Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2135

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Блок самоопределения

Тема. Тип учебника

Сравните характеристики различных типов учебника и предложите собственные варианты их типологии

Типы учебников

По направленности

По носителю информации




информационный

проблемный

электронный

бумажный

























РЕЗЮМЕ

Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, как основные, так и дополнительные.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Образовательные программы делятся на типовые (составляются учеными, методистами, авторами учебников), рабочие (составляются или подбираются самими учителями), индивидуальные (составляются по отношению к обучению отдельных учеников).

Основными компонентами учебной программы по общеобразовательным курсам являются: смыслы учебного курса, цели и задачи курса, развиваемые личностные качества учеников (умения и способности), основные виды деятельности учеников, Деятельностное содержание образования (технологии, формы и методы обучения), тематическое содержание программы (фундаментальные образовательные объекты и проблемы, культурно-исторические знания, ритмическая основа конструирования программы), личностное содержание образования (образовательная продукция учеников), формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

Учебник является комплексной информационной моделью образовательного процесса и выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации; 2) выступает средством организации образовательного процесса.

Основными компонентами содержания учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный. Чтобы обеспечить личностную ориентацию учебника, необходимо предусмотреть в его структуре и содержании сред-тва организации продуктивной деятельности учеников, относящейся к развитию их личностных качеств и специфике учебного курса. Перспективы развития личностно-ориентированного учебника состоят в том, что наряду с предлагаемым ученикам материалом в учебник входит материал, создаваемый учащимися. Перекомпоновка учебников успешно решается, если от бумажной основы учебника перейти к электронным носителям информации: компакт-дискам, локальным школьным сетям, образовательным веб-сайтам.


ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Назовите преимущества и недостатки каждого из трех способов конструирования образовательных программ: линейного, концентрического и спирального.

Приведите примеры педагогических проблем, решение которых возможно с помощью составления учителем рабочей программы, с помощью составления учеником индивидуальной программы.

Приведите пример трех целей: учителя, ученика и их совместной деятельности по отношению к одному образовательному объекту.

Чем учебник отличается от учебного пособия? Каково должно быть оптимальное соотношение в учебниках информационного и деятельностного компонентов образования?

Дидактический практикум Тема 10. Программы и учебники

1. Составьте фрагмент рабочей программы для небольшой темы или раздела выбранного вами учебного курса и класса. Опишите основные элементы программы: смысл, цели, задачи, развиваемые личностные качества учеников, основные виды их деятельности, технологии, формы и методы обучения, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, культурно-исторические знания, образовательная продукция учеников, формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

• Проанализируйте содержание двух выбранных вами учебников по одному диету и классу с точки зрения их личностной ориентации, деятельностного понента и творческой направленности. Результаты оформите в виде сопоставительной таблицы. Параметры для сопоставления определите самостоятельно. Сделайте выводы из анализа.

ЛИТЕРАТУРА

Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М., 1988.

Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А. Онищука. Киев, 1987.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

Каким быть учебнику: дидактические принципы построения / Под ред И.Я. Лернера и Н.М. Шахмаева. Ч. 1-2. М., 1992.

Проблемы школьного учебника: XX век: Итоги / Под ред. Д.Д. Зуева. М., 2004

СохорА.М. О дидактической переработке материала науки в учебниках (на примере физики) // Проблемы школьного учебника, 1978.

Учебник: создание — выбор — обучение. М., 2006.

Хуторской А.В. Креативная направленность учебника для профильного обучения // Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования. Сб. науч. трудов. М., 2004. С. 108-116.

Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. 2005. №4. С. 10-18.



Итоговая рефлексия (глава 2)

Компоненты содержания образования

Мои основные результаты освоения данного компонента

Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты

1. Теории содержания

образования

2. Концепция 12-летней

школы

3. Личностный компонент

содержания образования

4. Метапредметный

компонент содержания

образования

5. Образовательные

стандарты

6. Базисный учебный

план

7. Образовательные

программы

8. Учебники







1. Назовите свои самые яркие чувства и ощущения, вызванные изучением данной главы.

2. Рассмотрите свою деятельность и отметьте полученные вами результаты по отношению к каждому из компонентов содержания образования. Результаты рефлексии изложите в таблице:

3. Вспомните свою деятельность по отношению к вопросам, содержащимся в рубриках «Дискуссия» данной главы, приведите наиболее важные и интересные свои суждения по отношению к дискуссионным вопросам.

4. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Содержание образования» и причины, благодаря которым оно произошло.

5. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.


Глава 3.

Образовательный процесс.

§ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Понятие образовательного процесса. В теории и практике обучения часто речь идет об учебно-воспитательном процессе, подразумевающем две педагогические составляющие: учебу и воспитание. В действительности образование более многообразно и включает в себя также развитие учеников, их взаимодействие с учителем, друг с другом и с внешним миром, творческую деятельность, условия организации обучения, регламентирующие нормы, социальные факторы и др. Поэтому более адекватным реальности понятием выступает понятие «образовательный процесс».

Образовательный процесс — педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов.

Под образовательными результатами понимаются внешние и внутренние продукты деятельности участников образовательного процесса (учеников, учителей, администраторов, родителей и др.). Внешние образовательные продукты могут быть выражены в форме сочинений, решенных задач, творческих работ (для учеников), учебных программ, диагностических материалов (для учителей), планов работы школы (для администраторов), продуктов коллективного труда. Внутренние — это личностные приращения знаний, умений, навыков, усвоенные способы действий, развитые способности. Образовательные результаты направлены, прежде всего, на личностные приращения учащихся с целью обеспечения их эффективной самореализации и жизнедеятельности в социуме.

Процесс— последовательная смена моментов развития явления,

его переходов в другое явление.

В педагогической литературе и практике обучения встречаются понятия «учебный процесс», «процесс обучения», «процесс формирования», «процесс развития», «педагогический процесс» и др. Все они, как правило, связаны с понятием образовательного процесса либо являются отражением его отдельных сторон.

Образовательный процесс имеет целевые, содержательные, деятельностные , организационные, технологические, временные и иные характеристики, каждая из которых представляет собой описание структурных элементов общей образовательной системы.


Целевой компонент образовательного процесса базируется на выбранной модели образования и включает в себя многообразие целей и задач, относящихся к субъектам образования: ученикам, педагогам, родителям, школе, региону, государству, обществу, человечеству.

Содержательный компонент отражает конкретное наполнение каждого элемента процесса, решающего определенную задачу, а деятельностный — взаимодействие субъектов обучения.

Организационный компонент образовательного процесса включает систему управления по достижению заданных и возникающих целей; в совокупности с технологическим компонентом обеспечивает достижение, диагностику и оценку намеченных результатов.

Методологическая модель образовательного процесса. Потребности и интересы отдельного ученика могут не совпадать с интересами общества, и в то же время оставаться культуросообразными. Поэтому модель образовательного процесса в школе должна формироваться на основе сочетания вариативного и разноуровневого содержания образования, репродуктивных и творческих методов обучения, различных видов деятельности, в которые вовлекаются школьники.

Методология — наука о методах, рассматривающая внутренние механизмы, логику движения и организации знания.

Вопросы, связанные с направленностью образования, его системообразующими и деятельностными основаниями рассматриваются в методологии образования. В педагогике методологию определяют как «учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности»1. В более широком смысле под методологией понимают совокупность научных методов познания в конкретной науке либо учение о научном методе вообще.

Под методологией образования понимается система принципов, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также учение (теория) об этой системе.

Существует взаимосвязанная иерархия методологий: методология науки, методология педагогики, методология дидактики, методология образования, методология образовательного процесса, методология образовательной деятельности, методология содержания образования и т.д.

Ведущий компонент образования — это образовательный процесс, основной составляющей которого, в свою очередь, является образовательная деятельность.

Методологический образ образовательного процесса сосредоточен в модели образования. В основе различных образовательных моделей могут лежать различные понимания сути образовательного процесса. В зависимости от концептуального смысла образования проектируется и выстраивается соответствующий образовательный процесс. Например, образование может пониматься как: