ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2149
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Консультации могут стать поводом для проведения специальных занятий, посвященных выявленным проблемам или потребностям учеников. Такие занятия призваны восполнять выявленные пробелы, создавать основу успешности дальнейшего обучения.
Экзамен. Данная форма обучения имеет целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Это способ признания успехов или неудач в обучении, который формирует ответственность школьников, мобилизует их силы на переосмысление, повторение и обобщение образовательных результатов.
Экзамен имеет различные формы проведения: ответы на экзаменационные билеты; выполнение творческой работы; контрольное исполнение операций, например, тестов; участие школьников в соревнованиях; защита исследований или других работ учеников.
Дискуссия. Какие формы контроля результатов обучения более эффективны, чем экзамен? Почему?
Начиная с 2001 г. в России проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ), это экспериментальная форма экзамена, которая призвана заменить собой выпускные (из школы) и вступительные (в вуз) экзамены. ЕГЭ проводится для выпускников общеобразовательных учреждений, желающих участвовать в конкурсе при поступлении в установленные высшие учебные заведения на определенные специальности.
Экзаменационные материалы (тесты) во время ЕГЭ выдаются выпускнику на нумерованных бланках ответов, которые могут состоять из заданий трех типов А, В, С. Задания типа А предлагать выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. Задания типа В предлагают дать ответ в виде одного слова лИ числа. Задания типа С предлагают выпускникам дать развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа (сочинения).
Бланки ответов не содержат данных о выпускнике и проверяется независимой комиссией безотносительно к конкретной фамилии экзаменующегося. Лишь затем, на основании сведения регистрационных данных и результатов проверки работ объявляются результаты испытаний каждого ученика. Результаты единого государственного экзамена объявляются выпускникам в двух видах: в пятибалльной и в стобалльной системах.
Результаты единого государственного экзамена учитываются при проставлении отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании и в качестве оценок вступительных испытаний на выделенные специальности в вузах субъектов Федерации, участвующих в эксперименте по ЕГЭ.
Для выполнения экзаменационной работы по выбранному выпускником предмету выделяется определенное время на выполнение всех заданий. Например, на экзамен по физике дается 3 часа. Работа состоит из тех частей, включающих 45заданий. Часть 1 включает 35 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный. Часть 2 состоит из 5 заданий, на которые следует дать краткий ответ в виде числа. Часть 3 содержит 5 заданий, на которые требуется дать развернутый ответ; эти задания представляют собой задачи, при оформлении решения которых в специальный бланк для развернутых ответов следует внести и названия законов или ссылки на определения физических величин, соответствующих уравнениям (формулам), которыми пользуетесь.
Отметка «3» ставится за правильное выполнение не менее 15 любых заданий из всей работы. Для получения отметки «5» необходимо выполнять задания из всех частей работы. При этом не требуется решить все задания, но среди верно выполненных должно быть не менее двух заданий из Части 3.
Близкой и подготовительной для экзамена формой обучения являются зачеты. Их проведение возможно как учителем, так и специально подготовленными учениками. Например, Самоорганизующий зачет может состоять из трех частей, каждую из которых принимают два ученика, наиболее успешно усвоивших свою часть и творческие формы экзаменов привлекают Ребят возможностью испробовать свои силы. Особенно это относится к старшим подросткам. Для младших школьников экзамены могут быть только в игровой, занимательной форме.
Обучающее значение экзаменов и зачетов состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации. Экзамен становится этапом самоутверждения, сферой проявления многих личностных качеств школьников.
Метод проектов. Этот метод возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Американский педагог У.Х. Килпатрик (ученик Дж. Дьюи) считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности.
У.Х. Килпатрик различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы, проект-упражнение. Основная задача проектов — вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.
В 20-х годах XX в. метод проектов был признан близким целям построения социализма и начал применяться в отечественных школах. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами.
Сегодня в нашей стране происходит возрождение метода проектов. Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта.
Дискуссия. Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?
В связи с развитием средств компьютерных телекоммуникаций широкое распространение получают дистанционные образовательные проекты, в которых участвуют школьники из разных школ, городов, стран. Например, Центр дистанционного образования «Эйдос» проводит межшкольные проекты на темы «Феномен», «Мой 352
вИртуальный дом», «Мой Пушкин», «Моя Победа», «Виртуальная рождественская открытка», «My Sweet Valentine», «Millennium Art Gallery» и др. (http://www.eidos.ru).
Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.
Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся — одноклассников, родителей, знакомых.
3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.
4. Проект педагогически значим, т. е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Тематика образовательных проектов может быть разнообразна: экспериментальное изучение и использование природных явлений (дожди, изменение температуры, воздуха), исследование технических процессов (очистка выхлопных газов); сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сигнализации);
создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок; конструирование объектов с заданными свойствами; литературные, культурные, исторические и иные темы. Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положении или программе:
— название проекта;
— цитата, лозунг или иная форма представления проекта;
— общая характеристика проекта;
— идея проекта;
— цели и задачи проекта;
— участники проекта;
— условия регистрации в проекте;
— сроки реализации проекта;
— этапы проведения проекта;
— условия участия в проекте (организационные, технические, другие);
— особенности проведения проекта, виды деятельности участников;
— формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;
— критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта;
— диагностическая и оценочная группа;
— результаты проекта, их оценка; призы и награды;
— возможное продолжение и развитие проекта;
— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.
Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач. Стиль положения о проекте может соответствовать основной идее проекта. Например, описание проекта, посвященного историческим событиям, может иметь форму верительной грамоты.
Рассмотрим несколько проектов, реализуемых во время обычных занятий.
ПРОЕКТ «АЭРОДИЗАЙН». Рассчитан на одно занятие, когда изучаются темы «Движение под действием силы тяжести» или «Подъемная сила крыла самолета».
Цель проекта: разработать модель, которая будет очень медленно опускаться на пол, когда ее свободно отпустят с высоты.
Ограничения: модель изготовляется из одного листа бумаги; 10 см клейкой ленты, скрепка, ножницы. Время на разработку и конструирование модели — 10 минут.
Ребята разбиваются на группы по 4 — 6 человек. Порядок работы примерно такой: намечают план, изготавливают модели и отбирают из них лучшие; затем конкурс и определение победителей.
Группы ищут решение проблем: как увеличить силу сопротивления воздуха; как уменьшить массу модели; как не допустить, чтобы модель кувыркалась в воздухе. Ребята узнают, как конструируются парашюты, вертолеты, самолеты, ведут исследования.
Конкурс проходит следующим образом. Представители всех групп собираются вместе, поднимают свои модели на заданную высоту и по команде их отпускают. Побеждает ученик, чья конструкция приземляется на пол последняя.
Затем представители групп объясняют, почему победила именно эта конструкция, какие законы физики себя проявили.
ПРОЕКТ «БАШНЯ». Выполняется во время изучения темы «Центр тяжести» или «Рычаги». Цепь проекта: построить самоподдерживающую структуру. Ограничения, модель выполняется из одного листа бумаги; 20 см клейкой ленты, ножницы. Время конструирования — 30 минут.
Чтобы успешно справиться с заданием, требуется использовать знания по физике (устойчивое равновесие, правило рычага, деформация, центр масс), математике (свойства треугольника, конуса), черчению, моделированию.
Созданные конструкции и способы их разработки обсуждает весь класс. Побеждают те, кто выстроил самую высокую конструкцию.
ПРОЕКТ «ЗВУК». Опирается на учебные курсы физики, музыки и технологии. Рассчитан на несколько занятий: ребята исследуют свойства звука, принцип действия некоторых звуковых инструментов, осваивают элементы волновой теории.
Цели проекта: сконструировать инструмент, издающий звуки определенной частоты, усовершенствовать его, разработать инструкцию, как изготовить новые музыкальные инструменты. Занятия планируются следующим образом.
1-е занятие. Одной половине класса предлагается создать инструмент, который давал бы самый высокий звук, другой половине класса — самый низкий. Каждой группе выдается набор простейших средств, например: три соломинки для коктейля, 20 сантиметров клейкой ленты (скотча), 1 метр нитки или лески. Победители определяются с помощью осциллографа, регистрирующего через подсоединенный микрофон частоту колебаний звука.
2-е занятие. Изготовленные конструкции обсуждаются. Разрешается добавить группам некоторые детали и инструменты, например: 3 гвоздя, брусок, молоток,
стальную пластинку и т.д.
3-е занятие. Ребята рассказывают в классе о том, как они понимают теорию звука, приводят примеры источников и приемников звука, обсуждают понятия громкости, тона, скорости звука, условия и свойства его распространения, применения звука; дают графическое представление о волновой теории звука. Все сказанное учениками обобщает учитель.
4-е занятие. На основе изготовленных конструкций группы разрабатывают инструкции на тему «Как изготовить музыкальный инструмент, издающий самые низкие и самые высокие звуки», указывают предполагаемые характеристики этих инструментов (частоту, амплитуду звука и т. п.).