ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2090
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровни представления содержания образования. Во внешнем проявлении содержание образования имеет несколько уровней представления (В.С.Леднев):
Первый уровень — содержание образования в целом.
Второй уровень — содержание образования соответственно ступеням обучения: базовое общее образование, профтехобразование, среднее специальное образование, высшее образование, научное образование. Ко второму уровню относится и содержание сквозных отраслей образования (общего, политехнического, специального и т.п.).
Третьим уровнем организации содержания образования являются циклы учебных курсов. Циклы предметов пересекаются и поэтому не характеризуют содержание образования целостно.
Четвертый уровень организации содержания образования по нисходящей линии — учебные курсы математики, физики, химии, языка и др. В своей совокупности они охватывают всю обязательную теоретическую подготовку в учебном заведении.
Дискуссия. Предложите уровни организации внутреннего содержания образования ученика, изучающего различные учебные курсы. Отличаются ли они от уровней представления внешнего содержания образования?
Пятый уровень — отдельные учебные дисциплины внутри курсов. Так, школьный учебный курс «Биология» подразделяется на ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию; курс «Химия» — на неорганическую и органическую химию.
Компоненты пятого иерархического уровня организации — дисциплины — также имеют сложную структуру, подразделяясь, как правило, на разделы, темы, уроки, т. е. еще на три уровня организации содержания теоретического обучения, хотя число уровней градации для некоторых дисциплин может быть и большим, что определяется спецификой содержания и объемом учебного материала, а также традициями.
В концепцию содержания образования как образовательной среды добавляется личностный (внутренний) уровень содержания образования. В личностном проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие новообразованиям каждого конкретного ученика: знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способностям, ценностным ориентациям.
Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. 124
Например, ученик может ранжировать свои знания по собственной иерархии (теоретические и практические знания, главные и второстепенные, предметные и метапредметные и т.д.). В этом своеобразии отражается результат его индивидуальной образовательной траектории.
Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образовательную продукцию. Эта продукция также не совпадает с заданным извне содержанием образования; например, сочинение ученика не совпадает с изучаемым литературным произведением писателя. В то же время ученик своей деятельностью обеспечивает определенное общекультурное приращение на внешнем уровне, что является отражением и результатом продуктивной ориентации обучения.
Принципы построения содержания образования. Анализ имеющихся дидактических подходов позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержания образования:
Принцип учета социальных условий и потребностей общества. Например, усиление роли человека в современном социуме выражается увеличением гуманитарного аспекта содержания образования. В соответствии с данным принципом в зависимости от потребностей общества различное влияние на отбор содержания образования могут оказывать другие принципы: гуманистичности, личностной ориентации, научности и др. Законодательным отражением данного принципа являются государственные образовательные стандарты.
Принцип соответствия содержания образования целям выбранной модели образования. Каждая модель или концепция образования задает требования к особенностям структуры и содержания образования. Например, в одной концепции содержание может быть предметом усвоения, в другой — средой для выращивания личностного содержания образования. Дидактические принципы и закономерности выбранной модели образования находят отражение на всех уровнях конструирования его содержания: учебного плана, программ, учебников, уроков.
Принцип структурного единства содержания образования на различных его уровнях общности и на межпредметном уровне. Структурное единство требуется во всех иерархически взаимосвязанных элементах содержания образования: от уровня общей теории и Учебного предмета до уровня процесса обучения и личности учащегося. Связи между различными предметами также устанавливаются на общих основаниях: межпредметных, метапредметных и др.
Принцип единства содержательной и процессуально-деятелъностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностного компонента — целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструирования и т.п.
Принцип доступности и природосообразности содержания образования проявляется в структуре и объемах учебных планов, программ, учебников, в оптимальном количестве изучаемого материала. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также школьным и региональным условиям обучения.
Дискуссия. Являются ли общедидактические принципы одновременно и принципами отбора содержания образования?
Наиболее общим принципом отбора содержания образования является соотношение общественно значимых ценностей, знаний, способов деятельности с реализацией права ученика на выбор взаимозаменяющего разнообразия предметного содержания. Этот принцип предполагает учет соотношения внешнего и внутреннего содержания образования, т. е. содержания, вносимого в образовательный процесс извне и создаваемого самим учеником.
Требования к содержанию образования. Научные основы разработки содержания образования отражаются не только в учебной и методической литературе, но и в законодательных документах. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) определены общие требования к содержанию образования:
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать: 126
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Подчеркнем, что, согласно данному Закону, содержание образования на уровне конкретного образовательного учреждения определяется планами и программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов лишь примерных образовательных программ.
Законодательные требования к содержанию образования раскрываются на уровне других документов, к которым относится концепция 12-летней школы, а также государственные образовательные стандарты и базисный учебный план.
Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе. Нынешняя общеобразовательная школа в России 11 -летняя. В то же время имеются веские основания для ее перехода на 12-летний срок обучения. В 2000 г. Министерство образования Российской Федерации после разработки совместно с учеными РАО вынесло на всенародное обсуждение Концепцию структуры и содержания образования в 12-летней школе. Концепция была утверждена решением Всероссийского совещания работников образования (Кремль, 15 января 2000 г.). Рассмотрим основные положения этой концепции.
Дискуссия. В какой степени мировые тенденции развития образования должны влиять на отбор отечественного содержания образования?
Во введении концепции отмечены мировые тенденции современного этапа развития общего среднего образования:
— образование для всех — ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;
— учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;
— максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;
— воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
— личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения;
— адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;
— открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения.
Необходимость перехода российской школы на обязательную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю школу обусловлена следующими факторами:
1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.
Дискуссия. По мнению К.Д.Ушинского, ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием. Оцените сданной точки зрения проблему школьной перегрузки.
Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и соответственно к переутомлению детей.
Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.
2. Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы 128
российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.
Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.
Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.
Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлен на решение указанных проблем.
Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.
Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.
3. Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992), преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12—14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10—11 лет.