ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2154
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровень овладения учениками оргдеятельностным формами работы определяет успех групп в других видах деятельности — познавательной, творческой. На первых этапах группового обучения в этих видах деятельности результаты обычно скромные. По мере освоения оргдеятельностного компонента учащиеся создают более качественную образовательную продукцию когнитивного и креативного уровня.
Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты образовательной деятельности учащихся, начиная со среднего школьного звена. Однако небольшие включения групповой формы работы в учебный процесс целесообразны уже в начальной школе. Это способствует формированию у школьников оргдеятельностных личностных качеств и последовательному овладению ими соответствующими способами деятельности.
Рассмотрим вариант организации урока с групповой работой и демонстрацией образовательного продукта — распределенного по ролям пересказа материала.
Предмет: Литература.
Тема урока: «Русские народные сказки», 5-й класс.
Цель урока: создать ученикам продукт своей деятельности по отношению к программному материалу.
На уроке дети распределяются на группы следующим образом. Учитель называет несколько сказок и предлагает детям выбрать для себя сказку и войти в группу, которая будет заниматься одной из сказок.
После того, как дети распределились по группам и прочитали сказки, им предлагается подготовить коллективный пересказ своей сказки. Каждая группа встает перед всем классом и пересказывает свою сказку по цепочке. Слушающие выбирают наиболее понравившуюся им сказку и самый выразительный эпизод из нее. Этот эпизод еще раз прочитывается и анализируется.
Экскурсии. Учебная экскурсия — это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки, с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся.
Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых в разных курсах явлений и законов, приобрести навыки их универсального применения. Например, работа на местности учит применять законы геометрии в практике измерений, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки и записи наблюдений, собирать тематические коллекции, работать с картой.
Экскурсия дает возможность постановки и решения проблемных методов обучения. Сами проблемы и объекты познания во время экскурсии оказываются более интересными для учеников, чем при умозрительном их изучении в рамках классной комнаты. В то же время итоги экскурсии рекомендуется подводить в школе за партой.
Экскурсия обогащает учителя не только новыми знаниями о предмете изучения, но и о своих учениках. В естественной и непринужденной обстановке личностные качества детей проявляются и развиваются быстрее.
В состав экскурсионной группы могут входить от 10 до 40 учеников, длительность учебной экскурсии — от 40 до 90 минут.
По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные (обзорные). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета, например «Изучение работы текучих вод и ветра» в курсе естествознания. По теме «Растения, животные и внешняя среда» может быть проведена многотомная экскурсия с целью изучения растений и животного мира своего края.
экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов, например комплексная экскурсия на берег озера или реки может быть организована одновременно по темам «Образование органических веществ в листьях под действием света» (биология), «Причины образования ветра» (география) и «Внутренняя энергия» (физика).
По месту в изучаемом разделе различают вводные, сопутствующие заключительные экскурсии. Вводные экскурсии проводятся для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. На таких экскурсиях учащиеся получают наглядные представления и практический опыт, необходимые для постановки целей изучения раздела.
Дискуссия. Обычно экскурсионной форме обучения в школе уделяется мало времени. Почему это происходит? Есть ли способы увеличения эффективности образования за счет организации учебных экскурсий?
Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизации и практической значимости теоретического материала.
Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями.
Экскурсию необходимо подготовить. Учитель предварительно изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавливает источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план экскурсии, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, гербарные папки, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди учащихся; при необходимости делит их на группы, назначает групповодов, дает задания для каждой группы, назначает ответственных за оборудование; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и материалов, составления письменных отчетов, подведения итогов и рефлексии.
Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоминается цель экскурсии, задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают зарисовки, записи, выделяют особенности объектов, обобщают увиденное.
Учитель во время экскурсии иллюстрирует свой рассказ демонстрациями, тщательно отбирая экскурсионные объекты, руководя наблюдением учащихся. В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся, проводится заключительная беседа. При необходимости ученикам предлагается выполнить домашнее задание. По материалам экскурсии возможно проведение последующего семинарского занятия или урока.
Школьная экскурсия — эффективная форма обучения, требующая систематического применения. Нечастые экскурсии не позволяют детям выработать необходимые навыки познания реальности и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами.
Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции — многодневные походы с целью сбора фольклорного материала, исторических сведений, экологической обстановки и т.п.
Практикум. В данной форме организации обучения учащиеся самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы. Практикумы проводятся после изучения крупных разделов учебных курсов, а также могут предварять их изучение, создавая опытно-экспериментальный образ предстоящего теоретического материала.
Практикум проводится две-четыре недели. Учитель делит учащихся класса на небольшие группы по два-три ученика. Каждая группа учащихся выполняет отличающуюся от других лабораторную или практическую работу по специальному расписанию. Чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации деятельности учащихся, важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей их членов.
Дискуссия. Проведение практикумов чаще всего ассоциируется с курсами естественнонаучного цикла. Возможно ли эффективное использование данной формы обучения для гуманитарных дисциплин?
Проведению практикума предшествуют вступительные лекции и инструктивные занятия. В процессе проведения практикума применяются приемы актуализации опорных знаний учащихся.
Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции, в которых излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов использования, указывается порядок выполнения задании, контрольные вопросы по теме и дополнительная литература.
Алгоритмическое выполнение работ не исключает их творческого и исследовательского уровня: проверку научной достоверное- , ти определенных закономерностей, теоретических положений, измерение постоянных величин и т.п. В ходе практикумов ученики решают задачи творческого характера: ставят химические опыты, проводят графические работы, физические, биологические, социальные, исторические, филологические исследования.
Пример исследовательского задания: «Из имеющихся элементов заводского производства создать оборудование для практической или лабораторной работы на заданную тему».
Возможная структура начальных занятий практикума:
- сообщение учителем темы и целей практикума;
- актуализация опорных знаний учащихся;
- мотивация их учебной деятельности; ознакомление с инструкцией;
- подбор необходимого оборудования и материалов;
- выполнение работы учащимися;
- составление отчета;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов;
- защита результатов;
- рефлексия деятельности.
Практикумы в комплексной форме проводятся обычно в старших классах, но уже с начальной школы учащиеся выполняют кратковременные лабораторные и практические задания, готовящие их к развернутой исследовательской работе.
Деловая игра. Деловая игра организуется в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме бригадного выполнения исследовательской работы и т.д. На занятии моделируется деятельность «делового» учреждения по решению реальной для нее проблемы.
Деловая игра «Сборка электрических цепей» (7-й класс) Замысел урока: на занятии в игровой форме моделируется деятельность нескольких конструкторских бригад, выполняющих задания по разработке электрических цепей, которые могут быть использованы в быту, технике, на производстве. Задачи урока: научить самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу по созданию схем электрических цепей и их сборке; развить умение творчески мыслить и трудиться; сформировать положительное отношение к учебному сотрудничеству; развить коллективную взаимопомощь.
Оборудование:
1) приборы основные, комплекты, в которые входят электролампа на подставке — 2 шт., источник тока типа ВУ-4, реостат лабораторный — 1 шт., ключ — 2 шт., действующая модель электродвигателя, соединительные провода. Число комплектов равно числу бригад в классе;
2) приборы дополнительные: электрозвонки, электромагниты, электроплитки и т.д. (выставляются на демонстрационном столе);
3) самодельные значки с надписями «Бригадир», «Председатель группы приемки», «Зам. председателя группы приемки», «Главный конструктор»;
4) размеченные листы-формы отчетной документации—для бригад (выдаются каждой бригаде);
5) инструкции для группы приемки: а) критерии оценки работ: 3 балла — цепь собрана без ошибок и исправно работает, схема придумана удачно и начерчена безукоризненно, найдены оригинальные применения конструкции; 2 балла— есть неточности в схеме и сборке цепи, применение предложено оригинальное, но единственное; 1 балл— предложенная схема возможна, но содержит ошибки непринципиального характера; цепь собрана правильно, но небрежно, работает после дополнительных поправок, применение конструкции традиционное; О баллов — допущены грубые ошибки в схеме или при сборке либо задание не выполнено; б) таблица для записи результатов приемки-осмотра изделия и проверки его качества. (В графы 3-6 проставляют баллы).