Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2161

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Затем ученикам предоставляется возможность достичь свои цели. Рефлексия деятельности по выполнению детьми их целей создает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов. В то же время обнаруживаются цели, которые ребенок не может достичь. В этом случае они стараются соизмерять следующие свои цели с реальными сроками и возможностями. Важно дать ученику рефлексивную возможность самому прийти к необходимости соизмеримости его целей и результатов.

Продолжая работу над целеполаганием в старших классах, учитель и учащиеся ранжируют цели — формальные, смысловые, творческие и анализируют свои цели по этим параметрам.

Вначале у ребят преобладают формальные цели: хочу получить «5», хочу быть первым по предмету, хочу выучить 45 французских слов. Учитель обращает внимание учеников на их более важные смысловые цели: хочу научиться различать одинаковые по написанию французские и английские слова, а также творческие цели: хочу сочинить свое стихотворение на английском языке, буду разрабатывать рабочую тетрадь для младших школьников.

Под руководством педагога каждый ученик теперь формулирует все три типа целей. Вот, например, какие цели ставит для себя шестиклассница: «Формальные цели: выучить правила прошедшего времени, составить 5 кроссвордов, красиво вести тетрадь, выучить новые слова из словаря и оформить их в виде кроссворда; смысловые цели: понять, как образуется Present Perfect в английском языке, придумать способ, как красиво вести свою тетрадь; творческие цели: сочинить стихотворение о детстве, сыграть роль в спектакле на английском языке, придумать оригинальный костюм, имя, повадки своему герою».

Различение учениками типов своих целей помогает им задавать себе ориентиры в разных аспектах изучения предмета, определять приоритеты своей деятельности, а также проводить рефлексию более точно и конкретно.

В ходе образовательной деятельности периодически проводится обсуждение и корректировка поставленных учениками целей. Ребята и учитель анализируют, как достигаются их цели: сужаются или расширяются их цели, добавляются ли другие цели и т.д. Возникающие проблемы ученики выражают с помощью вопросов, например: «Как мне научиться сочинять музыку в мажоре? Как читать по-английски бегло и слитно? Как научиться считать без электроники? Как правильно отталкиваться лыжными палками?» На поставленные вопросы отыскиваются способы их решения.

В качестве показателя продвижения учеников в целеполагании и рефлексии выступают перспективные цели, ставящиеся ими на весь учебный год, например: «Создать английский словарь школьных выражений в комиксах». Это учит ребенка планировать и выстраивать индивидуальную траекторию образования на длительный период времени.


Во время подготовки и защиты долгосрочных творческих работ, выполненных на основе своих перспективных целей, учащиеся имеют возможность увеличивать диапазон и емкость подлежащих рефлексии деятельностей, что ведет к расширению их осознаваемого образовательного пространства, «вселению» в изучаемую образовательную область.

Рефлексивные курсы. Для того чтобы ввести процедуру рефлексии в образовательный процесс, в расписание школ могут включаться отдельным уроком курсы типа «Рефлексия» (Г.А.Андрианова), «Осознание движения» (О.Н.Цой).

Смысл занятий по курсу «Рефлексия»: научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности других людей. Школьники учатся ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и своими индивидуальными особенностями; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении целей другими учениками; применять способы невербальной рефлексии; осуществлять «взгляд со стороны»; вести рефлексивные записи.

Ученики имеют рефлексивные дневники или тетради, в которых ведут записи, зарисовки, выполняют рефлексивные задания. В младших классах дневники выполняются в виде альбомов, в которых дети рисуют свои успехи, трудности, одним-двумя предложениями обозначают свои цели. В старших классах записи более подробны и включают планы, программы занятий, рефлексивные суждения и эссе.

Возможна рефлексия по отношению к самой рефлексии («рефлексия в квадрате»), которая направлена на совершенствование организации процесса самоосознания.

Цель курса «Осознание движений» — научиться осознавать свои внешние и внутренние движения, от бытовых — до глубинных. Для этого ученики вместе с учителем осуществляют смысловой разбор простейших действий, например, процесса рисования геометрического орнамента. Разбор происходит на разных уровнях — практическом, технологическом, мировоззренческом.

Ученики не только учатся технике осознания, но и разрабатывают алгоритмы рефлексивной деятельности. Так, вместе с учителем восьмиклассники построили следующий алгоритм процедуры осознания:

1) осознать необходимость осознания движения (действия);

2) выполнить созерцание движения;

3) выбрать в движении малое;



4) организовать повторяемость малого; 318

5) найти смысл малого движения на разных уровнях.

Продолжительность систематических рефлексивных курсов может быть различна. Например, если с помощью систематических занятий ученики и педагоги освоили рефлексивные навыки деятельности и перенесли их в обучение другим курсам, то отдельные рефлексивные курсы могут уже не проводиться.

В различных дидактических системах проведение рефлексивных занятий может быть еженедельным или даже ежедневным. Например, ребята и учителя собираются в круг, высказывают поочередно свои суждения на заданную тему или проблему, выполняют рефлексивные задания, обсуждают свои учебные цели, планы, трудности, успехи. На следующий день анализируется достижение заявленных целей.

Любое крупное дело или образовательный период, например, неделя творческих защит, завершается индивидуально-групповой рефлексией. Работа учеников по целеполаганию и рефлексии органично включается в общеобразовательный процесс, делает его осознанным и продуктивным.

Рефлексивные задания и вопросы. Качество рефлексии учащихся зависит от предлагаемых им для этого заданий или вопросов. Приведем примеры рефлексивных вопросов, которые предлагаются участникам Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос» (автор — А.В.Хуторской).

Для осознания своей деятельности во время олимпиады участники выбирают подходящий комплект рефлексивных вопросов:

Рефлексия «Классическая» (рекомендуется 1—7 классам):

1. Почему я решил принять участие в этой олимпиаде?

2. Как я готовился к олимпиаде? Что от нее ждал?

3. Как менялись мои чувства и настроения во время выполнения заданий?

4. Лучше всего у меня получилось... Этого я достиг благодаря ...

5. Труднее всего было ... Эти трудности я преодолевал так ...

6. Замечания и предложения на будущее (себе, учителям, организаторам олимпиады).

Рефлексия «Дневник моих открытий» (возможна для всех классов): Заполните страничку собственного дневника открытий, который вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все ваши открытия, которые вы сделали во время участия в данной олимпиаде. Благодаря чему вам это удалось? Дайте в каждом случае оценку сделанному вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для географии; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).


Рефлексия «Эйдос» (8-11 классы):

«Эйдос» в переводе с греческого означает «идея», «образ», «сущность», «мир идей». Задания эвристической олимпиады — ключ от двери в ваш мир идей. Какие из заданий привели вас к новым идеям, как это происходило? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире идей? Как вам это понравилось? Каким символом вы бы его представили свой сегодняшний мир идей? Ваши пожелания себе, учителям, составителям эвристических заданий.

Рефлексия «Трактат» (8-11 классы):

Представьте, что у вас есть возможность написать трактат потомкам (ученикам, которые в будущем будут участниками дистанционной эвристической олимпиады по географии). В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого»... попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий заставило вас врасплох? Почему? Посоветуйте, как избежать ваших ошибок. Какие знания вы добыли во время олимпиады? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний вы дадите участникам будущих дистанционных эвристических олимпиад?

Рефлексия «Лабиринт» (8—11 классы):

1. Вспомните свою работу над выполнением заданий. Как менялись ваши чувства и настроения во время выполнения заданий?

2. Можете ли вы припомнить тот момент, когда «в один прекрасный момент» вы внезапно прозрели и обрели уверенность, что решение получится?

3. Было ли у вас во время олимпиады такое ощущение, что из отдельных частей выстраивалось целое?

4. Происходило ли у вас распознавание — вдруг вы обнаружили, что некоторый элемент в задании играет хорошо знакомую вам роль, которой вы прежде не замечали?

5. Припомните момент, когда перегруппировка элементов оказалась ключом к решению проблемы.

6. Удавалось ли вам обнаружить и привлечь какой-либо элемент ваших имеющихся знаний и опыта? И наоборот, в каких случаях вы работали над заданием извне, роясь в закоулках своей памяти в поисках того, что поможет решить задачу.

7. Опишите «эвристический лабиринт» при реЩении одного из заданий: какими тропинками и закоулками вы бродили.

Рефлексия для учителей и локальных координаторов:

1. Каковы были мои ожидания от участия в этой олимпиаде?

2. В чем были особенности подготовки к олимпиаде?

3. Как происходило выполнение учениками заданий?

4. Каковы наиболее удачные способы организации олимпиады?

5. В чем и благодаря чему участникам удалось лучше всего проявить себя?


6. Каковы были основные трудности и проблемы? Как они преодолевались?

7. Замечания и предложения на будущее (себе, коллегам, организаторам олимпиады).

РЕЗЮМЕ

Рефлексия в обучении — мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта; подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем.

Методика организации рефлексии ученика на уроке включает следующие этапы: остановка предметной деятельности; восстановление последовательности выполненных действий; изучение составленной последовательности действий; формулирование результатов; проверка гипотез в последующей деятельности.

Рефлексия связана с целеполаганием, так как является осознанием способов достижения поставленных целей. Для эффективного введения рефлексии в образовательный процесс в Учебный план школы могут включаться специальные рефлексивные курсы. Для организации рефлексии ученикам предлагаются задания и вопросы.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Какие структурные элементы своей деятельности ученик может выявить с помощью рефлексии?

2. Чем отличается рефлексия деятельности по отношению к содержанию предметных знаний от рефлексии, обращенной к деятельности субъекта?

3. В каких формах может быть выражен продукт рефлексивной деятельности ученика?

4. Рефлексия чувств предполагает остановку осознаваемых учеником переживаний и ощущений. Возможно ли адекватное словесное описание своих чувств без их прекращения?

5. Перечислите все возможные виды рефлексии в обучении.

Дидактический практикум Тема 15. Рефлексия в обучении

1. Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению темы данного параграфа. Для этого сформулируйте ответы на вопросы: какие моменты темы вызвали наиболее яркие чувства; каков при этом был ход моих мыслей; какие обнаружились противоречия, сомнения и несогласия; были ли использованы новые операции мышления или способы деятельности; в чем особенности деятельности с использованием учебника, во время семинара, в свободном обсуждении с коллегами; какие проблемы или целевые установки остались в результате изучения данной темы?