ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2096
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личностный смысл — индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности.
Таким образом, основная функция личностно-ориентированного содержания образования — обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Такие смыслы могут образовываться на основе его взаимодействия с глубинными основами мира и самого себя. Философские основания конструирования отношений ученика и мира рассмотрены нами ранее.
Чтобы организовать мотивированное проявление и развитие личностных образовательных смыслов ученика, необходимо в содержании образования отразить, прежде всего, следующие ключевые образовательные объекты и отношения между ними: фундаментальные объекты окружающего мира; личностный опыт ученика по отношению к этим объектам; фундаментальные достижения человечества по отношению к этим объектам.
Процесс поиска и обретения образовательных смыслов ученика по отношению к данным объектам соответственно предполагает:
1) личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными областями (образовательная продукция ученика как личностное содержание его образования);
2) самоосознание личного опыта, знаний и ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и общекультурных знаний о них (рефлексивно «снятые» результаты познания и творчества);
3) проявление позиции и соответствующей деятельности в отношении к фундаментальным достижениям человечества, связанным с этими объектами (отношение к предварительно отчужденным обшекультурным знаниям и социальному опыту).
В соответствии с рассмотренными особенностями и назначением личностно-ориентированного содержания образования его структуру составляют следующие взаимосвязанные компоненты:
— предметное и метапредметное содержание образования, организованное вокруг фундаментальных образовательных объектов;
— деятельностное содержание образования, включающее виды, формы и способы ученической деятельности, применяемые образовательные технологии;
— содержание, играющее роль образовательной среды для деятельности ученика;
— содержание образовательной продукции ученика, полученной им в результате изучения предметного и метапредметного содержания образования;
— культурно-историческое содержание, выступающее
аналогом образовательному продукту ученика;
— рефлексивно проявленная и обобщенная образовательная продукция ученика, отражающая его личностные новообразования.
Охарактеризуем перечисленные компоненты личностно-ориентированного содержания образования.
Предметное и метапредметное содержание образования. Предметное содержание образования — это базовое содержание учебных дисциплин (курсов), сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами.
Объем и личностная составляющая предметного содержания образования могут быть различны и определяются используемыми в учебных программах, учебниках и пособиях способами представления материала, заложенной в них интерактивностью, степенью открытости предлагаемых заданий и упражнений, учетом региональных, школьных и индивидуальных условий обучения.
Ряд фундаментальных образовательных объектов представляет собой метапредметные основы изучаемой реальности и соответствующих им образовательных областей. К метапредметному содержанию относятся, например, общенаучные понятия «пространство», «время», «движение»; методологические категории «гипотеза», «закон», «теория», «метод познания» и др.
Более подробно метапредметное содержание образования будет рассмотрено в следующем параграфе.
Деятельностное содержание образования имеет следующие источники:
1) общенаучные и частнопредметные способы деятельности, установленные образовательными стандартами в качестве обязательных для усвоения;
2) общеобразовательные способы деятельности, отличающиеся от научных способов своей направленностью не на научные достижения, а на образовательные приращения ученика;
3) рефлексивно проявленные и зафиксированные учеником способы его образовательной деятельности.
Первый источник деятельностного содержания образования применяется: а) как необходимый компонент репродуктивного усвоения учениками (дети разучивают базовые способы и техники деятельности по учебному предмету); б) как культурно-исторический аналог уже усвоенных учениками способов деятельности. Поскольку в содержание наук входят не только добытые знания, но и методы их добывания, в содержании образования также присутствуют обе составляющие. Говоря словами Л.Н.Толстого, важно знать не то, что земля круглая, а то, как люди узнали об этом.
Второй источник представляет собой набор способов и видов деятельности, а также образовательных технологий, соотносящихся со спецификой образовательных целей и задач на каждом этапе обучения детей в соотношении с динамикой их возрастного и индивидуального развития.
Третий источник деятельностного содержания образования представляет собой осознанные и усвоенные учениками способы их образовательной деятельности. Получая и оформляя свои познавательные результаты, сопоставляя их с культурно-историческими аналогами, а также с результатами других учеников, школьник выполняет множество логических, образных, интуитивных и иных действий, которые в совокупности представляют собой технологию его обучения. Выявленные с помощью рефлексии способы деятельности ученика составляют полноценную часть содержания его образования. Например, метод гипотез или метод чувственной эмпатии, применяемые учениками во время обучения, выступают не только инструментом познания, но и осознанным его результатом, включенным в содержание личностного образования.
Дискуссия. В чем смысл включения образовательной деятельности в состав содержания общего среднего образования? Почему нельзя вынести деятельность «за скобки» содержания образования?
В деятельностное содержание образования входят специфические для каждой образовательной области методы познания и способы деятельности, а также методы создания учениками образовательной продукции, способы организации ими своей работы, методы анализа, осмысления и оценки своей деятельности. Ценность деятельностного содержания чрезвычайно велика, так как оно обладает свойством переноса практически в любую образовательную область, учебный курс или другую сферу деятельности ученика.
Содержание как образовательная среда. Данным образом понимаемое содержание образования обеспечивает условия для создания каждым учеником личностного содержания образования. Первично вносимый или используемый учителем учебный материал косвенно или явно содержит в себе фундаментальные образовательные объекты — общие для всех учащихся объекты познания, которые обеспечивают возможность получения индивидуальных познавательных результатов.
Под образовательной средой будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования
, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика.
Образовательное содержание учебного предмета в средовом подходе не передается ученикам напрямую, а выращивается у них в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, коллективной коммуникации, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами и т.д.
Согласно средовому подходу, содержание образования ученика трактуется как средство его собственного самопроявления. Способы конструирования содержания образования в этом случае отличаются от традиционных. Например, не требуется изначального задания полного объема планируемого содержания образования, поскольку предполагается, что каждый ученик конструирует и создает в результате деятельности внутреннее содержание образования, отличающегося от внешне заданного.
Помочь ученику проявить избирательность к учебному материалу можно, задав содержание образования в форме структурированной образовательной среды. Например, в теории обучения М. Монтессори роль такой среды играют искусственно созданные средства обучения: вкладыши, рамки, наборы бусин и т.п.; в дидактической системе СТ. Шацкого такой средой выступал окружающий социум; для школы диалога культур — соответствующие образцы первоисточников и их смысловое отражение в диалоге.
Дискуссия. На каких принципах должен конструироваться учебник, если содержание образования считать средой обучения?
«Средовый» подход к содержанию образования является не только личностным, но и продуктивным, поскольку он ориентирован на создание учеником внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, умений, способностей, способов деятельности, целей и ценностей. Кроме того, ученик создает внешние, отчужденные от него образовательные продукты: исследования, сочинения, поделки, другие произведения, также имеющие свое содержание.
Содержание образовательной продукции ученика. Это содержание образования, которое формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментальных образовательных объектов, а также связанных с ними объектов, установленных государственным образовательным стандартом, национально-региональным и школьным компонентами, а также тех объектов, которые определяются самим учеником в рамках его индивидуальной программы образования.
Образовательный продукт — результат образовательной деятельности ученика, имеющий внешнее (идея, текст, поделка) и внутреннее (личностные качества) проявления.
У каждого ученика имеется явно обозначенная или непроявленная цель в отношении изучаемой темы; задача учителя — помочь ученику выявить, понять и достичь культуросообразного воплощения этой цели. Смысл обучения состоит в выращивании личностного образовательного содержания учеников, а также их целей и ценностей, соотносящихся с изучаемыми областями знаний и деятельности.
Содержание образовательного продукта в итоге оказывается различным для разных учащихся, например: категория «время» для одного ученика будет связана с историческим движением, для другого _ с физическими закономерностями, устанавливающими зависимость физических величин от времени, для третьего — с языковыми временными конструкциями слов и предложений.
Формы представления содержания образовательной продукции ученика могут быть различны: высказанные идеи или версии, написанные сочинения, выполненные исследования, изготовленные поделки, художественные произведения, показательные выступления, изложенные результаты обучения и т.п.
Культурно-историческое содержание образования выступает аналогом образовательному продукту ученика и представляет собой специально отобранные сведения, модели, версии, первоисточники, относящиеся к познаваемым учеником фундаментальным образовательным объектам.
Культурно-исторические аналоги входят во все уровни представления содержания образования: в государственные образовательные стандарты, национально-региональный, школьный и ученический компоненты содержания образования. Они представляют собой идеальное отражение в общечеловеческой культуре познаваемого учеником реального мира.
Культурно-историческое содержание вводится в образовательный процесс после того, как содержание личных образовательных результатов учеников оказывается сформировано настолько, чтобы быть сопоставимым с общепринятыми аналогичными достижениями. К примеру, на занятии по теме «Движение» пятиклассница записала: «Движение — это продолжение начатого». Данная дефиниция явилась содержанием ее личного образовательного продукта. Уровень этого и других детских определений, относящихся к фундаментальному образовательному объекту «движение», оказывается достаточным для того, чтобы учитель познакомил учащихся с трактовками этого понятия, данными древними учеными, авторами современных словарей.