Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2131

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эксперимент в научном познании. Опыты Броуна. Электронный микроскоп. Растворение. Испарение. Плавление. Сплавы в технике.

Конструкторская деятельность. Самодельные установки для изучения тепловых процессов.

Модели микроскопа. Обобщение. Синтез. Картина природы на молекулярном уровне.

Программа должна иметь базовое ядро (не более трети общего объема), составляющее оптимальный минимум личностно, общественно и культурно значимых знаний и вариативную оболочку, которая может быть заменена или составлена учителем и учениками в соответствии с конкретными условиями обучения.

Для каждой крупной темы курса, для разных профилей обучения, типов школ, уровня развития учащихся в программе целесообразно иметь 2—3 варианта оболочки.

Например, для школ и классов, занимающихся по специализации «Земля и космос», для приведенного выше фрагмента программы возможна другая оболочка:

Чувства и разум в познании Вселенной.

Энергия Солнца на Земле, тепловое равновесие Земли. Лабораторная работа «Изучение тепловых явлений в атмосфере».

Температура Солнца и звезд, межзвездной среды.

Агрегатные состояния вещества на Земле и других планетах. Плазма — основное состояние вещества во Вселенной.

Мысленный эксперимент: кипение в кабине космического корабля и в открытом космосе. 218

Экология Земли и Космоса. Проекты по ликвидации «озонной дыры».

Для определения окончательной структуры и содержания общеобразовательной программы учитываются возрастные особенности учащихся, необходимость целостного миропонимания детьми, возможность самореализации личности учащихся на всем протяжении обучения; соотношение и взаимосвязь физического и естественнонаучного материала.

Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т.п.

Учебник— книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу.

Учебник выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.


Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса. Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.

Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; второй — помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий — спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов — последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы — позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты.

В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Начиная с 1970-х годов в стране создаются учебно-методические комплексы — открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, CD-Rom и т.п.

С начала 1990-х годов существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования Российской Федерации рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников.

Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная1.

Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:



Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

1 Зуев Д.Л. Учебник // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2 / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1999. С. 480-482.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

1) теоретико-познавательный:

- основные термины;

- ключевые понятия и их определения;

- основные факты, явления, процессы, события;

- опыты;

- описание основных законов, теорий, ведущих идей

- выводы и т. п.,

2) инструментально-практический:

- характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;

- описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;

- составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;

- обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает:

- документы;

- хрестоматийный материал;

- обращение к читателям;

- биографические и народоведческие сведения;

- статистические сведения;

- справочные материалы, выходящие за рамки программы. Пояснительный текст включает:

- предметные введения к учебнику, разделам, главам;

- примечания, разъяснения;

- словари;

- алфавиты;

- определители;

- пояснения к картам, схемам, диаграммам;

- указатели.

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;


2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диафаммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации;

3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

Личностная ориентация учебника. В личностно-ориентированной педагогике целевой и структурной основой конструирования учебников служат соответствующие качества личности учащихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности. Сверхзадача учебника — помощь в обеспечении личностного развития учащегося по отношению к изучаемому курсу.

Решать эту задачу можно на основе специальных средств, с помощью которых организуется образовательная деятельность учеников. Это, прежде всего, исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом такой деятельности, как мы выяснили ранее, должна служить создаваемая учеником образовательная продукция.

Таким образом, чтобы обеспечить личностную ориентацию учебника, необходимо предусмотреть в его структуре и содержании средства организации продуктивной деятельности учеников, относящейся к развитию их личностных качеств и специфике учебного курса. Критериями личностной ориентации учебника являются следующие отображенные в нем соотношения: информационный и деятельностный компоненты; продуктивный и репродуктивный; изучение реального мира и готовых знаний о нем.

Рассмотрим возможности учебников в обеспечении личностной ориентации обучения. В качестве опытного образца для анализа выберем учебник по предмету, основу которого составляет изучение реальной действительности — учебник для 7-го класса по курсу «Естествознание»1.

Содержание данного учебника состоит из материала, разбитого на 64 параграфа, а также содержит 234 вопроса к ним, 72 заданий и 8 практических работ. Изучаемый информационный MaTepnaj учебника вместе с рисунками, оформлением и пояснительным текстом составляет около 85% от общего объема пособия и ориентирован на его изучение и усвоение учениками. Материал, предполагающий деятельность учащихся по воспроизведению изученного или выполнению ими практической работы, т. е. деятельностный компонент учебника, занимает около 15% его объема.


Учитывая, что 8 практических работ содержат в общей сложности 25 отдельных заданий, в анализируемый учебник всего включено: 234+72+25=331 задание, организующее деятельность учащихся. Анализ содержания этих заданий показывает, что только 39 из них, (12% от общего числа) предполагают познание учениками реальных объектов природы, остальные имеют целью получить ответы об изложенном в учебнике материале или выполнить задания, не относящиеся к познанию реальной природы.

Из 39 заданий, ориентированных на работу с природными объектами, только 8 заданий (2% от общего числа) потенциально содержат возможность получения учеником собственных знаний. К таким заданиям относятся следующие: «Придумайте опыт, в котором можно наблюдать распространение света в воде» (с. 11); «Понаблюдайте и опишите источники звуков в вашей квартире» (с.46); «Исследуйте действие кислот на лепестки цветков различных растений. Используйте уксус, раствор борной или лимонной кислоты, яблочный сок, сок квашеной капусты» (с.90); «Изготовьте самодельный компас. Конструкцию компаса разработайте самостоятельно» (с. 117). При выполнении данных заданий образовательными продуктами учеников могут стать: собственный принцип или план эксперимента, выяснение причин и характеристик звуковых явлений, обнаружение и личностное объяснение химических явлений, конструкция компаса.

Таким образом, лишь 2% содержания учебного материала из учебника по естествознанию допускает создание учеником личностного образовательного продукта. Остальные вопросы и задания предполагают, что ученик получит или закрепит информацию, которая содержится в учебнике. Заметим, что в реальной практике даже эти незначительные творческие возможности учебника могут оказаться невостребованными.

Сравнительный анализ учебников по другим предметам и классам не выявил существенных отличий от приведенных выше. За редким исключением многие учебники содержат значительную долю информативно-репродуктивного материала и ориентируют ученика на его усвоение. Очевидно, что принципы конструирования большинства действующих учебников не предполагают ориентации на Разработку школьниками личностного содержания образования.

В целях выявления отличий структуры и содержания традиционного учебника от личностно-ориентированного, приведем результаты анализа учебного пособия «Мироведение»1 по тем же параметрам, по которым анализировался учебник «Естествознание». Результаты сопоставления двух учебных пособий приведены в таблице ниже.