ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2077
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Содержание школьного образования, играющее роль среды (открытое содержание образования), в большей степени определяет возможности индивидуальной образовательной траектории учеников, чем содержание, понимаемое как передаваемый для усвоения учебный материал..
- Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.
- Личностное познание учеником фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.
- Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции.
Закономерности технологий, форм и методов обучения:
- Эффективность обучения зависит от соответствия видов и способов организуемой деятельности возрастным и другим индивидуальным особенностям учеников.
- Первичность получения учеником личного образовательного продукта по отношению к аналогичным внешним образовательным стандартам ведет к повышению учебной мотивации и продуктивности образования.
- Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.
- Уровень образовательной продукции учеников определяется их индивидуальными способностями и степенью освоения ими технологией образовательной деятельности.
Закономерности использования средств обучения:
- Использование в качестве средств обучения реальных объектов познания (гербарии, экспонаты, приборы, раздаточный материал, изучаемые во время экскурсий реальные объекты и т.п.) обеспечивает природосообразный характер обучения, которое оказывается для учащихся более доступным и эффективным, чем познание, начинающееся с теоретических абстракций.
87— Построение учебников на деятельностной основе, когда предусмотренные в них виды деятельности соответствуют комплексу специально отобранных личностных качеств ученика, предполагает усиление развивающего компонента обучения.
- Интерактивный характер компьютерных программ, электронных гипертекстовых учебников на базе CD-Rom, а также телекоммуникационные средства сети Интернет (чат, веб-форумы, телеконференции) в значительной степени повышают продуктивность обучения по сравнению с техническими средствами без организации обратной связи (видеофильмы, диапозитивы и т.п.)
Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения:
— Динамика творческих достижений учеников опережает динамику повышения уровня их усвоения базовых образовательных стандартов.
- Творческая результативность обучения в большей мере влияет на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.
— Изменения внешних образовательных продуктов ученика отражают его внутренние образовательные изменения — развитие креативных, когнитивных и оргдеятельностных личностных качеств.
- Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.
Данная классификация является открытой, т. е. может дополняться новыми закономерностями, детализирующими соответствующие области обучения с точки зрения описывающих их дидактических компонентов.
Выявление дидактических закономерностей происходит, как мы уже говорили, на основе анализа практики обучения, организуемой согласно той или иной дидактической концепции. Поэтому каждая закономерность или их совокупность имеют границы применимости, определяемые экспериментально.
Блок самоопределения
Тема. Законы и закономерности обучения
Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои варианты суждений в третьем столбце.
Дидактика не является наукой, так как не имеет единых общепризнанных законов и закономерностей. | Дидактика изучает явления обучения, в которых проявляются как природные, так и общественные свойства и параметры, познание которых определяется субъективностью познающего. | Дидактика* имеет (не имеет) признаки науки, поскольку ... |
Дидактика не сможет найти единые законы и закономерности обучения, поскольку не сделала этого на протяжении нескольких сотен лет. | Возможно, что дидактика как гуманитарная дисциплина, имеющая в качестве объекта рассмотрения как личностные, так и физические явления, найдет принципиально иные научные подходы к конструированию гуманитаризированного знания. | Сопоставительный анализ развития дидактики и таких наук, как физика, показывает... |
Если закономерности обучения — устойчиво повторяющиеся связи между педагогическими явлениями, то зачем необходимо формулировать на их основе принципы и правила, которые опять обращать к практике? Может быть, целесообразнее дать практике возможность самой организовывать себя на основе содержащихся в ней закономерностей? | Осознанность лежащих в основе практики обучения закономерностей приводит к моделированию обучения в форме законов, принципов и правил, которые в результате могут улучшить эффективность обучения, видоизменяя и совершенствуя отдельные его стороны. | Закономерности, законы, принципы, правила являются (не являются) объективными и не зависят (зависят) от субъективности педагога, так как ... |
Принципы обучения. Анализ закономерностей обучения, выявление описываемых в них связей между различными явлениями, позволяет формулировать ключевые принципы, необходимые для практической организации обучения в конкретных условиях учебного предмета, класса, школы.
Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы, как правило, приводятся в систему положений, на основе которых осуществляется обучение.
Принцип — первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.
Система принципов строится на определенной методологической или мировоззренческой основе, исключающей внутренние противоречия. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности, остальные принципы в его дидактике согласовывались с данным принципом.
К.Д. Ушинский к дидактическим принципам относил: сознательность и активность обучения; наглядность; последовательность; прочность знаний и навыков.
Русский философ В.В. Розанов (1856-1919) называл три главных принципа школьного образования:
Принцип индивидуальности. Данный принцип требует, чтобы «как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и его творчестве. ... Где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит...» '. Необходимо обучать не ученика вообще, а каждую конкретную личность в соответствии с ее особенностями. В таком же отношении нуждаются изучаемые первоисточники: «сведите к минимуму учебную переработку памятников, доведите до максимума их непосредственное изучение»2.
Принцип целости. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений»3. Данный принцип является основанием для сужения и углубления предметов, как это реализовано в дидактической технологии «погружений».
Принцип единства типа. «Он состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу, или, что то же, исходящие из данной единичной школы, были непременно одного типа, а не разнородные или не противоположные»1. Изучаемые факты, сведения и воззрения должны идти от какой-нибудь одной исторической культуры, в которой они развивались друг из друга, а не друг против друга или подле друга, как это было в смежных, сменявшихся во времени цивилизациях.
В классической дидактике общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Приведем пояснения к данным принципам, а также модифицированные нами правила их реализации в практике работы современной школы.
Принцип наглядности. С давних пор для лучшего усвоения и запоминания знаний используются наглядные объекты и пособия. Благодаря им у учеников появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление. Добываемые знания приобретают личностный характер, основанный на использовании физических органов чувств, прежде всего — зрения.
Правила реализации принципа наглядности (А.В. Хуторской):
1. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.
2. Если иногда нет налицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, пригодные для обучения (Я.А. Коменский).
3. Используйте различные виды наглядности — натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране. Лучшее наглядное пособие — которое сделано самими учениками.
4. Не ограничивайтесь наглядностью, она лишь средство обучения. Наглядность может быть источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки.
5. По мере взросления детей увеличивайте количество символической наглядности взамен предметной.
Принцип доступности. Принцип доступности требует учета особенностей уровня развития учащихся. Это относится к проектированию всех элементов образовательного процесса — от целей обучения и учебной программы до содержания учебников и системы контроля. Каждый элемент урока строится с учетом данного принципа.
Правила реализации принципа доступности (А.В. Хуторской):
1. В обучении переходите от того, что ученику близко, к тому, что для него далеко; от известного к неизвестному; от более легкого к более трудному. Доступность не значит легкость, предлагайте ученикам задания на грани их возможностей.
2. Учитывайте различия в скорости восприятия, темпа работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников.
3. При планировании урока продумывайте ситуации неодинакового времени, требуемого учениками для выполнения заданий; готовьте индивидуальные дополнительные задания или предлагайте лидерам взаимодействовать с теми, кто отстает.
4. Используйте различные способы дифференциации учеников по группам, создаваемым по изучаемым темам, видам деятельности, типам заданий, методам решения, личностным отличиям детей.
5. Не торопитесь «пройти программу» в ущерб сущностному образованию ваших учеников. Опирайтесь на свою педагогическую миссию. Ищите способы согласовать действительное образование учеников с формальными внешними требованиями к их подготовке.
Принцип сознательности и активности. Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, когда участвует в планировании и организации своей деятельности, в ее осознании, самоконтроле и самооценке.
Правила реализации принципа сознательности и активности (А.В. Хуторской):
1. Ставьте учеников в ситуации самоопределения по отношению к изучаемому вопросу. В этом случае они смогут определить свои цели и проявлять активность в их достижении.
2. Учите детей задавать вопросы. Вопрос — важнее ответа, так как открывает, а не закрывает познание.
3. В обучении всегда вводите альтернативные подходы, позиции и точки зрения к любому существенному вопросу. Заранее подготовьте к уроку сведения о борьбе идей из истории вопроса; если альтернативных подходов не обнаружится среди учеников, приведите исторические сведения.
4. Отыскивайте с учениками причины всего, что изучаете. Поощряйте гипотезы детей, работайте с их версиями как с личностным содержанием образования, помогая достроить его до целостного вида.
5. В ходе образовательного процесса делайте остановки и предлагайте ученикам проанализировать выполненную ими деятельность. Рефлексивная позиция требует отдельного времени, но многократно повышает результативность освоения учебного курса.
Принцип систематичности и последовательности. Главным в этом принципе является логическое построение содержания образования, а также обоснованная последовательность этапов образовательного процесса. Учебный материал и технологии его освоения предстают в виде системы, где каждая часть «вытекает» из предыдущей или связана с ней.
Правила реализации принципа систематичности и последовательности (А. В.Хуторской):
1. Делите изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки. Используйте схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, концепты, модули и иные формы логического представления учебного материала.
2. Не нагружайте занятие второстепенными фактами и отвлекающими сведениями; учите детей пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями. В то же время будьте гибкими, чтобы «пойти на поводу» у коллективно развиваемой содержательной мысли.