Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2072

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Расширение гуманитарного цикла (всеобщая история религий, политическая история, зоогогика, метапсихология, метафизиология), а также изучение природы и ее стихиалей, углубление и осмысление чувства осязания, развитие способностей трансфизического познания (Д.Л. Андреев).

Идеи отечественных философов актуальны для конструирования современного содержания общего среднего образования. В свое время нами были определены четыре компонента содержания образования: федеральный, национально-региональный, школьный и ученический1. К сожалению, ученический компонент, появившийся в концептуальных документах государственного уровня, спустя два года был ликвидирован. А содержание образования, которое выходило бы за рамки федерального компонента и имело мировой, общечеловеческий, вселенский смысл, на официальном уровне пока даже не обозначено.

Перед педагогической наукой, в том числе и перед дидактикой, стоят задачи обоснования необходимости «космического» компонента школьного образования, органически связанного с остальными компонентами (например, русский комизм одновременно отражает и мировой, и национальный компоненты); формулирование принципов его конструирования; построение модели данного компонента и описание ее отдельных частей; условия реализации данного компонента на различных уровнях образования — от общеобразовательных стандартов до содержания учебных курсов и отдельных уроков.

Формы и методы познания. Л.Н. Толстой считал, что основной метод образования — поиск, школа должна быть лабораторией, в которой осуществляется этот поиск: «Каждый шаг философии педагогики вперед состоит только в том, чтобы освобождать школу от мысли обучения молодых поколений тому, что старые поколения считали наукой, к мысли обучения тому, что лежит в потребности молодых поколений»1.

Д.Л. Андреев пишет, что ведущее место в будущем образовании займут формы внутреннего труда ученика: созерцание, размышление, религиозная деятельность, общение с природой, развитие тела, экскурсии и паломничества к великим очагам культуры, занятия литературой и искусством, творческая любовь. Разовьется не только жажда знания, но и духовная жажда вообще.

Автор учения философского символизма П.А. Флоренский (1882-1937) говорит, что познаваемая реальность состоит из символов, и ее познание есть познание этих символов. Познание для него не изучение вовсе, а живое чувственное общение с познаваемым, «реальное вхождение познаваемого в познающего, — реальное единение познающего и познаваемого». Методы познания намечаются, по мнению П.А. Флоренского, не познающим, а познаваемым: «... пути намечаются из средоточия. Их может быть бесчисленное множество, это игра познаваемой реальности»2.


Метод познания, таким образом, определяется познаваемым объектом, а не тем, кто его познает, — такой подход существенно отличается от сложившихся в школе подходов к учебному познанию.

Дидактический анализ работ П.А. Флоренского позволил нам развить следующие идеи философа:

1. Познанию подлежит бытие, которое есть символическая реальность. Поэтому в дидактике необходимо установить область бытия и соответствующие ей символы, чтобы организовывать затем их познание с учащимися.

2. Символы (фундаментальные образовательные объекты) отбираются так, чтобы их познание учеником происходило как с помощью физических органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, так и органов духовно-душевных.

3. Первоначально познаваемая реальность «многоцентренна», т. е. при ее познании отсутствует единая точка зрения. Учитель закрепляет лишь некие «узы разумения», на которые будет направлен индивидуально-субъективный взгляд каждого ученика. Единая для всех логическая схема как результат познания не предполагается.

4. Методы познания намечаются объективно из «познаваемых средоточий» — фундаментальных образовательных объектов. Ученикам обеспечивается право на созерцательный, интуитивный, нелогический подход к изучению фундаментальных образовательных объектов. Содержание и методы познания ученик определяет, «запрашивая» их у самого объекта познания; учитель же применяет специальную методику наущения ученика этому. «Круглое мышление» П.А. Флоренского понимается как возможность субъективного многостороннего познания каждым учеником одного и того же объекта.

5. Не изучение, а общение — основной метод познания. Разговор с камнем, соприкасание с деревом, сочувствование с животным, сомыслие и сродство с миром — примеры способов общения и единения познающего с познаваемым. Целью познания выступает пространственное «расширение» познающего до познаваемого.

Образовательные результаты. Как известно, цель есть предвосхищаемый результат. Достижение человеком своей миссии, приближение его к предвосхищаемому образу — таковы ожидаемые результаты образования с точки зрения русских философов. Образовательные результаты характеризуются с их точки зрения следующими признаками:

— Человек реализует свою космическую миссию через раскрытие личностного потенциала и творческую самореализацию. Он «вселяется» в свой дом — Вселенную, познавая и осваивая различные ее стороны. В педагогическом отношении это выражается в развитом чувстве времени и пространства, ощущении своей принадлежности не только семье, дому, городу, стране или земле, но и всему космосу.



— Культивируемая самобытность личности сочетается с общекультурными процессами и величайшими достояниями человечества. Персонализм в образовании каждого ученика достигает своего воплощения на фоне многочисленных образовательных траекторий других людей, с которыми он выстраивает взаимодействие и коммуникации.

— Продуктивность образования выражается как в личном приращении учащегося, так и в его общекультурном вкладе.

- Единение с природой и культурой, овладение метаисторическими, трансфизическими, религиозными методами познания.

- Открытость учащегося в будущее, умение действовать в ситуации неизвестности. Готовность и возможность человека к переходу в иные формы деятельности и жизни.

Дискуссия. Повлияют ли отличия образовательной подготовки по физике, математике или биологии выпускника, реализующего идеалы русских философов, на его дальнейшую деятельность — учебу в вузе, работу, личную жизнь? Если да, то каким образом?

Образ педагога. Д.Л. Андреев, предлагает особый тип школы Розы Мира и подчеркивает, что «от педагогов таких школ потребуется, конечно, особенно внимательная подготовка, тонкий педагогический такт и глубокое понимание своей задачи»1. Задачами педагогической системы Розы Мира являются: творчество, а точнее, богосотворчество во множестве видов и форм; вхождение в культ стихиалей, просветление природы; разрушение преград между физическим миром и другими мирами; радость жизни; высшие формы богопознания.

К.Э. Циолковский анализирует проблему поиска и отбора талантливых людей и критикует существующую в его время систему обучения, готовящую в том числе и ученых. «От него (ученого. — Прим. автора) не требуют ни открытий, ни изобретений, а только знания уже установившейся науки. Таким образом, с помощью экзаменов отбираются люди не с творческим талантом, а с огромной наклонностью к восприятию»2. В результате «большинство народных творческих сил пропадает бесплодно для человечества»3.

В своих работах «Горе и гений», «Двигатели прогресса» ученый предлагает пути устранения исторических ошибок по отношению к талантам и их идеям. Некоторые из этих путей могут показаться странными, например, селекция людей по их одаренности и постепенное разделение мира на две соответствующие части. Другие предложения ученого заслуживают пристального педагогического внимания. Например, в очерке «В каком порядке происходит открытие или изобретение» К.Э. Циолковский типизирует людей в соответствии с этапами установления открытий: фантазеры (сказочники) — более умеренные фантазеры типа Жюля Верна, Эдгара По — даровитые мыслители — составители планов и рисунков — моделисты — первые неудачные исполнители — осуществители открытия1. Ученый предлагает выбирать представителей из каждой группы и собирать их вместе для более эффективной деятельности на благо человечества.


Образ учителя для будущей школы складывается из личностных и профессиональных качеств самих авторов философии русского космизма. Практически все они были педагогами — вели занятия в школах, гимназиях, университетах. Основными чертами учителя данного типа являются:

— понимание взаимосвязи каждого отдельного человека и всей Вселенной;

— способность осознания своего взаимодействия с миром в любых своих действиях и проявлениях;

— принятие на себя педагогической миссии — помогать ученикам в их самовырастании до «равновеликое™ с миром»;

— использование возможностей учебных курсов для обеспечения личностного роста и творческой самореализации детей;

— знание, понимание и следование педагогическим принципам отечественной философии в профессиональной деятельности.

РЕЗЮМЕ

Философские предпосылки национального образования и соответствующей теории обучения заложены в учениях отечественных мыслителей. Именно в их работах обозначается смысл человека и его образования, отношения к себе и окружающему миру.

Отечественная философия — комплекс учений о взаимодействии человека и мира. Фундаментальный принцип: человек подобен Вселенной. Отсюда следует смысл образования человека — «вселиться» в свой дом — окружающий мир, освоить его в собственной деятельности.

Образовательная система с глобальными целями и масштабами задает для обучения особую мировоззренческую ориентацию, ставящую целью самореализацию личностного потенциала ученика по отношению ко всему окружающему миру.

Дидактическую значимость имеют следующие элементы учении русских философов:

- цель будущей школы — готовить человека облагороженного образа, обладающего высокими духовными, умственными, эстетическими, нравственными, религиозными, телесными качествами (Д.Л. Андреев); ;

- человек космический — не обязательно тот, кто летает в космос на ракете, а тот, который живет с осознанием своей причастности ко Вселенной (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.);

- образование есть связь времен; через изучение и «воскрешение» прошлого ученик создает будущее (Н.Ф. Федоров);

- главные принципы образования — творчество и свобода; смысл творчества человека — это его «выход из себя» (Н.А. Бердяев);

- содержание образования ребенка начинается с его семейного рода и места жительства, постепенно расширяется до «большой родины» и всей Вселенной; звездное небо — первый учебник для детей (Н.Ф. Федоров);


- реальная действительность является познающему ее человеку через особые «средоточия» — символы; человек познает их не столько через изучение, сколько через живое чувственное общение с ними (П.А. Флоренский);

- существование в мире единых первосмыслов устанавливает образовательную задачу «собирания Вселенной» с помощью познания общности фундаментальных объектов (Вл. Соловьев);

- единство человека и мира, предписывающее их взаимопроникновение, определяется наличием в их строении и развитии общих сфер: биосферы, ноосферы, пневматосферы, инфосферы; эти сферы представляют собой реальную действительность, отражающуюся в содержании образования и обусловливающую применение соответствующих методов и форм обучения.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Должна ли дидактика зависеть от философии или являться универсальной теорией обучения «всех всему»?

2. Каким образом общие черты отечественной философии (космологиям, социология, соборность, метафизичность, рели-

79гиозность, интуитивизм, позитивизм, онтологиям) могут влиять на особенности и характер обучения?

3. Перечислите изменения в традиционном образовательном процессе, которые необходимо осуществить, если принять за основу школьного обучения принцип подобия человека и Вселенной.

4. Как вы понимаете позицию П.А. Флоренского о том, что пути и методы познания отыскиваются в самой познаваемой реальности, намечаются из объектов бытия? Приведите примеры использования таких методов познания в школьном обучении.

5. Выберите учебный предмет, тему и изучаемый в ней реальный объект. Предложите методы изучения учеником данного объекта через общение с ним.

Дидактический практикум Тема 3. Философские основания дидактики

1. Среди качеств ученика школы будущего Д.Л. Андреев называет: чувство преклонения перед явлениями Глубокого и Великого, чувство восхищения перед явлениями Прекрасного, чувство благоговения перед явлениями Высокого, чувство единства общечеловеческого, чувство единства космического. Выберите из общеобразовательного курса учебную тему и сформулируйте по отношению к ней такие цели обучения, которые приводили бы к развитию у учеников перечисленных качеств.

2. Сформулируйте принципы конструирования содержания образования на основе дидактических идей отечественных философов. Предложите учебные курсы или темы, которые реализовывали бы эти принципы.

3. Разработайте учебное задание по любому учебному курсу, благодаря выполнению которого можно будет говорить о «вселении» внутреннего мира ученика в изучаемый им внешний мир или в его часть.