятся. 3.Трудовой потенциал и ИРЧП. Кроме понятия «трудовые ресурсы» в науке и практике экономики, социологии, управления с 1980-х гг. стал применяться термин «трудовой потенциал» общества, организации, отдельного работника. Это более объемное понятие. Трудовой потенциал представляет собой обобщающую характеристику меры и качества совокупной способности к труду трудовых ресурсов, их динамизм как непрерывный, развивающийся, многоплановый процесс, характеризующий скрытые, не проявившие еще себя возможности или способности в соответствующей сфере жизнедеятельности. Результаты деятельности любой организации непосредственным образом связаны с состоянием и степенью использования ее трудового потенциала. Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная дееспособность общества. ТПО выступает в форме кадрового потенциала общества, который имеет свои кач. и колич. хар-ки: числен. трудоспособного населения – труд. рес., кол-во раб. времени, отрабатываемое трудоспособным населен., состояние здоровья, развитие и физическая дееспособность трудоспособных членов общества, образовательный и квалификац. ур-нь, нравственное состояние трудоспособного населения. Трудовой потенциал организации – возможное количество и качество труда, которым располагает трудовой коллектив организации. Труд. ПО выступает как персонифицированная раб. Сила, взятая в совокупности своих качественных и кол-ных хар-к, как кадровый потенциал организации. Кадровый потенциал организации – совокупная оценка личностных и проф. возможностей кадрового состава организации на основе изучения трудового потенциала работников и организации в целом. Трудовой потенциал работника – возможности работника, определяющие границы его участия в трудовой деятельности, количество и качество труда, которым располагает работник. ТПР проявляется через его кадровый потенциал. Основа трудового потенциала работника – это качества, заложенные природой (возможности здоровья, творческие способности). Кадровый потенциал работника – совокупность кол. и кач. хар-к работника, определяющих его возможности на основе изуч. его трудового потенциала. Компоненты трудового потенциала: здоровье, нравственность,
причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь созданных и ликвидированных рабочих мест. Внешний рынок труда - это система социально - трудовых отношений между работодателями и наёмными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу. Изменение экономической и социально - политической ситуации в стране в последние годы в стране привело к возникновению новых явлений в сфере занятости населения - сегментации рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и др. Всех лиц, занятых в экономике в настоящее время, можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальном секторах. К последнему из названых относится не зарегистрированная в соответствии с законодательством деятельность, занятые в которой не платят налогов. Если процессы, вызывающие сегментированность рынка труда, препятствуют мобильности рабочей силы, то процессы, повышающие гибкость рынка труда, наоборот, увеличивают мобильность на нём. Простая и наиболее очевидная форма гибкости - это количественная гибкость, выражающаяся в изменении количества занятых или уровня заработной платы в ответ на изменение экономической конъюнктуры. Функциональная гибкость подразумевает гибкие режимы труда и занятости, изменение систем оплаты труда. (основные направления: реорганизация рабочего времени, нестандартные формы занятости, изменение системы найма и увольнения и др.). Лекция 2. Модели рынка труда 1. Виды рынка труда. 2. Модель рынка труда США. 3. Модель рынка труда Японии 4. Рынок труда в Швеции 5. Российская модель рынка труда 1.Виды рынка труда. Рынок труда включает не только экономические, но и социальные, правовые и психологические отношения. В разных странах формирование этих отношений исторически происходило не одновременно. В результате в отдельных группах стран или отдельных странах возникли определенные различия. Страновые различия в формировании рынков труда связаны с различиями в найме, заполнении предприятий, фирм рабочей силой, подготовке персонала, организации профсоюзов, исторических традициях. Если посмотреть на рынок труда под этим углом зрения, то можно выделить два основных вида: внешний {общенациональный) и внутренний (внутрифирменный) рынок. Внешний (общенациональный) рынок труда характеризуется открытостью, доступностью для всех лиц наемного труда. Заполнение рабочих мест осуществляется путем набора основной массы рабочей силы, подготовленной вне пределов предприятия. Это означает, что последнее признает диплом, сертификат учебных заведений, находящихся вне их контроля. На самом же предприятии основной формой подготовки остается ученичество. Наем работников происходит индивидуально. Однако, на этот процесс оказывает влияние государство через законодательство. Работодатель должен учитывать законы "О занятости населения», «О минимальной заработной плате», «Об охране труда» и другие, относящиеся к социально-трудовым отношениям. Работник также исходит из этих законов. Величина заработной платы устанавливается путем переговоров, торга, согласования интересов сторон. Внутрифирменный рынок труда характеризуется закрытостью, слабой конкуренцией. Движение рабочей силы осуществляется в основном в рамках фирмы, т.е. переход (перевод) рабочей силы с одного рабочего места на другое, овладение смежными специальностями. Наем основной массы работников осуществляется путем коллективных переговоров после окончания срока действия предыдущего договора. В результате согласования позиций, решения спорных вопросов заключается очередной коллективный договор. Он также учитывает предусматриваемые законодательством обязательные для исполнения нормы. Подготовка персонала осуществляется в основном внутри предприятия и преследует цели конкретного предприятия. Внутрифирменные рынки обособлены друг от друга. На них откладывает отпечаток характер производства и внутренний распорядок работы. Поэтому кадры той или иной фирмы обладают незначительной конкурентоспособностью на внешнем рынке. Данный вид рынка решает две задачи: 1) обеспечение процесса передачи специфических знаний и внутрифирменного опыта от старых работников к новым; 2) предотвращение утечки накопленных знаний и опыта за пределы фирмы. Внешний рынок больше присущ англоязычным странам, и прежде всего США. Поэтому рынок нередко называют моделью рынка труда США. Известно несколько моделей рынка труда, которые связаны с особенностями политики занятости, которая проводится в различных странах. Национальная модель рынка труда складывается из той или иной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. В соответствии с комбинацией этих составляющих различают японскую модель рынка труда, модель США, шведскую модель и др. 2.Модель рынка труда США. Данная модель характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощряемая государственной политикой поддержки конкурентного состояния экономики и всей жизненной установкой на индивидуальный успех, на зарабатывание денег, культивируемой в обществе его основными институтами (государством, средствами массовой информации, наукой, литературой, образованием и т.д.). Рядовой американец заражен желанием приобретать деньги, класть их в банк, покупать акции и т.д., чтобы снова получить деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется активная роль предпринимателя и работника. Политика занятости на предприятиях ориентируется на высокую географическую (территориальную) мобильность работников между предприятиями, на прием уже подготовленных в учебных заведениях страны кадров, на минимум издержек предприятия на производственное обучение. Заработная плата выступает как результат индивидуальных и коллективных переговоров, заключения контракта или коллективного договора. Важную роль в коллективных переговорах играют профсоюзы. Большинство из них строится по отраслевому принципу. В итоге заработная плата зависит от спроса и предложения рабочей силы, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия. Страхование по безработице регулируется федеральными законами и законами штатов. Федеральный закон устанавливает общие принципы страхования по безработице, которые затем детализируются в законах каждого из штатов. Страховые взносы по безработице платят предприниматели и наемные работники, большая доля их падает на предпринимателей. Собранные деньги направляются отдельно в федеральный фонд и фонды штатов. В США имеется не только внешний, но и внутренний рынок труда. Например, принципа пожизненной гарантии занятости придерживается крупнейшая компания IBМ. Реализуя этот принцип, компания осуществляет политику непрерывного роста фондов социального развития, предоставляет работникам многочисленные льготы и поощрения. Однако преобладающим все-таки остается внешний рынок, о чем говорит более высокая безработица, по сравнению с Японией и Швецией. 3. Модель рынка труда Японии Внутренний рынок более всего характерен для Японии. Поэтому эта модель рынка нередко называется японской. Отличительной чертой японской модели рынка труда является «система пожизненного найма», гарантирующая занятость на весь срок трудовой деятельности работников и формирование самостоятельных профсоюзных организаций внутри компаний. Такая политика занятости позволяет компании осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации, не опасаясь того, что квалифицированные специалисты могут покинуть фирму и затраты, понесенные фирмой на их подготовку, окажутся напрасными. При этом подготовка ведется в соответствии с научно-техническим прогрессом, структурой рабочих мест, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусматривается профессиональная мобильность внутри фирмы (руководству фирмы позволено по своему усмотрению перемещать работников с одних мест на другие), воспитание у работников творческого отношения к труду. При формировании заработной платы большое значение придается стажу работы, что удерживает работников от перехода на другие предприятия. Учитывается и возраст работника, Но в последние годы все большее значение приобретает учет квалификации и эффективности труда. Система пожизненного найма облегчает решение проблемы минимизации безработицы. Она позволяет относительно безболезненно сокращать производство и сокращать рабочее время, переводить работников на дочерние предприятия или на предприятия других фирм по взаимному соглашению. Подобные меры сдерживают рост безработицы. После кризиса 1974—1975 гг. в Японии произошли некоторые изменения в системе пожизненного найма, ослабла защита наемных работников, уменьшилась доля постоянно занятых, появился внешний рынок на базе мелких предприятий третичного сектора (сферы услуг). 4.Рынок труда в Швеции Специфическими чертами обладает модель рынка труда в Швеции. Шведская
модель отличается активной политикой занятости, проводимой государством. Эта модель рынка труда имеет ярко выраженный государственно-рыночный механизм, в котором государственные элементы регулирования наиболее тесно переплетены с рыночными элементами саморегулирования при доминировании государственного регулирования. Активность государства проявляется в выделении значительных финансовых ресурсов на программы поддержки занятости; переподготовку рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности. Причем на эти цели расходуется до 70% фонда занятости, или 3,5% ВВП (1993—1994 гг.). Тогда как на выплату пособий по безработице расходуется до 2,7% ВВП. Страховые взносы в фонд занятости в Швеции находятся примерно на уровне других Европейских стран. Средства из фонда занятости идут на профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном, так и в частном секторе, путем субсидирования частных компаний, оказания помощи безработным в поиске рабочих мест, в том числе через информацию и профориентацию, выплату пособий (компенсаций) по переезду к новому месту работы. Предметом особой заботы государства является поддержание занятости в отраслях, обеспечивающих социально необходимые услуги в депрессивных регионах. Политика занятости тесно увязывается с другими политиками: налоговой, «политикой солидарности» в заработной плате, отраслевой и региональной политикой и другими, что позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. 5. Российская модель рынка труда Цивилизованный рынок труда в России находится в стадии становления. В советский период его развитие сдерживалось, с одной стороны, высокой монополизацией экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, с небольшой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда, отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города. С другой стороны, работников привязывало к предприятиям высокая доля услуг, льгот, получаемых за счет социальных фондов предприятий, которые в первую очередь предоставлялись лицам, имевшим большой стаж работы на данном предприятии. В частности, работники крупных предприятий получали жилье, могли устроить своих детей в детский сад, лагерь, получить бесплатные или льготные путевки в дома отдыха, профилактории, санатории и т.д. Вместе с тем политика, государства на планомерное распределение и перемещение работников, не исключала стихийной миграции, скажем переезде людей из районов Дальнего Востока и Севера в более обустроенную Европейскую часть бывшего Советского Союза.В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мобильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдельных городов, в первую очередь Москвы. Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие завершение формирования общероссийского рынка труда. К ним относятся: • затяжной спад и депрессия производства, вызванные общим кризисом (кризисом экономической и политической систем, структурными деформациями, разрывом хозяйственных и технологических связей и др.) выход из которого наметился только в начале XXI в.; • несовершенство законодательной базы; • рост скрытой безработицы; • малоэффективная конверсия оборонного производства: • произвольное сокращение воинского контингента в условиях затягивания военной реформы; • неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между странами СНГ; • недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости; • отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания. Каковы перспективы внешнего и внутреннего рынка труда в РФ? В России еще сохранился большой государственный сектор в экономике, преобладает сеть государственных учебных заведений всех типов, готовящая кадры специалистов и квалифицированных рабочих для всех секторов экономики. Это серьезная база для развития внешнего (общенационального) рынка труда. Разукрупнение предприятий, появление множества мелких фирм также стимулирует формирование внешнего рынка, передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления укрепляет позиции внешнего рынка. Но наряду с ним формируется внутренний рынок. Возникло и увеличивается число частных учебных заведений, хотя учащихся в них немного, сохраняется еще база для подготовки рабочей силы на предприятиях. Они создают основу для развития внутреннего рынка. Но можно с уверенностью сказать, что доминирующим будет внешний рынок. Лекция 3. Предложение и спрос на рынке труда 1. Спрос и предложение, факторы их формирующие. 2. Цена рабочей силы. 3. Функции современного рынка труда. 4. Теоретические основы анализа рынка труда. 1. Спрос и предложение. Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наёмную рабочую силу, и совокупный спрос (С), как общая С УС П потребность экономики в наёмной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда, или рынок труда в широком понимании (рис.1). Рис.1. Совокупный рынок труда. Основная часть совокупного спроса и совокупного предложения удовлетворяется, что обеспечивает трудящихся работой, а рабочие места - работниками. Та часть, которая образуется при пересечении совокупного спроса и совокупного предложения соответствует удовлетворённому спросу на труд. Часть совокупного рынка труда по причинам естественного и механического движения рабочей силы остаётся свободной и образует текущий рынок труда или рынок труда в узком понимании. Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов: открытый рынок труда - это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики; скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или с изменением его структуры могут быть высвобождены. Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения. Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств существования. Предложение труда обуславливается следующими факторами: численностью населения, прежде всего работоспособного; средним количеством рабочих часов за определённое время (неделя, месяц, год); количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой. Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определённом количестве работников на каждый данный момент времени. Общий спрос количественно должен быть равным численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест. Предложение и спрос на рынке труда изучаются путём описания нескольких моделей взаимодействия покупателей и продавцов ресурсов труда в зависимости от степени конкуренции. Рассмотрим один из таких вариантов (рис.2). Рис.2. Спрос и предложение на рынке труда. Кривая спроса на рынке труда показывает, сколько работников хотели получить работодатели при каждой определённой ставке заработной платы (при допущении условий, что цена капитала и уровень спроса на продукт остаются неизменными). Кривая предложения труда рынку указывает, сколько работников могут выйти на рынок при каждом уровне ставки заработной платы (при допущении, что заработная плата по другим профессиям останется постоянной). Предположим, что рыночная заработная плата установилась на уровне W1. При такой низкой заработной плате спрос будет высоким, а предложение низким. Если заработная плата поднимается до W2, то предложение превысит спрос. Из рис.4 видно, что спрос на труд со стороны работодателей и, соответственно, занятость растут по мере снижения реальной заработной платы (цены труда), а предложение труда растёт по мере роста заработной платы. В точке пересечения этих кривых спрос и предложение труда совпадают, и возникает ситуация равновесия на рынке труда. Если цена выше равновесной,
наблюдается безработица, если ниже, то существует дефицит работников. 2. Важнейшим фактором движения рынка труда является цена рабочей силы. Согласно марксистской концепции стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для ее нормального воспроизводства, т.е. стоимостью средств для жизни работника и его семьи. Сюда включаются затраты на питание, оплату жилища, образование, здравоохранение, отдых и т.д. К оценке цены рабочей силы различные экономические теории подходят по-разному. Марксистская теория утверждает, что заработная плата определяется величиной суммарного дохода, остающегося после оплаты всех других факторов производства - ренты, процента и прибыли. Теория "сделки" полагает, что уровень заработной платы устанавливается где-то между максимумом, который будет платить работодатель, и минимумом, на который согласится работник. Теория предельной производительности утверждает, что заработная плата определяется стоимостью товаров, произведенных предельным (последним из нанятых) рабочим. Работодатель не будет нанимать другого рабочего, если стоимость дополнительных товаров, произведенных работником, меньше, чем заработная плата, которую ему необходимо уплатить. В качестве наиболее точной оценки стоимости рабочей силы в нашей стране мог бы служить рациональный потребительский бюджет. Однако из-за отсутствия официальных данных о его величине, а также из-за достаточно разноречивых неофициальных оценок стоимость рабочей силы можно определить лишь приблизительно. В то же время статистика показывает, что цена труда в относительных цифрах в нашей стране заметно ниже, чем в развитых странах. Негативные последствия несоответствия цены рабочей силы ее стоимости: Спрос на труд Предложение труда W2 We W1 Число работников низкий уровень цены рабочей силы является одним из факторов накопления скрытой безработицы; низкий средний уровень заработной платы негативно влияет на занятость и ее структуру; сложившийся уровень заработной платы консервирует низкий технологический уровень производства. 3.Функции современного рынка труда. Функции рынка труда, свойственные модели социально ориентированной экономике: общественного разделения труда. Рынок труда разграничивает наёмного работника и работодателя, распределяет наёмных работников по профессиям и квалификации, отраслям производства и регионам; информационная функция. Рынок даёт участникам процесса купли-продажи товара “рабочая сила” информацию об условиях найма, уровне заработной платы, предложении рабочих мест и рабочей силы, качестве рабочей силы. Современный рынок труда, хоть и с некоторым запозданием, реагирует на изменения в ходе конкурентной борьбы, выявляет среднестатические затраты на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и информирует заинтересованных субъектов рынка; посредническая функция. Рынок труда устанавливает связь между работодателями и наёмными работниками, которые выходят на рынок для удовлетворения взаимных интересов и потребностей в выгодных условиях купли - продажи товара “рабочая сила". воспроизводственная. Это основная функция рынка труда, который устанавливает равновесие между спросом и предложением рабочей силы. При этом удовлетворение спроса достигается за счёт расширения предложения, повышения качества и цены рабочей силы, которые находятся в постоянном движении и уравновешивают друг друга. Только на рынке действует закон стоимости и происходит общественное признание затрат труда на воспроизводство товара “рабочая сила” и его общественной полезности. Тут выявляются общественно необходимые условия воспроизводства этого товара и определяется его стоимость. Основное, на чём базируется механизм ценообразования на рынке труда - это трудовая теория стоимости, соотношение и взаимосвязь спроса и предложения. стимулирующая. Эта функция состоит в том, что рынок поворачивает экономику лицом к потребностям людей, делает всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении этих потребностей. С одной стороны, благодаря механизму конкуренции рынок труда стимулирует лучшее использование трудовых ресурсов с целью обеспечения развития и прибыльности производства. С другой стороны, он выдвигает требования к рабочей силе, стимулируя наёмных работников улучшать её качественные характеристики с целью эффективной реализации этого товара на рынке. регулирующая. Рынок труда регулирует движение трудовых ресурсов в народном хозяйстве, понуждая предпринимателей иметь именно то количество работников и такой квалификации, которое обеспечивает прибыльность. Рынок труда регулирует излишки трудовых ресурсов, оптимальное размещение трудовых ресурсов, их эффективное использование. 4.Теоретические основы анализа рынка труда. В западных экономических теориях выделяют такие основные концепции рынка труда, которые раскрывают его структуру, функционирование и особенно безработицу на макро- и микроуровнях. Первая концепция - неоклассическая. Её придерживаются неоклассики (А. Маршал, А. Пигу, Дж. Пери, Р. Холл и др.) и сторонники концепции экономики предложения (Д. Г зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест. Регулирование занятости заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы. Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность. Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей. Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. Для решения проблем занятости государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы. Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; привлечение внутренних и иностранных инвестиций; обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы. Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий. 2. Деятельность органов государственной службы занятости Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д. Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям: финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости; социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др. Лекция 5. Трудовые ресурсы и рынок труда 1. Понятие «трудовые ресурсы». 2. Экономически активное и неактивное население. 3. Трудовой потенциал и ИРЧП. 4. Воспроизводство трудовых ресурсов 5. Характеристика занятости трудовых ресурсов. 1.Трудовые ресурсы – это главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая благодаря своим психофизиологическим и интеллектуальным качествам способна участвовать в общественно-полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги. Трудовые ресурсы состоят из: 1) трудоспособной части населения в трудоспособном возрасте, причем как занятой, так и незанятой в экономике; 2) работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста. Статистическим критерием отнесения какой-либо части населения к трудовым ресурсам является законодательно определенный для каждой страны возраст начала и окончания трудовой деятельности. Так, максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 (с изменениями от 25 июля 2002г. и 31 декабря 2002г.). Для России трудоспособным возрастом считается 16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека. В России средняя продолжительность жизни мужчин 59 лет. Численность трудовых рес. охватывает две категории лиц: 1. трудоспособное нас. в трудоспос. Возрасте, которое определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособн. возр. нераб. инвалидов 1 и 2 групп, а также нераб. лиц, получивших пенсию на льготных условиях. 2. работающее население вне перделов трудоспособн. возр, которое опред числен. Раб. Подростков (до 16 лет) и раб. Пенсионеров. Таким образом, численность ТР определяется по формуле: ТР = Чтр. – Чнераб. + Чподр. + Чраб.пенс. В России: в 1992 году всего 148,3 млн; моложе – 35,2млн.; трудоспособного возраста 83,7 млн.; старше – 29,4 млн. в 2000 году всего – 144,8 млн.; м – 27,8млн.; тв – 87,1млн.; старше – 29,9 млн. 2.Экономически активное и неактивное население. Начиная с 1993 года, Россия перешла на международную систему квалификации состава населения. Эта система предполагает выделение в составе трудовых ресурсов экономически активного и экономически неактивного населения. К экономически активному населению относится часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В ее состав входят как занятые, так и безработные. Экономически неактивное население включает в себя учащихся дневных учебных заведений, пенсионеров по старости или инвалидности, лиц, занятых в домашнем хозяйстве, тех, кто прекратил поиск работы, исчерпав возможности ее получения, но готов работать, а также других лиц, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода. В международных стандартах термин «экономически активное население» используется в качестве основополагающего понятия. Предусмотрены 2 уточняющих измерителя экономически активного населения: 1. текущее активное население – применительно к продолжительному периоду времени, например к году; 2. население, активное в данный период - применительно к короткому отрезку времени, например неделе или дню. Принцип активности означает, что отнесение индивида к той или иной категории зависит от фактической деятельности в течение определенного периода, т.е. в состав вышеуказанных групп можно включить только тех лиц, которые занимались экон. Деятельностью либо искали работу и (или) были готовы приступить к ней. В Междунар. Практ. Распространено также понятие «гражд. э.а.н.». В современных зарубежных экономических теориях как синоним понятия э.а.н. используется термин «рабочая сила», под которой понимаются работники, кому свыше 16 лет и кто или уже имеет работу, или активно занят ее поиском, или кто ждет, что после увольнения с работы к его услугам снова обратятся. 3.Трудовой потенциал и ИРЧП. Кроме понятия «трудовые ресурсы» в науке и практике экономики, социологии, управления с 1980-х гг. стал применяться термин «трудовой потенциал» общества, организации, отдельного работника. Это более объемное понятие. Трудовой потенциал представляет собой обобщающую характеристику меры и качества совокупной способности к труду трудовых ресурсов, их динамизм как непрерывный, развивающийся, многоплановый процесс, характеризующий скрытые, не проявившие еще себя возможности или способности в соответствующей сфере жизнедеятельности. Результаты деятельности любой организации непосредственным образом связаны с состоянием и степенью использования ее трудового потенциала. Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная дееспособность общества. ТПО выступает в форме кадрового потенциала общества, который имеет свои кач. и колич. хар-ки: числен. трудоспособного населения – труд. рес., кол-во раб. времени, отрабатываемое трудоспособным населен., состояние здоровья, развитие и физическая дееспособность трудоспособных членов общества, образовательный и квалификац. ур-нь, нравственное состояние трудоспособного населения. Трудовой потенциал организации – возможное количество и качество труда, которым располагает трудовой коллектив организации. Труд. ПО выступает как персонифицированная раб. Сила, взятая в совокупности своих качественных и кол-ных хар-к, как кадровый потенциал организации. Кадровый потенциал организации – совокупная оценка личностных и проф. возможностей кадрового состава организации на основе изучения трудового потенциала работников и организации в целом. Трудовой потенциал работника – возможности работника, определяющие границы его участия в трудовой деятельности, количество и качество труда, которым располагает работник. ТПР проявляется через его кадровый потенциал. Основа трудового потенциала работника – это качества, заложенные природой (возможности здоровья, творческие способности). Кадровый потенциал работника – совокупность кол. и кач. хар-к работника, определяющих его возможности на основе изуч. его трудового потенциала. Компоненты трудового потенциала: здоровье, нравственность,