ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2133
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пособие «Мироведение» состоит из 7 глав, в которых содержится 28 параграфов, 197 текущих заданий и вопросов по темам курса, 57 вопросов на самоосознание учеником своей деятельности, сгруппированных в блоки в конце каждого параграфа; 17 заданий в конце каждой главы по конструированию учеником ее резюме; 20 заданий на самооценку выполненной учащимся работы; итоговая работа, состоящая из 8 заданий.
Общее количество заданий и вопросов в учебном пособии «Мироведение»: 197+57+17+20+8=299. Из них предполагают деятельность учащихся с реальными природными объектами 174 задания, т. е. 58% от общего числа заданий. Вопросов и заданий, предполагающих создание учащимися собственных знаний, отличающихся от содержащейся в пособии информации, насчитывается 282, — т. е. 94% от их общего числа.
Объем информационного материала в пособии составляет около 30% от его общего объема и включает инструктивные пояснения (3%), творческие работы учеников-сверстников (20%), примеры их самооценок и рецензий, культурно-исторические источники (5%), словарь познавательных терминов.
Содержание традиционного и деятельностного учебных пособий
Параметры учебных пособий | Естествознание | Мироведение |
Общее количество заданий и вопросов в пособии | | |
Задания и вопросы на выполнение учениками деятельности с реальными объектами (% от общего числа) | | |
Задания и вопросы, предполагающие создание учащимися собственных знаний (% от общего числа) | | |
Информационный объем пособия (% от общего объема) | | |
Деятельностный объем пособия (% от общего объема) | | |
Сравнение двух типов учебных пособий свидетельствует, что почти при одинаковом числе заданий для учащихся (331 и 299), в пособии деятельностного типа содержится в 4,5 раза больше заданий , предполагающих работу учеников с реальными объектами при-оды; в 47 (!) раз больше заданий, предлагающих учащимся конструировать собственные знания. Количество информации в пособии деятельностного типа уменьшено по сравнению с традиционным почти в 3 раза, а деятельностный объем увеличен в 4,5 раза. Очевидно, что применение учебного пособия нового типа обеспечивает больше возможностей для личностного деятельностного роста и творческой самореализации учащихся.
Описанный подход к конструированию содержания учебника имеет практический выход для разработки технологии конструирования будущих учебников.
Методика работы с учебником. Работа ученика с учебником происходит как в школе, так и дома. Чтобы эта работа была эффективной, учитываются следующие дидактические условия:
1. Самостоятельная и коллективная работа с учебником — необходимые элементы уроков, а не только домашней работы.
2. Для организации деятельности учеников на уроке необходимо тщательно подбирать как фрагменты учебника, так и методы работы с ними. Время, отводимое на работу с учебником, зависит от возраста и подготовленности детей; в младших классах оно не должно превышать 10 мин. за урок.
3. Важнее научить детей анализировать и структурировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть.
4. Учебник — не только текст. Эффективна работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т.п.)
5. Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту учебника, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»).
Один из важнейших приемов работы с учебником — выделение главного. Эта работа требует от ученика анализа внутренней логики текста, выделения его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.
Виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте: подбор эпиграфов и заглавий к тексту; составление плана, тезисов, конспекта; создание знаковых моделей, схем; дидактические игры, конструирование выводов и обобщений.
После чтения учениками фрагмента учебника учитель может сформулировать вопросы и задания: О чем идет речь в этом параграфе? Выделите ключевые термины текста. Какие предложения являются в нем главными, а какие второстепенными? Задайте вопросы по содержанию параграфа. Попробуйте ответить на них. Запишите в тетрадях главные пункты текста в виде плана (тезисов, рисунков, схем, формул), выполните с их помощью пересказ. Почему именно эти пункты выделены как главные?
Для младших школьников возможна следующая последовательность заданий по работе с учебником:
1. Прочитайте текст. О ком (о чем) в нем говорится? Что о них говорится?
2. Что хотел сказать автор текста?
3. На какие пункты разделен текст параграфа? Для чего это сделано?
4. Проанализируйте содержание выбранного вами пункта. Определите ключевые слова и главные предложения.
5. Как в учебнике выделено главное? Как бы вы предложили выделить главное в учебниках по разным учебным курсам?
Для учащихся средних и старших классов примененяются следующие типы упражнений по работе с учебником:
подготовительные — для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовки к изучению нового материала;
диагностирующие — для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника;
обучающие — формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;
творческие — по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;
рефлексивные — направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;
праксиологические — учат применять знания и приемы работы в различных ситуациях;
контрольные — для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.
Внимание учащихся привлекают неординарные формы работы с учебником типа: «Найди в учебнике ошибку», «С чем я не согласен», «Рецензия на учебник», «Сравнение одной формулиповки в двух разных учебниках», «Моя обложка к учебнику», «Мой учебник», «Как делать открытия», «Веб-учебник в сети Интернет» и т.п.
Перспективы развития учебника. Один из путей конструирования учебника личностно-ориентированного типа заключается в совершенствовании традиционных учебников путем замены содержащихся в них информативно-теоретических заданий и вопросов на творческие и продуктивные. Материал учебника дополняется различными вариантами культурно-исторических решений рассматриваемых вопросов без явного предпочтения или выбора из них «правильного». Освещение изучаемых вопросов происходит с разных точек зрения и оставляет ученикам возможность выбора наиболее близкой позиции или собственного решения возникающего противоречия. Кроме того, содержание параграфов учебника приводится в соответствие с этапами образовательного процесса и различными ритмами: календарными, годовыми, недельными. Например, первый параграф по теме решает иные задачи, нежели заключительный; а главы учебника, изучаемые в начале учебного года, излагаются не так, как те, которые отнесены ко времени завершения обучения. Соответственно в учебник включаются творческие задания, блоки целеполагания, самоопределения, рефлексии.
Другой путь предусматривает принципиальное изменение структуры, содержания и формы учебника. Поскольку основой личностно-ориентированного обучения является разделение внешнего и внутреннего содержания образования, то наряду с предлагаемым ученикам материалом в учебник входит материал, создаваемый учащимися.
Дискуссия. Не приведет ли включение в учебник ученического содержания к понижению его качества?
Включение в содержание образования создаваемого учениками личностного компонента требует изменения привычной формы учебника. Часть материала в таком учебнике — это работы учеников, обучающихся по этому учебнику и более старших учеников, закончивших его изучение. Такой подход имеет место в науке: одни ученые излагают результаты своих исследований в виде монографий, пособий, учебников, другие — изучают их работы, выполняют свои собственные исследования, вносят свой вклад в содержание текстов по данной дисциплине. Аналогичный процесс возможен и необходим в общеобразовательной школе с поправкой на ее специфику. Способы образования в этом случае будут приближены к реальной научной деятельности, которая и является образованием для ученых.
Дидактический подход к участию учеников в конструировании учебного содержания реализован в ряде систем обучения, например, в школе С.Френе, в которой учебники не применялись, а учащиеся создавали так называемые свободные тексты, используемые затем в качестве пособий.
Рассмотрим особенности конструирования и применения учебника с ученическим компонентом содержания.
Учебник конструируется соответственно двум типам содержания образования — инвариантного и вариативного. В инвариантной части содержатся фундаментальные образовательные объекты и основные технологии деятельности, которыми должны овладевать ученики. Вариативная часть выражается в индивидуальном содержании образования, конструируемом учащимися как по отношению к фундаментальным образовательным объектам, так и по отношению к другим, выбранным ими объектам и проблемам.
Форма учебника — блочная. Отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения, т. е. механическая основа учебника — «рассыпчатая». Содержание каждого отдельного блока включает в себя:
1) раздел или тему, содержащую материал, сгруппированный вокруг фундаментальных образовательных объектов (основных элементов образовательных стандартов);
2) набор ключевых проблем разного типа и назначения по изучаемой теме: научные решенные и нерешенные проблемы, учебные, организационные, технические и иные проблемы;
3) деятельностный инструментарий, т. е. алгоритмические предписания, инструкции, нормативные рекомендации, необходимые для освоения строго заданных видов деятельности;
4) задания и упражнения для учеников различных типов:
— предваряющие изучение раздела, вводящие в круг вопросов;
- направленные на составление индивидуальной программы занятий по теме;
- на создание личных творческих результатов по ключевым проблемам;
- на сопоставление своих работ с аналогами;
_ на усвоение образовательных стандартов;
- обеспечивающие необходимый тренинг и закрепление материала;
- на выполнение индивидуальных и коллективных творческих
работ;
- на осознание деятельности и полученных результатов;
- на самооценку работы;
5) тексты-первоисточники ученых и специалистов по теме;
6) лучшие работы учеников прошлых лет;
7) новые работы учеников, лучшие из которых отбираются и отпечатываются в виде отдельных частей изучаемого блока.
Текст каждого блока учебника состоит из: стабильной части (стандарты, фундаментальные образовательные объекты, проблемы); вариативной заданной части (тексты ученых, учеников прошлых лет); вариативной текущей части (тексты новых учеников).
С точки зрения школы или учителя такой учебник в течение 2— 3 лет постоянно пополняется новыми текстами учеников и специалистов в виде дополнительных приложений. Учебник «растет» для всех последующих учеников в количестве своих приложений. Через некоторое время приложения перерабатываются и переиздаются. Рост объема учебника не означает перегрузки работающих с ним учеников, поскольку под содержанием образования в данном случае понимается образовательная среда, а не обязательный для усвоения учебный материал.
С точки зрения ученика его учебник дополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами-первоисточниками, которые он выбирает для себя сам, т. е. личный учебник отличается от общего наличием в нем ученического компонента.
Технические проблемы перекомпоновки учебников решаются достаточно просто, если от бумажной основы учебника перейти к электронным носителям информации: компакт-дискам, локальным школьным сетям, образовательным веб-сайтам.
Система электронного поиска помогает каждому ученику или учителю с помощью компьютера почти мгновенно «открывать» в таком учебнике любой материал или отыскивать во всех учебниках понятие или вопрос.
В случае отсутствия доступа школы к современным телекоммуникационным технологиям обычный персональный компьютер позволяет быстро изменять вариативное содержание учебника через составление и оперативное тиражирование детских образовательных текстов и рисунков.