ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2076
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Познание изучаемого объекта полнее, если оно происходит с помощью комплекса качеств человека — от физических органов чувств до духовных и душевных. Предложите набор видов деятельности ученика, с помощью которых он мог бы комплексно изучить такой объект, как воздух.
§ 4. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Законы в обучении. В истории дидактики известны многочисленные попытки установления законов обучения, называемых иногда правилами, руководствами, рекомендациями, принципами. Уже Сократ пользовался законом: рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога.
Я.А. Коменский в «Великой дидактике» назвал правила естественного учения и обучения, а также правила искусства обучать наукам (напр.: «Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям»).
И.Г. Песталоцци сформулировал закон обучения: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям», а также следующий из него принцип: познание истины вытекает у человека из самопознания. Ф.А. Дистерверг сгруппировал 33 дидактических правила по группам: по отношению к учителю, к предмету преподавания, к ученику.
Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными явлениями.
Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона: 1) развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками; 2) ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; 3) душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.
Попытки отыскания и формулирования законов обучения продолжаются и сегодня. Это обусловлено тем, что одной из функций дидактики как науки является познание процесса обучения и установление лежащих в его основе закономерностей и законов.
Под закономерностями обучения в современной педагогике понимаются «объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения»1.
Закономерности обучения выступают проявлением основных законов дидактики, находят свое конкретное выражение в дидактических принципах и вытекающих из них педагогических правилах. Закономерности, законы и принципы обучения нормативные элементы дидактики как науки (рис. 2).
Принципы обучения
Дидактические законы
Закономерности обучения
Правила обучения
Практика обучения
Рис. 2. Нормативные элементы дидактики
Изображенная схема — не только отображение взаимосвязи дидактических элементов. В ней заключена также модель педагогической деятельности учителя-исследователя. Рефлексивное осмысление учителем практики обучения способно находить свое выражение в обнаруживаемых им закономерностях и последующих принципах, выражаемых затем в новых правилах организации его практики. Об этом замкнутом цикле какдеятельностном представлении методической системы говорит В.В. Краевский: «Начало и конец системы совмещаются в работе педагога-практика, создающего новую педагогическую действительность. Эта действительность вновь становится объектом изучения: наблюдения, описания, теоретического анализа, в результате которого выявляются новые закономерности ..., формулируются новые принципы, разрабатываются рекомендации, создаются новые проекты и т.д.»1
Дидактические закономерности получают статус законов обучения при условии, что:
- определены и зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;
- исследованы особенности этой связи (вид, форма, содержание, характеристики);
- установлены границы применимости проявления связи.
Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные элементы доминирующих в школьной практике дидактических систем. Например, демократические процессы во время перестройки конца 1980-х годов обусловили появление в стране множества авторских школ, обучающих систем, педагогов-новаторов. Начало 2000-х годов ознаменовалось централизацией власти и уменьшением, фактически ликвидацией своеобразия школ, усилением единых для всех ориентиров, например, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. По своей природной и духовной сущности человек есть творец. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Выбор учеником целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения — эти условия повышают творческую самореализацию ученика.
Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если учитель считает себя «узким предметником» и не ставит явных воспитательных или развивающих целей, все равно он своей деятельностью оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников. Результативность обозначенной в законе взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальных целей воспитания и развития, а также проработанностью измерителей по диагностике и оценке их достижения.
Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Результат обучения выражается образовательными продуктами ученика. От того, насколько активна, личностно-ориентирована и продуктивна организуемая деятельность ученика, зависит и ее результативность. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения. 84
Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех элементов обучения в соотношении с соответствующими педагогическими и дидактическими компонентами образовательной системы. Например, невозможно добиться эффективных результатов обучения, если рассматривать в качестве его основы только содержание образования (так называемый «предметный центризм») в отрыве от целеполагания, технологий и средств обучения.
Закономерности обучения. Многие закономерности обучения обнаруживаются эмпирическим путем, как результат рефлексивного анализа связей между ходом обучения и общественными процессами (внешние закономерности), а также между различными компонентами самого образовательного процесса (внутренние закономерности).
Например: продуктивность обучения зависит от общественных и экономических стимулов — это внешняя закономерность обучения; чем больше учитель учитывает цели ученика в организации занятий, тем более активной и продуктивной оказывается его учебная деятельность — внутренняя закономерность.
Закономерности обучения — устойчиво повторяющиеся связи между типичными педагогическими фактами, явлениями и событиями.
Перечень и количество дидактических закономерностей у разных педагогов различны; некоторые из них вообще не рассматривают дидактические закономерности, считая, что их воплощают в себе принципы обучения (Ч. Куписевич), другие приводят более 70 различных закономерностей обучения (И.П. Подласый).
Кроме общих закономерностей обучения, свойственных любому образовательному процессу, или его конкретным воплощениям в той или иной дидактической системе, существуют частные закономерности, которые относятся к отдельным сторонам обучения, например: методам преподавания и учения, усвоению учениками материала, выполнению лабораторных работ, проведению бесед, экскурсий, групповых и индивидуальных форм занятий, уроков-диалогов, решению задач. Поиск и выявление таких закономерностей, формулирование на их основе дидактических принципов и правил — необходимое условие конструирования частных дидактик и условий их практического применения.
Каждая дидактическая система базируется, как правило, на особой совокупности ведущих закономерностей обучения, поэтому создать единую систему закономерностей обучения не удается.
С целью упорядочивания различных дидактических закономерностей создаются их классификации. Определяются основания классификаций, например: внешние и внутренние закономерности; дидактические, гносеологические, психологические, социологические, организационные закономерности обучения и т.д.
Рассмотрим классификацию закономерностей обучения, которая создана нами на основе проведенных экспериментальных исследований1. В основании этой классификации лежат дидактические компоненты: цели, содержание, технологии, формы и методы, средства, система контроля и оценки результатов обучения. Характерными объектами связей в указываемых закономерностях являются: ученик в динамике развития, его деятельность, индивидуальная образовательная траектория, образовательные продукты, эффективность обучения.
Закономерности целей обучения:
- Эффективность образовательного процесса определяется гармонией и согласованностью целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, общественных, национально-региональных, школьных, учительских, ученических, родительских и др.
- Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в постановке целей обучения, выборе траектории их достижения, в создании личностного компонента содержания образования.
- Цели каждого нового этапа обучения определяются уровнем достижения целей предыдущего этапа и личностными особенностями обучаемых в динамике их развития.
Закономерности содержания обучения:
- Эффективность обучения определяется способами структурирования содержания образования: наличием концентров, соотношением и взаимообусловленностью его частей, чередованием интеграционных элементов с детальным рассмотрением его составляющих, наличием в целостной системе компонентов индивидуального ученического содержания образования.