ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2150
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План урока
1. Объяснение порядка проведения игры.
2. Осуществление игры: а) работа бригад по выполнению полученных заданий; б) создание группы приемки; в) защита бригадами собственных конструкций; г) объявление результатов работы бригад; д) выступление бригады-победительницы перед всем классом — демонстрация разработанной цепи.
3. Подведение итогов игры. Методические рекомендации
Для проведения игры класс разбивают на группы (бригады) по 4 человека, которые рассаживаются за разные столы. В состав бригады могут входить ученики с разными способностями. На столах выставляют комплекты основного оборудования.
Урок начинается со вступительного слова учителя: «Вы знаете, что ученые, инженеры-конструкторы, рабочие ведут работу по созданию новых приборов, станков, приспособлений, облегчающих труд, дающих существенную экономию времени, энергии, материалов. Во многих из них главный узел — электрические цепи. Сегодня мы с вами станем инженерами-проектировщиками и монтажниками. Каждой бригаде нужно придумать и собрать электрическую цепь для технического устройства, применяемого на предприятии или в быту. Это может быть средство сигнализации или автоматизации производства, приспособление, облегчающее работу на кухне, устройство, отключающее свет и т. д. Кроме того, требуется оформить технический паспорт на изделие. Свои идеи и конструкции вы будете защищать перед группой приемки».
Основными критериями оценки работ являются: простота конструкции, оригинальность ее применения, быстрота выполнения задания, качество сборки цепи и оформление документации. Между бригадами проводится соревнование. Бригада-победительница демонстрирует свою продукцию перед всем классом, отвечает на вопросы. В конце занятия проводится рефлексия и оценка результатов деятельности.
Факультатив. Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов на основе обязательных школьных курсов. Факультатив является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями, ступенью перехода от усвоения предмета к изучению соответствующей науки.
образовательным задачам выделяются факультативы по углубленному изучению базовых учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (риторики, логики, дополнительного иностранного языка и др.); по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование и др.); межпредметные факультативы (например, курс «Диалектика природы»).
Направленность факультативов может быть теоретическая, практическая или комбинированная.
деятельности учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется активностью и интенсивностью. Это требует Учета при планировании занятий. Интерес учеников к факультативному курсу побуждает учителя подбирать актуальные темы и оптимальные виды деятельности учеников, предлагая им средства Развития мышления, памяти, воображения, индивидуальных способностей.
Кружки, мастерские, студии. На занятиях по каждому предмету Появляются учащиеся, которые стремятся заниматься этим курсом больше времени, чем ему отводится учебным планом. В результате могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, студии, лаборатории, кафедры). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя-предметники.
Содержание занятий в кружках включает углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса; знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей; с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.
На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т.п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.
Занятия на кафедрах практикуются в школе М.П. Щетинина. Ученические кафедры работают одновременно с системой «погружения» и могут быть разновозрастными. Дети приходят на кафедру к определенному педагогу, планируют свою работу по изучению предмета, готовят опыты и демонстрации для основных уроков, учатся выступать в роли учителей. А во время классно-урочных занятий, например, в периоды «погружений», те ученики, которые более углубленно занимались на кафедре, демонстрируют остальным ученикам свои умения, помогают учителю вести занятия.
В парк - школе (М.А. Балабан, A.M. Гольдин) все обучение представляет собой совокупность разновозрастных студий. Каждая студия соответствует определенному предмету или виду деятельности. Это могут быть студии математики, словесности, театра, технологии и т.п. В парк-школе образовательный процесс основан на ежедневном свободном выборе каждым учеником одной или нескольких открытых студий. При этом занятия в студиях основываются не на обязательном изучении учебного материала программы в определенной последовательности, а на творческом освоении предмета при помощи собственной познавательной активности ребенка.
На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т.п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.
Олимпиады. Олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формирует дух состязательности. Олимпиады могут проводиться по всем предметам — математике, физике, химии, русскому языку и литературе, иностранным языкам, информатике, технологии, физкультуре.
Как правило, школьные олимпиады предшествуют районным, областным, республиканским, всероссийским и международным. В то же время олимпиады и конкурсы могут проводиться дистанционно с помощью сети Интернет. Это позволяет принимать в них участие школьникам из любого места, где есть доступ к глобальной сети. Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества.
Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся являются дистанционные эвристические олимпиады, которые проводит Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru/olymp/). Эвристические олимпиады включают задания, на которые нет готовых ответов. В то же время содержание заданий связано с базовыми общеобразовательными стандартами. В отличие от традиционных олимпиад, на эвристических олимпиадах ученики соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности. Интерактивность, оригинальность и оперативность таких олимпиад делают их популярными среди учеников и учителей. По их мнению, систематическое участие в эвристических олимпиадах повышает креативность учебного процесса в школе.
Экономически и организационно участвовать в дистанционных олимпиадах эффективнее, чем в очных, поскольку не надо тратить время и ресурсы на отборочные туры, переезды. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту. Иногда требуется доступ к «Всемирной паутине», например, для того чтобы познакомиться с материалами предыдущих олимпиад или принять участие в итоговой чат - конференции среди призеров и локальных координаторов олимпиады.
Эвристическая олимпиада может быть предметной, т. е. проводиться по конкретному учебному предмету, например, по русскому языку, пметапредметной — выходящей за рамки отдельных дисциплин. Дистанционная эвристическая олимпиада по отдельным предметам позволяет решать многие общеобразовательные задачи: развитие умений исследовать объекты и генерировать идеи в конкретной образовательной области, выражать мысли в письменной и графической форме, оперировать информацией по теме с помощью компьютерных средств. Метапредметная олимпиада связывает разные учебные дисциплины воедино, усиливает их основы с помощью интеграции в специально разрабатываемых заданиях. Например, задание «Составьте периодическую таблицу исторических элементов» позволяет ученику ощутить общие принципы систематизации, найти продолжение идей таблицы Менделеева в области истории.
Задания олимпиады распределяются по отдельным номинациям, таким, как: «Идея», «Образ», «Слово», »Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Задания олимпиады состоят из 4—5 номинаций. Например, метапредметная номинация «Исследование» формулируется следующим образом: «Проведите комплексное исследование трех объектов: слово «пружина», идея пружины, сама пружина».
Чтобы выполнить задания эвристической олимпиады, ученики осуществляют такие виды деятельности, как наблюдение, эксперимент, моделирование, символотворчество, конструирование, прогнозирование, эмпатию, фантазирование, рефлексию и др. Чтобы каждому ученику дать возможность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает обычно широкий набор различных видов учебной деятельности: логических, образных, практических.
Для участия в дистанционной олимпиаде нужен по крайней мере один компьютер с модемом и адресом электронной почты. Занимается организацией олимпиады на месте локальный координатор — учитель или родитель ученика. Именно он обеспечивает отсылку заявки в оргкомитет, получает задания олимпиады, организует на месте ее проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Оргкомитет высылает рекомендации по проведению олимпиад на местах, кроме того, каждая школа находит для себя удобные варианты организации такой работы, включая ее в общешкольный план.
Выполнение заданий происходит, как правило, в течение 2-3 часов с перерывами для отдыха. В случае отсутствия в школе необходимого числа компьютерных посадочных мест ученики выполняют задания в «бумажном» варианте. После этого учителя или другие помощники помогают им набрать на компьютере ответы, особенно младшим школьникам. 348
Выполненные учениками работы отсылаются в оргкомитет олимпиады по электронной почте в тот же день. Затем эти работы отправляются в жюри. Жюри оценивает каждую работу индивидуально, ориентируясь на такие критерии, как оригинальность, продуктивность, мировоззренческая глубина, степень использования технических возможностей, графическое оформление и др.
Подведение итогов и определение победителей олимпиады происходит в каждой возрастной группе по сумме баллов, набранных учениками по всем номинациям. Кроме того, жюри определяет лауреатов олимпиады за достижения в отдельных номинациях. Работы призеров рассылаются участникам и публикуются на веб - сайте для общего обозрения.
Конференции. Школьная учебная конференция приближает обучение к научным формам деятельности. На стадии подготовки к конференции учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению с полученными результатами.
Конференция проводится в рамках отдельного класса и учебного курса, а также может иметь общешкольный характер. Разновидностью конференций является симпозиум, на котором учитель формулирует общую проблему, а ученики выступают со своими суждениями по данной проблеме, предварительно подготовив свои выступления письменно.
Ученики заблаговременно оповещаются о предстоящей конференции, отдельным заинтересованным учащимся предлагается на выбор взять тему для сообщения или доклада. Остальные ученики формулируют вопросы, готовятся к обсуждению. Докладчики консультируются у учителя и специалистов по своей теме.
Конференция проводится в установленное время, в течение 1— 2 учебных часов. Выступают несколько докладчиков. На их выступление отводится не более 7—10 минут, после чего слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения. В конце конференции учитель подводит итоги, делает обобщения, оценивает работу докладчиков и наиболее активно, творчески выступивших слушателей. Особое внимание уделяется работам, в которых докладчиками получены собственные данные, а не только приведена информация из литературных источников.
Конференции более эффективны, чем традиционное повторение и закрепление на уроках, поскольку при умелой организации Дает возможность ученикам сопоставлять разные точки зрения, отстаивать свои позиции в свободной дискуссии. Школьная учебная конференция используется в основном с учащимися старшего возраста.
Консультации. Сопутствующими формами обучения являются консультации, назначение которых состоит в помощи ученикам по освоению отдельных тем или разделов курса, а также в углубленном изучении предмета.
Во время консультаций ученики задают вопросы, сами пытаются дать ответы, слушают разъяснения учителя или приглашенных специалистов.
Консультации могут быть общеклассными и групповыми, а также индивидуальными. Консультационное общение учит школьников точности формулирования возникающих проблем и вопросов.