ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2159
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Разработайте рефлексивные задания для учеников, которые позволили бы выявить результаты их деятельности по следующим направлениям: освоение содержания учебной темы (выберите учебный курс, класс и тему); степень творческой самореализации по отношению к изученной теме; коммуникации с одноклассниками и учителем по отношению к изученной теме.
3. Составьте примерную программу учебного курса по выбору «Рефлексия» для учащихся 11-го класса. Для этого сформулируйте цели курса, его задачи, основные темы, виды деятельности учеников, примерные названия творческих зачетных работ, формы контроля и оценки результатов курса.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания М., 1988.
Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия в творчестве // Школа творчеств Сборник ученических работ. Ногинск, 1996. С. 14—18.
Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.
Павыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой М М 1996.
ЗакА.З- Экспериментальное исследование рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 102-110.
Калмановский А.Б., Куценко Е.Г. Движение к рефлексии в младших классах // Школа самоопределения. Шаг второй/Ред. и сост. А.Н. Тубельский М 1994. С. 196-233.
Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Сов. педагогика. 1989. № 2. С. 72-79.
Семенов И.Н., Степанов СЮ. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2 С. 35-42.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.
Итоговая рефлексия (глава 3)
1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем. Для этого изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.
2. Проанализируйте результаты своей деятельности по отношению к теме «Организация обучения». Результаты оформите в следующем виде:
- Мое понимание сути организации обучения, таких его компонентов, как целеполагание, индивидуальная образовательная траектория, рефлексия.
- Что для меня является (было, остается) проблемой в данной теме.
- Как я решал актуальные для меня проблемы.
- Что явилось результатом этой деятельности.
- Мои цели и планы по отношению к дальнейшей своей деятельности по изучению курса дидактики.
3. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.
ГЛАВА 4
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Глава посвящена дидактическому инструментарию — формам, методам и системам обучения. Роль и значимость этого инструментария в практике обучения определяющая. Именно от выбранных форм занятий и методов обучения зависит достижение поставленных целей.
В главе дана общая характеристика отдельным формам и методам обучения, а также системам обучения, которые способствуют личностно-ориентированному творческому обучению.
§ 1. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Виды форм обучения. Понятие формы используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения.
Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников2. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).
Форма — 1) наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок; 2) внутренняя организация содержания.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальное обучение предполагает работу учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучения или взаимоконтроль. В.К. Дьяченко разработал систему обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.
Форма организации обучения — ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия — урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Эти формы называют внешними. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
Классификация форм организации обучения проводится учеными по различным основаниям. Ч. Куписевич предлагает использовать наиболее типичные для школы формы: индивидуальное обучение, коллективное обучение, внеклассные и одновременно внешкольные занятия1.
В.И. Андреев2 выделяет внутренние формы организации обучения, в качестве основания для классификации выбирая структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения. К внутренним формам организации обучения относятся: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, знание по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Дискуссия. Внешним формам организации обучения соответствуют внутренние. Существуют ли в противоположность общим формам обучения конкретные или частные формы обучения?
Существуют классификации форм обучения, делящие их по дидактическим целям на теоретические, комбинированные, практические, трудовые3.
Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной и др.
Р
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
азличия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий (рис. 7).
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОЛЛЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Погружения
Творческие недели
Научные недели
Проекты
Рис. 7. Формы организации обучения
Группы и элементы данной классификации не являются логически и педагогически изолированными, например, лекция может войти в состав погружения, а занятия с тьюторами происходят во время творческой недели.
Индивидуальные занятия. Наиболее распространенная форма индивидуальных занятий — репетиторство. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов — школьных, вступительных в вузы. Основой данной системы занятий является интенсивное освоение знаний и умений, необходимых для изучения школьником определенной системы требований. К уровню личностного и творческого развития учащихся в данном случае требований не выдвигается. 326
Тьюторство и менторство более распространены за рубежом. Эти формы обучения способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией. Например, П.Торранс обнаружил, что те одаренные дети, которые работали с менторами, достигли больших успехов, чем их столь же талантливые сверстники. По мнению психологов, «сотрудничество с менторами — лучший предсказатель творческих достижений, чем коэффициент интеллектуального развития (IQ) или другие традиционные критерии»1.
Дискуссия. Может ли форма обучения влиять на содержание образования? И если может, то в каких случаях и каким образом?
Ментор, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, которую невозможно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказывает ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, вводит его в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.
Тьютор — это научный руководитель учащегося. Знаменитый немецкий философ Иммануил Кант девять лет работал тьютором в семьях, прежде чем начал свою деятельность в университете.
могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих и научных недель. Возможна смешанная система обучения, когда одни учащиеся занимаются индивидуально с тьюторами, другие в это же время обучаются по классно-урочной системе.
В последние годы восстанавливаются традиционные когда-то формы семейного образования и гувернерства. Имеет место кооперативное семейное образование, когда родители нескольких семей объединяются для организации занятий со своими детьми.
Самообучение как форма обучения более свойственна учащимся старшего возраста, у которых уже сформировались необходимые ценностные ориентиры и волевые качества. При самостоятельном обучении наибольшее развитие получают оргдеятельностные качества учащихся. Обычно самообучение происходит параллельно обучению в образовательном учреждении и носит характер Дополнительного образования. Имеются случаи досрочной сдачи старшеклассниками экзаменов экстерном с получением аттестата и высвобождением времени для самообразования, для работы или подготовки в вуз.