Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2094

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;

— фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;

— приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет разгрузки учебного материала (по основной школе в среднем не менее чем на 20%), приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников;

— обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся;

— усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;

— оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-педагогически обоснованного отбора содержания образования, со-

135ответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся;

— обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;

— профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ.

Дискуссия. Каким образом может сочетаться интеграция и дифференциация обновляемого содержания образования?

В содержании 12-летнего общего образования выделены следующие образовательные области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура.

Перечисленные области реализуются через базовые предметы: русский язык, литература (в школах с родным нерусским языком обучения — родной язык, родная литература, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, информатика, искусство, физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности, по которым утверждается государственный образовательный стандарт. Возможна интеграция или иная компоновка базовых предметов при условии выполнения требований государственного образовательного стандарта.


В соответствии с принципами обновления содержания образования содержание образовательных областей и учебных предметов в будущей школе будет изменяться в следующих направлениях:

— обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов;

— генерализация содержания образования за счет выделения фундаментальных образовательных объектов, системообразующих понятий, принципов, закономерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устаревшего материала;

— перераспределение учебного материала между основной и старшей школой, между базовым и профильным содержанием образования в соответствии с концепцией 12-летней школы; модульные подходы к формированию содержания учебного материала;

- изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся; переход к концепции открытого содержания образования, обусловленный тенденцией усиливающегося влияния на образование новых средств и технологий деятельности (Интернет, СМИ и др.);

- усиление в общеобразовательном процессе ученического компонента содержания образования, реализующего возможность индивидуальной образовательной траектории ученика;

- разработка деятельностного компонента содержания образования, т. е. включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компетенций и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику;

- разработка и создание учебников и учебных пособий нового типа: личностно-ориентированных, профильных, интегрированных, мультимедийных, гипертекстовых и др.

На основе концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе разрабатываются базисый учебный план, концепции отдельных образовательных областей, учебные программы и учебники по предметам.

РЕЗЮМЕ

Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников опыт человечества, который передается им для усвоения. Данное обучение можно назвать знаниево-ориентированным. В личностно-ориентированном обучении содержание образования делится на две составляющие: внешнее — образовательную среду, и внутреннее — личностные новообразования ученика.



Различия в подходах к содержанию образования определяются на основе трех дидактических теорий: формализма, материализма и прагматизма.

В отечественных концепциях под содержанием образования понимаются: 1) педагогически адаптированные основы наук; 2) система знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру; 3) педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре; 4) содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности; 5) образовательная среда.

Во внешнем проявлении содержание образования имеет следующие уровни представления: образование в целом — ступени обучения — циклы учебных курсов — учебные курсы — отдельные дисциплины — разделы, темы, уроки.

Во внутреннем (личностном) проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие личностным новообразованиям каждого конкретного ученика: знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способностям, ценностным ориентациям. Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образовательную продукцию.

Принципы построения содержания образования: учет социальных условий и потребностей общества; соответствие содержания образования целям выбранной модели образования; структурное единство содержания образования на различных его уровнях общности и на межпредметном уровне; единство содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения; доступности и природосообразности.

Российская школа планирует переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу. Главная цель общего образования — «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)»'.

В основе структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности:

I ступень — начальное общее образование (обязательное), 1—4 классы.

II ступень — основное общее образование (обязательное), 5—10 классы.

III ступень — среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11 —12 классы.


Направления обновления содержания образования: личностная ориентация; гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность; фундаментальность, усиление методологической составляющей; приоритет сохранения здоровья учащихся; обеспечение практической ориентации; усиление деятельностного компонента; оптимизация объема учебной нагрузки; интеграция, профилирование и дифференциация.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. По каким основным параметрам различаются имеющиеся концепции содержания образования?

2. В чем, на ваш взгляд, преимущества перехода отечественной школы на 12-летний срок обучения и проблемные стороны данного перехода?

3. Модели обучения каких зарубежных и отечественных систем обучения и авторских школ в наибольшей мере соответствуют целям и задачам обновляемой российской школы?

4. Проанализируйте основополагающие принципы обновления содержания общего среднего образования на предмет их соответствия целям и задачам 12-летней школы, а также внутренней непротиворечивости.

5. Чем, на ваш взгляд, профильное обучение отличается отдифференцированного?

Дидактический практикум Тема 6. Содержание образования

1. Проанализируйте различные концепции содержания образования с точки зрения их соответствия концептуальным направлениям развития 12-летней школы. Предложите главные принципы обновления содержания образования в современной школе.

2. Составьте классификацию принципов организации внешнего и внутреннего содержания образования. Изобразите с помощью схемы соотношение и взаимосвязь между отдельными элементами содержания образования.

3. Подготовьте эссе на тему «Деятельностное содержание образования». Рассмотрите в нем вопросы: Что такое деятельностное содержание образования? Как влияет деятельностный компонент содержания образования на информационно-знаниевый? Какова связь проектируемого содержания образования и реально образуемого в ходе учебного процесса? Каков набор деятельностей, входящих в состав деятельностного содержания образования? Как эти деятельности должны задаваться на этапе разработки содержания образования и проявляться во время учебного процесса? Что и каким образом должно в этом случае диагностироваться и оцениваться?


§ 2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Личностный смысл содержания образования. Традиционно под содержанием образования понимается, как правило, некоторый объем информации, предназначенной для усвоения учениками и подкрепленный соответствующими умениями и навыками. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно-значимых образовательных процессов. Невостребованная информация будет складываться в пассивном отсеке образовательного багажа и своей развивающей роли не сыграет. Вместе с тем отсутствие необходимой информации, которая «резонировала» бы с реально происходящими внутренними процессами ученика, тормозит их движение.

Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Под личностно-ориентированным образованием понимается «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности»1.

Поскольку с точки зрения субъекта обучения содержание образования делится на внешнее — среду, и внутреннее — создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой, то под личностно-ориентированным содержанием образования мы будем понимать все виды содержания образования — как внешнего, так внутреннего, состав и структура которого обусловлены обеспечением или отражением развития личности ученика.

Значение внешнего содержания образования, которое закладывается его разработчиками — авторами учебных программ и учебников, может не совпадать с отношением к нему со стороны ученика. Личностный субъективный смысл образования, например, его составляющей части — экзамена, может не совпадать с его объективным значением — способом определения уровня подготовки ученика и его оценки. Личностный смысл экзамена для ученика может быть совершенно иным — получить хорошую отметку, поступить в вуз, доказать свою состоятельность перед родителями или друзьями и т.д.

Личностный смысл образования во многом зависит от мотива, которым руководствуется ученик. Психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что если значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире. Личностный смысл, по А. Н. Леонтьеву, — это значение, опосредованное мотивом. Отсюда следует, что смыслообразующие мотивы образования ученика, влияющие на его мировоззрение и жизненные позиции, оказываются действеннее и значимее мотивов-стимулов, побуждающих к конкретным действиям.